Файл: Рабочая программа дисциплины финансовые рынки и финансово кредитные инструменты Уровень образовательной программы магистратура.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ведение записей лекций необходимо по следующим причинам:
-
сразу после лекции запоминается, и то на краткий срок, не более 40– 45% учебного материала; -
ведение записей способствует организации внимания обучающихся; -
более прочному усвоению учебного материала; -
облегчению работы памяти (освобождение ее от запоминания отдельных учебных фактов, примеров и т.д.), -
сохранению в виде конспектов учебного материала для будущей самостоятельной работы; -
восстановлению в памяти прослушанного на лекции; -
подготовка к экзаменам и зачетам; -
развитие и укрепление умений и навыков фиксации учебного материала;
В конспекте следует избегать подробной записи. Конспект не должен превращаться в единственный источник информации, а должен подводить обучающийся к самостоятельному обдумыванию материала, к работе с учебной книгой. Независимо от того, есть учебник или нет, лекции записывать необходимо.
Правила ведения записей и оформление конспекта:
-
начинать с даты занятий, названия темы, целей и плана лекции, рекомендованной литературы; -
вести конспект опрятно, содержательно, четко, разборчиво, грамотно; -
научиться выделять и записывать основные научные положения и факты, формулы и правила, выводы и обобщения; не перегружать записи отдельными фактами; -
выделять разделы и подразделы, темы и подтемы; -
применять доступные пониманию сокращения слов и фраз; -
записывать рекомендованную литературу; -
желательно выделять цветом названия темы, основные положения, выводы; записи вести на страницах с большими полями.
Последующая работа над лекцией заключается в повторении ее содержания по конспекту (а еще лучше с привлечением дополнительных источников) вскоре после ее прослушивания, т.к. забывание материала, воспринятого любым способом идет особенно интенсивно сразу же после восприятия.
Работа над конспектом лекции осуществляется по этапам:
-
повторить изученный материал по конспекту; -
непонятные положения отметить на полях и уточнить; -
неоконченные фразы, пропущенные слова и другие недочеты в записях устранить, пользуясь материалами из учебника и других источников; -
завершить техническое оформление конспекта (подчеркивания, выделение главного, выделение разделов, подразделов и т.п.);
Цель лекционного курса «Деньги, кредит, банки» состоит в том, чтобы на основе теоретического и практического материала, а также обобщения законодательных и нормативных документов, опыта рыночных преобразований финансовых отношений в рыночном хозяйстве овладеть механизмами организаций, планирования и управления муниципальными финансами.
В лекционном курсе освещены следующие проблемы:
1 Сущность, функции и виды денег.
2 Денежное обращение и денежная система
3.Законы денежного обращения и методы государственного регулирования денежного оборота.
4.Причины и сущность инфляции, формы ее проявления
5.Валютные отношения и валютная система: понятие, категории, элементы и эволюция.
6. Кредит и кредитные отношения.
7. Сущность кредита, как экономической категории.
8. Ссудный процент и его экономическая роль в условиях рынка.
9. Банки
10. Кредитная и банковская системы.
11. Центральные банки и основы их деятельности.
12. Коммерческие банки и основы их деятельности.
13. Денежно-кредитное регулирование и денежно-кредитная политика
«Деньги, кредит, банки» имеют единое целеполагание, но в каждом конкретном случае отражают особенности, выражающиеся в специфике их функционирования и развития в рамках федерации, субъектов федерации, муниципальных образований, что рассматривается нами как одна из задач данного курса.
«Деньги, кредит, банки» создают условия экономического роста, позволяют целенаправленно управлять бюджетными потоками, способствуют реализации финансовой политики. Через перечисленные функции они оказывают влияние на всю национальную экономику, обеспечивая ее рост или стагнацию.
Полученные в ходе изучения данного курса знания позволят обучающимся ориентироваться в потоке финансовой информации, изменениях законодательного и нормативного характера, а также обеспечат знание механизма управления государственными и муниципальными финансами.
Видеолекция - одно из средств обучения, которое вызывает интерес у студентов к изучению дисциплины, повышает мотивацию, пробуждает любознательность.
Цель Видеолекции –передача обучающимся тематического содержания с целью формирования знаний либо представлений и использующего для этой цели видеоматериал
, как правило, транслирующийся на экран, мониторы компьютеров либо интерактивную доскy.
Большое значение в формировании компетенций у обучающихся имеет использование в образовательном процессе современных средств, методов и форм организации обучения.
Видеолекции и видеоматериалы создаются по дисциплине в целом, а также по ее отдельным, наиболее трудным для усвоения разделам и темам.
Достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее сложным местам.
Практика применения видеолекций в учебной работе высшей школы показывает, что они могут быть полезны всем участникам учебного процесса:
В ходе видео-лекционных занятий обучающемуся необходимо вести конспектирование учебного материала. Обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации.
Каждая лекция, решая конкретные задачи, раскрывает основные проблемы, факторы, их значение и последствия, указывает, в каком направлении обучающимся следует работать дальше над изучением темы и почему это так важно. Лучший способ понять и запомнить услышанное на лекции, это кратко изложить ее содержание на бумаге.
Однако при всей своей важности курс видео-лекций, еще не обеспечивает полного и глубокого усвоения изучаемой науки. Достигнуть этого можно лишь при выработке собственного понимания изучаемого предмета, что возможно только в процессе самостоятельной работы не только над конспектом, но главным образом над учебниками и другими литературными источниками.
5.2. Методические указания для подготовки обучающегося к практическим занятиям
Практическое занятие — форма организации обучения, которая направлена на формирование практических умений и навыков и является связующим звеном между самостоятельным теоретическим освоением обучающими учебной дисциплины и применением ее положений на практике. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении заданий, производстве расчетов, разработке и оформлении документов, практического овладения иностранными языками и компьютерными технологиями. Главным их содержанием является практическая работа каждого обучающегося. Подготовка обучающегося к практическому занятию и его выполнение, осуществляется на основе задания, которое разрабатывается преподавателем и доводится до обучающихся перед проведением и в начале занятия. Практические занятия составляют значительную часть всего объема аудиторных занятий и имеют важнейшее значение для усвоения программного материала. Выполняемые задания могут подразделяться на несколько групп: 1) иллюстрацией теоретического материала и носят воспроизводящий характер. Они выявляют качество понимания обучающимися теории. 2) образцы задач и примеров, разобранных в аудитории. Для самостоятельного выполнения требуется, чтобы обучающийся овладел показанными методами решения. 3) вид заданий, содержащий элементы творчества. Одни из них требуют от обучающегося преобразований, реконструкций, обобщений. Для их выполнения необходимо привлекать ранее приобретенный опыт, устанавливать внутрипредметные и межпредметные связи. Решение других требует дополнительных знаний, которые обучающийся должен приобрести самостоятельно. Третьи предполагают наличие у обучающегося некоторых исследовательских умений. 4) может применяться выдача индивидуальных или опережающих заданий на различный срок, определяемый преподавателем, с последующим представлением их для проверки в указанный срок.
Желательно при подготовке к занятиям придерживаться следующих рекомендаций:
1. При изучении нормативной литературы, учебников, учебных пособий, конспектов лекций, интернет-ресурсов и других материалов необходима его собственная интерпретация. Не следует жёстко придерживаться терминологии лектора, а правильно уяснить сущность и передать её в наиболее удобной форме.
2. При изучении основной рекомендуемой литературы следует сопоставить учебный материал темы с конспектом, дать ему критическую оценку и сформулировать собственное умозаключение и научную позицию. При этом нет необходимости составлять дополнительный конспект, достаточно в основном конспекте сделать пояснительные записи (желательно другим цветом).
3. Кроме рекомендуемой к изучению основной и дополнительной литературы, обучающиеся должны регулярно (не реже одного раза в месяц) просматривать специальные журналы, а также интернет-ресурсы. Ряд вопросов учебного материала рассматриваются на практических занятиях в виде подготовленных обучающимися сообщений, с последующим оппонированием и обсуждением всей группой.
На практических занятиях обучающиеся оперируют экономическими и социально-экономическими показателями, характеризующими деятельность хозяйствующих субъектов, учатся использовать их в планировании и управлении, получают практику формулировки задач принятия решений, обоснованного выбора математического метода их решения, учатся привлекать интерес аудитории к результатами своей работы.
Выбор тем практических занятий обосновывается методической взаимосвязью с программой курса и строится на узловых темах.
5.3 Методические указания по подготовке к текущему контролю
Целью текущего контроля знаний со стороны преподавателя является оценка качества освоения обучающимися дисциплины в течение всего периода ее изучения. К главной задаче текущего контроля относится повышение мотивации обучающихся к регулярной учебной работе, самостоятельной работе, углублению знаний, дифференциации итоговой оценки знаний.
Преподаватель, осуществляющий текущий контроль, на первом занятии доводит до сведения обучающихся требования и критерии оценки знаний по дисциплине. В целях предупреждения возникновения академической задолженности (либо своевременной ее ликвидации) преподаватель проводит регулярные консультации и иные необходимые мероприятия в пределах учебных часов, предусмотренных учебным планом.
Обучающийся должен с первого занятия помнить, что по каждому разделу дисциплины будет проводиться тестирование по материалам теоретического курса, а по результатам выполненных тем практических занятий будут проводиться контрольные работы с типовыми задачи.
Подготовка к текущему контролю происходит как в ходе отдельных аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы. (задачник)
Одной из форм текущего контроля обучающихся является коллоквиум.
Целью коллоквиума является формирование у обучающихся навыков анализа теоретических проблем на основе самостоятельного изучения учебной и научной литературы.
На коллоквиум выносятся крупные, проблемные, нередко спорные теоретические вопросы. От обучающихся требуется:
- владение изученным в ходе учебного процесса материалом, относящимся к рассматриваемой проблеме;
- знание разных точек зрения, высказанных в экономической литературе по соответствующей проблеме, умение сопоставлять их между собой;
- наличие собственного мнения по обсуждаемым вопросам и умение его аргументировать.
Коллоквиум — это не только форма контроля, но и метод углубления, закрепления знаний обучающегося, так как в ходе собеседования преподаватель разъясняет сложные вопросы, возникающие у обучающегося в процессе изучения данного источника. Однако коллоквиум не консультация и не экзамен. Его задача добиться глубокого изучения отобранного материала, пробудить у обучающегося стремление к чтению дополнительной экономической литературы. Консультации предшествуют проведению коллоквиума, а экзамен завершает изучение определенного раздела учебного курса и должен показать умение обучающегося использовать полученные знания в ходе подготовки и сдачи коллоквиума при ответах на экзаменационные вопросы.