Файл: 1. Теоретические основы управления современным предприятием 6.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 230
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления современным предприятием
1.1. Состав и структура системы управления организацией
1.2. Основные пути и методы совершенствования механизма управления на предприятии
1.3. Задачи управления на стадии функционирования предприятия
2. Анализ и оценка эффективности управления предприятием ООО «Газпромнефть-Хантос»
2.1. Общая характеристика ООО «Газпромнефть-Хантос»
2.2. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия
2.3. Механизм управления на предприятии ООО «Газпромнефть-Хантос»
2.4. Мероприятия по совершенствованию управления на предприятии
2.4.1. Разработка новой организационной сруктуры управления
2.4.2. Разработка положений о подразделениях и должностных инструкций
2.4.3. Оценка эффективности организационной структуры управления
При отсутствии такой заинтересованности это дело обречено на неудачу.
Руководитель формирует стратегию и тактику предприятия, одним из основных результатов деятельности которого является достижение устойчивого экономического положения.
Многие предприятия, оказавшиеся один на один с жесткими законами рынка, столкнулись с необходимостью решения, подчас, принципиально новых для них проблем.
К числу первоочередных среди них можно отнести такие проблемы как необходимость:
- выпуска конкурентоспособной продукции в условиях жесткой конкуренции;
-реструктуризации производства и освоения новых технологий, закупки и установки нового современного оборудования;
- проведения активной маркетинговой политики для завоевания и удержания рынка сбыта;
- организационной перестройки предприятия;
- подготовки персонала предприятия к работе в новых более сложных условиях;
- решения социальных проблем и создания условий для персонала предприятия, не уступающим условиям на предприятиях-конкурентах.
Но, пожалуй, одной из самых главных проблем является эффективное решение экономических и финансовых вопросов. Поскольку оно во многом определяет возможность успешного решения как перечисленных выше проблем, так и проблем создания устойчивой, набирающей силу и мощь экономики предприятия, приуменьшить его значение невозможно.
Формируя стратегию и тактику предприятия, надо не забывать о том, что предприятие существует, прежде всего, для производства продукции или оказания услуг, пользующихся у потребителя платежеспособным спросом.
Насколько необходимым является улучшение деятельности вашего предприятия? Чтобы ответить на этот вопрос, надо ответить на такие вопросы, как:
- увеличились ли за последний год объемы реализованной вашим предприятием продукции, расширился ли ассортимент;
- повысилось ли качество производимой предприятием продукции;
- удалось ли снизить долю издержек в цене продукции;
- регулярно ли осуществляются поставки сырья и комплектующих, достаточно ли они хорошего качества;
- ритмично ли работает производство, не срываются ли производственные графики;
- сократилась ли доля брака;
- повысился ли профессиональный уровень сотрудников;
- имеются ли рекламации на вашу продукцию;
- если предприятие приватизировано, то превышают ли дивиденды уровень инфляции и т.д.
Отвечая на эти и другие вопросы, вы можете понять в какой степени необходимо улучшение работы вашего предприятия.
Такие же вопросы могут быть заданы руководителям основных служб предприятия, всему высшему управленческому звену. Безусловно, может случиться и так, что отдельные службы предприятия работают вполне удовлетворительно, однако вряд ли существуют службы, работу которых не стоило бы улучшить, учитывая жесткую конкурентную борьбу.
Руководителю предприятия и всему высшему звену руководства принадлежит ответственность за эффективность деятельности предприятия.
Для того, чтобы система улучшения деятельности предприятия заработала в полную мощь, необходимо проведение анализа существующего положения дел на производстве. А, как мы уже говорили в предыдущем разделе, для этого надо уметь оценить состояние дел на всех основных участках работы. Следующей задачей является учет всех происходящих на предприятий изменений и подвижек в результатах его деятельности. Это касается и доли брака в изготавливаемой продукции, и изменения доли издержек, и изменения платежеспособного спроса на продукцию предприятия.
Безусловно, инициатива организации работы по улучшению деятельности предприятия должна исходить от его руководителя. Но она должна быть поддержана и всеми руководителями высшего звена управления предприятием.
Организовывая работу по улучшению деятельности предприятия имеет смысл задуматься об эффективности самой системы управления предприятием. Очень важной является хорошая организация взаимодействия исполнителей, хорошая организация взаимодействия подразделений в процессе производства. Многое зависит от того, насколько эффективно работают обслуживающие подразделения, в какой степени работники предприятия заинтересованы в улучшении его деятельности.
Если решение об организации работы по улучшению деятельности предприятия принято, необходимо создать рабочий орган, который и смог бы возглавить эту работу на предприятии, поставив во главе этого рабочего органа достаточно авторитетного и влиятельного управленца.
Наряду с умением измерить качественные характеристики процесса и введением учета изменений, происходящих в деятельности предприятия, необходимо также определить требования, предъявляемые к производственному процессу на всех его основных стадиях, требования к качеству выпускаемой продукции. Все это может быть сделано с помощью определения стандартов, которых должны придерживаться сотрудники предприятия.
Наличие соответствующих стандартов и необходимость их соблюдения должна непосредственно коснуться каждого работника предприятия.
Выполнение требований стандартов должно быть тесно увязано с ценой на выпускаемую предприятием продукцию. На каждом участке необходимо стремиться к снижению цены производимого изделия. Только сочетание высокого качества продукции со сравнительно низкой ценой способно укрепить позиции предприятия на рынках сбыта, обеспечить возможности завоевания новых рынков сбыта.
После начала процесса улучшения деятельности предприятия необходимо отслеживать результаты этой работы. Для этого должна действовать хорошо организованная обратная связь, позволяющая адекватно оценивать происходящие на предприятии изменения. Должна оцениваться степень удовлетворенности деятельностью предприятия в целом, организацией работы и самой работой, материальным вознаграждением, профессиональным и должностным ростом, условиями труда, эффективностью производства.
Начатая в верхнем эшелоне управления предприятием работа по улучшению деятельности предприятия должна естественным образом распространиться и на более низкие иерархические уровни управления организацией вплоть до рядового работника, ответственного за эффективность работы на каждом отдельном участке.
Как и в любом виде деятельности результат может быть достигнут только, если активное участие в его достижении принимают люди. Такое сложное дело, как улучшение работы предприятия может быть осуществлено лишь при активном участии в нем руководящего состава и каждого работника предприятия.
Для организации работы по улучшению деятельности предприятия должен быть образован совет, способный справиться с этой задачей. В состав совета должны войти руководители всех основных подразделений предприятия, результаты деятельности которых влияют на эффективность деятельности предприятия в целом, и представители этих подразделений, задачей которых является анализ существующего положения и поиск пути его улучшения.
Уже первое заседание совета с участием руководителя предприятия может показать, что на предприятии имеется достаточно много сложных проблем, которые должны быть решены. Проблемы отсутствуют только на бездействующем предприятии.
Первый, пусть даже поверхностный, анализ может показать, что за текущими проблемами скрыты более глубокие проблемы, которыми они вызываются. Это и проблемы сбыта, и проблемы ритмичного производства продукции, и проблемы с поставщиками, и стремление повысить качество продукции, одновременно со снижением ее себестоимости, и т.д.
Более детальный анализ позволит сделать вывод, что для улучшения ситуации, а это касается даже подразделений, прекрасно справляющихся со своими задачами сегодня, необходима реализация специальной системы мероприятий. Такая система мероприятий может включать, подчас, и проектно-конструкторские разработки, и анализ перспектив развития рынка сбыта, и организационные изменения, и укрепление кадрового состава.
Иными словами, работа по улучшению деятельности предприятия требует разработки специальной программы мероприятий. Разработка программы мероприятий по улучшению деятельности предприятия, ее реализация, корректировка, пополнение новыми мероприятиями и исключение уже выполненных или потерявших актуальность становится основной задачей упомянутого выше совета.
Руководитель должен отдавать четко понимать, что работа по улучшению деятельности предприятия это серьезная управленческая работа, требующая организации и проведения анализа, выработки альтернативных вариантов решений, отбора среди них наиболее предпочтительных для лиц, принимающих решения, эффективной реализации принятых управленческих решений.
Что же касается непосредственно технологии работы по улучшению деятельности предприятия, то в соответствии с рекомендациями, целесообразно придерживаться следующих правил.
Во-первых, надо четко определить, к какому уровню требований, предъявляемых к продукции предприятия, следует стремиться.
Действительно, и сегодня еще нет единого мнения даже относительно того, как определяется "качество" продукции. Что такое качество продукции мы обсудили ранее и привели некоторые определения того, что надо понимать под термином качество. Однако имеется и много других определений.
Приступая к работе по совершенствованию деятельности предприятия, надо определить какому аспекту качества наибольшее значение придается руководителем. Но суть всех определений понятия "качество" и состоит в том, что надо отчетливо представлять какой хочет видеть продукцию предприятия потребитель. И основная задача совершенствования добиться, чтобы продукция, производимая им, в наибольшей степени удовлетворяла потребителя.
Требования к качеству продукции должны это отражать.
Однако следует понимать, что не достаточно только удовлетворить требованиям, предъявляемым к продукции потребителем, необходимо также обеспечить, чтобы поставки продукции были осуществлены вовремя, чтобы цена соответствовала конъюнктуре рынка, чтобы хорошо было поставлено послепродажное обслуживание. Иными словами, чтобы весь комплекс услуг, сопровождающих покупку и использование продукции, способствовал наиболее полному удовлетворению требований потребителя.
Задумываясь над улучшением работы предприятия, необходимо принимать во внимание все, что способствует не только производству качественной продукции, но и созданию более удобных для потребителя условий покупки и использования продукции предприятия.
Во-вторых, надо пересмотреть всю деятельность предприятия с точки зрения недопущения ошибок. Это относится ко всему циклу работ по обеспечению качества продукции предприятия в широком понимании этого термина, то есть включать не только производственный процесс, но и реализацию продукции, и послепродажное обслуживание.
Не надо забывать и о том, что ошибки, которые влекут за собой потери, могут совершаться и в области управления предприятием, и в области организации производства, поставок, сбыта, и в кадровой политике, и при организации проектных разработок, и при создании или приобретении ноу-хау" и внедрении их в производство с целью обеспечения необходимой конкурентоспособности продукции предприятия.
Ошибки могут быть очевидными, а могут быть незаметными на первый взгляд, но причинять при этом значительный ущерб. Их осознание и устранение таит немалые резервы улучшения деятельности предприятия.
Например, недостаточная реклама продукции, производимой предприятием, может приводить к недостаточному сбыту продукции и, следовательно, иметь значительные отрицательные экономические последствия.
Низкая ликвидность может при неблагоприятном стечении обстоятельств и возникновении необходимости в срочных платежах привести к тяжелым материальным потерям для предприятия.
Недостаточная активность в области совершенствования продукции может привести к тому, что продукция конкурирующей фирмы может стать более привлекательной в глазах потребителя, а значит и к снижению объемов продаж.
Целенаправленная работа по улучшению деятельности предприятия должна выявлять как явные, так и неявные ошибки или просто неиспользованные возможности улучшения его деятельности и предусматривать специальные мероприятия по устранению ошибок или использованию дополнительных возможностей совершенствования деятельности предприятия.
При этом следует подчеркнуть, что хорошо организованная работа по улучшению деятельности предприятия строится не столько на исправлении замеченных ошибок, сколько на их предотвращении.