Файл: Массовое сознание. Проблема паники и выход из нее..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


    1. Эксперимент «Обе белые»


На столе две пирамидки: чёрная и белая. Трое детей по договоренности с экспериментатором утверждают, что обе пирамидки белого цвета. На внушаемость проверяют четвёртого ребёнка. Большинство детей соглашаются и повторяют, что обе пирамидки белые. Однако, когда ребёнка просят взять чёрную пирамидку — он берёт чёрную, несмотря на то что только что назвал обе белыми.

В семидесятые годы фраза «Обе белые» приобрела широкое иносказательное значение в академических кругах, хорошо знакомых с фильмом.
    1. Сладкая солёная каша


Каша в тарелке на три четверти посыпана сахаром, а один участок сильно пересолен. Детям по очереди дают попробовать кашу с одной и той же тарелки и спрашивают какая она на вкус. Первым трём достаются сладкие части, и они искренне говорят, что каша сладкая. Четвёртому ребёнку (который и является испытуемым) достаётся пересоленный кусок. Несмотря на отвратительный вкус, большинство из испытуемых, вслед за другими детьми заявляют, что каша всё равно сладкая. При этом многие из них активно отказываются от ещё одной ложки такой «сладкой» каши.
    1. Портреты


Группе студентов показывают пять разных портретов пожилых людей. Предлагается выяснить, есть ли среди представленных портретов разные фотографии одного и того же человека, и указать их. Однако все присутствующие, кроме одного (испытуемого), должны утверждать по условиям эксперимента, что две фотографии непохожих людей принадлежат одному человеку. Каждый пытается аргументировать свою позицию. Испытуемые часто, несмотря на то, что сначала определили портреты как непохожие, соглашаются с аргументацией большинства.

Затем эксперимент усложняется — на этот раз люди утверждают, что фотографии пожилых женщины и мужчины принадлежат одному и тому же человеку. Но и в этом случае многие испытуемые соглашаются с большинством.
    1. «Обе белые» среди взрослых


Те, кто согласился по поводу портретов с мнением большинства, участвуют в тесте с двумя пирамидками, чёрной и белой. Подставные люди называют обе пирамидки белыми. Несмотря на далеко не детский возраст, некоторые испытуемые не могут противопоставить своё личное мнение коллективному и называют чёрную пирамидку белой.
    1. Тир


Эксперимент проводится среди школьников среднего возраста. Перед испытуемым две мишени.
Если выстрелить в левую мишень, то автомат выдаст монету в один рубль, который школьник сможет забрать себе, если же в правую — рубль пойдёт на общие нужды класса. Светящиеся точки на мишенях показывают испытуемому, какое количество выстрелов до него сделано его одноклассниками «в свою пользу» и какое — «в пользу класса». Ситуация подстроена так, что ребёнок видит, что выстрелов «в свою пользу» сделано намного больше, чем «в пользу класса». Тем не менее 80 % учеников стреляют в правую мишень, ставя, таким образом, коллективный интерес выше личного.

  1. Не редки случаи когда люди погибают, будучи раздавленными толпой:
    - 1389 погибших в 1896 году на праздновании коронации Николая II
    - 456 погибших в 2010 году в Камбодже на фестивале воды
    - 183 погибших (в основном дети) в 1883 году на празднике в "Виктория холл" в Великобритании.
    - 2110 погибших в 2015 году в Мекке (Саудовская Аравия) во время хаджа.









Глава 3 "Исследование"


В ходе своей работы я провела анкетирование. Для этого мне потребовалось прибегнуть к помощи депонированных рукописей и научных статей в области психологии, чтобы вопросы в анкете отвечали требованиям моей поставленной цели.

Составив анкету, я провела опрос среди учащихся 11 классов. Всего в опросе приняли участие 48 человек, среди которых равное количество девушек и юношей. Они отвечали на вопросы связанные с самооцениванием своей конформности, как они бы справились в различных ситуациях и также отметили галочкой свой опыт в той или иной ситуации.

Так мне удалось выяснить уровень стрессоустойчивости и конформности учеников 11 классов. На основе результатов анкетирования можно полагать, что наши юноши и девушки осведомлены о данной проблеме и у нас результативно проводятся уроки ОБЖ. Однако имеется часть ребят, которым трудно совладать со своими эмоциями в виду переходного возраста. По этой причине, я разработала рекомендации по предотвращению паники в толпе среди подростков 16-18 лет. План действий по эффективному использованию рекомендаций:

1. Осведомить ребят по поводу мерах поведения в общественных местах, среди толпы.

2. Рассказать план действий при всех возможных происшествиях, например, эвакуация при пожаре или захват террористами.

3. Рассказать о мерах предотвращения самой паники.

Итог (выводы)



Изучив литературу по теме проекта, я столкнулась с проблемой определения уровня конформности учащихся. Для этого мне пришлось сделать продукт – анкету. В результате анкетирования гипотеза была опровергнута, так как выяснилось, что ученики нашей школы довольно эмоционально стабильны, не подвластные из вне, и способные анализировать свои поступки. В результате рассмотрения затронутой темы можно рекомендовать проведение на классных часах уроки о мере поведения в чрезвычайных ситуациях.

Список использованной литературы (первоисточников)


А.Б. Коваленко, Н.Н. Корнев Социальная психология// Психологическое влияние: факторы и механизмы Киев 2006 3. Паника Электронный ресурсURLhttps://psyfactor.org/lib/kornev-02.htm (дата обращения 12.09.2020).

Джеофф Роллс Эффект свидетеля: история Китти Дженовезе
(синдром Дженовезе)//«Классические случаи в психологии» — М., 2010. Электронный ресурсURLhttps://psyfactor.org/lib/tolpa9.htm (дата обращения: 17.08.2020).

К. Маркс и Ф. Энгельс Сочинения (издание второе)// Государственное издательство политическая литература 1955г. с. 2-23 Электронный ресурсURLhttps://www.marxists.org/russkij/marx/cw/t03.pdf (дата обращения 28.09.2020).

Пасечник, В. В. Биология. Введение в общую биологию. 9 класс Текст: учебно-методическое пособие / В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, Г. Г. Швецов — Москва: Дрофа, 2019 288с.

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации:

офиц. текст: по сост. на 21.07.14 N 11-ФКЗ // Российская газета. 25.12.1993. - № 237.URL: ttp://www.consultant.ru/popular/cans/



Справочник24/ Социология/ Конформизм Электронный ресурсURL https://spravochnick.ru/sociologiya/konformizm/konformizm_podrostkov/ (дата обращения 15.10.2020).

Феденёв, М. С. Формирование массового поведения Текст / М. С. Феденёв // Молодой ученый. — 2017. — №35. — С. 80-82.

Эжен Ионеско Носорог Текст
: Монография / Эжен Ионеско. — г. Париж: издательство Gallimard, 1959. 272c.

Приложения

Приложение №1


Анкета "Уровень конформности. Готовность к различным происшествиям."

Уважаемый респондент! Просим Вас принять участие в опросе. Внимательно прочтите каждый вопрос и возможные варианты ответов к нему. Выберите наиболее точный по Вашему мнению ответ и обведите его номер. Просим отвечать искренне и работать самостоятельно. Ответы будут учитываться в обобщенном виде. Анонимность гарантируется. Результаты анкетирования необходимы для социального опроса в моем проекте.



Укажите свой уровень самообладания в стрессовой ситуации (1-низкий, 10-высокий):

1

2

3

4

5

6

7

8

9

110






У кажите ваш возраст (лет):



Укажите ваш пол: М Ж




  1. Мне приятно высказывать свое мнение первым:

нет да

  1. Мне легче тогда, когда мне говорят, что нужно сделать, чем в том случае, когда я сам должен руководить:

нет да


  1. Я легко отказываюсь от намерения высказаться/совершить поступок, если другие об этом невысокого мнения:

нет да


  1. Мне лучше (будет проще), если я могу присоединиться к мнению других:


нет да


  1. Я лучше примирюсь с чем-то, чем дам дойти делу до спора:

нет да


  1. Когда меня несправедливо критикуют, я скорее с этим соглашаюсь, чем защищаюсь:

нет да


  1. Я не утаиваю своего мнения:

нет да



  1. Знаете ли Вы как вести себя при терроре? Расскажите основные правила:




  1. Как Вы, вероятнее всего, поступите, если услышите сигнал пожарной сигнализации и (или) почувствуете запах дыма в здании?

С ообщу в пожарную охрану, немедленно покинув здание

П окину здание, если есть реальная угроза 3 Закрою окна, выключу электроснабжение, покину здание

У знаю причину тревоги и при необходимости окажу помощь

С ообщу в пожарную охрану, постараюсь потушить пожар/возгорание

З атрудняюсь ответить


  1. В случае чрезвычайной ситуации могли бы Вы оказать первую помощь пострадавшему?

Д а, у меня есть в этом успешный опыт

Д а, у меня есть необходимые теоретические знания (и навыки)

Д а, но я не уверен в результате 4 Нет, но хотел бы уметь это делать

Н ет, скорее всего, я сделаю только хуже

Н ет, этим должны заниматься профессионалы