Файл: Детская литература с практикумом по выразительному чтению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Раздел 8. Развитие детской литературы конца 19- начала 20 века.

10) Биография А.И. Куприна.

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) – знаменитый русский писатель-реалист, получивший народное признание. Автор таких знаменитых произведений, как: «Поединок», «Гранатовый браслет», «Олеся», которые заслуженно вошли в золотой фонд русской литературы.

Ранние годы

Родился Александр Иванович Куприн 26 августа (7 сентября) 1870 года в городе Наровчат (Пензенская губерния) в небогатой семье мелкого чиновника.

Обучение и начало творческого пути

В шестилетнем возрасте Куприна отдали в класс Московского сиротского училища, из которого он вышел в 1880 году. После этого Александр Иванович учился в военной академии, Александровском военном училище. Время обучения описано в таких сочинениях Куприна, как: «На переломе (Кадеты)», «Юнкера». «Последний дебют» – первая опубликованная повесть Куприна (1889).

С 1890 года был подпоручиком в пехотном полку. Во время службы были изданы многие очерки, рассказы, повести: «Дознание», «Лунной ночью», «Впотьмах».

Расцвет творчества

Спустя четыре года, Куприн вышел в отставку. После этого писатель много путешествует по России, пробует себя в разных профессиях. В это время Александр Иванович познакомился с Иваном Буниным, Антоном Чеховым и Максимом Горьким.

Свои рассказы тех времен Куприн строит на жизненных впечатлениях, почерпнутых во время странствий.

Краткие рассказы Куприна охватывают множество тематик: военную, социальную, любовную. Повесть «Поединок» (1905) принесла Александру Ивановичу настоящий успех. Любовь в творчестве Куприна наиболее ярко описана в повести «Олеся» (1898), которая была первым крупным и одним из самых любимых его произведений, и повести о неразделенной любви – «Гранатовый браслет» (1910).

Александр Куприн также любил писать рассказы для детей. Для детского чтения им были написаны произведения «Слон», «Скворцы», «Белый пудель» и многие другие.

Эмиграция и последние годы жизни

Для Александра Ивановича Куприна жизнь и творчество неразделимы. Не принимая политику военного коммунизма, писатель эмигрирует во Францию. Даже после эмиграции в биографии Александра Куприна писательский пыл не утихает, он пишет повести, рассказы, много статей и эссе. Несмотря на это, Куприн живет в материальной нужде и тоскует по родине. Лишь через 17 лет он возвращается в Россию. Тогда же публикуется последний очерк писателя – произведение «Москва родная».


После тяжелой болезни Куприн умирает 25 августа 1938 года. Писателя похоронили на Волковском кладбище в Ленинграде, рядом с могилой Ивана Тургенева.

Интересные факты

  • Куприн имел татарские корни по матери, чем очень гордился. На пике своей славы он иногда любил наряжаться в татарский халат и тюбетейку, и ходить так в общественные места и к друзьям.

  • Перед тем, как стать писателем, Александр Иванович Куприн успел освоить множество профессий. Среди них – работа в цирке и рекламном агентстве. Он также был актером, журналистом, учителем, землемером, рыбаком. Ему все было интересно, и каждый раз хотелось попробовать себя в новом деле. Всего же за свою жизнь Куприн сменил около 20 профессий.

  • Первая жена Куприна, Мария Карловна, замечала за писателем отсутствие порядка и неорганизованность, с чем беспрерывно боролась: обнаружив Александра Ивановича спящим в рабочее время, лишила его завтрака; не пускала мужа домой без новых глав повести, над которой он работал.

  • Самый первый памятник писателю был воздвигнут в Крымском поселке Балаклава в 2009 году. Куприн, будучи человеком добрым и неравнодушным к чужим судьбам, помог спрятаться матросам, участникам Очаковского восстания, от расстрелов в 1905 году. В связи с чем и был поставлен этот памятник.

  • В 1918 году обращался к Ленину с предложением создания газету для деревни — «Земля».


Раздел 9. Детская литература 20-30 гг. 20 века.
11) Викторина по творчеству С.Я. Маршака.
Литературная игра – викторина по произведениям С.Я. Маршака для младших школьников 2 класса.

Цель: развитие интереса к художественной литературе и чтению; развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.

Задачи:

- закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака;

- в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;

- пробудить интерес к его творчеству.

- учить воспринимать содержание произведений;

- прививать интерес к чтению книг;

- развивать воображение, мышление, культуру общения.

Ход игры:

1 тур

Викторина по произведениям С. Маршака:

  1. Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

Вопрос: Назовите профессию героя стихотворения.



Ответ: почтальон из стихотворения С. Маршака «Почта»

  1. Сел он утром на кровать

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки

- Оказалось, это брюки….

Вместо шляпы на ходу

Он надел сковороду.

Вопрос: Какой герой произведения С. Маршака мог так поступить?

Ответ: человек рассеянный с улицы Бассейной из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».

  1. 3.Швырнула она чемодан,

Ногой отпихнула диван,

Картину,

Корзину,

Картонку …

- Отдайте мою собачонку!

Вопрос: что сдавала на хранение дама, отъезжающая в другой город?

Ответ: Багаж из одноименного стихотворения С. Маршака «Багаж».

  1. Петя маме говорит:

— Можно, мама, спать при свете?

Пусть всю ночь огонь горит.

Отвечает мама: — Нет! —

Щелк — и выключила свет.

Вопрос: Почему Петя хотел спать при свете, чего он боялся?

Ответ: темноты. Стихотворение С. Маршака «Чего боялся Петя».

  1. Голосок твой слишком тонок

Лучше, мама, не пищи,

Ты мне няньку поищи!

Вопрос: Кому не нравился голосок матери?

Ответ: мышонку. Сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».

  1. 6. Под праздник новогодний

Издали мы приказ:

- Пускай цветут сегодня

Подснежники у нас!

Вопрос: Кто помог бедной падчерице набрать подснежников посреди зимы?

Ответ: Братья Месяцы. Сказка «Двенадцать месяцев» перевод С. Маршака.
2 тур

Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:

1. Усатый (полосатый)

2. Ванька – (Встанька)

3. Кот и (лодыри)

4. Дремота и (Зевота)

5. Вакса – (Клякса)

6. Мастер – (Ломастер)
3 тур

Угадайте, что лежит в сундуке?

ЗАГАДКИ

1. Мы ходим ночью,

Ходим днем,

Но никуда

Мы не уйдем.

Мы бьем исправно

Каждый час.

А вы, друзья,

Не бейте нас! (часы)

2. Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (тапочки)

3. Бьют его рукой и палкой

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (мяч)

4. В Полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать! (утюг)
4 тур

Выполнение рисунка к отрывку из произведения С. Я. Маршака

Нарисуйте любого героя к отрывку из произведения С. Я. Маршака

Подведение итогов викторины. Рефлексивная деятельность

- Что было самым интересным сегодня? Как вы себя ощущали на нашем занятии? У вас на столе солнышки. Покажите их.

- Кто пойдёт в библиотеку сегодня на уроке? Свои открытия вы можете оформить ещё в виде рисунка.
Пусть добрым будет разум ваш

И сердце умным будет.

Вам от души желаю я-

Всего хорошего, друзья.
12) Презентация по литературным сказкам Е. Шварца.


Раздел 10. Научно-познавательная литература.
13) Анализ книги В.В.Бианки «Лесная газета».
Виталий Бианки рассказы "Лесная газета" писал на протяжении тридцати лет. Произведение совершенствовалось от издания к изданию - обновлялись представленные там сведения о природе, увеличивалось количество рубрик этой своеобразной "газеты". Кроме того, расширялась география регионов страны, природа которых была описана в рассказах. Дети узнают о природе в жарком климатическом поясе России, за полярным кругом и в средней полосе.

Обновление фактического материала становилось возможным благодаря огромной работе, которую проделывал писатель. Он много путешествовал по стране, лично сам проводил исследования, записывал результаты своих наблюдений. Для написания рассказов В. В. Бианки использовал сведения о новейших достижениях, касающихся разных сторон жизни человека и окружающей его природы. Для этого писатель постоянно изучал работы ведущих ученых страны. Он был высокоэрудированным человеком, способным изложить научные сведения доступным для детей языком.

В 1923 году в детском журнале "Воробей" стали появляться первые статьи Бианки. "Лесная газета", краткое содержание которой можно передать словами "вести о лесной жизни", очень полюбилась детям и их родителям. В 1928 году книжка вышла как самостоятельное издание.

Как писал сам В. Бианки, обращаясь к читателям: «Я написал «Лесную газету». Книга имела успех. Я тогда не думал об этом… Но тогда и теперь одна у меня была и осталась цель, одно желание, страстное, неудержимое: рассказывать, рассказывать, кричать, петь людям о радостях той жизни, которую они забывают, мимо которой проходят равнодушно, считая ее чем-то лишним в своей жизни…». «В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идет работа, бывают веселые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники. А в городских газетах об этом не пишут, и потому никто не знает всех лесных новостей».

Впервые выйдя целостной подборкой всех двенадцати номеров (отдельной книгой), она переиздавалась только при жизни писателя девять раз (последнее издание, подготовленное автором, вышло в 1958 году). По этому поводу автор писал: «Нашим читателям может показаться, что лесные и городские новости, напечатанные в Лесной газете, - старые новости. Это не так. Год-это колесо с двенадцатью спицами - месяцами: промелькнут все двенадцать спиц, колесо сделает полный оборот - и опять мелькнет первая спица. Опять придет весна - и лес проснется, вылезет из берлоги медведь, вода затопит подвальных жильцов, прилетят птицы. Снова начнутся игры и пляски у птиц, родятся детеныши у зверей. И в Лесной газете читатель найдет все свежие новости». Именно в этом заключена основная особенность, оригинальность газеты - ее можно