Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Теоретические основы развития Международного валютного фонда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
1.1. История развития, структура задачи, и функции Международного валютного фонда
1.2. Роль и значение Международного валютного фонда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Финансовая деятельность Международного валютного фонда
2.2. Взаимодействие России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
На сегодняшний день невозможно представить развитие мировой экономики без международных регулирующих институтов, таких как Всемирная торговая организация, Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Организация экономического сотрудничества и развития, Международная организация труда и т.д. Особая роль в этом ряду принадлежит Международному Валютному Фонду (МВФ), деятельность которого направлена на содействие международной финансовой стабильности государств и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Учредителями организации являются 189 государств-членов, представленные в Исполнительном Совете[20]. Для каждого участника МВФ устанавливается квота, которая определяет максимальный размер его финансового обязательства, его число голосов и доступ к финансированию от фонда. Расчетной единицей МВФ является СДР (Специальные права заимствования)[21].
Известно, что МВФ предоставляет кредиты за счет перекредитования тех ресурсов, которые ему удается получить от финансовых институтов отдельных стран - членов[22]. В десятку стран, имеющих наибольшие взносы, входят: США (17.46% от общего объема СДР), Япония, Китай, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Индия и Российская Федерация. Значительная часть средств поступает из Федеральной резервной системы США[23].
Начиная с 1945 г., МВФ предоставляла кредиты тем развивающимся странам, экономика которых требовала значительной финансовой поддержки. Мексика, Бразилия, Венесуэла, Филиппины, Таиланд, Индонезия, Южная Корея, Аргентина, Греция, Турция и другие получали кредиты не под временный «разрыв» экономического баланса, а на его поддержание[24].
Поскольку кредит выдавался на жёстких условиях, то это заведомо ухудшало кризисную ситуацию. Вследствие чего, страны- заёмщики вынуждены были выплачивать кредит и решать параллельно возникавшие социально-политические проблемы. При этом они продолжали брать транши, «влезая» в долговую яму. Внешнее вмешательство чаще не способствовало росту экономики, а лишь усугубляло негативную ситуацию в стране.
Например, кредит, полученный Грецией, резко ухудшил её экономическое состояние, привёл к массовым уличным беспорядкам, а также смене правительства, поскольку условия выдачи кредита были слишком жёсткими[25]. Руанда обеспечивала себя за счёт продаж кофе. Однако МВФ предоставили кредит с условием отказа от сельскохозяйственного самообеспечения[26]. Произошло ухудшение экономики и инфляция. Также негативные последствия в экономике ощутили на себе такие страны, как Аргентина, Сомали, Эквадор, Мексика, Югославия и Бразилия[27].
Таким образом, причинами постоянной критики МВФ со стороны различных ученых и политиков являются проамериканский характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций по выходу из кризисной ситуации. Система международных кредитных отношений оценивается учеными и политиками разных стран по - разному. Но важную роль МВФ играл в регулировании денежных отношений на протяжении всего его существования. В связи с Бреттон - Вудским соглашением Фонд поставил перед собой задачу упорядочения обменных курсов, то есть регулирования и поддержания валютных паритетов участвующих стран. Деятельность Фонда также сопровождалась крупными финансовыми и политическими скандалами. Поэтому цели и задачи МВФ часто менялись. Они все еще находятся в процессе переосмысления и реформирования.
Если ранее МВФ оказывал помощь странам, которые временно оказались в кризисной ситуации, то в нынешних реалиях, кредиты выдаются странам на жестких условиях, что вынуждает страны брать следующие транши. Действуя в интересах крупных стран, МВФ, по нашему мнению, фактически стали инструментом экономической экспансии стран- заёмщиков.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Финансовая деятельность Международного валютного фонда
Бюджет МВФ формируется из разных источников. Главный - взносы государств-членов, т.н. «квоты». Квота для каждого государства своя. Она рассчитывается по формуле, в которой учтён вес страны в мировой экономике. Квота - право и обязанность одновременно. Она определяет сумму ежегодного взноса, максимальный объём кредитования и количество голосов[28].
Формула расчёта квоты[29]:
0,50 * ВВП + 0,30 * финансовая открытость + 0,15 * экономическая изменчивость + 0,05 * международные резервы.
Общий объём квот на 189 стран - 477 млрд. СДР или 686 млрд. долларов США. СДР или специальные права заимствования - собственная расчётная единица МВФ, которая действует с 1969 года. Курс СДР считается ежедневно в полдень по Лондону. Он привязан к корзине валют, которая пересматривается раз в пять лет. С 2016 года в корзину входят доллар США, евро, фунт стерлингов, иена и юань.
Квота определяет процент голосов. Всем выдают одинаковое базовое количество голосов. За каждые 100 тысяч СДР государство получает ещё один голос. Страна обладает правом вето, если у неё более 15% от общего количества голосов. Единственный член с правом вето - США с более 17% голосов[30].
Квоты - первая линия поддержки заимствований в МВФ. Чтобы у фонда хватило денег на кредиты, он подписывает многосторонние и двусторонние соглашения со странами. Они гарантируют МВФ доступ ещё к 182 млрд. СДР и 316 млрд. СДР соответственно[31].
Рис. 2.1. Доли расходов на основные виды деятельности МВФ, 2018 финансовый год[32]
МВФ даёт деньги странам не на конкретные проекты, а на восстановление платёжного баланса. Если страна не может рассчитаться с соседними государствами за товары и услуги, её поддержит МВФ[33]. Также фонд помогает странам в кризисе стабилизировать экономику и добиться роста. МВФ выдаёт кредиты по рыночным ставкам. Однако для развивающихся стран ставки ниже - вплоть до нулевых[34].
На середину 2019 года МВФ окажет финансовую помощь 75 странам на общую сумму 61 млрд. СДР или 85 млрд. долларов США[35].
Рис. 2.2. Двадцатка стран с максимальными кредитами от МВФ, млн. СДР[36]
Перед выдачей кредита МВФ оценивает Центробанк страны, чтобы определить, сможет ли он рассчитаться в срок. В прошлом году фонд оценил почти 100 Центробанков мира, а 60 из них регулярно мониторит. Вот на что смотрят эксперты:
- как проводиться внешний и внутренний аудит Центробанка;
- какая структура Центробанка;
- зависит ли от органов власти; как формируется финансовая отчётность;
- какой контроль за бизнес-процессами внутри банка[37].
На 30 апреля 2018 года только два заёмщика имеют просрочку по кредиту свыше шести месяцев. Это Сомали - 239 млн. СДР и Судан - 966 млн. СДР. Общий долг - 1,2 млрд. СДР или 1,6 млрд. долларов[38].
Таким образом, МВФ - организация, которая контролирует мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире. Голоса распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США - они единственные, кто имеет право вето. Фонд кредитования МВФ - 750 млрд. долларов США. На середину 2019 года МВФ планирует предоставить кредиты 75 странам на общую сумму 85 млрд. долларов США. Вместе с кредитом фонд даёт рекомендации по изменении экономики и политики заёмщика. Если рекомендации не выполняются, транши прекращаются.
2.2. Взаимодействие России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
Взаимодействие России с Международным валютных фондам (МВФ) началось в период активных экономических трансформаций при переходе от административно-командной к рыночной экономике в конце прошлого столетия[39]. В тот период сотрудничество с МВФ стало важным стимулом рыночных реформ и интеграции страны в мировую экономику. За последние несколько десятилетий формат сотрудничества трансформируется, что обусловлено рядом причин эндогенного и экзогенного характера[40].
Непосредственно МВФ был организатором и стимулом финансовых преобразований в Российской Федерации 1990-х гг. Собственно эти преобразования исполнили важнейшую роль в налаживании интернациональных финансово-экономических взаимосвязей нашего государства и стали главным каналом передачи мирового опыта в образовании рыночных механизмов. Присоединение Российской Федерации к МВФ в 1992 г. предоставило стране возможность привлекать средства фонда в целях проведения экономических преобразований, а также финансирования дефицита бюджета и платежного баланса. Первые восемь лет своего членства в МВФ Россия являлась реципиентом средств фонда[41]. Такие средства выделялись в форме специальных программ финансово-экономической помощи на определенных условиях, которые включали в себя обеспечение макроэкономической стабилизации (в том числе сокращение дефицита бюджета, снижение уровня инфляции, ужесточение денежно-кредитной политики и др.), а также проведение структурных реформ, таких как приватизация предприятий, либерализация внешнеэкономической деятельности, введение рыночного ценообразования и пр.[42].
Длительный период времени, особенно в период до середины 1998 года, МВФ оказывал огромное влияние на отечественную экономику, по этой причине особенно важным считается получение уроков партнерства с этой международной организацией, формирование политики в отношении Фонда и моделирование последующих направлений сотрудничества[43].
Одновременное проведение Россией курса на внешнеэкономическую открытость считается объективной потребностью, и реализоваться оно обязано с учетом предоставления финансовой защищенности и соблюдения государственных интересов нашего государства. Процедура финансовых реформ и интеграции Российской Федерации в систему интернациональной экономики начался с нарастающего партнерства с рядом международных финансовых организаций, и прежде всего, с МВФ[44].
Деятельность МВФ в России до последнего периода являлась наиболее приоритетным курсом деятельности Фонда, т.к. его достижения заключаются в преобразовании экономик стран развивающегося и переходного типа, и в главную очередь под эти реформы подходила Россия, непосредственно устанавливалась целесообразность его существования[45].
Существование в МВФ налагает на Россию и прочие государства обязанность осуществлять условия, отмеченные в Статьях соглашения МВФ. Интеграция в мировое хозяйство в первую очередь требует от государств соблюдения законов, которые стабилизируют интернациональные валютно-экономические взаимоотношения.
Во-первых, долгом государств - членов МВФ считается предотвращение денежных ограничений, сохранение конвертируемости государственной денежной единицы в сфере современных международных денежных операций, а также считается неучастие государств в дискриминационных валютных договорах. Впрочем, установление конвертируемости валют не является заблаговременным требованием вступления государства в МВФ[46].
Во-вторых, государства-члены не обязаны приходить к теории множественности валютных курсов. В соответствии с данным требованием, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару и иным заграничным денежным единицам.
В-третьих, непременным обстоятельством членства Российской Федерации и иных государств в МВФ считается формирование их информационной открытости. Страны-члены обязаны постоянно предоставлять Фонду статистические данные о собственной экономике, платежном балансе, золотовалютных запасах и т. п[47].
Что касается кредитов, в таком случае кредиты МВФ Российской Федерации обусловлены выполнением ряда политико-финансовых соглашений, которые присутствуют в разрабатываемых ими вместе с Фондом программах макроэкономической стабилизации и структурных преобразований. Поскольку кредиты МВФ России и других стран СНГ считаются зачастую составляющей частью интернациональных пакетов финансовой поддержки, то Фонд, формируя собственные условия к данным государствам, почти выступает в качестве проводника политики Запада в целом, в первую очередь ведущих государств «Большой семерки»[48].