Файл: Исследовательская работа Аналогии в математике Автор Андреев Егор моу Зашижемская сош Сидоркина Р. Л.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 4. Математика в песенном творчестве
Математические объекты можно выделить и в звучащих по радио или телевизору песнях. В данной таблице систематизирован поиск аналогий в песенном и математических объектах. Познакомьтесь с нашими «открытиями».
Песенный объект | Математический объект |
1 | 2 |
. . .Чунга-чаяга, постоянно Жуй кокосы, ешь бананы, Жуй кокосы, ешь бананы – Чунга-чанга! | Постоянная функция |
В нашей жизни все бывает: И под солнцем лед не тает, И зимой весну встречаем, Дождь идет в декабре. . . | События с небольшой вероятностью |
Еще раз уйти, чтобы вернуться, Еще раз окончить, чтоб начать, Еще раз пусть двери распахнутся, Еще раз понять, простить, принять... | Периодическая функция |
. . .И вершина любви - это чудо великое -дети. Вновь мы с ними пройдем Детство, юность, вокзалы, причалы. Будут внуки потом, Все опять повторится сначала. | Периодическая функция |
И как реки встречаются в море, Так встречаются люди в Москве. | Пересечение прямых |
Только раз бывает в жизни встреча, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный зимний вечер Мне так хочется любить. | Касательная |
Как хорошо, что нам выпало встретиться В веке сплошных скоростей. . . | Пересечение прямых |
. . .Мы, конечно, с тобой разминемся. Я тебя никогда не увижу! | Скрещивающиеся прямые |
Мимо текла, текла река, Плыли куда-то облака. . . | Определение прямой, параллельной к плоскости |
• Дан приказ ему - на запад, Ей - в другую сторону. Уходили комсомольцы На гражданскую войну. | Противоположно направленные векторы |
Время летит стрелою. Скоро и мы с тобою Вместе из города уйдем. . . | Векторы |
. . .Отражается небо В лесу, как в воде, И деревья стоят голубые. | Симметрия относительно плоскости |
Гляжусь в тебя, как в зеркало, До головокруженья. . . | Симметрия |
Каким ты был, Таким ты и остался. Орел степной, казак лихой. . . | Движение |
На смену закатам Привычно приходят рассветы. . . | Периодичность |
. . .Я свободен! Я свободен! | Свободный член многочлена |
Куда подует ветер, Туда и облака. . . | Одинаково направленные векторы |
. . .Тебе половина, и мне половина, а-а | Координаты середины отрезка |
. . . От чистого истока В прекрасное далеко, В прекрасное далеко Я начинаю путь. | Луч |
Если с другом вышел в путь, Если с другом вышел в путь – Веселей дорога! | Сонаправленные векторы (движутся в одну сторону) |
Вы так высоко парите, Здесь, внизу, меня не замечая. . . | Вершина |
Я буду вместо, вместо, вместо нее. . . | Замена переменной |
• И уносят меня, и уносят меня В звенящую снежную даль Три белых коня, три белых коня Декабрь, январь и февраль. | Система координат в пространстве (кони — оси координат) |
Мы великие таланты, Мы понятны и просты. . . | Простые числа |
Издалека долго Течет река Волга, Течет река Волга – Конца и края нет. . . | Бесконечность |
Как провожают пароходы – Совсем не так, как поезда. Морские медленные воды Не то что рельсы в два ряда. . . | Параллельные прямые (рельсы в два ряда) |
. . .Моря даль деля на мили, Жизни даль деля на вахты, Держит курс согласно карты В порт, в порт. | Единицы измерения |
Ой, дорога, ты, дорога, между сосен и берез, То крута, а то полога, сколько ты видала слез. | График немонотонной функции |
Заключение
Приступая к исследованию, мы ставили перед собой цель – рассмотреть геометрические и математико-гуманитарные аналогии.
Нами были выдвинуты следующие гипотезы:
1)между тетраэдром и треугольником существуют аналогии;
2) между фольклором и математикой существуют аналогии;
3) между математикой и поэзией существуют аналогии;
4) между математикой и песней существуют аналогии;
В результате нашего исследования, мы доказали верность этих гипотез. В работе были отражены не только аналогии в математике, но и аналогии между математикой и фольклором, математикой и поэзией, математикой и песней.
Насколько важна аналогия в математике, можно судить по следующему высказыванию известного польского математика Стефана Банаха: «Математик — это тот, кто умеет находить аналогии между утверждениями; лучший математик тот, кто замечает аналогии теорий; но можно себе представить и такого, кто между аналогиями видит аналогии».
Обнаружение сходства или различия между предметами поднимает наше мышление на более высокую степень; сосуществовавшие ранее без взаимосвязи знания приобретают новое качество; рассматриваемый предмет познается при этом глубже, подробнее.
Широкое применение аналогии дает возможность более легкого и прочного усвоения математических понятий, так как часто обеспечивает мысленный перенос определенной системы знаний и умений от известного объекта к неизвестному.
Аналогия является прежде всего методом научного исследования, а также эффективным методом изучения математики.
Материал данной работы может быть использован с целью уменьшения затруднений при изучении математических понятий.
Литература
-
Погорелов А.В. Геометрия. 7-11 классы/ Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 1991. –384 с. -
Кучеров, В. Геометрические аналогии/ В. Кучеров. – М.: Бюро Квантум, 1995. – 128 с. -
Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагоги–ка, 1989. – 352 с.
Ресурсы Интернета:
http://n-shkola.ru/arch/54.html
http://rudocs.exdat.com/docs/index-17734.html