Файл: Рабочая программа Предмет изобразительное искусство Класс 14 Лаборатория начального образования Истоки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

М униципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»

г.Усолье-Сибирское

Рабочая программа

Предмет: изобразительное искусство

Класс:1-4

Лаборатория начального образования «Истоки»

Учебный год: 4 года

СОГЛАСОВАНО

Руководитель лаборатории начального

образование «Истоки»____________________/Штурн Е.В./

Председатель МС________________________/Лысенко Н.Г./

УТВЕРЖДАЮ

Директор _____________________________/Нижегородцева Е.А/


АННОТАЦИЯ

Программа  составлена на основе требований к результатам освоения младшими школьниками основной образовательной программы НОО.

Цель и задачи курса:

- развитие личности учащихся средствами искусства;

- получение эмоционально-ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, опыта художественной и творческой деятельности.

- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоциональному и ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;

- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественной и творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, в 1 классе — 33 ч в год , 2-4 классы- 34 ч в год.

I. Пояснительная записка.
Программа  составлена на основе требований к результатам освоения младшими школьниками основной образовательной программы НОО.


Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального, практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1 класс
Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж, флористика, гончар;

  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

  • эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;

  • особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;

  • знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

  • способы и приёмы обработки различных материалов;

  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;

  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

  • составлять композиции с учётом замысла;

  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • конструировать из природных материалов;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;

  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

  • развивать фантазию, воображение;

  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;

  • научиться анализировать произведения искусства;

  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;

  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;


Познавательные УУД:

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;


Коммуникативные УУД:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

  • формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;

  • использовать речь для регуляции своего действия.


Личностные результаты

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.



Формирование ИКТ-компетенции

1 класс – создание и размещение файловых папок. Работа в программе ПервоЛого. Использование инструмента «рисовалка», настройка элементарной анимации. Знакомство с клавиатурным письмом. Учиться самостоятельно входить на сайт началкасеминфо, выполнять задания, уметь выкладывать свои работы на образовательном пространстве.

Основы учебной, исследовательской и проектной деятельности

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.


Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Стратегия смыслового чтения и работа с текстом
Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен  закладываться  навык смыслового чтения

На уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных эпизодов и небольших произведений; рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же тексту; иллюстрирование книг-самоделок, использование красок для передачи своего отношения к героям произведения, уроки коллективного творчества по темам чтения;
2 класс

В результате изучения искусства у обучающихся:

Будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общее с искусством;

Начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;


Сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;

Появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;

Установиться осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социально и духовной жизни родного края;

Будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

Обучающиеся:

Овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;

Получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научаться вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;

Научаться различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);

Будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе

  • Чувство гордости за культуру и искусство России, своего народа;

  • Уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • Понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • Сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • Сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;

  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • Овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работе в команде одноклассников под руководством учителя;

  • Умение сотрудничать с товарищами;

  • Умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности

  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  • Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;

  • Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовывать место занятий;

  • Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного материала:

  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ;

  • Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн, архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • Понимание образной природы искусства;

  • Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения работ;

  • Способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать, обсуждать и анализировать произведения русского и мирового искусства;

  • Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • Способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;

  • Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • Освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;

  • Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • Умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов. Сохранивших исторический облик;

  • Умение приводить примеры произведений искусства.