Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 381

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


– Какой вред приносили паровозы окружающей природе?

– Назовите водный транспорт. Рассмотрите изображения видов водного транспорта. Похожи ли по форме различные виды транспорта? Можно ли узнать назначение корабля, глядя на его форму и оснащение?

– На чём плавали наши предки? Какие старинные названия кораблей вы знаете? Форма каких животных использовалась человеком при изобретении разных видов водного транспорта? (У разных народов формы лодок, весел были различными, разными были и материалы, из которых они делались: долбленые стволы, стебли тростника, доски.)

Наши предки выдалбливали середину ствола большого дерева, стесывали края и концы и делали челны. Ставили парус, и получался маленький кораблик – ладья. Со временем усложнились конструкции кораблей и парусов. Галера – древнее военное судно, на котором использовались и паруса, и весла. Если сделать многоярусные паруса, то получатся каравеллы, фрегаты, шхуны. На каравелле Колумб открыл Америку, переплыв океан.

Учитель показывает изображения старинных парусников.

Первые корабли с паровыми двигателями появились около 200 лет назад (в Англии, а затем в Америке).

Теплоходы и подводные лодки на мазуте появились только в начале XX века, а суда на подводных крыльях – всего 40 лет назад, в России.

Историки узнали, что первая в России подводная лодка была построена при Петре Первом крестьянином-самоучкой из Подмосковья Ефимом Никоновым и испытана на Неве.

Поставив на корабль паровую машину и приспособив лопасти, человек научился делать пароходы. Заменив гребное колесо на гребной винт, человек поплыл по океанам на теплоходах.

Есть особые корабли, чтобы плавать во льдах, – это ледоколы.

Есть корабли-пожарники, корабли – подъемные краны, корабли-рыболовы, корабли-аэродромы, корабли-нефтяники, рудовозы, корабли-пираты...

– Какой воздушный транспорт вы знаете? Для чего он нужен?

Человек всегда завидовал птицам, и ему очень хотелось научиться летать. Мечты человека о полетах нашли отражение в народных сказках и песнях. Печальная древнегреческая легенда о знаменитом мастере Дедале и его сыне Икаре повествует о крыльях, которые подняли людей высоко в небо.

Старинные китайские книги рассказывают о том, что люди давно научились подниматься в ветреную погоду в небо на больших воздушных змеях, которые привязывались прочными тросами к повозкам, запряженным лошадьми. Однако воздушный
змей лишь поднимает человека в небо, но не может его переносить по воздуху на большие расстояния (не является транспортным средством). А вот матерчатые шары, наполняемые горячим воздухом, могли не только поднимать людей в небо, но и переносить по ветру на довольно большие расстояния. Плохо только, что управлять полетом шаров почти невозможно. Первые воздушные шары появились более 200 лет назад. Примерно через 100 лет появились и управляемые, наполненные легкими газами, сигарообразные дирижабли. Первые самолеты появились около 100 лет назад (одновременно в России и во Франции).

В наше время люди наслаждаются полетами на самолетах различных конструкций (показ слайдов), планерах, дельтапланах, парапланах, а также и на нарядных воздушных шарах. Конструкторы ведут разработку скоростного самолета-ракеты, который будет взлетать как ракета, а приземляться как самолет.

Удалось облететь и Землю на космическом корабле. Первый человек, которому посчастливилось это сделать 12 апреля 1961 года, был наш соотечественник, первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

IV. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 11.

– У каких растений и животных человек подсмотрел средства передвижения? (У коалы, лягушки, краба, у семян одуванчика и семян клёна, у чайки, дельфина.)

Задание 12.

– Наклейте картинки, на которых изображены явления, происходящие в природе сегодня.

В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд.)

Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета.)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка

По дороге той ползет,

Весь обоз один везет.

(Тепловоз.)

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землей.

(Метро.)

Летит птица-небылица,

Не орел и не синица.

А внутри народ сидит,

Меж собою говорит.

(Самолет.)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Только лучше правь рулем,

Чтобы усидеть на нем.

(Велосипед.)

Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.

И горят в глазах жука два слепящих огонька.

(Автомобиль.)

Закружу, заверчу, в небеса улечу. (Вертолет.)

На море, в реках и озерах я плаваю

, проворный, скорый.

Среди военных кораблей известен легкостью своей.

(Катер.)

Распрекрасный дворец по морю плывет,

Белеет на волнах гигант... (теплоход).

V. Итог урока.

– Назовите виды транспорта. (Наземный, подземный, воздушный, водный транспорт.)

Урок 5

Тема: Профессии людей

Цели: подвести к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; развивать мышление; воспитывать уважение к трудовой деятельности.

Оборудование: рисунки с изображением представителей наиболее распространённых профессий; пословицы о труде; загадки.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте пословицу и объясните её смысл: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

II. Работа по учебнику.

– Кем работают ваши родители? Чем важен их труд?

– Важен труд каждого человека.

…Стало быть, так и выходит:

Всё, что мы делаем, – нужно.

Значит, давайте трудиться

Честно, усердно и дружно…

(Отрывок из стихотворения Ю. Тувима «Всё для всех».)

Рабочие, колхозники, врачи, инженеры, учителя – это одна дружная трудовая семья. Все заинтересованы в том, чтобы вырастить больше хлеба, сделать больше машин, тканей, одежды.

– C чего начинается трудовая деятельность каждого человека?

– Какие трудовые обязанности есть у вас? Кем хотите стать?

– Чему вы научились на уроках технологии? Какие навыки приобрели? Чему еще вы бы хотели научиться?

Задание 1.

– Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Люди каких профессий изображены? (Врач, пожарный, программист, учитель, лётчик, стоматолог.) Что нужно знать о природе и человеке людям этих профессий?

Игра «Профессии людей».

– Назовите на каждую букву алфавита какую-нибудь профессию. Если на какую-то букву вы не можете назвать профессию, то ставьте себе штрафное очко. Запишите буквы, на которые вы не смогли назвать профессию.

Задание 2.

– Прочитайте текст в учебнике. О какой профессии говорится? (Об экологе.) Чем занимаются экологи?

– Вспомните названия растений и животных, которые исчезли или стали редкими на Земле по вине человека. Хотелось бы вам стать экологами? Как можно избавить природу от загрязнения?

Задание 3.

– Соотнесите слова в столбиках. Кто где работает?



– Какую работу выполняют люди этих профессий? Какие ещё профессии нужны в магазине, школе, больнице, театре?

Задание 4.


– Из перечисленных профессий назовите те, которые выбирают люди, любящие природу. (Эколог, служитель зоопарка, биолог, дрессировщик, учитель по предмету «Окружающий мир», ветеринар, астроном.)

III. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 13.

– Решите кроссворд и прочитайте ключевое слово.

– Что должны знать экологи об этих живых существах?







2




4

5




1

у

3

м

п




к

т

п

у

и




а

к

а

х

н

э

к

о

л

о

г




т

н

ь

м

в




у

о

м

о

и




с

с

а

р

н

Задание 14.

– Прочитайте просьбу Кикиморы Болотной, которую она направила экологам. Какой ответ дал эколог? (Нельзя нарушать природные связи!)

Задание 15.

– Кем хотят стать ребята? (Врачом, инженером, учителем.)

Задание 16 (дети приводят свои примеры профессий).

IV. Фронтальная работа.

– Что означает слово «профессия»? Обратимся к словарю русского языка: «Это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа».

– Какие профессии вы знаете? Отгадайте загадки.

В небе звездочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

А ему всегда не спится –

Всегда он затемно встает.

Каша булькает легонько,

И яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит.

(Повар.)