Файл: Протокол Средняя Протокол .pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

16 8) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы, системы органов), процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, выделение и др.);
9) делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
10) устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
11) использовать методы биологической науки:
- наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
- проводить исследования с организмом человека и объяснять их результаты;
12) знать и аргументировать основные принципы здорового образа жизни, рациональной организации труда и отдыха;
13) анализировать и оценивать влияние факторов риска на здоровье человека;
14) описывать и использовать приёмы оказания первой помощи;
15) знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
1) объяснять необходимость применения тех или иных приёмов при оказании первой доврачебной помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего, кровотечениях;
2) находить информацию о строении и жизнедеятельности человека в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
3) ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;
4) находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений и докладов;
5) анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих;
6) последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
7) создавать собственные письменные и устные сообщения об организме человека и его жизнедеятельности на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
8) работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с особенностями строения и жизнедеятельности организма человека, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Общие биологические закономерности (9 класс)
Выпускник научится:
1) выделять существенные признаки биологических объектов (вида, экосистемы, биосферы) и процессов, характерных для сообществ живых организмов;


17 2) аргументировать необходимость защиты окружающей среды, приводить доказательства;
3) аргументировать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды, приводить доказательства;
4) осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определённой систематической группе;
5) раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;
6) раскрывать роль биологических объектов в природе и жизни человека;
7) раскрывать значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;
8) объяснять общность происхождения и эволюции организмов на основе сопоставления особенностей их строения и функционирования;
9) объяснять механизмы наследственности и изменчивости, возникновения приспособленности, процесс видообразования;
10) различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявляя отличительные признаки биологических объектов;
11) сравнивать биологические объекты, процессы;
12) делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
13) устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями органов и систем органов;
14) использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы;
15) ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
16) знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
17) анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
18) описывать и использовать приёмы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними в агроценозах;
19) находить в учебной, научно-популярной литературе, интернет-ресурсах информацию о живой природе, оформлять её в виде письменных сообщений, докладов, рефератов;
20) знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Выпускник получит возможность научиться:
1) понимать экологические проблемы, возникающие в условиях нерационального природопользования, и пути решения этих проблем;
2) анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих, последствия влияния факторов риска на здоровье человека;
3) находить информацию по вопросам общей биологии в научно-популярной литературе, специализированных биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую;
4) ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы, собственному здоровью и здоровью


18 других людей (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
5) создавать собственные письменные и устные сообщения о современных проблемах в области биологии и охраны окружающей среды на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
6) работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с теоретическими и практическими проблемами в области молекулярной биологии, генетики, экологии, биотехнологии, медицины и охраны окружающей среды, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

19
Содержание тем учебного предмета
6 класс
Жизнидеятельность организмов (13 часов)
Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ.
Рост развитие и размножение. Минеральное и воздушное питание растений.
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Передвижение веществ у животных. Размножение организмов и его значение.
Демонстрации: опыты, проведённые для доказательства того, что для образования органических веществ в листьях растений необходим свет; передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторная работа № 1. «Поглощение воды корнем».
Лабораторная работа № 2. «Выделение растением кислорода на свету».
Лабораторная работа № 3. «Выделение углекислого газа при дыхании растений».
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений».
Строение и многообразие покрытосеменных растений (21 час).
Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корней: зоны (участки) корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Строение стебля. Многообразие стеблей.
Видоизменения побегов. Строение и разнообразие цветков. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян. Половое и бесполое
(вегетативное) размножение покрытосеменных растений. Знакомство с классификацией цветковых растений. Классы покрытосеменных. Многообразие живой природы. Охрана природы.
Демонстрации:
внешнее и внутреннее строения корня. Строение почек
(вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле. Строение листа.
Макро и микростроение стебля. Различные виды соцветий. Сухие и сочные плоды. Живые и гербарные растения,
Лабораторная работа №4. «Строения семян однодольных и двудольных растений».
Лабораторные работы «Изучение органов цветкового растения»:
Лабораторная работа № 5.
«Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы».
Лабораторная работа № 6.
«Корневой чехлик и корневые волоски».
Лабораторная работа № 7. «Строение почек. Расположение почек на стебле».
Лабораторная работа № 8. «Внутреннее строение ветки дерева».
Лабораторная работа № 9. «Строение кожицы листа».
Лабораторная работа № 10. «Строение клубня, луковицы и корневища».
Лабораторная работа № 11. «Строение цветка».
Лабораторная работа № 12. «Виды соцветий».
Лабораторная работа № 13. «Классификация плодов».
Лабораторная работа № 14. «Особенности семейства двудольных».


20
Лабораторная работа № 15. «Особенности семейства однодольных».
7 класс
Введение. Общие сведения о животном мире (2 часа).
Общее знакомство с животными. Организм животного как биосистема.
Многообразие и классификация животных. Среды обитания животных.
Сезонные явления в жизни животных. Поведение животных (раздражимость, рефлексы и инстинкты). Разнообразие отношений животных в природе.
Значение животных в природе и жизни человека.
Одноклеточные животные (3 часа).
Общая характеристика простейших.
Корненожки.
Жгутиконосцы.
Инфузории. Происхождение простейших. Значение простейших в природе и жизни человека. Пути заражения человека и животных паразитическими простейшими. Меры профилактики заболеваний, вызываемых одноклеточными животными.
Демонстрации:живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа № 1. «Изучение многообразия свободноживущих водных простейших».
Многоклеточные животные. Беспозвоночные (10 часов).
Многоклеточные животные. Животные ткани, органы и системы органов животных.
Общая характеристика типа
Кишечнополостные.
Регенерация.
Происхождение кишечнополостных. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
Тип Плоские черви, общая характеристика. Тип Круглые черви, общая характеристика. Тип Кольчатые черви, общая характеристика. Паразитические плоские и круглые черви. Пути заражения человека и животных паразитическими червями. Меры профилактики заражения. Значение дождевых червей в почвообразовании. Происхождение червей.
Общая характеристика типа Моллюски. Многообразие моллюсков.
Происхождение моллюсков и их значение в природе и жизни человека.
Общая характеристика типа Членистоногие. Среды жизни. Происхождение членистоногих. Охрана членистоногих. Класс Ракообразные. Особенности строения и жизнедеятельности ракообразных, их значение в природе и жизни человека. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных, их значение в природе и жизни человека. Клещи — переносчики возбудителей заболеваний животных и человека. Меры профилактики. Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых. Поведение насекомых, инстинкты. Значение насекомых в природе и сельскохозяйственной деятельности человека. Насекомые-вредители. Меры по сокращению численности насекомых-вредителей. Насекомые, снижающие численность вредителей растений. Насекомые — переносчики возбудителей и паразиты человека и домашних животных. Одомашненные насекомые: медоносная пчела и тутовый шелкопряд.


21
Демонстрации:микропрепаратов пресноводной гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, многообразия моллюсков и их раковин, морских звёзд и других иглокожих, видеофильмов.
Лабораторная работа № 2. «Изучение многообразия тканей животных».
Лабораторная работа № 3. «Изучение пресноводной гидры».
Лабораторная работа № 4. «Изучение внешнего строения дождевого червя».
Лабораторная работа № 5. «Изучение внешнего строения насекомого».
Позвоночные животные (12 часов).
Общая характеристика типа Хордовые. Подтип Бесчерепные. Ланцетник.
Подтип Черепные, или Позвоночные. Общая характеристика надкласса Рыбы.
Места обитания и внешнее строение рыб. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности у рыб в связи с водным образом жизни.
Размножение и развитие, миграция рыб в природе. Основные систематические группы рыб. Значение рыб в природе и жизни человека. Рыбоводство и охрана рыбных запасов.
Класс Земноводные. Общая характеристика класса Земноводные. Места обитания и распространение земноводных.
Особенности внешнего строения в связи с образом жизни. Внутреннее строение земноводных.
Размножение и развитие земноводных. Происхождение земноводных.
Многообразие современных земноводных и их охрана. Значение земноводных в природе и жизни человека.
Класс Пресмыкающиеся. Общая характеристика класса Пресмыкающиеся.
Места обитания, особенности внешнего и внутреннего строения пресмыкающихся.
Размножение пресмыкающихся.
Происхождение и многообразие древних пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся в природе и жизни человека.
Класс Птицы. Общая характеристика класса Птицы. Места обитания и особенности внешнего строения птиц. Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности птиц. Размножение и развитие птиц. Сезонные явления в жизни птиц.
Экологические группы птиц.
Происхождение птиц.
Значение птиц в природе и жизни человека. Охрана птиц. Птицеводство.
Домашние птицы, приёмы выращивания птиц и ухода за ними.
Класс Млекопитающие. Общая характеристика класса Млекопитающие.
Среды жизни млекопитающих. Особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры млекопитающих. Органы полости тела. Нервная система и поведение млекопитающих, рассудочное поведение. Размножение и развитие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Экологические группы млекопитающих. Сезонные явления в жизни млекопитающих. Происхождение и значение млекопитающих. Охрана млекопитающих. Важнейшие породы домашних млекопитающих. Приёмы выращивания домашних млекопитающих и ухода за ними. Многообразие птиц и млекопитающих родного края.
Демонстрации: влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа № 6. «Изучение внешнего строения рыб».
Лабораторная работа № 7. «Изучение внешнего строения птицы».