Файл: Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом Об образовании в Российской Федерации.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел; -
через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.
3.6. Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
-
утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения; -
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие; -
организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других; -
выполнение клятвы при вступлении в объединения; -
клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий; -
рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.); -
поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел); -
участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.
По инициативе администрации школы и Ученического совета школы созданы следующие школьные детские общественные объединения:
-
Первичное отделение Российского Движения Школьников; -
Отряд Юных Инспекторов Дорожного Движения «Территория безопасности» -
Спортивный клуб «Олимп». -
ВПК «Лезвие».
Модуль 3.7. «Волонтерство»
Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Волонтёрская деятельность осуществляется через волонтёрское движение «Рука помощи».
В МОАУ СОШ № 4 активно действует повседневное волонтерство, которое предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение, развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.
Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:
На уровне школы:
-
участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы; -
участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров; -
участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками); -
участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в качестве ведущих, выступающих, дежурных. -
участие обучающихся из волонтерского движения «Рука помощи» в подготовке и проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников детских садов и младших классов, социальных партнёров; -
участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение листовок, буклетов и т.п.; -
посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне школы: уборка дворовых территорий, помощь по хозяйству; -
привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы, в помощи по благоустройству территории данных учреждений: участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся, благотворительная помощь животным в рамках акции «Новый год с хвостиком»; -
участие обучающихся в работе на пришкольной территории во время проведения акций и летняя практика.
Модуль 3.8. «Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках Всероссийских проектов РДШ «Школьный музей» и «Прогулки по стране», так и следующих видов и форм деятельности:
-
регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»); -
многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой). -
День здоровья (турслет) с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например,: соревнование по спортивному ориентированию, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету. -
Кроме того, информационно-методическое обеспечение позволяет раскрыть образовательная часть Всероссийского проекта РДШ «Дизайн информации и пространства», что размещена на сайте Корпоративного университета РДШ rdsh.education.
3.9. Модуль «Профориентация»
Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
-
циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего в рамках образовательной части Всероссийского проекта РДШ «Профориентация в цифровую эпоху» (онлайн-курс на сайте Корпоративного университета РДШ содержит 27 занятий с заданиями по проектированию индивидуальной стратегии профессионального самоопределения школьника); -
классные часы в рамках профориентационной программы «Твой выбор»; -
профориентационные игры: профориентационные игры Н.В. Пряжникова, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности; -
экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии; -
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах; -
совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования: онлайн тестирование на платформе «За собой»; -
участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: проект «Молодые профессионалы», проект «Билет в будущее». Просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков; -
индивидуальные консультации педагога-психолога и социального педагога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии; -
освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.
3.10. Модуль «Школьные медиа»
Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.
Целью информационно-медийного направления является содействие формированию качественного контента в сети «Интернет» у обучающихся общеобразовательных организаций, которую выполняет Всероссийский проект «Контент на коленке», цель которого повышение качества контента в социальных сетях, производимого обучающимися общеобразовательных организаций, а также создание медиа сообществ обучающихся.
Проект состоит из 4 образовательных блоков по направлениям: SMM; фото и видеосъемка, обработка фото и видеомонтаж; ключевые журналистские жанры.
Кроме того, информационно-медийное направление РДШ реализуется и через партнерские проекты:
Проект «Блог героя», цель: получение специалистами в области воспитания базовых знаний в области медиа, подготовка и распространение среди учителей начальной школы сопровождающих методических и дидактических материалов для работы с учащимися младших классов в направлении «Блогинга»;
Проект «Инклюзивные медиа», цель: развитие базовых навыков в области медиа у детей подростков с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями, создание инклюзивной образовательной среды.
Комплекс онлайн мероприятий, направленных на продвижение проектов и программ в сфере информационно-медийного направления: квизы; квесты; акции; флешмобы.
Комплекс онлайн активностей, приуроченных к праздничным датам:
-
20 октября 2020 – Всемирный день телевидения; -
24 декабря 2020 – акция к Новому году; -
13 января 2021 – День российской печати; -
13 февраля 2021 – Всемирный день радио; -
7 апреля 2021 – День рождения Рунета; -
9 мая 2021 – День Победы.
Вместе с тем традиционно воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в следующих видах и формах деятельности:
-
разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления; -
школьный медиацентр «Свой мир мы строим сами» – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек; -
школьная интернет-группа по воспитательной работе в ВК «Инициатива в действии»- разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы; -
официальный сайт школы https://zeya-school4.ru/ , школьный телеграмм через которые происходит информирование детской, родительской и педагогической общественности; -
освещение результативности участия в общешкольных ключевых делах осуществляется в каждом классе через классный уголок; -
совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных стендов в школе и классах; -
участие школьников в различных конкурсах школьных медиа.