Файл: Детская литература с практикумом по выразительному чтению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Эпизод – это случай, происшествие в череде событий произведения, помогающий нам понять, что – то главное о герое, его характере.
Сравнение – сопоставление предметов, явлений природы с другими, чем – то похожими.
Сравнение или прямо указывает на сходство (он был похож на…) или вводится с помощью слов «как», «точно», «словно», «будто».
Сравнения придают речи образность и выразительность, помогают увидеть новые стороны в давно знакомых предметах и явлениях, а также представить себе предметы и явления незнакомые.
Портрет литературного героя. Писатель стремится к тому, чтобы читатель смог представить действующее лицо произведения, поэтому он описывает его внешность: лицо, мимику, фигуру, жесты, позы, одежду, походку – рисует портрет литературного героя.
Портрет помогает увидеть не только внешность героя, но и понять его переживания, особенности характера, представить его положение в обществе.
В портрете проявляется отношение автора к своему герою.
Сюжетом в литературном произведении называется развитие событий, смена событий (эпизодов). Сюжет имеет определенное построение:
• экспозиция – характеристика времени, места, обстановки, действующих лиц до начала действий;
• завязка – событие, с которого начинается действие;
• развитие действия – ход событий, вытекающих из завязки;
• кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии действия;
• развязка – заключительный момент.
Повесть – произведение, в котором, в отличие от рассказа, изображается не одно, а ряд событий, описывается целый период жизни героя.
Пьеса - это литературное произведение, написанное для театрального представления. Содержание пьесы раскрывается в меняющихся действиях. Каждое действие можно увидеть и разыграть по ролям. Роль каждого действующего лица исполняет актер. В пьесе отсутствует авторский текст, расписаны лишь слова, которые произносят персонажи. В скобках даны ремарки – пояснения к тексту пьесы о том, как вести себя актеру. Предметы, которые используются в театральной постановке, называются реквизитом
Руководителем театральной постановки является режиссер.
Пейзаж в литературном произведении – это художественное описание природы.
Пейзаж помогает читателю представить место и время изображаемых событий, глубже понять и почувствовать душевное состояние героя.
Фантастика – мир невероятных, причудливых представлений и образов, рожденных воображением автора на основе фактов реальной жизни.
1) Конспектирование статей Виссариона Григорьевича Белинского о детской литературе
В. Г. Белинский - критик и теоретик детской литературы.
1. Роль детской литературы в воспитании детей.
“Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются... и дети - так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги, для них хуже и вреднее, чем ничего не читать.” Детские книги - сокровища духовного богатства людей, самое ценное что создал человек на пути к прогрессу; в нем выражены чувства, эмоции, переживания людей. Детская литература органическая часть общей литературы, но она специфична. Детская литература является средством воспитания, формирования личности ребенка.
“Книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания, как одна из важнейших ее сторон. Наша литература особенно бедна книгами для воспитания, т.е. как учебными, так и литературными детскими книгами”.
Начальные педагогические требования Белинского - уважение к ребенку, развитие его индивидуальных особенностей. Он отстаивает идею гармоничного развития личности. Воспитание должно учитывать возрастные особенности детей, развивать их физические и духовные возможности, формировать нравственные, патриотические чувства.
“Воспитание - великое дело; им решается участь человека. Все говорят о важном влиянии воспитания на судьбу человека, на его отношение к государству, к ближним и к самому себе … Слово еще не есть дело, всякая истина, как бы ни была она несомненна, но если не осуществляется в делах и поступках произносящих ее - она есть только слово, пустой звук, - та же ложь …Питайте и развивайте в детях чувство, возбуждайте чистую, а не корыстную любовь к добру; заставляйте их любить добро для самого добра, а не из - за награды, не из выгоды быть добрым ; возвышайте их души примерами самоотвержения и высокости в делах и не докучайте им пошлою моралью … В детях, с самых ранних лет, должно развивать чувство изящного, как один из первейших элементов человечности … развивайте также в них и эстетическое чувство, которое есть источник всего прекрасного, великого, потому что человек лишенный эстетического чувства стоит на степени животного …”.
“Лучше совсем ничего не читать, чем читать плохую и мало художественную книгу.” Книги для детей должны быть источником высоко - художественного, эстетического, нравственного воспитания.
“Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, - развитие чувства любви, и чувства бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувства детей, а не на их рассудок. Чувство предшествует знанию. … Детские книжки должны показать им, что мир и жизнь прекрасны, т.к. они суть. … Кто не почувствовал истины, тот и не понял, и не узнал ее … Преимущественное развитие чувства дает им полноту, гармонию и поэзию жизни. … Они должны знакомить их с таинством страдания, показывая его, как другую сторону одной и той же любви, как блаженство своего рода, … как необходимое состояние духа. …И все это детские книжки должны передавать своим маленьким читателям … в повествованиях и картинах, полных жизни и движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, свободным, игривым, цветущим в самой простоте своей, - и тогда они могут служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания.” “Воспитание - великое дело; им решается участь человека.”
2. Познавательное значение детских книг Тематика научно - познавательной литературы для детей.
В своем философском развитии В. Г. Белинский шел от увлечения идеалистическими системами в первый период своей деятельности к материализму и революционному демократизму. В соответствии с этим меняется, получает новое, более глубокое содержание и его идеал воспитания человека.
Выяснив народность произведений великих русских писателей Пушкина, Гоголя, Крылова, Белинский впервые выдвинул и подробно обосновал идею народности воспитания.
“Народность, - писал он, - обыкновенно выпускается у нас из плана воспитания. Часто дети знают о древнегреческих авторах, об исторических деятелях европейской истории, но не имеют никакого понятия о сокровищах своей народной поэзии, русской литературе, Петре I.” Он указывает, что детям надо давать как можно больше общечеловеческого, мирового, но надо знакомить с этим через родные и национальные явления.
Белинский высказывает убеждение, что книги должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон. Он выдвигает ряд важнейших вопросов о значении детской литературы, о ее специфики, тематике детской книги. В 60 годы был представлен список книг, рекомендованный для детского чтения такими известными писателями, как Пушкин, Гоголь, Некрасов, С- Щедрин, Крылов, Толстой, Успенский, Тютчев. Большое внимание Белинский уделял книгам научно познавательного характера. Он выступал с идеей подлинно научного, всеобщего развития; знания должны быть “как нечто целое”, “как наука о жизни”.
“… Для детей предметы те же, что и для взрослых людей, только изложенные сообразно с их понятиями, а в этом - то и заключается одна из важнейших сторон этого дела. Показать душе юной, чистой и свежей примеры высоких действий представителей человечества …” “… Если бы нашлась книжка с картинками, изображающими горы, моря, острова, полуострова, минералы, разные чудеса физической природы, потом явления растительного и, наконец, животного царства, и при этих картинках был бы объяснительный текст простой, толковый, без фраз и восклицаний, как прекрасна природа и т.п. ; если бы эти предметы были изложены не только в порядке, но и в ученой системе, а в тексте ни слова не упоминалось бы ни о каких системах …”
3. Расширение круга детского чтения Выделение основных читательско-возрастных групп
Борьба за расширение круга для детского чтения позволила Белинскому, Чернышевскому, Добролюбову не только обогатить чтение самых маленьких современников, но и воздействовать на самих писателей, продемонстрировать им тот уровень, на котором они должны работать для детей.
По сути дела, это так же была борьба за реализм детской литературы. Деятельность этих критиков способствовала формированию нового русского читателя.
Белинский настаивает на том, что наилучший путь к искусству для маленького читателя непосредственное восприятие.
“… На детские книги обычно обращают еще менее внимания, чем на само воспитание. А книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются - и старые, и молодые, и деловые, и ничего не делающие; дети - так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать дурно выбранные книги для них и хуже и вреднее, чем ничего не читать.
Что же можно читать детям? Из сочинений, писанных для всех возрастов, давайте им “Басни” Крылова, в которых даже практические, житейские мысли облачены в такие пленительные поэтические образы, и все так резко запечатлено печатию русского духа ; давайте им “Юрия Милославского” г. Загоскина, в котором столько душевной теплоты, столько патриотического чувства, который так прост, так наивен, так чужд возмущающих душу картин, так доступен детскому воображению и чувству ; давайте “Овсяный кисель” , эту превосходно переведенную Жуковским ; давайте им некоторые из народных сказок Пушкина, как, например “О рыбке и рыбаке” , которая, при высокой поэзии, отличается, по причине своей бесконечной народности, доступностью для всех возрастов и сословий и заключает в себе нравственную идею. Не давая детям в руки самой книги, можно читать им отрывки из некоторых поэм Пушкина, как, например, в “Кавказском пленнике” изображение черкесских нравов, в “Руслане и Людмиле” эпизоды битв, о поле, покрытом мертвыми костями, о богатырской голове ; в “Полтаве” описание битвы, появление Петра Великого ; наконец
некоторые из мелких стихотворений Пушкина, каковы “Песнь о Вещем Олеге” , “Жених” , “Пир Петра Великого” , “Зимний вечер” , “Бесы” , некоторые из песен западных славян, а для более взрослых “Бородинскую годовщину” . Не заботьтесь о том, что дети мало поймут, но именно и старайтесь, чтобы они как можно меньше понимали, но больше чувствовали. Пусть ухо их приучается к гармонии русского слова, сердца преисполняются чувством изящного; пусть и поэзия действует на них, как и музыка - прямо через сердце, мимо головы, для которой еще настанет свое время, свой черед.
Книги, которые пишутся для детей особенно должны входить в план воспитания, как одна из важнейших его сторон.
Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько предохранение их от дурных привычек и дурного направления, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа, - развитие чувства любви и чувство бесконечного. Прямое и непосредственное действие таких книжек должно быть обращено на чувство детей, а и на их рассудок, а такими сказками можно так же назвать сказки Гофмана “Неизвестное дитя”, “Щелкун Орехов и царек мышей” и пьесы в “Детских сказках дедушки Иринея” … Какое богатство детских книг! “Друг детей” это перевод немецкой книги, автор ее Вильмсен. Цель ее - развитие мыслительной способности в детях через постепенное восхождение от легких к более трудным понятиям, изложенным в сообразной с ними форме. Цель эта достигается благодаря хорошему составлению книги.” Главные доводы Белинского при определении круга детского чтения: связь с жизнью, непременная художественность, “глубокость” и гуманность идей, целомудренность содержания, простота и, наконец, “истинная народность”.