Файл: Детская литература с практикумом по выразительному чтению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Комплимент», правила просты, вам нужно поблагодарить и оценить вклад друг друга в проведенный урок.

Раздел 4. Выявление традиций и новаторства в литературе ХХ века и современной литературе.

4) Биография Н.Н. Носова.

Николай Николаевич Носов (1908 – 1976) – русский писатель, драматург, режиссер и киносценарист, лауреат Сталинской премии третьей степени, автор известных детских произведений о Незнайке.

Детство и школьные годы

Носов Николай Николаевич родился 10 (23) ноября 1908 года в Киеве в семье артиста эстрады. Детство будущего писателя прошло под Киевом, в небольшом городке Ирпень. Начальное образование Николай Николаевич получил в местной гимназии, которая в 1917 году была переорганизована в школу-семилетку. Семья Носова находилась в бедственном положении, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.

Образование. Начало творческой деятельности

В 1924 году Николай Николаевич окончил школу и пошел чернорабочим на бетонный завод в Ирпене, затем устроился на кирпичный завод в городе Буча. В 1927 году Носов поступил в Киевский художественный институт. Однако, увлекшись кинематографом и фотографией, в 1929 году перешел в Московский институт кинематографии. Окончив в 1932 году учебное заведение, Николай Николаевич начал работать постановщиком и режиссером учебных, научных и мультипликационных фильмов для детей в студии «Союзкино». В 1938 году были впервые опубликованы рассказы Носова в журнале «Мурзилка», где также печатались такие известные детские писатели как С. Маршак, Е. Благинина, А. Барто, С. Михалков, Б. Заходер.

Зрелое творчество

Во время Великой отечественной войны Носов режиссировал учебные военно-технические киноленты. В 1945 году выходит сборник Носова «Тук-тук-тук», в который вошли ранее опубликованные рассказы. В 1946 году был издан следующий сборник писателя «Ступеньки». В 1947 году опубликовали сборник «Веселые рассказы», вскоре увидели свет подвести Носова «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли Синицына» (1950).

В 1952 году писатель был награжден Сталинской премией третьей степени за повесть «Витя Малеев в школе и дома» (1951). В 1954 году по произведению был снят детский фильм «Два друга». Вскоре были опубликованы другие сборники рассказов Носова – «На горке» (1953), «Прятки» (1956), «Веселые рассказы и повести» (1958).


Последние годы

Краткая биография Носова была бы незавершенной без упоминания о его позднем творчестве. В 1969 году был опубликован сатирический сборник писателя «Иронические юморески». В 1971 – 1972 годах Носов создает автобиографическое произведение «Повесть о моем друге Игоре», в 1977 – художественно-мемуарную повесть «Тайна на дне колодца» (первый ее вариант «Повесть о детстве).

26 июля 1976 детский писатель Носов умер. Похоронили Николай Николаевич на Кунцевском кладбище в Москве.

Произведения о Незнайке

Наибольшую известность получили произведения Николая Николаевича о Незнайке. После первой сказки («Винтик, Шпунтик и пылесос»), Носов издал трилогию о своем маленьком, непоседливом, комичном и любознательном герое. Сказки «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» стали очень популярными. За детскую трилогию в 1969 году Николай Николаевич был награжден Государственной премией Крупской.

Интересные факты

  • В 1920-х годах Носов увлекся химией, организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию. Николай Николаевич даже собирался поступить на химический факультет Киевского политехнического института, но в последний момент передумал.

  • Первые сказки Носов сочинял для своего сына Петра и не планировал их печатать.

  • По воспоминаниям современников Николай Носов, биография которого охватывала тяжелейшие периоды российской истории (Первую Мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны), в жизни был очень замкнутым и молчаливым человеком.

  • Трилогию о Незнайке иллюстрировали известные художники А. Лаптев, Г. Вальк, А. Каневский, Д. Бисти, И. Семенов, В. Горяев и другие.


Раздел 5. Устное народное творчество для детей в детском чтении.

5)Создание книжки - малышки

Раздел 6. Возникновение и развитие детской литературы в России. Русская детская литература первой половины 19 века.
6)Анализ басни Ивана Андреевича Крылова «Свинья под дубом».
Басня «Свинья под дубом» написана Крыловым в 1823 году. А в 1825 году она была опубликована в «Северной пчеле».


  1. Традиционно в качестве персонажей используются животные. Правда, в этом произведении еще и растения. Причем, что одни, что другие с яркими характеристиками. Свинья – символ грязи и глупости, Ворон – мудрая птица, а вот дуб – величественное и мощное дерево. На примере животных, наверное, легче показать все недостатки человека. На этом и играет Крылов. 

  2. Мораль басни «Свинья под дубом», своими словами говоря, заключается в том, что все создаваемое в науке может тотчас погибнуть в руках таких необразованных невежд, как свинья. Она напрямую ассоциируется с теми, кто ничему не хочет учиться, а мудрые подсказки и наставления, которые могут сдержать ее варварское поведение и делаемые для ее же пользы дубом и вороном, для нее, вообще, не указ. Она будет продолжать жить по своим законам, и поэтому может возникнуть опасность не только для нее, но и для всей округи.

  3. Басня «Свинья под дубом» написана стихами. Рифмы: «…"Ведь это дереву вредит", Ей с Дубу ворон говорит…», «…Хоть век его не будь, ничуть не пожалею, лишь были б желуди: ведь я от них жирею"…».

  4. Недостатки людей, высмеивающиеся в басне: глупость, эгоизм, лень.

  5. Выражение, показавшееся мне наиболее яркими, образными, запоминающимися: «…"Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут"…»

  6. Образы главных героев в басне четко спроектированы на людей. Свинья – ленивый человек, не ценящий труд и достижения других. Ограниченная в уме, она настолько самолюбива, что не замечает никого и ничего вокруг. Ворон – человек с богатым опытом, легко замечающий чужие ошибки и имеющий право на них указать. Дуб – человек добрый и спокойный, просто и без претензий предоставляющий другим право пользоваться своими благами.

  7. Пословицы близкие к морали басни: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.», «Не руби сук на котором сидишь.», «Беда глупости сосед.», «Чего в голове нет, того к ушам не пришьёшь.».

  8. Самое смешное в басне - свинья не понимала того, что жёлуди растут на дубе. Поучительное в басне – нужно думать и анализировать, прежде чем что-то сделать или сказать.

  9. Выражения из басни, обогатившие русский язык: наесться досыта, продрать глаза, проку мало, вкушать плоды.



7) Презентация по произведению А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».


Раздел 7. Русская детская литература второй половины 19 века.
8) Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».


  1. Содержание и лирический сюжет стихотворения: стихотворение мы можем отнести к пейзажной лирике, стиль его — романтический. Основная тема — соотношение настроений человека и природы, смена контрастных состояний в природе и человеческой душе. В основе композиции стихотворения лежит антитеза. В первом шестистишии налицо яркая панорама зимнего пейзажа, типичные красоты среднерусской полосы. Лирический герой обращается к красавице, которая ещё не знает о прелести зимнего утра. Он очарован картиной утренней зари и спешит поделиться с красавицей своими впечатлениями. Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе. Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя. Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка. В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь». Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю. Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею.

  2. Центральные образы: точные и яркие образы солнечного зимнего утра, образ вчерашнего вечера, образ комнаты.

  3. Композиция - Начало стихотворения — радостное восклицание («Мороз и солнце; день чудес­ный!»). Затем лирический герой обращается к возлюбленной, называя ее «друг прелестный», «красавица». В «Зимнем утре» последовательно даны два пейзажа. Это вчерашний вечер, когда «вьюга злилась», и восхитительное солнечное утро. По контрасту со вчерашней бурей великоле­пие зимнего утра ощущается еще сильнее. Очевидно, что прекрасным картинам природы созвучно и настроение лирического героя. От любования красотой природы поэт переходит к описанию интерьера, к передаче ощущения мира и покоя домашнего очага. С помощью аллитерации он передает треск дров в печи: «...Веселым треском трещит затопленная печь.» Завершается стихотворение радостным призывом: «Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу нетерпеливого коня и навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, и берег, милый для меня.» Точные и яркие образы солнечного зимнего утра соединены в стихотворении Пушкина с темой любви. Жизнерадостная картина морозного утра созвучна чувствам влюбленного человека. Все стихотворение пронизано светом, радостным ощущением зимней русской природы. Этот зимний пейзаж легко представить себе зрительно. Голубое небо, ослепительный солнечный свет, искря­щийся снежный ковер, виднеющийся вдали типично русский пейзаж.

  4. Особенности поэтического языка, образовательно-воспитательное значение - одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза. «Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии. Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра. «Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором. Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения. Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:



— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

— метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»
— сравнения — «луна, как бледное пятно».
Стихотворный размер – четырехстопный ямб.
9) Рецензия произведения А.П. Чехова «Каштанка».


  1. Дата написания: 1887 год. Первая публикация: 25 декабря 1887 года.

  2. Сохранилось несколько версий происхождения сюжета «Каштанки». Писатель В. А. Гиляровский сообщает, что сюжет был подсказан актером В. Григорьевым, интересные истории которого любила слушать молодежь, собиравшаяся в доме Чеховых. Однажды Чехов «записал целый рассказ о случае в Тамбове, о собаке, попавшей в цирк. Это и послужило темой для «Каштанки» («Чехов в восп.», с. 111). Известный дрессировщик В. Л. Дуров предлагает свою версию: «Каштанка» была молоденькая рыжая собачка, которой пришлось быть первой из дрессированных мною собак. До того, как она попала ко мне, ее хозяином был бедный столяр. Каштанка заблудилась, потеряла хозяина и попала ко мне на выучку. Ее история послужила содержанием для знаменитого рассказа А. П. Чехова — «Каштанка», написанного автором с моих слов» (В. Л. Д у р о в. Мои звери. Изд-во «Молодая гвардия», 1930, с. 44). Существуют и другие предположения о происхождении сюжета. Описанный в «Каштанке» кот Федор Тимофеевич жил в семье Чеховых. (М. И. Чехова, из далекого прошлого. М., Гослитиздат, 1960, с. 119).

  3. Жанр произведения – повесть. «Каштанка» - эпическое произведение (представлена объективная картина мира) нравственно- бытового жанра, воплощённого в виде рассказа, написанного художественным методом – критический реализм.

  4. Автор рассказывает нам о собаке по имени Каштанка, потерявшейся, а затем найденной «незнакомцем», который приютил её у себя дома, а после обучил различным трюкам. На первом своём цирковом выступлении Каштанка была узнана бывшими хозяевами. Собака возвращается к прежней жизни. Таким образом, тема произведения – история потерявшейся собаки. Завязкой является эпизод, когда собака, окончательно поняв, что потерялась, «прижалась к какому-то подъезду и стала горько плакать», «ни о чем не думала и только плакала». Завязка провоцируется случайным стечением обстоятельств, вот и здесь – «вдруг подъездная дверь щелкнула» и «вышел какой-то человек». Каштанка и незнакомец идут к нему домой. Далее действие развивается по нарастающей: собака начинает жить в новой квартире, получает кличку Тетка, знакомится с другими обитателями – котом Федором Тимофеичем, гусем Иван Ивановичем, свиньей Хавроньей Ивановной… Проходит месяц. Незнакомец начинает обучать Тетку цирковым трюкам. Потом – страшное описание смерти Ивана Ивановича. Выступление в цирке, а точнее – узнавание собаки бывшими хозяевами, является кульминацией. Это пик напряжения, которое разряжается, когда «наверху среди публики кто-то громко ахнул: - Тятька! – крикнул детский голос. – А ведь это Каштанка! -Каштанка и есть!». И мы ждем, как же поведет себя Тетка-Каштанка. «Она … вскочила и с радостным визгом бросилась к этим лицам». Развязка – вот она: Каштанка идет домой вслед за пьяным Лукой Александрычем и Федюшкой. Пролог и эпилог отсутствуют.

  5. Чехов говорит о том, что России, которая, безусловно, стоит на пороге изменений, не на кого положиться в новой жизни. Страну наполнили Каштанки – трусливые трутни без гражданской позиции и способности к действию. Интеллигенция, на которую почему-то все всегда надеются, уже давно движется по какому-то абсурдному кругу. И унижение – основа жизни. Унижай себя, чтобы получить кусок хлеба. Унижайся перед теми, кто сильнее, чтобы не быть растоптанным. Унижай тех, кто слабее, чтобы хоть как-то самоутвердиться. И выхода – нет. Выход появится, когда человек расстанется с мыслью, что по пути унижения идти легче, привычнее, менее затратно, и, следовательно, чрезвычайно удобно, чем по пути собственноручного, тяжелого, мучительного преобразования этой жизни. Это и есть идейное содержание рассказа Чехова «Каштанка».

  6. Чехов поднимает в своем произведение общезначимые проблемы нравственности человека, которые не потеряли своей актуальности и по сей день. Рассказ «Каштанка» является прекрасным образцом критического реализма.

  7. Основные художественные образы: Каштанка – в образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью. Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба». Лука Александрыч - Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды». Федюшка – малолетний сын Луки, проявляющий определенный садистские наклонности. Представитель подрастающего поколения, который в последнем эпизоде идет «в отцовском картузе». Иными словами, примерил уже на себя отцовские одежды. А значит, будущее видится Чехову не особенно радостным. Люди, которые испытывают искреннюю радость, причиняя страдания другим, вряд ли приведут к чему-то светлому. Клоун- незнакомец, кто же это? Единственный, кстати, персонаж, который не был награжден именем. Еще одна загадка «Каштанки». Это человек, живущий в довольно скудных условиях, зарабатывающий на жизнь собственным трудом. Скорее всего, это образ типичного русского интеллигента конца 19 века.

  8. Основная цель рассказа состоит в том, чтобы показать какую важную роль в жизни живого существа, не имеет значения, человека или собаки, играет привычка и привязанность.

  9. Рассказ "Каштанка", лучшее произведение Чехова для детей, как в царское время, так и нынешнее. Но интересен тот факт, что Антон Павлович специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его произведения вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает не одно подрастающее поколение.

  10. Повесть Чехова «Каштанка» я помню еще с детства. Маленькая собачка, которую обижал хозяин Лука Александрович, попала к другому, доброму и ласковому. Казалось бы, очень повезло собачке, избавилась от тирана, и даже стала учиться разным цирковым трюкам. Кроме того, получила новое имя Тетка. Все переменилось в лучшую сторону. Живи и радуйся! Но не тут-то было! Как бы хорошо ни было у нового хозяина, однако, только Каштанка услышала свое имя, она «прыгнула через барьер, потом через чье-то плечо, очутилась в ложе; чтобы попасть в следующий ярус…» То есть Каштанка все время тосковала по дому, по Луке Александровичу, за мальчиком, обижавшим её. Конечно, создавая образ Каштанки, Антон Павлович имел в виду именно человека. Ведь не зря он вложил в собаку способность думать, сравнивать, печалиться и радоваться. Кто же подразумевается под этим образом? Наверное, человек, который ради привычки, из-за ностальгии по месту, где родился и вырос, готов терпеть любые унижения. Человек, который не хочет ничего менять в своей жизни, и счастлив оказаться «в родной среде». А вообще, собака – очень преданное животное. И, если вдумчиво читаешь произведение Каштанка, остается очень много поводов для того, чтобы комментировать его с разных сторон.