Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (Теоретические основы развития Международного валютного фонда).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
1.1. История развития, структура задачи, и функции Международного валютного фонда
1.2. Роль и значение Международного валютного фонда
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Финансовая деятельность Международного валютного фонда
2.2. Взаимодействие России с Международным валютным фондом в условиях глобализации
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
Важным превосходством кредитов МВФ, общедоступных для Российской Федерации в первой середине 90-х гг., существовала их невысокая стоимость согласно сопоставлению с рыночными ресурсами. Как известно, кредитные средства Фонда почти полностью заключаются из взносов стран-участниц, в следствии которых выдвигаются бюджетные ассигнования, то есть деньги налогоплательщиков[49].
Вступление России в МВФ способствовало форсированию её интеграции в глобальную экономику и валютную систему. Почти сразу же после вхождения возникла подготовка к внедрению ограничений конвертации рубля. Первоначально была внедрена внутренняя обратимость, после - унифицирован курс валюты. Включение ограничений обратимости рубля с 1 июня 1996 г. и последующие меры по либерализации некоторых процедур интернационального движения капиталов существенно увеличили вовлеченность Российской Федерации в мировое хозяйство и мировую валютно-финансовую систему[50].
Между тем инициатива придания рублю статуса мировой резервной валюты не была поддержана МВФ. В частности, представители МВФ отмечали, что сложность использования рубля в качестве резервной валюты, как и других валют развивающихся стран, состоит «в небольшой эмиссии по сравнению с традиционными эмитентами резервных валют», и выражали сомнения, что такие страны смогут «удовлетворить огромный существующий спрос»[51].
Участие в МВФ позволило Российской Федерации принимать участие в решении важнейших мировых проблем. При вхождении в Фонд Россия приобрела возможность иметь собственного представителя в Директорате МВФ и в таких важных структурах как Международный валютно-финансовый совет МВФ и Комитет развития МВФ - МБРР. В рамках данных институтов формируются соглашения, затрагивающие основы функционирования международный валютно-экономической концепции, системы официальной и частной помощи развитию, а также принимаются меры по стабилизации интернациональных экономических рынков и предотвращения мировых валютно-финансовых кризисов[52].
Вместе с тем участие России практически сближается только к текущему рассмотрению проблем без возможности воздействовать на установление постановлений. Объем квоты гарантирует ей в целом только 2,8% голосов, в то время как решение более значимых проблем потребует 85% и невозможно без согласия государств, располагающих совокупно 15% голосов[53]. В роли таких центров выступают США, ЕС и «Группа-24», объединяющая формирующиеся государства (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Квоты России, других стран СНГ и стран Балтии в МВФ в 2008-2010 гг.
Страна |
Квоты |
Голоса |
||
После реформы 2008г. |
После реформы 2010г. |
После реформы 2008г. |
После реформы 2010г. |
|
США |
17,7 |
17,4 |
16,7 |
16,5 |
Япония |
6,6 |
6,5 |
6,2 |
6,1 |
Германия |
6,1 |
5,6 |
5,8 |
5,3 |
Франция |
4,5 |
4,2 |
4,3 |
4 |
Великобритания |
4,5 |
4,2 |
4,3 |
4 |
Китай |
4 |
6,4 |
3,8 |
6,1 |
Италия |
3,3 |
3,2 |
3,2 |
3 |
Саудовская Аравия |
2,9 |
2,1 |
2,8 |
2 |
Канада |
2,7 |
2,3 |
2,6 |
2,2 |
Россия |
2,5 |
2,7 |
2,4 |
2,6 |
Индия |
2,4 |
2,7 |
2,3 |
2,6 |
Составлено автором на основе данных[54].
Обращение Российской Федерации к пересмотру квот и голосов в МВФ был определен ещё и тем, что в следствии второго раунда специфического пересмотра квот, состоявшегося в 2008 г., она оказалась в числе государств, квота которых в капитале МВФ снизилась - с 2,8% до 2,49%[55].
Сотрудничество России с МВФ в 1990-е годы внесло существенный вклад в выполнение рыночных реформ в государстве, вторжение в Российскую Федерацию современного всемирного опыта в сфере макроэкономической, бюджетной и денежно-кредитной политики. Советы МВФ в большой степени заложили базу устойчивого финансового развития России в 2000-е года[56].
С другой стороны, постановления властей об ограничении бюджетного дефицита, приватизации больших фирм, укреплении экономического сектора время от времени подвергаются критике отнюдь не только лишь со стороны оппозиции, однако и изнутри самого правительства.
Основными задачами российской финансовой политики в посткризисный период 2010-2012 гг. были модернизация и формирование инноваций. Однако задача модернизации экономики, предполагающая преодоление сырьевой направленности экспорта РФ и отставания в научно-технической области, потребует выполнения такой политики, которая гарантировала бы в долговременной перспективе среднегодовые темпы экономического роста больше 4,5-5%[57].
Но в настоящее время сдерживающее воздействие на увеличение российской экономики оказывают проявления новейших, однако различных по степени интенсивности предкризисных тенденций, сопряженных с негативным формированием ситуации на внешних рынках. В течение 2011-2012 гг. отслеживалась крайне низкая динамика увеличения отечественного сырьевого экспорта (металлов, химической продукции и продукции лесного комплекса)[58].
К началу 2013 г. в российской экономике сложились последующие негативные тенденции МВФ и России в меняющемся мире[59]:
- вхождение экономики в очередную фазу торможения темпов повышения;
- значительное затормаживание в сентябре - декабре 2012 г. инвестиций (в декабре, согласно предварительным анализам, замечен упадок на 0,7%; за год инвестиции увеличились на 6,7% согласно сравнению с 8,3% в 2011 г.);
- стагнация государственного потребления, а, кроме того внешнего спроса (в силу текущей динамики международный экономики);
- понижение темпов роста импорта во II-IV кв. 2012 г. (физический рост товарного ввоза собрал только 4,3%), что указывает о снижении финансовой активности;
- недостаток помощи со стороны экспорта экономическому росту (рост за год 1,8%). Замечается понижение экспортных цен на отдельные типы продукта (экспортные цены в долларовом выражении возросли в среднем на 1% согласно сравнению с увеличением на 23 и 30% в 2010-2011 гг.).
К началу 2013 г. потребность жителей так и осталась одним из важных условий, поддерживающих увеличение российской экономики (розничный товарооборот возрос на 5,9% по отношению к 2011 г.)[60].
В настоящее время Россия сталкивается с множеством проблем в мировой экономической системе, в том числе эти проблемы связаны с МВФ. Наиболее важной проблемой на сегодняшний день является распределение квот и голосов внутри фонда. МВФ необходимо пересмотреть состав участников и значимость их участия в Фонде. Расстановка на мировой политической арене давно поменялась, в данный момент времени главенствующую роль играют развивающиеся страны, они вносят огромный вклад в благосостояние Мирового валютного фонда[61]. С 1990 г. доля развивающихся стран и стран с формирующимися рынками в мировом ВВП существенно возросла: с 36,1% в 1990 г. до 58,1% в 2017 г. В период 2008-2009 гг., когда всё мировое сообщество охватил глобальный экономический кризис, многие государства выступали против сложившейся системы финансового регулирования. Неэффективность МВФ была связана с главенствующей позицией стран «Большой семерки» в принятии наиболее важных решений, в то время как формирующиеся экономики практически не оказывали влияние на политику фонда. Такая ситуация не отражала происходящих изменений в мировой экономике[62].
В задачи МВФ также входит прогнозирование экономических процессов. В октябре аналитическая служба МВФ выступила с докладом о прогнозируемых темпах роста экономики России. Фонд ожидает от российской экономки роста в 2019 году уже на 1,8%[63]. Во многом изменение прогноза на 2019 год связано с ростом цен на энергоносители, следует из пояснений фонда. Нигерия, Казахстан, Россия и Саудовская Аравия входят в число экспортеров нефти, которые выиграют от повышения цен на нефть в 2019 году[64]. Также в ноябре 2018 года МВФ заявил, что темпы роста ВВП России в 2019 году составят 1,8% против 1,5% по июльскому прогнозу - благодаря ценам на нефть и повышению внутреннего спроса. Но прогноз роста экономики страны на 2018 год остался прежним - 1,7%. Общая точка зрения МВФ на российскую финансовую сферу перспективная[65]. «В России в последние годы был достигнут значительный прогресс в поддержании финансовой стабильности. Он включает закрытие слабых банков, реализацию запланированных реформ, принятие мер по сокращению зависимости от доллара и увеличение рисков по необеспеченным потребительским и ипотечным займам», - говорится в отчете[66].
Таким образом, охарактеризовать роль участия Российской Федерации в Фонде возможно, подчеркнув ряд ключевых факторов. Так, вступление России в МВФ содействовало ускорению её интеграции в мировую экономику и глобальную финансовую систему. Членство в Фонде позволило России не только получать кредиты и техническую поддержку, но и обеспечило более глубокую, быструю и успешную интеграцию в мировое хозяйство: получить доступ на мировые рынки товаров услуг и факторов производства, либерализовать внешнеторговые отношения, а также обеспечить гарантированный доступ инвестиций в экономику и упорядочить рыночные отношения.
Определенно, вступление России в МВФ способствовало увеличение скорости её интеграции в мировую экономическую и валютную системы. Также, Фонд помог РФ реструктуризировать внешний долг перед Парижским и Лондонским клубами кредиторов. Но с другой стороны огромное количество рецептов МВФ были абсолютно не готовы принимать во внимание реалии нашей страны. Фонд часто не учитывает индивидуальные и неповторимые особенности РФ, а действует строгим теоретическим моделям, которые просто невозможно применить к часто изменяющейся экономике России.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА
МВФ играет ведущую роль в международной валютно-финансовой системе. В настоящее время мировая экономика характеризуется рядом структурных сдвигов, и их сочетание ведет к росту напряженности и рисков[67].
Во-первых, ведущая роль одной или двух основных резервных валют означает, что изменения в одной экономике могут оказывать существенное воздействие на другие, ограничивая выбор мер внутренней политики.
В-вторых, по мере того как страны становятся более экономически взаимосвязанными, проявления волатильности потоков капитала превращаются в постоянный элемент экономического ландшафта.
В-третьих, МВФ проделана большая работа по вопросам финансового сектора, особенно финансовых организаций и распространения риска, но в то же время значительную роль стали играть небанковские финансовые организации, и это необходимо принимать во внимание.
Фонд должен наблюдать за развитием экономик стран-членов и не допускать возникновения дисбалансов в различных регионах мира, особенно нарастания финансовых дисбалансов[68].
Необходимо обеспечить интеграцию стран с формирующимся рынком в международную валютно-финансовую систему с целью достижения ими более высокого уровня жизни[69]. Для многих стран- членов важно развивать и углублять финансовую систему, особенно в периоды повышенной волатильности на рынках. Процесс сближения потребует от некоторых стран с формирующимся рынком сохранять в течение некоторого времени небольшие дефициты счета текущих операций и использовать притоки капитала для финансирования этих дефицитов. Следовательно, необходимо, чтобы притоки были более стабильными на протяжении длительного времени, и следует принять решение, как обеспечить их безопасность. В данном случае, возможно проведение макропруденциальной политики, которая нацелена на достижение стабильности в экономике в целом[70].
Развитие МВФ будет также включать обеспечение действенной глобальной системы финансовой защиты. Эта система защиты, или система кредитования, должна реагировать на три потребности в мировой экономике: стимулировать проведение более взвешенной политики, финансировать осуществление корректировок достаточно высокими темпами и обеспечить страхование для «невинных свидетелей», которые могут пострадать от происходящих изменений. Другой уровень системы защиты - региональные механизмы финансирования, такие как Чиангмайская инициатива, и МВФ необходимо искать пути более тесного взаимодействия с ними[71].