Файл: Массовое сознание. Проблема паники и выход из нее..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

(МБОУ «Школа №11»)

Индивидуальный проект по теме:

«Массовое сознание. Проблема паники и выход из нее.»





Автор: Медведева Диана Рустамовна,

Ученица 11б класса
Руководитель: Костина Елена Васильевна, учитель истории


Прокопьевск

2020-2021 учебный год

Оглавление







Оглавление 2

Аннотация 4

Введение 5

Глава 1. "Конформность" 6

Конформность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Зачастую в качестве синонима используется также слово конформизм (от лат. conformis — «подобный», «сообразный»). 6

Общество оказывает большое давление на человека. Оно вынуждает опираться на те модели поведения, которые уже популярны в обществе, не позволяя проникать совершенно новым. В связи с этим люди, особенно подростки, становятся конформны, восприимчивы. Для некоторых конформность – это средство для создания наиболее комфортных и благоприятных условий вокруг себя, избавление от страхов и иных негативных эмоций. Но для некоторых быть конформным – значит лишиться возможностей проявить свою индивидуальность, стать полноценной личностью, ведь общество будет постоянно давить на идеи и восприятие. 6

Конформность среди подростков нередко называют «стадным инстинктом». Он подразумевает, что люди, которые придерживаются одних и тех же идей, сбиваются в кучи – «стадо». Они не имеют собственного мнения, очень легко подчиняются чужим идеям, что не позволяет им проявить себя, быть уникальными. Такая проблема очень популярна в современном мире: отсутствие новых возможностей для того, чтобы быть самим собой, и при этом не идти на поводу у других людей. Поэтому людям приходится выбирать из двух возможных вариантов. 6

Виды конформности 7

Глава 2. "Паника" 8

Причины паники 9

Физиологические. К ним относятся явления, которые вызывают возникновение условий для паники, физически ослабляют людей. Это, в частности, усталость и депрессия, голод и опьянение, длительная бессонница или психическое потрясение. Каждая из упомянутых причин серьезно ослабляет способность человека быстро и правильно оценивать ситуацию, возникающую внезапно. 9

Психологические. К ним относят такие психологические явления, как сильное удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, осознание бессилия перед опасностью. 9

Социально-психологические. К ним относятся отсутствие групповой солидарности, потеря доверия к руководству, дефицит или избыток информации, увеличивающий напряжение. Это также ведет к уменьшению возможностей рациональной и правильной оценки ситуации. 9

Примеры актуальности выбранной темы исследования 11

Жертва, тщетно взывавшая о помощи: история Китти Дженовезе 11

1.1.Эксперимент «Обе белые» 11

1.2.Сладкая солёная каша 12

1.3.Портреты 12

1.4.«Обе белые» среди взрослых 13

1.5.Тир 13

Глава 3 "Исследование" 15

Итог (выводы) 16

Список использованной литературы (первоисточников) 17

Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: 17

офиц. текст: по сост. на 21.07.14 N 11-ФКЗ // Российская газета. — 25.12.1993. - № 237. — URL: ttp://www.consultant.ru/popular/cans/ 17

Приложения 18

Приложение №1 18

Приложение №2 22

Приложение №3 23




Аннотация


Мыслить легко, действовать достаточно сложно, а привести свои мысли в действие самое сложное в мире.

Иоганн Вольфганг фон Гёте

Особое внимание в моей работе уделяется возможности подростка совершать верный алгоритм действий в различных происшествиях, сдерживая порывы эмоций, для сохранения жизни себе и для необходимой помощи окружающим. Ведь в любой момент жизни мы можем оказаться очевидцем или того более участником чрезвычайной ситуации, что тогда мы предпримем, как будем действовать? Будем мы идти за толпой, пройдем мимо или отдадимся панике? Еще на уроках ОБЖ и в классные часы нас учили как вести себя в катастрофе или как спастись если ты жертва террора, как не попасть под чужое влияние. Но как справиться со всеми этими задачами если тебя охватывает паника?

Введение


Проблема: научить учащихся контролировать свои эмоции и верно действовать в различных непредвиденных ситуациях

Актуальность, практическое значение: рекомендация по проведению на классных часах о мере поведения в чрезвычайных ситуациях

Цель: Рассмотреть причины возникновения паники в общественных местах и привлечь внимание к теме исследования

Задачи: 1. изучить литературу по теме проекта и отсортировать информацию

2. определить уровень стрессоустойчивости учащихся

3. рассмотреть способы повышения грамотности учащихся о поведении в общественных местах при чрезвычайных ситуациях

4. Сделать заключение и выводы

Предмет исследования: конформность учащихся старших классов

Объект исследования: учащиеся старших классов

Методы:1. анализ педагогико-психологической литературы

2. анкетирование с целью сбора дополнительной информации по теме исследования

3.педагогическая беседа и обобщение данных в ходе работы с информацией

Продукт: рекомендации

Гипотезы: 1.если повысить уровень знаний о понятии массового сознания среди учащихся, то снизиться уровень конформности

2. Среда подростков подвластна чужому влиянию и довольно эмоционально несдержанна


Глава 1. "Конформность"

Конформность — изменение в поведении или мнении человека под влиянием реального или воображаемого давления со стороны другого человека или группы людей. Зачастую в качестве синонима используется также слово конформизм (от лат. conformis — «подобный», «сообразный»).



Общество оказывает большое давление на человека. Оно вынуждает опираться на те модели поведения, которые уже популярны в обществе, не позволяя проникать совершенно новым. В связи с этим люди, особенно подростки, становятся конформны, восприимчивы. Для некоторых конформность – это средство для создания наиболее комфортных и благоприятных условий вокруг себя, избавление от страхов и иных негативных эмоций. Но для некоторых быть конформным – значит лишиться возможностей проявить свою индивидуальность, стать полноценной личностью, ведь общество будет постоянно давить на идеи и восприятие.


Конформность среди подростков нередко называют «стадным инстинктом». Он подразумевает, что люди, которые придерживаются одних и тех же идей, сбиваются в кучи – «стадо». Они не имеют собственного мнения, очень легко подчиняются чужим идеям, что не позволяет им проявить себя, быть уникальными. Такая проблема очень популярна в современном мире: отсутствие новых возможностей для того, чтобы быть самим собой, и при этом не идти на поводу у других людей. Поэтому людям приходится выбирать из двух возможных вариантов.




Виды конформности


1. Низкий уровень конформности - конформность как следование коллективизму, ребенок способен осознано отказаться от своей точки зрения на благо всей группы, не испытывая при этом внутренних противоречий, они обладают качествами коллективизма, рассудительности, ответственности, самоуверенности и самокритичности.

2. Средний уровень конформности - внутренняя личная конформность (усваиваемая конформная реакция) — мнение человека действительно меняется под воздействием группы, человек соглашается, что группа права, и изменяет свое первоначальное мнение в соответствии с мнением группы, впоследствии проявляя усвоенное групповое мнение, поведение и при отсутствии группы, они придают большее значение коллективным целям и больше беспокоятся о том, как их поведение выглядит в глазах других и влияет оно на этих других, у этих детей четко прослеживаются такие качества как сообразительность и сознание общественного долга. Однако, позиция данных членов коллектива очень неустойчива, так как поддержка первоначального мнения субъекта даже одним членом группы резко повышает сопротивляемость групповому давлению, а иногда и сводит его к нулю.

3. Высокий уровень конформности - внешняя, публичная конформность (демонстративное согласие) с группой по разным причинам (чаще всего, чтобы избежать конфликтов, неприятностей лично для себя или близких людей, при сохранении собственного мнения в глубине души). Такое положение в коллективе может приводить к стрессам, депрессиям, так как появляется опасность возникновения внутриличностного конфликта. Людям, обладающим демонстративной конформностью, присущи такие качества как идейная убежденность, принципиальность, неумение находить выходы из затруднительных ситуаций,
приходить к компромиссам, что в свою очередь вызывает сложности в процессах общения с окружающими, самореализации.

Глава 2. "Паника"


Паника – это безотчетно-инстинктивный ужас, негативно окрашенный аффект, провоцируемый воображаемой или настоящей опасностью, психологическое состояние, характеризуемое чувством сильнейшего страха. Панику нельзя непосредственно фиксировать, поскольку, во-первых, никогда заранее не известно время ее возникновения; во-вторых, в ситуации паники трудно оставаться наблюдателем — в том и состоит ее грозная сила, что любой человек, попав в ситуацию паники, в той или иной степени подвергается ей.
Ситуация паники всегда сопровождается заражением и внушением. Она может возникать как в малой группе в ситуации непосредственного общения, так и в толпе, большом регионе или в обществе в целом.
Особенно опасны панические атаки у подростков, они возникают из-за слабой психики. Приступ имеет одинаковые признаки, как и у взрослых. Человек в подростковом возрасте может ощущать, что скоро потеряет сознание и умрет.

Паническая атака возникает спонтанно, что даже человек и не знал о том, что она произойдет. Приступ может быть не больше десяти минут, но в некоторых случаях он может затягиваться. Паническая атака может даже начаться вовремя сна. Если подросток уже переносил приступы, то вероятнее всего они будут повторяться.

Причины паники

Физиологические. К ним относятся явления, которые вызывают возникновение условий для паники, физически ослабляют людей. Это, в частности, усталость и депрессия, голод и опьянение, длительная бессонница или психическое потрясение. Каждая из упомянутых причин серьезно ослабляет способность человека быстро и правильно оценивать ситуацию, возникающую внезапно.

Психологические. К ним относят такие психологические явления, как сильное удивление, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоляции, осознание бессилия перед опасностью.

Социально-психологические. К ним относятся отсутствие групповой солидарности, потеря доверия к руководству, дефицит или избыток информации, увеличивающий напряжение. Это также ведет к уменьшению возможностей рациональной и правильной оценки ситуации.
Люди, которые были охвачены паникой, проявляли такие особенности поведения:


  1. Неадекватную оценку ситуации, преувеличения опасности, стремление спастись бегством;

  2. Повышенную суетливость, хаотизм поведения, или его заторможенность;

  3. Снижение дисциплины, работоспособности;

  4. Стремление получить информацию, повышенный интерес ко всем сообщениям, слухам, новостям.
















Примеры актуальности выбранной темы исследования


  1. Эффект свидетеляэффект постороннего, синдром Дженовезе — психологический эффект, проявляющийся в том, что люди, оказавшиеся свидетелями чрезвычайной ситуации (ДТП, преступления или других), не пытаются помочь пострадавшим.

Жертва, тщетно взывавшая о помощи: история Китти Дженовезе


Тринадцатого марта 1964 года двадцативосьмилетняя Катрин Дженовезе возвращалась домой с работы. Это возвращение оказалась последним в ее жизни: Дженовезе получила удар в спину ножом от неизвестного нападавшего, а затем была изнасилована и убита.

Подобные ужасные происшествия в то время не являлись в Нью-Йорке чем-то необычным, но об этом преступлении стало известно во всем мире. Свидетелями ее страданий, которые продолжались в течение получаса, были 38 соседей, из которых никто не удосужился вызвать полицию.

Случай «Китти Дженовезе» послужил катализатором исследований феномена поведения свидетелей. До сегодняшнего дня социальные психологи продолжают спорить о причинах того, что иногда называется «синдромом Дженовезе» или «эффектом свидетеля».

  1. Научно-популярный фильм «Я и другие» по научным исследованиям кандидата психологических наук В. Мухиной, был снят в 1971 году. Он демонстрирует ряд социально-психологических экспериментов, доказывающих, что человек может легко додумать то, что не понял или не запомнил. Также он показывает, насколько люди подвержены мнению большинства. Сам Фильм состоит из документальных съёмок проводимых психологических экспериментов, голос диктора за кадром комментирует ход эксперимента и реакцию людей. Примеры экспериментов, использованных мной для моей темы исследования: