Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 382

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 2.

– Прочитайте стихотворение С. Маршака. Расскажите историю осветительных приборов.

– Какие осветительные приборы есть у вас дома?

– Как ими пользоваться?

IV. Работа в тетради на печатной основе.

Задание 21.

– Укажите цифрами слои земли, в которых можно найти изображённые предметы.

Задание 22.

– Назовите старинные светильники. (Факел, свеча, спиртовка.)

– Из чего они сделаны?

Задание 23.

– Разгадайте ключевое слово. Что оно означает? (Утварь – предметы обихода.)










1

ч

у

г

у

н



















2

у

т

ю

г



















3

у

х

в

а

т













4

б

о

ч

к

а

























5

к

о

р

о

м

ы

с

л

о




6

л

а

р

ь




















V. Итог урока.

– Назовите виды музеев. Как надо вести себя в музее?

Урок 65

Тема: Путешествие по залам музеев

Цели: познакомить с историей создания бумаги, письменности, книги, счета, средств связи; развивать историческое мышление; воспитывать интерес к истории предков, уважительное отношение к старинным вещам.

Оборудование: ребусы; выставка книг; загадки; карточки с представленными иероглифами и буквами славянского алфавита; запись песни В. Шаинского «Чему учат в школе».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте ребусы:



(Книга.) (Телефон.)

– Сегодня мы продолжим путешествие по залам музеев и узнаем историю создания книги и телефона.

II. Работа по учебнику.

Задание 3.

– Составьте пословицы и догадайтесь, в какой музейный зал мы отправимся. (Истории письменности и книги.)

 Сперва аз да буки, а там и науки.

 Ученье – свет, а неученье – тьма.

 Книга – твой друг, без неё как без рук.

Задание 4.

– Прочитайте текст в учебнике. Как и на чём писали в старину?

– Какими были раньше книги?

Зал № 3. «История письменности и книги».

– Продолжая «гулять» по музею, зайдем в зал, который рассказывает об истории книги, письменности и счета.

До появления книг и письменности все знания и умения людей хранились только в их памяти и передавались из уст в уста (отсюда и пошло понятие «устное предание»). Только книги сделали доступными для всех читающих людей знания и умения, добытые и накопленные всем человечеством.

Как и у людей, у книг есть своя судьба и своя история. Попытаемся заглянуть в далёкое прошлое книг. В том виде, в котором мы привыкли их видеть в наше время, книги существуют уже более 500 лет. Но это не значит, что до этого времени человечество не знало книг вообще. Только вот книги имели другой, часто непривычный для нас вид. Наши далёкие предки были людьми изобретательными и использовали для изготовления первых книг то, что предлагала им окружающая природа.

Древние ассирийцы писали на сырых глиняных табличках специальной палочкой, причем буквы напоминали клинышки. Поэтому такую письменность и назвали «клинописью».


Там, где росли пальмы, люди научились делать страницы из пальмовых листьев, затем сшивали их в форме веера и писали на них тонкими заострёнными палочками. Такие книги назывались «лонтраны» и существовали в Индонезии.

Племена американских индейцев жили в горных районах, где растительность была скудной, но зато в горах было много металлов. Поэтому свои записи индейцы часто делали на медных и даже на золотых пластинах. Кроме того, они изобрели узелковую грамоту – кипу, где каждый узелок по своему размеру, положению и цвету нити мог обозначать какое-либо слово, например «мир», «смерть» или «богатство». Из таких нитей часто плели целые пояса и отправляли с ними гонцов в соседнее племя.

Там, где не было никакой растительности, например у жителей Крайнего Севера, писали на костях животных и моржовых клыках.

Жители Средней Азии писали на тканях. В Китае писали на шёлке.

Наши с вами предки, населявшие земли Древней Руси, писали на бересте и липовых досках. Причём если доску покрывали расплавленным воском, то надписи можно было счищать и вновь писать на доске, залив её новым воском, и так много раз.

Но основными в истории книги материалами сталипапирус, пергамент и бумага.

Итак, наша экскурсия продолжается, и мы переносимся с вами в Древний Египет – родину папируса.

Первый материал, на котором можно было писать, был изготовлен из растения, которое называлось папирусом. Это изобретение было сделано египтянами примерно за 2000 лет до н. э. И в течение двух с половиной тысячелетий папирус был единственным материалом для письма в большинстве стран древнего мира.

В современном мире люди пишут на бумаге, которую научились делать из древесины.

– Отгадайте загадку:

 Не дерево, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает. (Книга.)

– Какие книги у вас были первыми?

– Какие книги помогают вам учиться?

– Расскажите, как устроена книга, где у неё обложка, переплёт, титульный лист.

– Как скрепляются страницы?

Самая знаменитая книга – это святыня христианства Библия. Она переведена более чем на 2000 языков. О ней знают во всех странах мира.

– Прочитайте, что говорит про книгу народная мудрость и что говорят о ней писатели.

 Хорошая книга – точно беседа с умным человеком. (А. Н. Толстой.)

 Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро.)

 Чтение – вот лучшее учение.
(Народная мудрость.)

– Как же люди научились писать? Это произошло не сразу. Сначала люди рисовали.

Надо было написать слово «олень» – рисовали оленя, слово «охотник» – рисовали охотника и т. д.

Но постепенно люди поняли, что незачем точно рисовать предмет, достаточно обозначить его в записи каким-нибудь знаком.

Итак, сначала люди рисовали быка, затем только его голову и, наконец, обозначили знаком .

Постепенно такие знаки пришли на смену картинкам. Упрощенные рисунки-знаки стали употребляться для обозначения отдельного слова. Например, в китайском языке дождь обозначался так: – небосвод и падающие с него капли дождя.

Постепенно количество слов в языках разных народов увеличивалось, и пользоваться большим количеством разных знаков стало трудно.

Поэтому значками стали обозначать не отдельные слова, а слоги и даже звуки.

Получилось, что постепенно от письма рисунками и значками люди перешли к письму буквами. Буквы менялись с виду: поворачивались слева направо, «ложились на спину», «вставали» на голову».

– у египтян, – у гиксов, – у финикийцев,
– в греческом (гамма), – в славянском,
– гражданский шрифт Петра I.
Первые люди оставляли письмена на камнях, потом они придумали письмо на восковых дощечках. А мы с вами пишем на бумаге, и книги печатают тоже на бумаге.

Самые первые книги люди переписывали пером и кистью. Заглавные буквы они вырисовывали в виде разных фигурок.

Например, вместо «Н» переписчик мог нарисовать двух сражающихся воинов. Заглавные буквы выводили не черными, а красными чернилами. И потом, когда книги стали печатать на станках, первые буквы все равно рисовали красками, чаще всего красным цветом. Отсюда пошло название «красная строка».