Файл: Рабочая программа Предмет изобразительное искусство Класс 14 Лаборатория начального образования Истоки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Рисование на тему «Лето».Урок обобщение. Этот удивительный, неповторимый мир живописи.

2 класс

Ты и искусство

Как и чем работает художник?

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

Белая и черная краски.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительные возможности для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

О чем говорит искусство

Изображение природы в разных состояниях.

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении; женский образ.

Выражение характера человека в изображении; мужской образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Выражение характера человека через украшения.

Выражение характера человека через украшения.

Образ здания

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер лини.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм пятен и линий, цвет пропорции – средство выразительности.

Обобщающий урок. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.

3 класс

Искусство в твоем доме

  • Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и совре­менных построек родного города (села).

  • Раскрывать особенности архитектурного образа города.

  • Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

  • Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповтори­мое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

  • Сравнивать и анализировать пар­ки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).



Твои игрушки
      
Посуда у тебя дома
      
Мамин платок
      
Обои и шторы в твоем доме
      
Твои книжки.
      
Поздравительная открытка
      
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)


Искусство на улицах твоего города

  • Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформ­ления игрушек (украшения).

  • Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового реше­ния.

  • Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

  • Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

  • Учиться видеть архитектурный об­раз, образ городской среды.


Памятники архитектуры — наследие веков
      
Парки, скверы, бульвары
      
Ажурные ограды
      
Фонари на улицах и в парках
      
Витрины магазинов
      
Транспорт в городе
      
Что сделал художник на улицах моего города (села)


Художник и зрелище

  • Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание кра­сочных декораций, костюмов, цирково­го реквизита и т.д.).

  • Придумывать и создавать красоч­ные выразительные рисунки или аппли­кации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

  • Учиться изображать яркое, весе­лое, подвижное.

  • Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные реше­ния, превращения простых материалов в яркие образы.

  • Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

  • Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумаж­ными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

  • Овладевать навыками создания объемно-пространственной компози­ции.


      Театральные маски
      
Художник в театре
      
Театр кукол
      
Театральный занавес
      
Афиша, плакат
      
Художник и цирк
      
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)



Художник и музей



  • Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

  • Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

  • Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

  • Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настрое­нии и разных состояниях, которые ху­дожник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

  • Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

  • Выражать настроение в пейзаже цветом.

  • Иметь представление об изобрази­тельном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.


Музеи в жизни города
      
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
      
Картина-пейзаж
      
Картина-портрет
      
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
      
Исторические картины и картины бытового жанра
      
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

4 класс

ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изобра­жение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Материалы:гуашь, мелки, бумага.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин рус­ских художников-пейзажистов.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Зада­ние: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуаль­но-коллективная работа.

Материалы:бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этногра­фических музеев.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее по­строек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех Мастеров. Магические представле­ния как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополни­тельно — изображение избы (гуашь, кисти).


Материалы:белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».

Литературный ряд: В. Белов. «Лад».

Деревня — деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, воро­та, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изобра­жение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы:гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и муж­ской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены пред­ставления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В об­разе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индиви­дуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в дет­ских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изго­товление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Материалы:бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд:слайды материалов этнографических музе­ев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.

Литературный ряд:фрагменты былин, русских сказок, отрыв­ки из поэм Н. Некрасова.

Музыкальный ряд:народные песни.

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это об­раз идеальной, счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы:склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд:работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Маляви­на; произведения народного декоративного искусства.

Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».


ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отража­ясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен горо­дов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пласти­лина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Материалы:бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Крем­лю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Заверше­ние «постройки» древнего города. Возможный вариант: изобра­жение древнерусского города.

Материалы:тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.

Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васне­цова; иллюстрации детских книг.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Нов­города, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и не­похожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы:графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, израз­цы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для сле­дующего ' задания.

Материалы:бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.