ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
54 школьный. Половое созревание.
соблюдения мер профилактики вредных привычек.
10.
Определять возрастные периоды развития человека.
11.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путём; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека.
12. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять её в виде рефератов, устных сообщений
15.
Человек и окружающая среда
6
Связи человека с природной средой.
Связи человека с социальной средой.
Адаптация человека к среде обитания.
Адаптивные типы человека. Напряжение и утомление.
Здоровье человека.
Влияние факторов окружающей среды на здоровье человека.
Поведение человека в опасных и чрезвычайных ситуациях. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.
1. Приводить доказательства взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека.
2. Объяснять место и роль человека в природе.
3. Соблюдать правила поведения в природе.
4. Освоить приёмы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5.
Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек.
6. Овладеть умением оценивать с эстетической точки зрения красоту человеческого тела.
7. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих; последствия влияния факторов риска на
55 здоровье человека.
8.
Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
9. Разрабатывать и защищать проект.
10. Аргументированно отстаивать свою позицию.
Итого:
68 класс 9 количество часов: всего
68 ; в неделю 2 плановых контрольных уроков 3 административно - контрольных уроков 2 учебник Биология. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ В.В. Пасечник, А.А. Каменский, Г.Г. Швецов, З.Г.
Гапонюк: - М.: Просвещение, 2021.
№
Тема
Кол-во часов
Основное содержание по темам
Характеристика основных видов деятельности учащихся
1.
Введение.
Биология в системе наук
2
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Основные методы биологических исследований.
Значение биологии для понимания научной картины мира.
Значение биологической науки в деятельности человека.
1. Определять место биологии в системе наук.
2. Оценивать вклад различных учёных-биологов в развитие науки биологии.
3.
Выделять основные методы биологических исследований.
4. Объяснять значение биологии для понимания научной картины мира.
5.
Объяснять роль биологии в практической деятельности людей.
2.
Основы цитологии – науки о клетке
10
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки.
Значение цитологических
1. Определять предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки.
2. Объяснять значение цитологических исследований
56 исследований. Клетка как структурная и функциональная единица живого.
Основные компоненты клетки.
Основные положения современной клеточной теории.
Химический состав клетки.
Особенности химического состава живых организмов. Роль неорганических и органических веществ в клетке.
Строение клетки: клеточная мембрана, цитоплазма, генетический аппарат.
Ядро.
Хромосомы. Ядрышки. Органоиды клетки и их функции. Особенности строения клеток прокариот.
Особенности строения клеток эукариот.
Вирусы.
Метаболизм.
Фотосинтез, световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды.
Космическая роль фотосинтеза.
Понятие о гене. Генетический код.
Матричный принцип биосинтеза белков.
Гомеостаз.
Катализаторы.
Ферменты. Витамины. для развития биологии и других биологических наук.
3. Объяснять значение клеточной теории для развития биологии.
4. Сравнивать химический состав живых организмов и тел неживой природы, делать выводы на основе сравнения.
5. Объяснять роль неорганических и органических веществ в клетке.
6.
Характеризовать клетку как структурную единицу живого.
7.
Выделять существенные признаки строения клетки.
8. Различать на таблицах и готовых микропрепаратах основные части и органоиды клетки.
9. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах.
10. Объяснять особенности клеточного строения организмов.
11. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.
12.
Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
13.
Сравнивать строение эукариотических и прокариотических клеток на основе анализа полученных данных.
14. Выделять существенные признаки процессов обмена веществ.
15. Объяснять космическую роль фотосинтеза в биосфере.
57 16. Выделять существенные признаки процесса биосинтеза белков и его механизм.
17. Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности в клетке.
18. Объяснять механизмы регуляции процессов жизнедеятельности в клетке.
19.
Обобщить и систематизировать знания о процессах обмена веществ в клетке и биосинтезе белков.
3.
Размножение и индивидуальное развитие
(онтогенез) организмов
5
Самовоспроизведение.
Бесполое размножение.
Виды бесполого размножения: размножение делением, спорами, вегетативное размножение.
Митоз и его биологическое значение.
Половое размножение. Типы полового процесса. Мейоз и его биологическое значение. Оплодотворение и его б
иологическое значение.
Типы оплодотворения.
Понятие индивидуального развития.
(онтогенеза) у растительных и животных организмов.
Типы онтогенеза у животных: личиночный, яйцекладный, внутриутробный.
Эмбриогенез.
Постэмбриональное развитие. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Адаптации.
1. Определять самовоспроизведение как всеобщее свойство живого.
2.
Выделять существенные признаки процесса размножения, формы размножения.
3.
Определять митоз как основу бесполого размножения и роста многоклеточных организмов.
4. Объяснять биологическое значение митоза.
5. Выделять особенности мейоза.
6.
Определять мейоз как основу полового размножения многоклеточных организмов.
7.
Объяснять биологическое значение мейоза и процесса оплодотворения.
8. Выделять типы онтогенеза (классифицировать).
9. Оценивать влияние факторов внешней среды на развитие зародыша.
10. Определять уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.
11. Обобщить и систематизировать знания о процессе размножения организмов.
58 4.
Основы генетики
9
Генетика — одна из важнейших отраслей биологической науки.
Понятие о наследственности и изменчивости.
История развития генетики.
Методы исследования наследственности: цитогенетический, биохимический, гибридологический.
Гибридизация. Фенотип и генотип.
Чистые линии. Закон доминирования.
Закон расщепления. Закон чистоты гамет.
Аллельные гены.
Схемы скрещивания.
Алгоритм решения генетических задач.
Сцепленное наследование признаков. Хромосомная теория наследственности.
Наследование, сцепленное с полом.
Генотип как целостная система.
Изменчивость: генотипическая, фенотипическая.
Генотипическая изменчивость.
Мутационная изменчивость. Мутации. Мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.
Комбинативная изменчивость и её причины. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Норма реакции.
1. Определять главные задачи современной генетики.
2. Оценивать вклад учёных в развитие генетики как науки.
3.
Выделять основные методы исследования наследственности.
4. Определять основные признаки фенотипа и генотипа.
5. Выявлять основные закономерности наследования.
6. Объяснять механизмы наследственности.
7.
Выявлять алгоритм решения генетических задач.
8. Решать генетические задачи.
9. Объяснять основные положения хромосомной теории наследственности.
10. Объяснять хромосомное определение пола и наследование, сцепленное с полом.
11. Определять основные формы изменчивости организмов.
12.
Выявлять особенности генотипической изменчивости.
13.
Выявлять особенности комбинативной изменчивости.
14.
Выявлять особенности фенотипической изменчивости.
15. Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
5.
Генетика человека
3
Методы изучения наследственности человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический,
1.
Выделять основные методы изучения наследственности человека.
2.
Проводить биологические исследования и
59 биохимический, метод анализа ДНК.
Родословная.
Генетическое разнообразие человека.
Медико- генетическое консультирование.
Мутагенные факторы.
Нежелательность близкородственных браков.
Генетические заболевания человека.
делать выводы на основе полученных результатов.
3. Устанавливать взаимосвязь генотипа человека и его здоровья.
4. Объяснять причины наследственных заболеваний, мутаций, влияния мутагенов на организм человека.
6.
Основы селекции и биотехнологии
3
Селекция, задачи и направления.
Методы селекции: гибридизация, искусственный отбор, искусственный мутагенез.
Клеточная инженерия.
Генная инженерия. Генетика как научная основа селекции организмов.
Достижения мировой и отечественной селекции.
Биотехнология.
Микроорганизмы и особенности их селекции. Достижения и перспективы развития биотехнологии.
Метод культуры тканей. Клонирование.
1. Определять главные задачи современной селекции.
2. Выделять основные методы селекции.
3. Объяснять значение селекции для развития биологии и других наук.
4. Оценивать достижения мировой и отечественной селекции.
5. Характеризовать вклад отечественных учёных в развитие селекции.
6. Оценивать достижения и перспективы развития современной биотехнологии.
7. Характеризовать этические аспекты развития некоторых направлений биотехнологии.
7.
Эволюционное учение
9
Эволюция.
Эволюционная теория
Дарвина.
Ч.
Дарвин
— основоположник учения об эволюции.
Критерии вида: морфологический, генетический, экологический, географический.
Репродуктивная изоляция.
Биологический вид.
Популяция.
Генофонд.
Взаимоотношения организмов в
1.
Оценивать вклад Ч. Дарвина в развитие биологических наук и роль эволюционного учения.
2. Объяснять сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
3. Выделять существенные признаки вида.
4. Объяснять популяционную структуру вида.
5.
Характеризовать популяцию как единицу эволюции.
60 популяциях.
Популяция как элементарная эволюционная единица.
Понятие микроэволюции.
Видообразование.
Стадии видообразования.
Формы видообразования.
Борьба за существование. Формы борьбы за существование. Естественный отбор.
Возникновение адаптаций.
Относительный характер адаптаций.
Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.
6.
Выделять существенные признаки стадий видообразования.
7. Различать формы видообразования.
8. Объяснять причины многообразия видов.
9. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
10. Различать и характеризовать формы борьбы за существование.
11. Объяснять причины борьбы за существование.
12.
Характеризовать естественный отбор как движущую силу эволюции.
13. Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных примерах).
14. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания
(на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.
15.
Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
16. Находить информацию о современных проблемах эволюционной теории в учебной и научно-популярной литературе, интернетисточниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
17. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.
8.
Возникновение и развитие
5
Креационизм.
Гипотеза самопроизвольного зарождения жизни.
1.
Объяснять сущность основных гипотез о происхождении жизни.
61 жизни на Земле
Гипотеза панспермии. Гипотеза А. И.
Опарина
—
Дж.
Холдейна.
Коацерваты. Пробионты. Гипотеза биопоэза.
Основные этапы формирования жизни. Катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Палеозойская эра, периоды палеозоя. Мезозойская эра, периоды мезозоя. Кайнозойская эра, периоды кайнозоя.
2. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
3. Выделять основные этапы процесса возникновения и развития жизни на Земле.
4. Характеризовать условия и события эволюции жизни на Земле.
5. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.
6. Находить информацию о современных проблемах эволюционной теории в учебной и научно-популярной литературе, интернетисточниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.
9.
Взаимосвязи организмов и окружающей среды
22
Экология.
Среды обитания организмов. Экологические факторы.
Толерантность.
Лимитирующие факторы.
Адаптация организмов.
Местообитание организма.
Экологическая ниша.
Популяция.
Свойства популяции: рождаемость, смертность, возрастной состав
(структура) и численность особей.
Экологические взаимодействия организмов.
Типы экологических взаимодействий: симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. Сообщество. Биоценоз.
Экосистема. Компоненты экосистемы.
1.
Определять главные задачи современной экологии.
2.
Выделять основные методы экологических исследований.
3. Выделять существенные признаки экологических факторов.
4.
Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
5. Определять существенные признаки влияния экологических факторов на организмы.
6.
Проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов.
7. Определять существенные признаки экологических ниш.
8.
Описывать экологические ниши различных
62
Продуценты. Консументы. Редуценты.
Классификация экосистем. Биосфера.
Структура сообщества.
Видовая структура.
Пространственная структура.
Трофические связи в экосистеме. Пищевые цепи. Пищевая сеть. Поток энергии. Типы пищевых цепей: пастбищная и детритная.
Круговорот веществ. Искусственные экосистемы. Сравнение естественных и искусственных экосистем. Экосистемы городов. Экологические проблемы.
Загрязнение окружающей среды. Пути решения экологических проблем.
Рациональное природопользование. организмов.
9. Определять существенные признаки структурной организации популяций.
10. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме.
11. Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
12. Выделять существенные признаки экосистемы.
13. Классифицировать экосистемы.
14. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности.
15. Выделять существенные признаки структурной организации экосистем.
16. Выделять существенные признаки процессов обмена веществ, круговорота веществ и превращений энергии в экосистеме.
17. Составлять пищевые цепи и сети.
18. Различать типы пищевых цепей.
19. Выявлять существенные признаки искусственных экосистем.
20.
Сравнивать природные и искусственные экосистемы, делать выводы на основе сравнения.
21. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности, сезонные изменения в живой природе.
22.
Приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе.
23.
Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
63 24. Выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере.
25.
Овладеть умением аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
26. Представлять результаты своего исследования.
27. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. При работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.
Итого:
68
64
1 2 3 4