Файл: Исследовательская работа Аналогии в математике Автор Андреев Егор моу Зашижемская сош Сидоркина Р. Л.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Глава 4. Математика в песенном творчестве

Математические объекты можно выделить и в звучащих по радио или телевизору песнях. В данной таблице систематизирован поиск аналогий в песенном и математических объектах. Познакомьтесь с нашими «открытиями».


Песенный объект

Математический объект

1

2

. . .Чунга-чаяга, постоянно

Жуй кокосы, ешь бананы,

Жуй кокосы, ешь бананы –

Чунга-чанга!

Постоянная функция

В нашей жизни все бывает:

И под солнцем лед не тает,

И зимой весну встречаем,

Дождь идет в декабре. . .

События с небольшой вероятностью

Еще раз уйти, чтобы вернуться,

Еще раз окончить, чтоб начать,

Еще раз пусть двери распахнутся,

Еще раз понять, простить, принять...

Периодическая функция

. . .И вершина любви - это чудо великое -дети.

Вновь мы с ними пройдем

Детство, юность, вокзалы, причалы.

Будут внуки потом,

Все опять повторится сначала.


Периодическая функция

И как реки встречаются в море,

Так встречаются люди в Москве.

Пересечение прямых

Только раз бывает в жизни встреча,

Только раз судьбою рвется нить,

Только раз в холодный зимний вечер

Мне так хочется любить.

Касательная

Как хорошо, что нам выпало встретиться

В веке сплошных скоростей. . .

Пересечение прямых

. . .Мы, конечно, с тобой разминемся.

Я тебя никогда не увижу!

Скрещивающиеся прямые

Мимо текла, текла река,

Плыли куда-то облака. . .


Определение прямой, па­раллельной к плоскости

• Дан приказ ему - на запад,

Ей - в другую сторону.

Уходили комсомольцы

На гражданскую войну.

Противоположно направ­ленные векторы

Время летит стрелою.

Скоро и мы с тобою

Вместе из города уйдем. . .

Векторы

. . .Отражается небо

В лесу, как в воде,

И деревья стоят голубые.

Симметрия относительно плоскости

Гляжусь в тебя, как в зеркало,

До головокруженья. . .

Симметрия

Каким ты был,

Таким ты и остался.

Орел степной, казак лихой. . .

Движение

На смену закатам

Привычно приходят рассветы. . .

Периодичность

. . .Я свободен! Я свободен!

Свободный член много­члена

Куда подует ветер,

Туда и облака. . .

Одинаково направленные векторы

. . .Тебе половина, и мне половина, а-а

Координаты середины отрезка

. . . От чистого истока

В прекрасное далеко,

В прекрасное далеко

Я начинаю путь.

Луч

Если с другом вышел в путь,

Если с другом вышел в путь –

Веселей дорога!

Сонаправленные векторы (движутся в одну сто­рону)

Вы так высоко парите,

Здесь, внизу, меня не замечая. . .

Вершина

Я буду вместо, вместо, вместо нее. . .

Замена переменной

• И уносят меня, и уносят меня

В звенящую снежную даль

Три белых коня, три белых коня

Декабрь, январь и февраль.

Система координат в про­странстве (кони — оси ко­ординат)

Мы великие таланты,

Мы понятны и просты. . .

Простые числа

Издалека долго

Течет река Волга,

Течет река Волга –

Конца и края нет. . .

Бесконечность

Как провожают пароходы

Совсем не так, как поезда.

Морские медленные воды

Не то что рельсы в два ряда. . .

Параллельные прямые (рельсы в два ряда)

. . .Моря даль деля на мили,

Жизни даль деля на вахты,

Держит курс согласно карты

В порт, в порт.

Единицы измерения

Ой, дорога, ты, дорога, между сосен

и берез,

То крута, а то полога, сколько

ты видала слез.

График немонотонной функции



Заключение

Приступая к исследованию, мы ставили перед собой цель – рассмотреть геометрические и математико-гуманитарные аналогии.

Нами были выдвинуты следующие гипотезы:

1)между тетраэдром и треугольником существуют аналогии;

2) между фольклором и математикой существуют аналогии;

3) между математикой и поэзией существуют аналогии;

4) между математикой и песней существуют аналогии;

В результате нашего исследования, мы доказали верность этих гипотез. В работе были отражены не только аналогии в математике, но и аналогии между математикой и фольклором, математикой и поэзией, математикой и песней.

Насколько важна аналогия в математике, можно судить по следующему высказыванию известного польского математика Стефана Банаха: «Математик — это тот, кто умеет находить ана­логии между утверждениями; лучший математик тот, кто заме­чает аналогии теорий; но можно себе представить и такого, кто между аналогиями видит аналогии».

Обнаружение сходства или различия между предметами поднимает наше мышление на более высокую степень; сосуществовавшие ранее без взаимосвязи знания приобретают новое качество; рассматриваемый предмет познается при этом глубже, подробнее.

Широкое применение аналогии дает возможность более легкого и прочного усвоения математических понятий, так как часто обеспечивает мысленный перенос определенной системы знаний и умений от известного объекта к неизвестному.

Аналогия является прежде всего методом научного исследования, а также эффективным методом изучения математики.

Материал данной работы может быть использован с целью уменьшения затруднений при изучении математических понятий.

Литература


  1. Погорелов А.В. Геометрия. 7-11 классы/ Погорелов А.В. – М.: Просвещение, 1991. –384 с.

  2. Кучеров, В. Геометрические аналогии/ В. Кучеров. – М.: Бюро Квантум, 1995. – 128 с.

  3. Энциклопедический словарь юного математика. – М.: Педагоги–ка, 1989. – 352 с.


Ресурсы Интернета:

http://n-shkola.ru/arch/54.html

http://rudocs.exdat.com/docs/index-17734.html