ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
Рассмотрено на заседании Принято на заседании Утверждаю естественно - математического методического совета директор МКОУ цикла и физкультуры Протокол №_________ «Средняя
Протокол №___________ «__» _______2022 г. общеобразовательная
«__»_______2022 г. Руководитель методического школа №15»
Руководитель ШМО совета
_________П.А. Буркова
_____________ Н. П. Волик ______________Е.А. Гаева Приказ № ____
«__»_______2022 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРММА
по биологии 6-9 класс на 2022 - 2026 гг.
Кузнецовой Т.Е., учителя биологии первой категории
Шадринск 2022
2
Автор программы:
Кузнецова Т.Е.
Учитель биологии
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №15», г. Шадринска, Курганской области
3
Содержание
Пояснительная записка ……………………………………………………………..4
Общая характеристика учебного предмета………………………………………...6
Место предмета в учебном плане…………………………………………………..9
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета………………………..10
Планируемые результаты освоения программы учебного предмета…………...11
Содержание тем учебного предмета……………………………………………....19
Тематическое планирование ………………………………………………………30
Контроль уровня достижения планируемых результатов………………….64
Учебно
- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса………………………………………………………...71
4
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа основного общего образования по биологии для 6 - 9 классов составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря
2014 года № 1644.
2. Примерной основной образовательной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по биологии
В.В.Пасечника 5 - 9 классы.
3. Биология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников
«Линия жизни». 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/
В.В. Пасечник.: - М.: Просвещение, 2020 4. Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения.
5. Основной образовательной программы основного общего образования
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №15»
6. Положения о рабочей программе.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
1. В.В.Пасечника, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова, З.Г. Гапонюк. «Биология».
5-6 кл.: – М.: Просвещение, 2019.
2. Пасечник В.В. Биология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/
В.В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г.С. Калинова: - М.: Просвещение, 2021.
3. Пасечник В.В. Биология. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/
В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов: - М.: Просвещение, 2021.
4. Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник,
А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г. Гапонюк: - М.: Просвещение, 2021.
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом межпредметных и внутрепредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
Программа выполняет две основные функции:
1.
Информационно
- методическая позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания, развития учащихся средствами данного учебного предмета.
2. Организационно - планирующая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его
5 количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного выполнения промежуточной аттестации учащихся.
Цели реализации программы - достижение обучающимися результатов изучения учебного предмета «Биология» в соответствии с требованиями, утвержденными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Задачами реализации программы являются:
1) освоение межпредметных понятий, универсальных учебных действий, обеспечивающих успешное изучение данного учебного предмета на уровне среднего общего образования, создание условий для достижения личностных результатов основного общего образования;
2) формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека;
3) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
4) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
6) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
7) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
6
Общая характеристика учебного предмета
Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Основными целями изучения биологии в основной школе являются:
1) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости
(ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни;
2) овладение понятийным аппаратом биологии;
3) приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
4) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
5) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью
7 своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
7) создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно- деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности.
Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность. Преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и другое.
Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» сконструировано в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
(приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г.), следующим образом:
1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (6 класс).
2. Многообразие живой природы (7 класс).
3. Человек и его здоровье (8 класс).
4. Основы общей биологии (9 класс).
Содержание учебника для 6 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого
8 целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.
В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.
Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5—7 классах.
Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.
Такое построение содержания сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 6 по
9 класс.
Основными формами организации учебной деятельности обучающихся являются: урок, экскурсии, практические работы. Система уроков сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации, владеющей основами исследовательской и проектной деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы. Большая часть практических работ являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены в конце каждой темы обобщающие уроки. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: технология развития критического мышления, учебно-исследовательская и проектная деятельность, проблемные уроки. Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в формах: экскурсии, индивидуально - групповые занятия.
Виды и формы контроля: контрольные, самостоятельные работы, практические работы.
9
Место предмета в базисном учебном плане
Программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 6 - 9 классе выделено:
Года обучения
Кол-во часов в неделю
Кол- во учебных недель
Всего часов за учебный год
6 класс
1 34 34 7 класс
1 34 34 8 класс
2 34 68 9 класс
2 34 68 204 часов за курс
В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс
«Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения.
В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.
Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
10
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, основу которых составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
1) ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
2) ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
3) понимание сложности и противоречивости самого процесса познания.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотной речи.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
1) правильному использованию биологической терминологии и символики;
2) развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
3) развитию способности открыто выражать, и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей – ценности жизни во всех её проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии, эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра и красоты.