Файл: 1. Теоретические основы управления современным предприятием 6.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 228
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления современным предприятием
1.1. Состав и структура системы управления организацией
1.2. Основные пути и методы совершенствования механизма управления на предприятии
1.3. Задачи управления на стадии функционирования предприятия
2. Анализ и оценка эффективности управления предприятием ООО «Газпромнефть-Хантос»
2.1. Общая характеристика ООО «Газпромнефть-Хантос»
2.2. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия
2.3. Механизм управления на предприятии ООО «Газпромнефть-Хантос»
2.4. Мероприятия по совершенствованию управления на предприятии
2.4.1. Разработка новой организационной сруктуры управления
2.4.2. Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций
2.4.3. Оценка эффективности организационной структуры управления
Понятие "люди из одного круга" можно описать, как люди, принадлежащие одному уровню в иерархии управления. Такие связи, в совокупности с децентрализацией принятия решений, позволяют значительно сокращать длину информационных каналов. И, как следствие, решать многие проблемы более оперативно.
Например, если бы в рассмотренной выше ситуации Генеральный директор делегировал полномочия по решения задач среднесрочного стратегического планирования (к которым можно отнести проведенную в примере задачу) своим непосредственным подчиненным (Коммерческому директору и Директору Производственного подразделения), то каждый из задействованных информационных каналов сократился бы на одну ступень (связь), что в сумме составило бы уже две ступени.
Тогда схематично весь этот процесс выглядел бы так, как изображено на рис.2, где видно, что участие Генерального директора в решении задачи не требуется. А это, помимо уже описанных преимуществ, позволяет снять с плеч Главы фирмы лишнюю нагрузку.
Р ис.2. Схема прохождения информации по информационному каналу посредством связей, установившихся между различными уровнями иерархии, с использованием неформальной связи на уровне структурного блока
Неформальная связь без уровневой дифференциации - это межличностные связи между разными структурными единицами, носящие непредсказуемый и не регламентируемый характер.
Это может быть межличностная связь между Генеральным директором промышленного предприятия и водителем из Отдела снабжения, основанная на родственных или других отношениях. Но, справедливости ради, следует отметить, что подобные связи иногда помогают очень оперативно и эффективно решать достаточно серьезные задачи, возникающие в процессе деятельности предприятия.
Далее рассмотрим метод внедрения нового структурного подразделения в организационную структуру управления субъекта предпринимательской деятельности.
Механизм развития и расширения предприятия (имеется в виду увеличение численности сотрудников) заключается в реализации следующих двух процессов:
Прием на работу новых сотрудников в уже существующие структурные подразделения;
Включение новых структурных подразделений в уже существующую организационную структуру управления субъекта предпринимательской деятельности.
Технологически первый и второй процессы схожи между собой, но лишь в той части, что второй никогда не обходится без первого. Поэтому мы рассмотрим только механизм второго.
Прежде, чем начать процесс внедрения нового структурного подразделения, необходимо убедиться в том, что организация готова к нему. Уровень готовности организации можно определить на основе оценки следующих признаков;
Наличие потребность организации в каких-либо функциях, выполнение которых имеющимися службами и подразделениями или неэффективно, или невозможно; так же может возникнуть необходимость в обособлении служб от структурных подразделений, в состав которых они входят по разным причинам (например, из-за невозможности дальнейшего развития службы в данном подразделении);
Осознание всеми сотрудниками предприятия необходимости и целесообразности включения нового подразделения;
Готовность менеджеров из структурного блока, в который войдет будущий руководитель подразделения, для его принятия в свой коллектив (осознание этой необходимости и целесообразности, а также одобрение данной кандидатуры);
Наличие необходимых кадров:
наличие будущего руководителя или комитета, способного выполнять его функции, обладающего необходимой компетенцией для практического осуществления функций будущего подразделения;
наличие необходимого минимального числа компетентных сотрудников будущего отдела.
Помимо перечисленных шагов формирования и эксплуатации нового структурного подразделения, необходимо провести следующую подготовку всей организации для включения нового подразделения:
продумать механизм циркуляции финансовых потоков, проходящих через подразделение;
создать предпосылки включения подразделения в общий документооборот предприятия и прочие связанные с ним мероприятия.
Предложенная схема внедрения нового структурного подразделения не является жестко формализованной. При необходимости, в нее можно включать, не приведенные здесь, этапы и операции или исключать лишние. Но, предложенный метод, может считаться универсальным, так как включает все стандартные шаги формирования нового структурного подразделения на предприятии, а также не противоречит здравому смыслу и методам осуществления менеджмента на предприятии.
Данный метод может применяться не только для включения нового подразделения в ОСУ, но и для реорганизации уже существующих.
Также можно говорить о том
, что периодическое изменение организационной структуры управления субъекта предпринимательской деятельности позволяет реализовать следующие цели:
преобразование эволюционным путем существующей организационной структуры управления (ее реорганизация);
расширение, развитие организации, как качественно, так и количественно;
поддержание гибкости ОСУ СПД, что немаловажно в современных условиях рыночной экономики РФ и пр.
Но, каким образом можно сделать вывод о необходимости внесения изменений в ОСУ СПД? Индикаторами, показывающими состояние различных структурных единиц и их объединений являются результаты проведения оценки эффективности функционирования организационной структуры управления субъекта предпринимательской деятельности.
1.3. Задачи управления на стадии функционирования предприятия
Как показывает практика современного российского бизнеса, руководство предприятием осуществляется, преимущественно как решение сиюминутных проблем, возникающих постоянно в процессе функционирования предприятия. Чаще всего руководитель находится в положении обороняющегося и хорошо, если ему удается отбить все атаки.
Однако для завоевания прочных позиций на рынках, расширения сферы деятельности предприятия, увеличения объемов производства необходимо переходить к наступательным действиям.
К тому же только обороняясь трудно сохранить те позиции, который имеешь.
Как справедливо заметил Дж. Харрингтон, изделие, которое было достаточно хорошим вчера, с трудом держится сегодня и не будет отвечать требованиям завтрашнего. Поэтому предприятие и, прежде всего, его руководитель не может стоять на месте, необходимо постоянно совершенствовать деятельность управляемого им предприятия.
Таков закон выживания и достижения успеха в условиях жесткой конкурентной борьбы, характерной для современного уровня развития бизнеса.
Ситуация возникшая в послевоенной Японии, когда основной стала проблема воссоздания разрушенной промышленности и не просто воссоздания, а проблема интегрирования промышленности страны. в мировой рынок, во многом напоминает то, что сегодня происходит в российской промышленности. Поэтому опыт послевоенной, да и сегодняшней Японии, представляет несомненный интерес для российского бизнесмена.
Основное внимание при выходе из создавшейся ситуации руководители японской промышленности уделили проблеме повышения качества и конкурентоспособности японских товаров до такого уровня, чтобы они могли успешно конкурировать с товарами, производимыми ведущими промышленными странами мира.
Сегодня вполне можно сказать, что им удалось успешно справиться с этой задачей. Избранный путь оказался продуктивным. Их примеру последовали четыре азиатских "тигра" Гонконг, Сингапур, Южная Корея, Тайвань, которые начиная с 60-х годов резко повысили уровень качества производимой ими продукции.
Далее подробнее рассмотрим проблемы совершенствования деятельности предприятия, завоевания им достойного положения в мире бизнеса.
Разрабатывая стратегию улучшения деятельности предприятия, прежде всего, надо исходить из того принципа, что основной целью деятельности предприятия, которое хочет быть успешным в условиях жесткой конкурентной борьбы, является максимальное удовлетворение интересов потребителя.
Наиболее полное удовлетворение потребностей потребителя - стержень всей программы улучшения деятельности предприятия.
Проблема повышения конкурентоспособности продукции предприятия относится к разряду тех проблем, которые требуют постоянного внимания. В этом вопросе самоуспокоенность очень опасна. В реальной практике происходит так: сегодня успокоился - завтра отстал.
Надо понимать, что процесс совершенствования деятельности предприятия является постоянным. Если сегодня не ведется постоянная систематическая работа по улучшению деятельности предприятия, то наш совет ее немедленно начать.
Начинать принципиально новое дело всегда непросто. Поэтому мы постараемся дать вам самые необходимые советы, как начинать совершенствовать деятельность предприятия, с тем, чтобы процесс совершенствования не носил характер временной, не очень нужной компании.
К числу основных направлений улучшения деятельности современного предприятия, согласно работе, относятся:
-достижение заинтересованности высшего звена руководства предприятия и вовлечение его в проведение мероприятий по улучшению деятельности предприятия;
создание специального совета, координирующего работу по улучшению деятельности предприятия;
вовлечение всего коллектива предприятия в процесс;
создание рабочих групп по улучшению деятельности предприятия;
вовлечение поставщиков в процесс улучшения деятельности предприятия;
разработка мер по обеспечению качества функционирования систем управления;
создание системы признания заслуг в области улучшения деятельности предприятия;
разработка и реализация долговременной стратегии и краткосрочных планов улучшения работы предприятия.
Рассмотрим каждое из сформулированных выше направлений совершенствования работы предприятия более детально.
Заинтересованность и действия высшего звена руководства
Руководителю надо отчетливо понимать, что организация систематической работы по улучшению деятельности предприятия требует, как и любая другая деятельность на предприятии, затрат энергии, времени работников, материальных затрат. Поэтому она должна быть организована так, чтобы эффект от нее превосходил те затраты, которые несет предприятие при ее организации.
Необходимым условием эффективной работы по улучшению деятельности предприятия является заинтересованное участие в ней всего высшего звена руководства предприятия.