Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2010 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Санкт-петербургский государственный инженерно-
экономический университет»
И.В. Андреева, О. Б. Бетина
Организационная
культура
Учебное пособие
Санкт-Петербург
2010

Рецензенты:
Чуланова Г.Ю., к.э.н., доц., зав.каф. менеджмента ГУ-ВШЭ,
Кошелева С.В., д.пс.н., проф. каф. организационного поведения и управления персоналом Высшей Школы Менеджмента СПбГУ,
Салимьянова И.Г., к.э.н., проф. каф. общего менеджмента
СПбГИЭУ.

Предисловие
Современный этап развития управленческих наук отмечен появлением большого числа направлений и подходов к управле- нию персоналом, который понимается большинством авторов как один из факторов конкурентоспособности организации.
Концепция корпоративной культуры была разработана на
Западе. В России ее широкое использование затруднено отсутст- вием исследований, которые помогли бы учесть ценностную ос- нову поведения персонала: совместимость различных типов культур, в том числе национальных, феномен сопротивления пер- сонала корпоративным нововведениям др. Несмотря это, данная концепция представляется перспективной для России. Корпора- тивная культура сегодня остается одним из наиболее действен- ных инструментов адаптации, развития и мотивации персонала.
Учебный курс «Организационная культура» является обяза- тельным для большинства программ обучения по управленче- ским специальностям. Его пререквизитами являются курсы «Тео- рия организаций», «Управление персоналом», «Организационное поведение». В последние годы появилось значительное количест- во научной и учебной литературы по указанным направлениям
1 1
Управление человеческими ресурсами /Пер. с англ., СПб.: Питер, 2002; Стредвик Д.
Управление персоналом в малом бизнесе /Пер. с англ., СПб.:Изд.Дом «Нева», 2003;
Ньюстром Дж.В., Дэвис К. Организационное поведение. –СПб.: Издательство «Питер»,
2000 ; Управление персоналом организации: Учебник/ Под ред. А.Я.Кибанова. - М.:
Приор, 2008; Морозова И.Н. HR-менеджмент: справочник менеджера по персоналу.-
"Феникс", 2006; Шапиро С. А.,. Шатаева О. В. Основы управления персоналом в со- временных организациях. - РОСБУХ 2008 и др.

Появились также работы, полностью или частично посвя- щенные проблемам организационной культуры, освещающие отечественный и зарубежный опыт в области поведенческих на- ук, а также содержащих критический анализ конкретных текстов и рекомендации по использованию его элементов в отечествен- ных условиях
2
Обилие теоретических походов к организационной культу- ре, не очевидная взаимосвязь этой научной и учебной дисципли- ны с другими управленческими дисциплинами затрудняет ее изу- чение студентами и последующее использование полученных знаний молодыми специалистами.
Целью настоящего учебного пособия является помощь сту- дентам вузов, а также всем изучающим организационную куль- туру самостоятельно, в получении основных знаний по этому курсу, изложенных в компактной форме в соответствии с госу- дарственным образовательным стандартом.
Авторы понимают организационную культуру как ценност- ную основу поведения персонала, а корпоративную культуру – как систему согласованных ценностей, выделяющих организа- цию из прочих подобных и ориентированную на определенного потребителя ее товаров или услуг и являющуюся фактором ее
2
Карпец О.В. Теория организации: Учебное пособие. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ,
2004. - 130 с. ; Лысов О.Е. Менеджмент: Учебное пособие. - СПб.: ГУАП, 2004. - 174 с.
Ушаков К.М. Развитие организации: в поисках адекватных теорий. - М.: "Сентябрь",
2004. - 192 с. и др.

привлекательности для потребителей, а следовательно, и факто- ром конкурентоспособности.
1. Понятие, структура и содержание организаци-
онной культуры.
1.1. Множественность представлений о сущности фено-
мена культуры. Определения культуры.
Понятие организационной культуры в управленческих и смежных с ними областях знания возникает лишь в 80-е годы XX столетия. Попытка определить некую внутреннюю характеристи- ку организации, связанную с чувством принадлежности к органи- зации, достаточно стабильную, отличающую одну организацию от другой, и поддающуюся, вместе с тем, воздействиям со сторо- ны менеджмента, позволила выделить ее признаки: общая систе- ма ценностей, нормы поведения, правила и традиции, символика и язык и т.п. Поскольку все эти понятия принадлежат, в общем и целом, культурологи, понятие «культура» применительно к ор- ганизации оказалось самым адекватным.
Естественная культурологическая опосредованность поня- тия организационной культуры заставляет обратиться к более общему понятию культуры.
Сегодня интерес к сфере знаний, затрагивающей область культуры, огромен. Это вызвано несколькими причинами. Во-
первых, овладение людьми физическим и виртуальным про- странством привело к более интенсивным коммуникациям между людьми, принадлежащими к различным культурам и стремящим- ся к взаимопониманию. Во-вторых, значительно увеличился вес экономического империализма в науках – стремления объяснить любые явления экономическим языком. Это привело к тому, что огромную область человеческих отношений оказалась невозмож- ным понять, если не вводить каких-либо неэкономических объ- яснительных принципов, одним из которых явно оказывается культурологический. И наконец, глобальные мировые процессы способствующие разрушению традиционных культур, сопровож- даются своего рода противодействием – желанием понять, сохра- нить и приумножить культуру и культурные ценности.
Культуру можно рассматривать, как минимум, на двух уровнях – научном и обыденном. Большинство людей, говоря о культуре, имеют в виду общепринятые и устоявшиеся ее значе- ния:
• сфера жизни общества, получившая институциональное закрепление (министерства культуры с разветвленным аппаратом чиновников, средние специальные и высшие заведения, готовя- щие специалистов по культуре, журналы, общества, клубы, теат- ры, музеи и т. д., занимающиеся производством и распростране- нием духовных ценностей);
• совокупность духовных ценностей и норм, присущих большой социальной группе, общности, народу или нации (эли-

тарная культура, русская культура, русская зарубежная культура, культура молодежи и др.);
• высокий уровень качественного развития духовных дос- тижений («культурный» человек в значении воспитанный, «куль- тура рабочего места» в значении «опрятно прибранное, чистое функциональное пространство»).
Научное представление о культуре как особом явлении дей- ствительности и осмысление ее как предмета самостоятельного научного исследования сложились относительно недавно. В те- чение тысячелетий видение культуры и знания о ней фиксирова- лись как нечто само собой разумеющееся, как контекст, в произ- ведениях искусства, в работах ученых и в литературе.
Слово «культура» присутствовало в древней латыни и озна- чало возделывание, обработку, "культивирование" земли для то- го, чтобы она принесла свои плоды, а корень "культ" ("поклоне- ние, почитание") указывал на предполагаемое наличие высшего начала, стоящего над человеком и ограничивающего его произ- вол. Позже, с развитием ремесел, первоначальный «агрокультур- ный» смысл этого понятия не столько изменился, сколько суще- ственно расширился. «Культура» стала обозначать качества от- дельных людей, групп людей и целых наций. Появилось пред- ставление о «культурных», «высококультурных» людях и нациях в отличие от диких, «некультурных». Общий смысл понятия культуры связывался со способностью к осмысленному социаль- ному поведению по особым правилам, навыкам действия с при-
родными и сознанными людьми объектами, памятью о своем прошлом и представлением о своем будущем.
Устойчивое употребление понятие "культура" приобрело в
Европе только в XVIII веке, вошедшем в историю под именем эпохи Просвещения. Примечательно, что в то время латынь утра- чивает свое значение единого и всеобщего научного языка. При- нимается идея, что культуру как человеческое качество можно сознательно формировать в процессе обучения и воспитания.
Решающую роль при этом приобретает знание, наделяющееся особой ценностью. Возникает и укрепляется понятие «духовной культуры» как результата образовательной и самообразователь- ной работы особым образом настроенного человека, а «культур- ное» начинает означать нечто противоположное «природному».
Философия, а также историческая наука, сосредоточенные на описании и событий и их интерпретации в человеческом об- ществе, не могли не касаться культурной проблематики. То же самое можно сказать и о таких науках, как этнография, филоло- гия, антропология. Позже к ним присоединились и социология, психология, политология и др. Таким образом, еще не осознав- шая себя как самостоятельную науку, в XIX-XX столетиях куль- турология формировалась в рамках других наук.
Ключевым моментом для заявления культурологии о себе как самостоятельной науке принято считать выход в свет в 1871 году книги английского ученого Э. Тайлора «Первобытная куль- тура», вызвавшей огромный интерес читателей. Особенностью

подхода Э.Тайлора было то, что он стремился отыскать базовые элементы в составе первобытной культуры и проследить их раз- витие, что позволило, по его мнению, реконструировать исход- ные формы человеческого существования. Такие элементы - тра- диции, обряды и ритуалы, мифы и верования, уклад жизни «ар- хаических» народов, находящихся на дописьменной стадии раз- вития, позволяют понять многие явления современности, до сих пор не находившие объяснения.
Вопрос об определении предмета культурологи был постав- лен позже, в 1949 году американским ученым Л. Уайтом в работе
«Наука о культуре». В культуре он выделил три подсистемы: технологическую, социальную и идеологическую. Технологиче- ская подсистема культуры является главной. Она определяет опо- средованные орудиями производства отношения между челове- ком и природой. Социальная подсистема культуры охватывает экономические, нравственные и политические отношения между людьми. Идеологическая подсистема культуры представлена знаниями, верованиями и мифами.
В такой ситуации становилось очевидным, что не было, и нет единого мнения исследователей о том, что именно должно пониматься под словом «культура» и в чем сущность наук, ее изучающих.
В середине XX века были предприняты самостоятельные исследования, посвященные определениям культуры. Они пока- зали не только возрастающий интерес к феномену культуры, но и
огромный разброс подходов к пониманию ее сущности. Так, по подсчетам американских культурологов А. Кребера и К. Клакхо- на, с 1871 по 1919 гг. различными науками было дано семь опре- делений культуры, с 1920 по 1950 их число возросло до 150, а в настоящее время их насчитывается более 500. Чтобы упорядо- чить полученный материал, А.Кребер и К.Клакхон разделили все определения на группы в зависимости от того, каким образом они были сформированы. Всего было получено 6 групп определений:
1. Описательные определения, которые интерпретируют культуру как сумму всех видов человеческой деятельности, обы- чаев, верований.
2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.
3. Нормативные определения, которые рассматривают куль- туру как совокупность норм и правил, организующих человече- ское поведение.
4. Психологические определения, в соответствии с которы- ми культура представляет собой совокупность форм приобретен- ного поведения, возникающих в результате приспособления и культурной адаптации человека к окружающим условиям жизни.
5. Структурные определения, которые представляют куль- туру в виде различного рода моделей или единой системы взаи- мосвязанных феноменов.
6. Генетические определения, основывающиеся на понима- нии культуры как результате адаптации человеческих групп к

среде своего обитания.
Существуют и достаточно экзотические определения, кото- рые трудно вписать в какую-либо систему. Например В. Оствальд определяет культуру как преобразование энергии природной в человечески полезную энергию. Й.Хейзенга предлагает рассмат- ривать культуру как игру. Некоторые авторы предлагают все су- ществующие определения рассматривать как одно развернутое определение, каждая отдельная часть которого характеризует один из аспектов целостного явления культуры.
Отечественные культурологи также внесли свой вклад в оп- ределение сущности культуры. Так, И.Ф. Кефели рассматривает культуру в связи с ее рукотворной природой, сущностью кото- рой является и создание самого человека, его самореализация.
Сущность культуры проявляется в культурном прогрессе и обще- ственном производстве
3
А.С. Кармин определяет культуру как социально организо- ванную информацию, представленную смыслами и знаками, ко- торые сохраняются и накапливаются в обществе с помощью соз- даваемых людьми знаковых средств
4
В учебнике под редакцией П. Радугина дается одно из наи- более общих определений культуры как универсального отноше-
3
Кефели И.Ф. Культурология. Основы теории и истории культуры: Уч. пособие. СПб.:
Спец. лит-ра, 1996.
4
Кармин А.С. Культурология: Учебник для вузов. Изд-во Лань, 2004.
ние человека к миру, в силу которого он творит мир и самого се- бя
5
М.С. Каган отмечает, что многие из разнообразных взгля- дов на сущность культуры являются верными, но частными и производными от ее основополагающего онтологического рас- смотрения, т. е. такого, которое видит в ней особую форму бы-
тия, преображающую бытие природы, и окружающей человека,
и его собственной, биологической, и тем самым обеспечивающей
совместную жизнь людей в обществе
6
.
Такое обилие подходов говорит о том, что современная об- ласть познавательных интересов наук о культуре обширна; нако- пленное знание представлено множеством направлений. К нау- кам, рассматривающим культуру в том или ином аспекте, отно- сятся: философия культуры, историческая культурология, социо- логия культуры (социологическая культурология), психология культуры, этническая культурология, политическая культуроло- гия, герменевтика культуры, филологическая культурология и многие другие. Многие из этих наук имеют внутреннюю струк- туру, определяемую предпочтением исследователей к тем или иным главам внутри направления.
При таком многообразии подходов для нас важным оказы- вается то общее, что звучит во всех перечисленных подходах и определениях: культура объединяет группы людей разной чис- ленности; эти группы могут отличаться от других групп культур-
5
Радугин А. Культурология: Учебное пособие. — М.: Центр, 2001.
6
Каган М.С. Солонин Ю.Н. Культурология: Учебное пособие. — М, 2009.