Файл: Цель и задачи налогового учета (Общая характеристика налогового учета в РФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 1997 г. корректировок бухгалтерской прибыли в целях налогооб­ложения стало столько, что назрела необходимость в специальной форме, в которой бы они отражались. В связи с этим была введена Справка о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 «Рас­чета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли».

В 2000 г. в связи с изданием Инструкции Министерства по нало­гам и сборам РФ № 62 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций» в качестве прило­жения № 4 была утверждена новая форма справки, в которой коли­чество строк корректировки приближалось к ста.

В 1998 г. утверждена Программа Правительства РФ реформиро­вания бухгалтерского учета в соответствии с МСФО. В 2001 г. Правительством Российской Федерации были одобрены меры по реализации этой программы (Письмо от 13.04.2001 г. № КА-П13- 06573).

Можно предположить, что все перечисленные законодательные поправки на второй стадии развития налогового учета (1995—2001 гг.) свидетельствуют о том, что Правительство РФ в реформе российско­го бухгалтерского учета делает ориентиром собственническую (англо­американскую) концепцию развития учета. [26, С. 178]

На первом этапе развития отечественного налогового учета, с 1992 г. по 2001 г., бухгалтерский учет был инструментом полного от­ражения всей хозяйственной деятельности и финансового состояния организации. Налоговый учет представлял собой встроенный элемент бухгалтерского учета, ограничивающий некоторые расходы или хо­зяйственные действия предприятия, которые создавали им необосно­ванные с точки зрения интересов государства и хозяйствующих субъ­ектов преимущества. По своей сути он представлял собой корректи­ровку налогооблагаемой базы, сформированной в бухгалтерском учете. Экономические преобразования в стране привели к усложне­нию хозяйственной деятельности предприятий, появлению новых объектов учета (нематериальные активы, ценные бумаги, опционы, фьючерсы), что потребовало совершенствования методологии и раз­работки новых методик ведения учета. Выход России на международ­ные рынки товаров и капитала выдвинул требование повышения про­зрачности отчетности российских организаций. При этом глобализа­ция мировой экономики вызвала необходимость международной стандартизации учета путем гармонизации национальных систем уче­та на основе МСФО. В ходе реформирования учета и отчетности в России процесс формирования бухгалтерской информации все в боль­шей степени соответствовал общепризнанным правилам и стандартам, что вошло в противоречие с национально ориентированной системой налогообложения, которая этот период переживала процесс станов­ления и развития. В результате этого системная бухгалтерская инфор­мация перестала соответствовать требованиям налогового законода­тельства при исчислении налога на прибыль. [13,С. 51]


Более того, проявившиеся в постперестроечный период тенден­ции и характер развития отечественного учета показали искажение его естественных функций. Вместо того чтобы служить источником информации для экономических контрагентов и тем самым способ­ствовать эффективному распределению ограниченных ресурсов в экономике, отечественный бухгалтерский учет стал вырождаться в инструмент налогообложения. Вышесказанное обусловило начало второго этапа (с 2002 г.) становления налогового учета в России, в ко­тором происходит нормативное обособление налогового учета от бухгалтерского.

Начало второго этапа формирования налогового учета ознамено­валось введением в 2002 г. гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль органи­заций». В ней была законодательно продекларирована обязатель­ность ведения особого вида учета — налогового. Именно с принятия гл. 25 НК РФ официально появился налоговый учет в России. Одна­ко, опираясь на вышеприведенный ретроспективный анализ эволю­ции налогового учета в России, можно с уверенностью утверждать, что это событие касается больше формы, нежели содержания данно­го явления. По существу в 2002 г. никакого введения налогового уче­та не было. Он уже задолго до этого существовал де-факто под вы­веской «бухгалтерского учета».[7, С. 97]

Можно назвать несколько причин, в силу которых официальное введение в 2002 г. налогового учета ограничилось только гл. 25 НК РФ, т.е. налогом на прибыль:

  • осмотрительность и равномерность в реформировании учет­ной системы. В силу революционного характера российских рыночных реформ представлялось чересчур смелым и неосто­рожным распространить налоговый учет на все налоговые от­ношения. Именно это явилось одной из причин решения за­конодателя ограничиться на некоторый период одним нало­гом, по которому ведение налогового учета является наиболее актуальным;
  • особенность объекта налогообложения. Только у налога на при­быль объект налогообложения совпадает с главным показателем финансовых результатов деятельности организации, который используется в финансовой отчетности, — прибылью;
  • специфика расчета налоговой базы. Лишь у налога на прибыль определение налоговой базы требует обработки значительного количества разнородных показателей — доходов и расходов. Для определения базы по другим видам налогов достаточно ведения совокупности учетных регистров, относительно не­больших по объему;
  • техническая причина. Налоговый кодекс создавался постепен­но, и процесс его формирования является результатом деятель­ности большого количества комиссий, комитетов и т.п., кото­рые не всегда взаимодействуют в полном объеме между собой. Поэтому изначально заложенные принципы налогообложения в первой части НК РФ никак не связывались с идеей введения налогового учета в целях налогообложения прибыли в период создания гл. 25 НК РФ [2].

Принятие гл. 25 НК РФ (начало третьей стадии формирования на­логового учета) стало причиной рекордного количества споров и дис­куссий в научных и практических кругах. Это побудило государство искать новые пути взаимодействия бухгалтерской и налоговой инфор­мационной систем. В 2002 г. принято положение по бухгалтерскому учету 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль», с помощью кото­рого через механизм учета налоговых разниц были сделаны шаги по систематизации взаимоотношений бухгалтерского и налогового учета, в 2003 г. внесены соответствующие поправки в план счетов бухгалтер­ского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций.

Четвертая стадия формирования в России учета в целях нало­гообложения началась в 2004 г., когда на государственном уровне вновь взят курс на сближение бухгалтерского и налогового учета. Концепция развития бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетно­сти на среднесрочную перспективу (Приказ Минфина РФ № 180 от 01.07.2004 г.) в качестве основного из возможных вариантов взаимо­действия бухгалтерского учета и налогообложения определила путь, по которому «налоговая отчетность должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете путем корректи­ровки ее по правилам налогового законодательства» [15].

Так, Федеральным законом от 06.06.2005 г. № 58-ФЗ «О внесении изменений в ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации и некото­рые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесен ряд изменений в гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, которые коснулись вопросов организации налогового учета (порядка признания в целях налогообложения прямых и косвенных расходов, незавершенного производства, определения расходов по тор­говым операциям, а также учета отдельных объектов налогообложения: резерва по сомнительным долгам, неотделимых улучшений арендован­ного имущества, материально-производственных запасов, амортизаци­онной премии и др.) и в большей степени давали возможность налого­плательщикам сближать бухгалтерскую и налоговую учетные системы.

В 2008 г. принят Федеральный закон № 158-ФЗ, некоторые поло­жения которого также подтверждают намерения законодателей сбли­зить налоговый и бухгалтерский учет. Так, с 01.01.2009 г. суточные и полевое довольствие учитываются в полном объеме, а не в пределах «правительственных» норм; сумма единовременного списания сто­имости программ для ЭВМ и баз данных увеличилась до 20 тыс. руб.;

затраты на НИОКР (в том числе не давшие положительного резуль­тата) признаются в период их осуществления и включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5; разрешено амортизировать капитальные вложения в безвозмезд­но используемое имущество; отменен специальный коэффициент 0,5 по легковым автомобилям первоначальной стоимостью свыше 600 тыс. руб. и пассажирским микроавтобусам первоначальной стои­мостью свыше 800 тыс. руб.; расширен перечень материальных рас­ходов организаций.


Антикризисные поправки в НК РФ ознаменовали начало пятой стадии развития отечественного налогового учета, на которой про­изошло еще большее разделение изучаемых учетных систем в части учета объектов амортизируемого имущества посредством внесения корректировок в методику применения нелинейного способа начис­ления амортизации. Федеральным законом № 224-ФЗ увеличен раз­мер амортизационной премии до 30% и др.

Большинство внесенных изменений связано с тем, что практика применения гл. 25 НК РФ показала необходимость уточнения от­дельных ее норм с целью упрощения учета отдельных объектов нало­гообложения. Безусловно, регулярное обновление нормативно-пра­вовой базы необходимо в свете стремительно изменяющейся хозяй­ственной жизни, однако вносимые поправки не должны порождать противоречия. Так, в связи с введением 01.01.2002 г. гл. 25 НК РФ в одном только Бюджетном комитете Государственной думы РФ рас­сматривалось в этом же году около 500 налоговых законопроектов. Из них 92% — законопроекты о внесении изменений и дополнений в старые законы, которые, в свою очередь, тоже содержали ранее принятые изменения и дополнения [44]. При этом никаких карди­нальных мер по определению статуса налогового учета принято не было, а в регулировании бухгалтерского учета до сих пор остается глубокий «налоговый след».

1.3 Принципы ведения налогового учета

Объектами налогового учета являются хозяйственные операции, осуществленные налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода, формирующие или оказывающие влияние на формирование доходов и расходов для целей налогообложения прибыли.

Цель налогового учета состоит в формировании полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного налогового периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. 20, С. 297

Таким образом, цель налогового учета определяется интересами пользователей информации.

Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчетов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет.

Для выполнения функций и задач, стоящих перед налоговым учетом, налоговым законодательством определены специальные приемы и способы, образующие методологию налогового учета.


С того момента как произведена официальная регистрация предприятия или индивидуального предпринимателя, начинается постановка и ведение бухгалтерского и налогового учета организации. Процесс постановки заключается в определении критериев, согласно которым будет в дальнейшем осуществляться деятельность, в выборе системы налогообложения, обозначении материально ответственных лиц.

От того, насколько грамотно будут оказаны бухгалтерские услуги на этом этапе, зависит в будущем учетная политика предприятия и ее результаты. Поэтому очень важно, чтобы были максимально соблюдены принципы при ведении бухгалтерского и налогового учета.

Принцип денежного измерения. Все формы налоговой отчетности, в том числе и выписка из единого государственного реестра юридических лиц, должны отражать информацию о финансовом обороте в денежной валюте, принятой на территории того государства, где действует предприятие.

Принцип имущественной обособленности. Имущество, принадлежащее организации, не может являться собственностью юридических лиц, входящих в организацию.

Принцип непрерывности деятельности. Ведение налогового учета должно осуществляться с момента регистрации предприятия согласно отчетным нормам, установленным налоговым органом.

Принцип последовательности. Правила и стандарты налогового учета применяются в последовательности, установленной в соответствии с налоговыми периодами.

Принцип равномерности. Размеры доходов и расходов отражаются в отчетной налоговой документации одновременно в одном и том же отчетном периоде, в течение которого они были произведены.

Глава 2 Основные положения организации налогового учета

2.1 Организация налогового учета

Налоговый учет характеризуется как определенная упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения хранения и передачи информации для определения налоговой базы для налога на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством. Как правило, налоговый учет осуществляется путем сплошного, непрерывного и документального учета хозяйственных операций, связанных с исчислением налоговой базы конкретного налога.

Налоговый учет имеет трехуровневую структуру:

1 - и - уровень первичных учетных документов;

2 - й - уровень налоговых регистров;

3 - й - уровень налоговой отчетности по конкретному налога.