Файл: Рабочая программа Предмет изобразительное искусство Класс 14 Лаборатория начального образования Истоки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рисование на тему «Лето».Урок обобщение. Этот удивительный, неповторимый мир живописи.
2 класс
Ты и искусство
Как и чем работает художник?
Три основных краски, строящие многоцветие мира.
Белая и черная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительные возможности для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)
О чем говорит искусство
Изображение природы в разных состояниях.
Выражение характера изображаемых животных.
Выражение характера человека в изображении; женский образ.
Выражение характера человека в изображении; мужской образ.
Образ человека и его характер, выраженный в объеме
Выражение характера человека через украшения.
Выражение характера человека через украшения.
Образ здания
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение).
Как говорит искусство
Цвет как средство выражения: теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного
Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.
Линия как средство выражения: ритм линий.
Линия как средство выражения: характер лини.
Ритм пятен как средство выражения.
Пропорции выражают характер.
Ритм пятен и линий, цвет пропорции – средство выразительности.
Обобщающий урок. «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина.
3 класс
Искусство в твоем доме
-
Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). -
Раскрывать особенности архитектурного образа города. -
Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. -
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. -
Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).
Твои игрушки
Посуда у тебя дома
Мамин платок
Обои и шторы в твоем доме
Твои книжки.
Поздравительная открытка
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
Искусство на улицах твоего города
-
Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). -
Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. -
Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. -
Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. -
Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.
Памятники архитектуры — наследие веков
Парки, скверы, бульвары
Ажурные ограды
Фонари на улицах и в парках
Витрины магазинов
Транспорт в городе
Что сделал художник на улицах моего города (села)
Художник и зрелище
-
Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). -
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. -
Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. -
Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. -
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. -
Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. -
Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.
Театральные маски
Художник в театре
Театр кукол
Театральный занавес
Афиша, плакат
Художник и цирк
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщение темы)
Художник и музей
-
Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. -
Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. -
Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. -
Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.). -
Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. -
Выражать настроение в пейзаже цветом. -
Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.
Музеи в жизни города
Произведения искусства, которые хранятся в этих музеях
Картина-пейзаж
Картина-портрет
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Исторические картины и картины бытового жанра
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
4 класс
ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА
Пейзаж родной земли
Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.
Материалы:гуашь, мелки, бумага.
Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов.
Музыкальный ряд: русские народные песни.
Образ традиционного русского дома (избы)
Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.
Материалы:бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.
Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев.
Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.
Украшения деревянных построек и их значение
Единство в работе трех Мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба — образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад — лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно — изображение избы (гуашь, кисти).
Материалы:белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.
Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».
Литературный ряд: В. Белов. «Лад».
Деревня — деревянный мир
Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни — коллективное панно или индивидуальная работа.
Материалы:гуашь, бумага, клей, ножницы.
Образ красоты человека
У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка»).
Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».
Материалы:бумага, гуашь, клей, ножницы.
Зрительный ряд:слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билиби-на, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.
Литературный ряд:фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова.
Музыкальный ряд:народные песни.
Народные праздники
Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной, счастливой жизни.
Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.
Материалы:склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.
Зрительный ряд:работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.
Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Рим-ский-Корсаков. «Снегурочка».
ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ
Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.
Древнерусский город-крепость
Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания. Материал: согласно выбранному варианту задания. Древние соборы
Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.
Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.
Материалы:бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки. Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля». Древний город и его жители
Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.
Материалы:тушь, перо (пастель), бумага. Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов. Древнерусские воины-защитники
Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов. Материалы: гуашь, бумага.
Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.
Древние города Русской земли
Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.
Материалы:графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.
Узорочье теремов
Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего ' задания.
Материалы:бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.