Файл: Учебное пособие СанктПетербург 2010 Рецензенты.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 379

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ными признаками: системой ценностей, норм поведения, правил и традиции, символикой и языком и т.д. Важным для нас являет- ся социологический подход к культуре, который рассматривает ее как основу регуляции поведения людей в группах. Можно ут- верждать, что социум, являющийся внешней средой для любой организации, всегда культурно обусловлен, что в значительной мере определяет особенности персонала.
В основании социокультурного подхода лежит тезис о том, что какими бы мотивами человек ни руководствовался в своей деятельности, скрытыми или явными, в терминах какой бы науки эти мотивы ни описывались, все это фиксируется в культуре. Ее можно понять как текст, в котором фиксирована, записана моти- вация людей, причем сами люди могут этого не рефлексировать.
При этом следует отметить, что социокультурный подход не от- рицает экономический, психологический и другие факторы, но приоритетным является анализ культуры, понятой как программа поведения.
1.2. Культура, цивилизация и массовая культура. Социо-
культурная среда организаций и человека.
Сегодня большинство авторов считают очевидным тот факт, что культура не является чем-то стабильным, неизменным; изме- няются сами признаки той или иной культуры: система ценно- стей, нормы поведения, традиции, язык.

На протяжении XX века доминирующей идеей и экономи- ческой, и социологической наук, была идея общего социального прогресса
7
. Представления об универсальности эволюционного процесса, выраженной стадиальности развития хозяйства и обще- ства, восходят к эпохе Нового Времени и лежат в основе и десяти эпох Ж. Кондорсе, и пяти формаций К. Маркса, и трех стадиях
У.Ростоу, и трех обществах Д.Белла.
К настоящему моменту имеется значительное количество научных работ философов, социологов и экономистов, показы- вающих существование альтернативных подходов, которые предполагают сложный и противоречивый характер обществен- ного прогресса.
Уже в рамках марксистской политэкономии звучала мысль, что человеку противостоит как враждебная сила результат его же собственной деятельности - капитал. Э. Фромм, считающий себя марксистом, утверждал, что государство и современная развитая промышленность могут функционировать в собственных интере- сах, враждебных человеку.
8
П. Сорокин отмечал характерный для представителя индустриального общества ценностный реляти- визм, переходящий в нигилизм.
9
Ортега-и Гассет называл совре- менное общество варварским, с господством ―массового челове-
7
Например: Социология / Под ред. Г.В.Осипова. - М., 1995; Кравченко А.И. Социоло- гия. - Екатеринбург, 1998 и др.
8
Фромм Э. Человек для себя. - Минск: Коллегиум, 1992.
9
Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек, цивилизация, общество. - М., 1992. -
С.427.

ка‖.
10
П. Тиллих замечал, что в высокоиндустриальном, благопо- лучном обществе, которое, казалось бы, предоставляет человеку все гарантии для процветания, ―такие гарантии дорого стоят: че- ловек, для которого все это было изобретено в качестве средства, сам стал для этих средств вспомогательным средством‖.
11
М. Ве- бер несколько десятков лет тому назад, изучая социальных меха- низмы регуляции поведения людей, отметил при переходе к вы- сокоиндустриальному обществу замену
―ценностно- ориентированного поведения‖ на ―целеориентированное‖
12
Эволюция теорий прогресса говорит о том, что исследовате- ли в разные времена отмечали сложный, противоречивый харак- тер общественного развития, причем весьма примечательно, что перечисленные выше высказывания о прогрессе, включая и вебе- ровское, объединяет ценностное отношение к человеку, обида за него, оказавшегося на задворках того самого прогресса, к кото- рому он так стремился.
Вплоть до XVIII века культура не была предметом научной рефлексии,
13
пока в ней не была усмотрена некоторая целост- ность, объединяющая ее разнородные составные части. Ощуще- ние целостности творимого человеком мира получило обоснова- ние в представлениях Лейбница-Вольфа о трехстороннем строе- нии духовных способностей человека - сущностно различающих-
10
Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс // Вопросы философии. - М., 1989. - №№3-4.
11
Тиллих П. Мужесто быть // Социально-политическое измерение христианства. - М.,
1994.
12
Вебер М. Избранное. - М.:Юрист, 1994.
13
Экономическая психология / Под ред. И.В. Андреевой – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
См.стр.74
ся друг от друга и взаимно дополняющих энергиях разума, воли и чувства, которые порождают ценностную триаду ―истина - добро
- красота‖ и реализуются в таких плодах деятельности, как наука, нравственность и искусство, представляющих в совокупности це- лое поле человеческой деятельности - культуру. При этом куль- тура поглощала и экономику, и политику, и в сущности, все, что не есть природа, давая основания для ценностных ориентаций, являющихся основой социального поведения человека. На Западе логическим продолжением этих воззрений были учения Гегеля,
Ницше, Шпенглера, в России - Данилевского, Гумилева, Розанова и Бердяева.
Так, например, для Л.Н. Гумилева специфической формой существования человека является этнос, который представляет собой неповторимую структуру, стереотип поведения и одновре- менно субъективную приверженность определенной группы лю- дей некоему сообществу.
Л.Н.Гумилев пишет: «с одной стороны, этнос является производным от исторического процесса, а с дру- гой, через производственную деятельность – хозяйство, связан с биоценозом того же ландшафта, в котором он образовался»
14
Прагматизм, возникший в конце прошлого века в США как направление в философии, признающее истиной лишь те иссле- дования подлинно научными, которые давали практически по- лезные результаты,
15
ознаменовал новую ступень в осмыслении культуры. Такое понимание истины как полезности идеи для дос-
14
В кн.: Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. Стр.48.
15
Социология / Под ред. Г.В.Осипова. - М.: Изд. ИНФРА*М - НОРМА, 1998.- 488 с.

тижения поставленной человеком цели, привело к принципиаль- ным изменениям в ценностной триаде. Теперь польза, которая сама является порождением неких поставленных человеком це- лей, стоит на одном уровне с истиной, добром и красотой.
16
По времени это научное событие совпало и с расцветом социологи- ческой мысли, задававшейся вопросом изменения и проектирова- ния обществ, и основным трудом О. Шпенглера об обретении культурой нового качества и переходом ее в цивилизацию.
В результате объективных процессов развития человечества
— индустриализации, урбанизации, бурного роста массового по- требления, усложнения бюрократической системы и конечно же невиданного ранее развития средств массовой коммуникации складывает новая социальная структура – массовое общество.
Интеграционные процессы, наблюдавшиеся в ХХ в. вызвали становление единой общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение ее националь- ных форм. Произошла великая социальная революция, связанная с колоссальным изменением форм, способов и образцов жизни человека.
Становится возможной и привычной все большая экс- пансия массовой культуры в различные социокультурные среды, а также развитие не просто рефлексии или управления массовой культурой, но ее индустрии, претендующей среди прочих отрас- лей отнюдь не на последнее место.
16
Философия культуры. Становление, развитие. – Учебн.пособюие под ред.
М.С.Кагана. – СПБ.:СПбГУ, 2005.

В работах известных социологов мы находим утверждения, что все отмеченные выше явления социокультурного характера принесли с собой новые механизмы социальной регуляции пове- дения человека, «работающие» в разных социокультурных пла- стах: собственно культуре, цивилизации, массовой культуре.
Так, М.Вебер пишет, что культура возникает с переходом от аффективно-нормативного к ценностно- рациональному регули- рованию человеческих отношений в обществе. Регуляторами по- ведения становятся не внешние табу, а внутренний мир человека.
Чисто ценностно-рационально действует тот, кто не считается с последствиями, а действует в соответствии с требованиями, ко- торые считает предъявленными к себе. Этот тип регуляции пове- дения, в свою очередь, вытесняется целе-рациональным регули- рованием, абстрактным смыслом, поддающимся исчислению, учету и контролю. М.Вебер считал целерациональное поведение основным для буржуазной экономики принципом. «Дух капита- лизма - закат культуры, превращение ее в цивилизацию»
17
Аналогичную мысль о превращении европейской культуры на поздних стадиях ее развития в цивилизацию мы находим и у
О. Шпенглера. «Каждая культура проходит возрастные ступени отдельного человека. У каждой есть свое детство, своя юность, своя возмужалость и старость. Со старостью наступающей циви- лизации огонь ее души угасает».
18 17
М.Вебер Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
18
Шпенглер О. Закат Европы.Т.1. – М.: Наука, 1993. – С. 266.


Массовая культура несет мозаичное сознание
19
, представле- ние о человеческой норме с точки зрения частоты проявления то- го или иного свойства
20
и конформный тип поведения
21
Имеется ряд современных отечественных и зарубежных ис- следований в области социологии и экономической социологии, посвященных исследованию механизмов регуляции социального поведения. Так, В.В. Радаев отмечает, что принятие значимости исторического и культурного контекста неумолимо подталкивает нас к признанию не одного, а целого множества способов ра-
циональности как регуляторов поведения
22
. Экономисты упро- щают свои модели посредством допущений о существовании ие- рархии между разными культурами. Предполагается, что общест- ва делятся на современные (рационалистические) и традицион- ные. Причем первые заведомо выше вторых по уровню экономи- ческого развития, а вторые эволюционируют в сторону первых.
При рассмотрении поведения субъектов мы оказываемся вы- нужденными, согласно утверждению Т.Н. Заславской,
«…затронуть еще один пласт общественной жизни - культуру,
19
Моль А. Социодинамика культуры. Перевод с франц. Изд.: «Прогресс». Москва 1973.
20
Любые психологические тесты строятся по указанному принципу (Напр., см: Анаста- зи А. Психологическое тестирование. Пер. с англ. / Под ред. К.М. Гуревича. – М.: Педа- гогика, 1982. – 320 с.; Ядов В.А Социологическое исследование: Методология, про- грамма, методы. Изд. «Самарский Ун-т», 1995; Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. - М., «Педагогика», 1976.- С. 225 и т.п.)
21
Напр., Д.Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Изд-во «Питер», 1997.
22
Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций: Учеб. пособие.— М.: Аспект
Пресс, 1998.— 368 с. См.стр. 78.
так как нельзя писать о субъектах, игнорируя их нормоценностное сознание»
23
В числе механизмов регуляции поведения А.Л. Слободской рассматривает нормы, традиции, систему воспитания, ментали- тет, идеологию и ситуацию, «…в которой оказывается дейст- вующий человек, и теми ролевыми предписаниями, которые оп- ределяют поведение на данный момент времени»
24
В.А. Спивак рассматривает интегрированные индикаторы поведения организации по отношению к субъектам, «в качестве которых может служить (и служит) формулировка миссии ком- пании и ее целей, рейтинг компании, публикуемый в СМИ по ре- зультатам исследований, имидж (наличие или отсутствие «добро- го имени»), наличие сертификата качества по международным стандартам ISO, участие в Бюро Безупречного Бизнеса, проявле- ния социальной ответственности и т.п. Некоторые из этих пара- метров …. влияют на субъектов в наибольшей степени»
25
В работах И.В. Андреевой, являющихся продолжением тра- диций исследования механизмов регуляции поведения в рамках социокультурного подхода, были выделены следующие характе- ристики социокультурной среды (табл. 1.1)
26 23
Заславская Т.Н., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории. -
Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 448 с.
24
Слободской А.Л. Экономическое поведение: социально-психологическое обоснова- ние теоретической типологии: Препринт- СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1994, - 46 с. С.14.
25
Спивак В.А. Корпоративная культура. – Изд-во Питер, СПб., 2001.
26
Экономическая психология/ Под ред. И.В. Андреевой – СПб: Питер, 2000. – 512 с.
С.75.


Таблица 1.1
Основные признаки социокультурных составляющих
Социокультурная среда
Признаки
Культура Цивилизация
Массовая куль- тура
Социальный ме- ханизм регуля- ции поведения
Ценности, нор- мы, традиции
Цели социальных систем (органи- заций)
Конформные ре- акции
Способ социаль- ной ориентации
Внутренний мир Порядок внешне- го мира
Включенность в массовую ауди- торию
Структура лич- ности
Иерархия ценно- стей
Система знаний
Мозаичная структура созна- ния
Тип образования Воспитание
Социоинженерия Информирование
Результат обра- зования
Субъект приня- тия решений
Подсистема це- леустремленной системы
Жертва обстоя- тельств
Единица поведе- ния
Поступок
Отдельная функ- ция
Движение
Новообразования личности в про- цессе образова- ния
Система ценно- стей
Инструментарий Отсутствуют
Цель развития
Рост
(сохране- ние) возможно- стей человека
Совершенствова- ние конструкции
Создание имиджа
(соответствие стандарту)
Ведущий тип взаимоотноше- ний между людьми
Взаимоуважение
Взаимоуправле- ние
Взаимоиспользо- вание
Социокультурная среда многослойна, внутренне противо- речива. Выделим ее основные компоненты.

Культура - иерархически организованная система устой- чивых во времени потребностей, видов деятельности, любой цен- ностно окрашенной информации, передающихся из рук в руки и сохраняющих внутренний смысл для каждого последующего по- коления.
Цивилизация - система институциализованных культур- ных образований, представляющих собой формализованные, за- крепленные нормативно практики или общественные отноше- ния
27
, стремящихся к сохранению и воспроизводству самой структуры. Цивилизация не исключает культуры, но может суще- ствовать в определенной степени независимо от нее. Так, цер- ковь, образованная институализацией отношений веры, может последнюю сохранять, но существовать практически независимо от нее; наука - быть таковой или превратиться в некий ритуал и т.д. Полное господство цивилизации означает гибель культуры, а значит, и деградацию общества.
Массовая культура представляет собой связанный с резким ростом численности населения и развитием средств массовой коммуникации способ хранения и передачи информации, кото- рый становится основным регулятором поведения. Так, Д. Белл считал, что массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания в информационном обществе, особая зна- ковая система или особый язык, на котором члены информаци-
27
Там же. – С.35.