Файл: Детская литература с практикумом по выразительному чтению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
перепечатывать из года в год и читатель, открывая страницы, соответствующие месяцу, что в данный момент на дворе, всегда ознакомится с самыми свежими новостями».
Переиздается «Лесная газета» до сих пор, и неизменно имеет у читателя успех.
Содержание:
«Самоучитель любви к родной земле…»
Лесная газета
Лесной год
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 1. МЕСЯЦ ПРОБУЖДЕНИЯ (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ВЕСНЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 2. МЕСЯЦ ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ВЕСНЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 3. МЕСЯЦ ПЕСЕН И ПЛЯСОК (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ВЕСНЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 4. МЕСЯЦ ГНЁЗД (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЛЕТА)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 5. МЕСЯЦ ПТЕНЦОВ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЛЕТА)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 6. МЕСЯЦ СТАЙ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЛЕТА)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 7. МЕСЯЦ ПРОЩАНИЯ С РОДИНОЙ (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 8. МЕСЯЦ ПОЛНЫХ КЛАДОВЫХ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 9. МЕСЯЦ ЗИМНИХ ГОСТЕЙ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 10. МЕСЯЦ БЕЛЫХ ТРОП (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 11. МЕСЯЦ ЛЮТОГО ГОЛОДА (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 12. МЕСЯЦ ДОТЕРПИ ДО ВЕСНЫ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
ОТВЕТЫ НА «ТИР» ПРОВЕРЬ, ПОПАЛ ЛИ ТВОЙ ОТВЕТ В ЦЕЛЬ
Сказки зверолова
Теремок
Лесной колобок – колючий бок
Лис и мышонок
Сова
Первая охота
Красная горка
Как муравьишка домой спешил
Мышонок Пик
Анюткина утка
Кузя двухвостый
Латка
Музыкант
Лай
КАК Я ХОТЕЛ ЗАЙЦУ СОЛИ НА ХВОСТ НАСЫПАТЬ (РАССКАЗ КОРАБЕЛЬНОГО МЕХАНИКА)
14) Конспект урока литературного чтения по произведениям К. Г. Паустовского.
Урок литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского "Стальное колечко", 4 класс.
Цель: знакомство с произведением К. Г. Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Стальное колечко”;
Формировать активную читательскую позицию;
Формировать умения определять жанровую принадлежность текста;
Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;
Расширять и активизировать словарный запас.
Познавательные:
Развивать умение анализировать текст, раскрывать художественные особенности;
Работать над использованием знаково-символичных средств;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Развивать умения строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям;
Развивать умения работать со словарем.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Речевая разминка.
Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
- Прочитайте, что записано на доске?
- Докажите, что это скороговорка.
- Прочитайте с разной интонацией: удивлением, с восхищением, с грустью, прочитайте с ускорением.
- Скажите скороговорку быстро. Кто попробует сказать скороговорку?
2. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский
- Кто их автор?
- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?
Биография К.Г. Паустовского. (Во время ВОВ Паустовский на южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет очерки, короткие зарисовки и рассказы.)
- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
3. Целеполагание. Выявление проблемы.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
- Что для этого нужно?
(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).
4. Совместное исследование и решение проблемы.
- Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
- Проверим. Ответьте на мои вопросы.
1. Где жила Варюшка с дедом?
2. Как звали деда?
3. Куда Варюшка пошла за махоркой?
4. Кто такой Сидор?
5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?
6. Какой подарок она получила?
7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?
8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время.
- Как принимал участие в военных событиях Паустовский?
- В тексте встретилось много слов, значение которых не всем известно.
- Понятно ли вам было дома значение слов? (выясняем значения слов с помощью толкового словаря)
- Для того, чтобы ответить на наш главный вопрос-это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.
- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.
- Как называется начало в рассказе? (вступление)
- Как называется начало в сказке? (зачин)
Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»
- Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
Пересказ эпизодов по картинкам.
Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами. Она могла выглядеть так, как вы видите на слайде? Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “ На платформе сидели два бойца…”)
Прочитаем эту часть текста по ролям.
- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?
- Предмет – колечко – простое или волшебное?
- Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
Средний - здоровье
безымянный - большущая радость
указательный - увидишь весь мир
- Про какой палец забыл сказать боец?
- И что произошло дальше? (своими словами)
- Зачитайте, почему Варюшка заплакала?
- Так какая же Варюшка? Что вы о ней скажете?
Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?
- Что вы о нём узнали?
- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.
- Как вы думаете, это сказочный персонаж или нет?
- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?
(О весне.)
- В каждом своём произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу.
- Какая это тема? (природы)
- Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка увидела весну.
- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)
- А оно свойственно рассказу или сказке? (Ответы детей)
- Так, а теперь давайте перечитаем заключительные слова произведения. (Читают все вместе)
Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?
5. Обобщение.
- Подведём итог нашей работы.
- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
- Ребята, а всё-таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
Пословицы. Работа со словарём. Прочитайте пословицы. Подходят ли они к произведению? К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?
Верить верь, но проверь.
Добрая надежда человека никогда не покидает.
Слезами горю не поможешь.
6. Рефлексия.
- Подведём итог нашей работы.
Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
- Ребята, а всё-таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
7. Домашнее задание.
К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.
Раздел 11. Русская детская литература второй половины 20 века.
15) Анализ содержания детского журнала «Миша».
Раздел 12. Этапы развития зарубежной детской литературы.
16) Презентация по сказкам зарубежных авторов- Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перро, Джанни Родари.
Переиздается «Лесная газета» до сих пор, и неизменно имеет у читателя успех.
Содержание:
«Самоучитель любви к родной земле…»
Лесная газета
Лесной год
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 1. МЕСЯЦ ПРОБУЖДЕНИЯ (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ВЕСНЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 2. МЕСЯЦ ВОЗВРАЩЕНИЯ НА РОДИНУ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ВЕСНЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 3. МЕСЯЦ ПЕСЕН И ПЛЯСОК (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ВЕСНЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 4. МЕСЯЦ ГНЁЗД (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЛЕТА)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 5. МЕСЯЦ ПТЕНЦОВ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЛЕТА)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 6. МЕСЯЦ СТАЙ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЛЕТА)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 7. МЕСЯЦ ПРОЩАНИЯ С РОДИНОЙ (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 8. МЕСЯЦ ПОЛНЫХ КЛАДОВЫХ (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 9. МЕСЯЦ ЗИМНИХ ГОСТЕЙ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 10. МЕСЯЦ БЕЛЫХ ТРОП (ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 11. МЕСЯЦ ЛЮТОГО ГОЛОДА (ВТОРОЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
ЛЕСНАЯ ГАЗЕТА № 12. МЕСЯЦ ДОТЕРПИ ДО ВЕСНЫ (ТРЕТИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ)
ОТВЕТЫ НА «ТИР» ПРОВЕРЬ, ПОПАЛ ЛИ ТВОЙ ОТВЕТ В ЦЕЛЬ
Сказки зверолова
Теремок
Лесной колобок – колючий бок
Лис и мышонок
Сова
Первая охота
Красная горка
Как муравьишка домой спешил
Мышонок Пик
Анюткина утка
Кузя двухвостый
Латка
Музыкант
Лай
КАК Я ХОТЕЛ ЗАЙЦУ СОЛИ НА ХВОСТ НАСЫПАТЬ (РАССКАЗ КОРАБЕЛЬНОГО МЕХАНИКА)
14) Конспект урока литературного чтения по произведениям К. Г. Паустовского.
Урок литературного чтения по произведению К. Г. Паустовского "Стальное колечко", 4 класс.
Цель: знакомство с произведением К. Г. Паустовского “Стальное колечко” и определение жанровой принадлежности текста; формирование гражданского сознания школьников.
Задачи урока:
-
Предметные:
Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Стальное колечко”;
Формировать активную читательскую позицию;
Формировать умения определять жанровую принадлежность текста;
Развивать навыки правильного, беглого, выразительного чтения;
Расширять и активизировать словарный запас.
-
Метапредметные:
Познавательные:
Развивать умение анализировать текст, раскрывать художественные особенности;
Работать над использованием знаково-символичных средств;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
Развивать умения строить простые речевые высказывания, давать определение понятиям;
Развивать умения работать со словарем.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Речевая разминка.
Сад в снегу и лес в снегу, а по снегу я бегу.
- Прочитайте, что записано на доске?
- Докажите, что это скороговорка.
- Прочитайте с разной интонацией: удивлением, с восхищением, с грустью, прочитайте с ускорением.
- Скажите скороговорку быстро. Кто попробует сказать скороговорку?
2. Актуализация знаний. Формулировка темы урока.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран.
- Прочитайте слова на экране: “Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги”.
К. Г. Паустовский
- Кто их автор?
- Какие рассказы Паустовского вы уже прочитали?
Биография К.Г. Паустовского. (Во время ВОВ Паустовский на южном фронте, он работает в армейских газетах в качестве военного корреспондента, пишет очерки, короткие зарисовки и рассказы.)
- К какому жанру вы отнесёте произведение К. Г. Паустовского “Стальное колечко”? (самые разные ответы детей)
- В чём нам предстоит разобраться на уроке? (определить жанр)
- Прежде, давайте разберёмся, а в чём же отличие этих жанров?
Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.
Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.
3. Целеполагание. Выявление проблемы.
- Сегодня на уроке нам предстоит выяснить жанр этого произведения.
- Что для этого нужно?
(Ответы детей: хорошо знать содержание произведения, быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком, понять точку зрения автора).
4. Совместное исследование и решение проблемы.
- Дома вы были в роли читателей.
- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным читателем?
- Проверим. Ответьте на мои вопросы.
1. Где жила Варюшка с дедом?
2. Как звали деда?
3. Куда Варюшка пошла за махоркой?
4. Кто такой Сидор?
5. С кем Варюшка встретилась в Переборах?
6. Какой подарок она получила?
7. Каким временем года начинается произведение и каким заканчивается?
8. Знаете ли вы, какие события происходили в стране в это время.
- Как принимал участие в военных событиях Паустовский?
- В тексте встретилось много слов, значение которых не всем известно.
- Понятно ли вам было дома значение слов? (выясняем значения слов с помощью толкового словаря)
- Для того, чтобы ответить на наш главный вопрос-это рассказ или сказка, мы будем работать с текстом. Мы научимся читать правильно слова, узнаем значение непонятных слов.
- Вспомните отличительные особенности начала сказки и рассказа.
- Как называется начало в рассказе? (вступление)
- Как называется начало в сказке? (зачин)
Прослушивание аудиофрагмента сказки «Стальное колечко»
- Послушаем начало «Стального колечка» и ответим на вопрос: какое произведение – сказка или рассказ – обычно так начинается?
Пересказ эпизодов по картинкам.
Попытайтесь представить себе сцену встречи Варюши с бойцами. Она могла выглядеть так, как вы видите на слайде? Найдите в учебнике сцену встречи Варюши с бойцами (со слов “ На платформе сидели два бойца…”)
Прочитаем эту часть текста по ролям.
- Что вы можете сказать о поступке Варюшки в этом сюжете? А бойцов?
- Предмет – колечко – простое или волшебное?
- Посмотрите на правую ладонь.
- Повторите, название пальцев на руке? (Хором по правой руке, а затем по левой.)
- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?
- Называем палец и соответствующее чудо.
Средний - здоровье
безымянный - большущая радость
указательный - увидишь весь мир
- Про какой палец забыл сказать боец?
- И что произошло дальше? (своими словами)
- Зачитайте, почему Варюшка заплакала?
- Так какая же Варюшка? Что вы о ней скажете?
Посмотрите на слайд и скажите, кто изображён на картинке?
- Что вы о нём узнали?
- Может ли Сидор быть таким? Посмотрите на слайд.
- Как вы думаете, это сказочный персонаж или нет?
- О чём Сидор известил, прыгая по оконцу и стуча клювом в стекло?
(О весне.)
- В каждом своём произведении Паустовский освещал тему, близкую его сердцу.
- Какая это тема? (природы)
- Найдите и прочитайте строчки, в которых описывается, какой Варюшка увидела весну.
- Что за приёмы использует автор? (Олицетворение.)
- А оно свойственно рассказу или сказке? (Ответы детей)
- Так, а теперь давайте перечитаем заключительные слова произведения. (Читают все вместе)
Это заключение, как в рассказе или концовка, как в сказке?
5. Обобщение.
- Подведём итог нашей работы.
- Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
- Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
- Ребята, а всё-таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
Вывод: Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
Пословицы. Работа со словарём. Прочитайте пословицы. Подходят ли они к произведению? К какой части произведения мы можем отнести эти пословицы?
Верить верь, но проверь.
Добрая надежда человека никогда не покидает.
Слезами горю не поможешь.
6. Рефлексия.
- Подведём итог нашей работы.
Скажите, речь идёт о колечке или тут есть что-то более важное?
Попробуйте понять, что хотел передать своим читателям автор через это произведение? (хотел сказать о вере, добре, заботе человека к ближнему)
- Ребята, а всё-таки это произведение сказка или рассказ? (ответы детей)
- Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, а Паустовский определил это произведение как сказка, то, значит, хочет, чтобы мы читали “Стальное колечко” как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.
7. Домашнее задание.
К любому эпизоду сказки нарисуйте иллюстрацию и озвучьте её.
Раздел 11. Русская детская литература второй половины 20 века.
15) Анализ содержания детского журнала «Миша».
-
Название – «Миша». -
Познавательный, развлекательный журнал для дошкольников и младших школьников, с 5 до 11 лет. Выходит с июля 1983 года. -
Периодичность-12 раз в год. -
Постоянные рубрики: «Что? Где? Когда?», «Как? Зачем? Почему?», «Популярно о мире вокруг.», «Почта Миши.», «Готовим вместе с Мишей.», «Разные разности.». «Миша» разговаривает с детьми о том, что волнует младших школьников сегодня, в век новых технологий, привлекая для этой беседы на свои страницы талантливых детских писателей и художников и не опускаясь до уровня зарубежных изданий, наводнивших российский рынок. Редакция журнала «Миша» считает, что российские дети всех национальностей должны воспитываться на наших, российских ценностях, на лучших образцах отечественной детской литературы и культуры. -
Журнал «Миша» имеет место наличия художественных произведений. Обычно на страницах 4-6 публикуются произведения современной русской литературы, это может быть как проза, так и стихотворения различных авторов. -
"Миша" регулярно проводит конкурсы с призами, публикует письма, рисунки, стихи и рассказы юных читателей. -
Главный редактор: Нина Грозова. Главный художник: Андрей Артюх. Художники: Андрей Артюх, Елена Артюх, Игорь Гончарук, Ольга Демидова, Александр Лебедев, Галина Лопачёва, Игорь Новиков, Ирина Шумилкина. Журнал А4 на 34 страницы хорошей бумаги, рисунки выполнены яркими цветами, всегда преобладает розовый цвет, обложка журнала глянцевая, шрифт -12,5. -
Замечательный разносторонний журнал, и смотрю, он и сейчас ни капли не изменился. Он хорошо тем, что в нём есть и развлекательные стороны, и поучительные: опубликованные интересные истории детей, страничка английского языка, сканворды, загадки. Я считаю, что в «Мише» довольно широкий диапазон информации, причём полезной. Ещё плюс в том, что этот журнал всегда строг и стабилен в своём оформлении, я это приветствую.
Раздел 12. Этапы развития зарубежной детской литературы.
16) Презентация по сказкам зарубежных авторов- Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Перро, Джанни Родари.