Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Теоретические основы развития Международного валютного фонда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
1.1. История развития, структура задачи, и функции Международного валютного фонда
1.2. Роль и значение Международного валютного фонда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Финансовая деятельность Международного валютного фонда
2.2. Взаимодействие России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
Дальнейшее развитие МВФ включает три направления[72]:
- Повышение безопасности потоков капитала состоит из нескольких этапов.
- В рамках укрепления мировой системы финансовой защиты МВФ подготовит обзорный документ, который будет учтен для последующих обсуждений квот. В рамках этого направления Фонд планирует рассмотреть достаточность системы защиты всех категорий государств-членов во время кризисов.
В рамках пересмотра квот с января 2018 г. вступили в силу реформы, завершившие 14-й общий пересмотр квот. Данный пакет реформ обеспечил беспрецедентное стопроцентное увеличение совокупных квот и существенное перебалансирование долей квот, что позволило более точно отражать меняющиеся относительные веса государств-членов МВФ в мировой экономике. В результате квоты каждого из государств-членов МВФ увеличились в совокупности до 477 млрд. СДР (приблизительно 659 млрд. долл.) с приблизительно 238,5 млрд. СДР (примерно 329 млрд. долл.)[73].
- В связи с добавлением китайского юаня в корзину СДР государства- члены Фонда нуждаются в анализе вопросов более широкого использования СДР в международной валютно-финансовой системе, чем и займется Фонд в ближайшее время.
В последние десятилетия вопрос реформирования мировой валютной системы активно обсуждается различными учеными и предлагаются различные варианты, в том числе[74]:
- возвращение системы золотого стандарта;
- введение нового валютного эквивалента;
- создание поливалютной системы;
- создание мультивалютной системы;
- создание новой резервной валюты и замена ею доллара;
- переход к двухуровневой системе.
Наиболее перспективным, по мнению некоторых экономистов представляется многовалютный стандарт как базовый принцип новой мировой валютной системы[75]. Его предпосылкой явилось создание в 1960-1970 гг. мировых финансово-экономических центров (Япония, Западная Европа, США), что привело к изменению соотношения сил между ними, а также появлению новых региональных центров и их валют[76].
Истоки идеи многовалютного стандарта появились в период создания Ямайской валютной системы, когда вместо резервных валют была введена категория свободно используемые валюты. К таким валютам относили не только доллар или фунт стерлингов, но и прочие валюты, используемые при определении средневзвешенного курса СДР (например, евро и японская иена).
Отметим, что концепция СДР оказалась не жизнеспособной. Однако ее идеи имеют перспективный характер, соответствующий тенденциям многоцентризма и регионализма в условиях глобализации мировой экономики[77].
Новый многовалютный стандарт должен соблюдать преемственность и четко определить базовый принцип новой системы. В данном случае имеется в виду состав валют и критерии их выбора. Подтверждением качества и устойчивости мировых денег является способность эффективно выполнять три функции мировых денег, к которым относятся: интернациональная мера стоимости; международное средство платежа и резервов; индикатор конкурентоспособности и признания на мировом финансовом рынке.
Необходимо введение системы глобального регулирования за финансовыми рынками, и, как следствие, корректировка современной архитектуры международной финансовой системы. Реформирование мировой валютной системы должно вестись по следующим направлениям[78]:
- реформирование глобального регулирования финансовых рынков и всей финансовой системой, в том числе регулирование рынка деривативов и свопов[79];
- формирование глобальной резервной системы, являющейся эмитентом глобальной резервной валюты, следовательно, необходимо разработать механизм выпуска этой валюты, определить эмитента, объемы и условия выпуска;
- необходима реформа институциональных структур, которые занимаются вопросами регулирования долговых обязательств стран мира;
- создание инновационных структур управления рисками в развивающихся странах и странах с переходной экономикой, и создание в этой связи инновационных финансовых инструментов[80].
Вопрос формирования наднациональной валюты обсуждается уже давно. Еще Дж. М. Кейнсом в 1943 г. было предложено заменить золотые деньги на банкоры (кредитные деньги) и использовать их в качестве валюты Международного клирингового союза. Однако на конференции в г. Бреттон- Вудс было отвергнуто данное предложение, в силу противоречия господству доллара в мировом сообществе. Впоследствии, в условиях краха Бреттон- Вудской системы эта идея вновь получила право на существование. В начале 90-х гг. Дж. Сорос выдвинул предложение создать международную валюту, которая была бы обеспечена буферными запасами нефти[81].
Данная тенденция обусловлена тем, что наднациональная валюта в большей степени соответствует условиям глобализации мировой экономики, когда возрастают денежные потоки, обслуживающие международное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы. Все это способствует приданию стабильности МВС[82].
Возможность эффективного функционирования данного механизма связана с осуществлением наднациональным центральным банком эмиссии интернациональной валюты, учитывая интересы всего мирового сообщества и предъявляя одинаковые условия ко всем странам-членам данного института. Напомним, что политика МВФ использует дифференцированный подход к странам, в зависимости от того, пользуются они кредитами или нет.
Для разработки концепции наднациональной валюты необходимо учитывать опыт операционной техники эмиссии и функционирования СДР и ЭКЮ как международных счетных валютных единиц, расчеты в которых проводятся в электронной форме путем безналичных перечислений[83].
Что касается вопроса возрождения роли СДР, считаем это нецелесообразным, поскольку данная международная валютная единица показала свою нежизнеспособной в качестве прообраза наднациональной валюты. СДР не получила признания на мировых рынках как интернациональный масштаб соизмерения цен, международное платежное и резервное средство, а в связи с отсутствием рыночного спроса их доля в международной валютной ликвидности составляет всего 0,4 %, а в мировых валютных резервах - 1,2 %. Таким образом, цель, поставленная в Уставе МВФ, не реализована и СДР не стали главным платежным резервным средством[84].
В условиях современного глобального финансового кризиса были обнаружены недостатки Европейской валютной системы. Экономическая политика, проводимая Евросоюзом, создает равные условия для всех стран- членов на территории еврозоны. На внутренних рынках устранены многие тарифные и количественные ограничения, запрещена налоговая дискриминация в отношении товаров, произведенных странами ЕС. При этом конкурентоспособность товаропроизводителей государств-членов еврозоны значительно различается[85]. Страны с более низким уровнем развития не имеют возможности создавать дополнительные конкурентные преимущества для своих производителей путем валютного регулирования (в частности, за счет девальвации национальных валют)[86].
Несовершенство механизмов финансового регулирования перераспределило капитал внутри еврозоны в страны с более высоким уровнем экономического развития задолженности. Обеспечение стабильности евро возможно только при устранении существующих дисбалансов в национальных экономиках стран-членов валютного союза[87].
Следует признать, что в ближайшее время перехода на новую мировую денежную единицу не произойдет, поскольку многие страны имеют существенные резервы, а также инвестиции, номинированные в долларах и других резервных валютах. Отказ от использования существующих валют может привести к серьезным финансовым потерям. Однако уже сейчас могут быть созданы новые наднациональные структуры, действующие вне МВФ. Уже сейчас можно внедрять новую условную денежную единицу и использовать ее в качестве средства платежа и сбережения наряду с действующими международными валютами. Данные мероприятия создадут альтернативу МФВ и станут предпосылкой дальнейшего реформирования Ямайской валютной системы[88].
В рамках построения новой финансовой архитектуры необходимо предпринять следующие шаги[89]:
- разработать новые правила деятельности ведущих мировых рейтинговых агентств и установить контроль над ними;
- увеличить легитимность имеющихся финансовых институтов;
- укрепить мировую финансовую систему за счет создания мировых финансовых центров и множества резервных валют;
- совершенствовать систему управления рисками на основе «гармонизированной системы международных и национальных стандартов в деятельности участников финансовых рынков»;
- создать многополярную систему управления международными организациями;
- сформировать новый центр силы объединением усилий России и Китая, присоединение к ним стран ШОС, создание своей валютно-финансовой системы, создание региональной банковской системы[90], собственных рейтинговых агентств, введение единой региональной валюты;
- сохранить свободный выбор любого режима валютного курса, что соответствует принципам по-слекризисного развития мировой экономики, основанным на либерализме и на межгосударственном регулировании;
- закрепить в многовалютном стандарте использование золота в качестве международного резервного актива и определить принципы регулирования операций с золотом центральных банков, чтобы исключить резкие колебания его цены с учетом уроков современного кризиса. Что, однако, не означает возврат к золотомонетному стандарту[91].
Вопрос реформирования МВС в условиях кризиса и посткризисного развития, стоит достаточно остро и определенные шаги в данном направлении осуществляются[92]. Однако при дальнейшем реформировании целесообразно учитывать исторический опыт при проведении валютных реформ, сложность и длительность процедуры согласования вопросов, связанных с суверенитетом и различными интересами стран мирового сообщества[93].
Таким образом, подводя итог дальнейшего развития МВФ необходимо отметить, что в программу дальнейшей работы Фонда включены три направления: повышение безопасности потоков капитала; укрепление мировой системы финансовой защиты; увеличение роли СДР.
Заключение
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
МВФ - глобальная организация, насчитывающая 189 государств-членов и созданная для содействия благополучию мировой экономики. МВФ стремится способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере, обеспечивать финансовую стабильность, содействовать международной торговле, высокой занятости, устойчивому экономическому росту и сокращению бедности во всем мире.
Причинами постоянной критики МВФ со стороны различных ученых и политиков являются проамериканский характер действий МВФ и неэффективность его рекомендаций по выходу из кризисной ситуации. Система международных кредитных отношений оценивается учеными и политиками разных стран по - разному. Но важную роль МВФ играл в регулировании денежных отношений на протяжении всего его существования. В связи с Бреттон - Вудским соглашением Фонд поставил перед собой задачу упорядочения обменных курсов, то есть регулирования и поддержания валютных паритетов участвующих стран. Деятельность Фонда также сопровождалась крупными финансовыми и политическими скандалами. Поэтому цели и задачи МВФ часто менялись. Они все еще находятся в процессе переосмысления и реформирования.
Если ранее МВФ оказывал помощь странам, которые временно оказались в кризисной ситуации, то в нынешних реалиях, кредиты выдаются странам на жестких условиях, что вынуждает страны брать следующие транши. Действуя в интересах крупных стран, МВФ, по нашему мнению, фактически стали инструментом экономической экспансии стран- заёмщиков.
МВФ - организация, которая контролирует мировые финансы. Она основана на членстве и включает 75% всех государств в мире. Голоса распределяются между странами по весу в мировой экономике. Больше всего голосов у США - они единственные, кто имеет право вето. Фонд кредитования МВФ - 750 млрд. долларов США. На середину 2019 года МВФ планирует предоставить кредиты 75 странам на общую сумму 85 млрд. долларов США. Вместе с кредитом фонд даёт рекомендации по изменении экономики и политики заёмщика. Если рекомендации не выполняются, транши прекращаются.