Файл: Программа воспитания разработана в соответствии с Федеральным Законом Об образовании в Российской Федерации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


  • через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

  • через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

3.6. Модуль «Детские общественные объединения»

Действующее на базе школы детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Его правовой основой является ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 20.12.2017) «Об общественных объединениях» (ст. 5). Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:

  • утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих ребенку возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;

  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других. Такими делами являются: посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям; совместная работа с учреждениями социальной сферы (проведение культурно-просветительских и развлекательных мероприятий для посетителей этих учреждений, помощь в благоустройстве территории данных учреждений и т.п.); участие школьников в работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, уход за деревьями и кустарниками, благоустройство клумб) и другие;

  • организацию общественно полезных дел, дающих детям возможность получить важный для их личностного развития опыт осуществления дел, направленных на помощь другим людям, своей школе, обществу в целом; развить в себе такие качества как внимание, забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;

  • выполнение клятвы при вступлении в объединения;

  • клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел в школе и микрорайоне, празднования знаменательных для членов объединения событий;

  • рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);

  • поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у ребенка чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в соцсетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);

  • участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Это может быть как участием школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью школьников.


По инициативе администрации школы и Ученического совета школы созданы следующие школьные детские общественные объединения:

  1. Первичное отделение Российского Движения Школьников;

  2. Отряд Юных Инспекторов Дорожного Движения «Территория безопасности»

  3. Спортивный клуб «Олимп».

  4. ВПК «Лезвие».

Модуль 3.7. «Волонтерство»

Волонтерство – это участие школьников в общественно-полезных делах, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство может быть событийным и повседневным. Событийное волонтерство предполагает участие школьников в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, проводятся на уровне района, города, страны. Волонтёрская деятельность осуществляется через волонтёрское движение «Рука помощи».

В МОАУ СОШ № 4 активно действует повседневное волонтерство, которое предполагает постоянную деятельность школьников, направленную на благо конкретных людей и социального окружения в целом. Волонтерство позволяет школьникам проявить такие качества как внимание, забота, уважение, развивать коммуникативную культуру, умение общаться, слушать и слышать, эмоциональный интеллект, эмпатию, умение сопереживать.

Воспитательный потенциал волонтерства реализуется следующим образом:

На уровне школы:

  • участие школьников в организации праздников, торжественных мероприятий, встреч с гостями школы;

  • участие школьников в работе с младшими ребятами: проведение для них праздников, утренников, тематических вечеров;

  • участие школьников к работе на прилегающей к школе территории (работа в школьном саду, благоустройство клумб, уход за деревьями и кустарниками);

  • участие обучающихся в подготовке и проведении школьных мероприятий в качестве ведущих, выступающих, дежурных.

  • участие обучающихся из волонтерского движения «Рука помощи» в подготовке и проведении линеек, выступления агитбригад для воспитанников детских садов и младших классов, социальных партнёров;

  • участие в акциях по безопасности: изготовление и распространение листовок, буклетов и т.п.;

  • посильная помощь, оказываемая школьниками пожилым людям, проживающим в микрорайоне школы: уборка дворовых территорий, помощь по хозяйству;

  • привлечение школьников к совместной работе с учреждениями социальной сферы, в помощи по благоустройству территории данных учреждений: участие школьников (с согласия родителей или законных представителей) к сбору помощи для нуждающихся, благотворительная помощь животным в рамках акции «Новый год с хвостиком»;

  • участие обучающихся в работе на пришкольной территории во время проведения акций и летняя практика.



Модуль 3.8. «Экскурсии, экспедиции, походы»

Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках Всероссийских проектов РДШ «Школьный музей» и «Прогулки по стране», так и следующих видов и форм деятельности:

  • регулярные пешие прогулки, экскурсии или походы выходного дня, организуемые в классах их классными руководителями и родителями школьников: в музей, в картинную галерею, на предприятие, на природу (проводятся как интерактивные занятия с распределением среди школьников ролей и соответствующих им заданий, например: «фотографов», «разведчиков», «гидов», «корреспондентов», «оформителей»);

  • многодневные походы, организуемые совместно с учреждениями дополнительного образования и осуществляемые с обязательным привлечением школьников к коллективному планированию (разработка маршрута, расчет времени и мест возможных ночевок и переходов), коллективной организации (подготовка необходимого снаряжения и питания), коллективному проведению (распределение среди школьников основных видов работ и соответствующих им ответственных должностей), коллективному анализу туристского путешествия (каждого дня - у вечернего походного костра и всего похода - по возвращению домой).

  • День здоровья (турслет) с участием команд, сформированных из педагогов, детей и родителей школьников, включающий в себя, например,: соревнование по спортивному ориентированию, конкурс знатоков лекарственных растений, конкурс туристской кухни, конкурс туристской песни, конкурс благоустройства командных биваков, комбинированную эстафету.

  • Кроме того, информационно-методическое обеспечение позволяет раскрыть образовательная часть Всероссийского проекта РДШ «Дизайн информации и пространства», что размещена на сайте Корпоративного университета РДШ rdsh.education.



3.9. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

  • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего в рамках образовательной части Всероссийского проекта РДШ «Профориентация в цифровую эпоху» (онлайн-курс на сайте Корпоративного университета РДШ содержит 27 занятий с заданиями по проектированию индивидуальной стратегии профессионального самоопределения школьника);

  • классные часы в рамках профориентационной программы «Твой выбор»;

  • профориентационные игры: профориентационные игры Н.В. Пряжникова, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;

  • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

  • посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических профориентационных парков, профориентационных лагерей, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;

  • совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования: онлайн тестирование на платформе «За собой»;

  • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: проект «Молодые профессионалы», проект «Билет в будущее». Просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков;

  • индивидуальные консультации педагога-психолога и социального педагога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

  • освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.



3.10. Модуль «Школьные медиа»

Цель школьных медиа (совместно создаваемых школьниками и педагогами средств распространения текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.

Целью информационно-медийного направления является содействие формированию качественного контента в сети «Интернет» у обучающихся общеобразовательных организаций, которую выполняет Всероссийский проект «Контент на коленке», цель которого повышение качества контента в социальных сетях, производимого обучающимися общеобразовательных организаций, а также создание медиа сообществ обучающихся.

Проект состоит из 4 образовательных блоков по направлениям: SMM; фото и видеосъемка, обработка фото и видеомонтаж; ключевые журналистские жанры.

Кроме того, информационно-медийное направление РДШ реализуется и через партнерские проекты:

Проект «Блог героя», цель: получение специалистами в области воспитания базовых знаний в области медиа, подготовка и распространение среди учителей начальной школы сопровождающих методических и дидактических материалов для работы с учащимися младших классов в направлении «Блогинга»;

Проект «Инклюзивные медиа», цель: развитие базовых навыков в области медиа у детей подростков с синдромом Дауна и другими ментальными особенностями, создание инклюзивной образовательной среды.

Комплекс онлайн мероприятий, направленных на продвижение проектов и программ в сфере информационно-медийного направления: квизы; квесты; акции; флешмобы.

Комплекс онлайн активностей, приуроченных к праздничным датам:

  • 20 октября 2020 – Всемирный день телевидения;

  • 24 декабря 2020 – акция к Новому году;

  • 13 января 2021 – День российской печати;

  • 13 февраля 2021 – Всемирный день радио;

  • 7 апреля 2021 – День рождения Рунета;

  • 9 мая 2021 – День Победы.

Вместе с тем традиционно воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в следующих видах и формах деятельности:

  • разновозрастный редакционный совет подростков, старшеклассников и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через школьную газету, школьное радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни школы, популяризация общешкольных ключевых дел, кружков, секций, деятельности органов ученического самоуправления;

  • школьный медиацентр «Свой мир мы строим сами» – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки школьных мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение школьных праздников, фестивалей, конкурсов, спектаклей, капустников, вечеров, дискотек;

  • школьная интернет-группа по воспитательной работе в ВК «Инициатива в действии»- разновозрастное сообщество школьников и педагогов, поддерживающее интернет-сайт школы и соответствующую группу в социальных сетях с целью освещения деятельности образовательной организации в информационном продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы;

  • официальный сайт школы https://zeya-school4.ru/ , школьный телеграмм через которые происходит информирование детской, родительской и педагогической общественности;

  • освещение результативности участия в общешкольных ключевых делах осуществляется в каждом классе через классный уголок;

  • совместное (обучающиеся, родители, педагоги) оформление информационных стендов в школе и классах;

  • участие школьников в различных конкурсах школьных медиа.