Файл: Строящийся газопровод СахалинХабаровскВладивосток предназначен для транспортировки газа с.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Работоспособное состояние подводного перехода - состояние, при котором значение всех параметров, характеризующих способность непрерывного транспортирования газа (или иного продукта), соответствует требованиям нормативно-технической и проектной документации.
Безопасность подводного перехода - состояние, при котором он не вызывает ситуаций, опасных для людей и окружающей среды.
Повреждение подводного перехода - нарушение исправного состояния перехода при сохранении его работоспособного состояния.
Отказ - нарушение работоспособного состояния подводного перехода (повреждение трубы, уменьшение толщины стенки из-за развития коррозии, резкое изменение пространственного положения трубопровода из-за деформации дна и др.), при котором его дальнейшая эксплуатация приостанавливается.
Провисающий участок подводного трубопровода - оголенный участок трубопровода, имеющий просвет между нижней образующей и дном водоема.
Величина провисания - расстояние от поверхности дна водоема до нижней образующей трубопровода.
Критическая длина провисающего участка подводного трубопровода –
предельно допустимая длина провисающего участка, при которой еще не могут возникнуть резонансные колебания трубопровода или при которой действующие напряжения еще не превышают расчетное сопротивление материала трубы.
Осмотр перехода - визуальный контроль и оценка состояния береговых участков перехода.
Приборное обследование подводного перехода - контроль технического состояния перехода и его составляющих с применением технических средств измерения и наблюдения.
Водолазное обследование подводного перехода - проводимый водолазами визуальный и приборный контроль состояния подводных трубопроводов.
Техническое обслуживание подводного перехода - комплекс работ по поддержанию исправного и работоспособного состояния при эксплуатации перехода.
Классификация технического состояния переходов.
Техническое состояние подводного перехода определяется по данным осмотров и обследований путем сопоставления этих данных с проектными и нормативными требованиями.
Основными факторами, определяющими техническое состояние перехода, являются:
- соответствие положения трубопровода проектному;
- величина заглубления подводного газопровода в русле реки;
- достаточность и сохранность балластировки газопровода;
- целостность антикоррозионной изоляции трубопровода;
- фактическая толщина стенки в сопоставлении с минимальной расчетной (проектной);
- отсутствие или наличие мест утечки газа;
- деформация (размыв) дна и береговых склонов водной преграды, в том числе состояние крепления берегов на участке перехода;
- состояние информационных знаков и опорной топографической основы.
В зависимости от изменения факторов, техническое состояние подводного перехода классифицируется следующим образом
1 Исправное состояние, когда параметры, характеризующие факторы, соответствуют требованиям нормативно-технической документации:
- заглубление трубопровода в дно на всем протяжении руслового участка соответствует проектному и нормативным требованиям;
- дно устойчиво и берега практически недеформируемы;
-балластировка, антикоррозионная изоляция, толщина стенки соответствуют требованиям норм и правил;
- состояние информационных знаков и реперов соответствует требованиям действующих норм и правил.
2 Неисправное состояние, основными признаками которого являются:
Подводный переход газопровода, техническое состояние которого по результатам обследования признано исправным, требует выполнения плановых обследований с определенной периодичностью.
Практика эксплуатации подводных переходов магистральных трубопроводов показала, что для предотвращения серьезных аварий и своевременного проведения планово-предупредительного ремонта необходимо периодическое обследование технического состояния подводного перехода.
Контроль за техническим состоянием (мониторинг) подводного перехода через реку Вал, остров Сахалин осуществляется специальными целевыми проверками, обследованиями и измерениями с применением средств технической диагностики в период эксплуатации и ремонта, а также после нормативного срока эксплуатации подводного перехода.
Специальные целевые проверки подводного перехода должны осуществляться путем наружного обследования (обхода, облета, водолазного и приборного), а также с применением внутритрубных средств технической диагностики.
Наружное обследование подводного перехода осуществляет специализированное управление по предупреждению и ликвидации аварий (СУПЛАВ), в задачи которого входит полное обследование, наблюдение за техническим состоянием (мониторинг), составление паспортов и отчетов по обследованию подводного перехода.
Контролируемыми параметрами при наружном обследовании подводных переходов являются:
-герметичность и целостность;
-фактическое плановое и высотное положения;
-состояние изоляционного покрытия и работоспособность станций катодной защиты газопровода;
-состояние тела трубы (коррозионные повреждения, трещины, расслоения, царапины и др.);
-плановые береговые и глубинные деформации реки;
-состояние сооружений защиты берегов от размыва и волновых воздействий;
-сохранность опорной плановой и высотной топографической основы, наличие и состояние знаков закрепления промерных створов;
-изменение гидравлики потока и руслового процесса по сравнению с периодом первоначальных изысканий;
-состояние информационных знаков;
Использование различных методов неразрушающего контроля, мониторинга и средств технической диагностики на подводном переходе через реку Вал, остров Сахалин — один из эффективных и перспективных путей повышения надежности подводного перехода. Широкое внедрение диагностики и мониторинга способствует раннему обнаружению дефектов, своевременному их устранению, сокращению трудовых затрат и времени, необходимых для выполнения ремонтных работ.
5.1 Методы оценки технического состояния магистрального газопровода
Задачи и периодичность обследования магистральных газопроводов
Основными задачами осмотра и обследования подводного перехода является оценка его технического состояния и соответствия требованиям правил технической эксплуатации магистрального газопровода и других действующих нормативных документов.
На основании осмотров и обследований подводного перехода в соответствии с основными задачами должны быть получены следующие данные:
- фактическое плановое и высотное положение трубопровода относительно линии дна и склонов берега, существующие на дату обследования водоема в створе перехода в координатах и отметках проекта;
- наличие обнаженных и провисающих участков газопровода и их характер (протяженность, величина провиса);
- состояние балластировки трубопровода на обнаженных и провисающих участках;
- значение толщины стенки трубопровода на обнаженных и провисающих участках и на береговых участках в зоне переменного уровня воды;
- состояние защитного и изоляционного покрытия на обнаженных и провисающих участках трубопровода;
- значение высотных отметок дна реки и береговых склонов в координатах и отметках проекта;
- наличие и характер посторонних объектов (предметов) на дне водной преграды;
- состояние сооружений защиты берегов;
- состояние береговых информационных знаков;
- сохранность реперов топографической основы для закрепления промерных створов и створов наблюдений за переформированием береговых
склонов.
В зависимости от поставленной цели и состава (вида) работ обследование подводных переходов газопроводов подразделяется на три класса.
Классификация обследований по этим признакам приведена в таблице 2
Таблица 2 - Виды работ, выполняемых при обследовании подводных
переходов газопроводов:
Наименование работ |
|
1) Визуальный осмотр и оценка состояний береговых информационных знаков, реперов и указателей газопровода, наблюдения за положением и переформированием берегового склона и линий уреза воды относительно репера |
2) Обнаружение утечки газа приборами |
3) Определение гидрологических характеристик реки (скоростей течения, уровней воды и т. д.) |
4) Определение состояния надводной части берегоукрепления и береговых склонов |
5) Определение состояния подводной части берегоукрепления |
6) Приборное определение фактического планового и высотного положения всех ниток газопровода относительно линии дна и склонов берега с установлением оголенных и провисающих участков |
7) Водолазное обследование обнаженных и провисающих участков с определением длины и величины провиса, состояния изоляционного покрытия, устойчивости и изменения расположения балластных грузов с применением при необходимости подводной видеосъемки |
8) Топографическая съемка русла и берегов в границах не менее трех с половиной ширин реки (соответствующей среднемеженному уровню) вверх по течению от крайней верхней нитки перехода и не менее полутора расчетных ширин реки вниз по течению от крайней нижней нитки перехода с охватом прибрежных полос шириной 40-60 м. |
Примечание: Размеры зоны топографической съемки для II класса обследования могут быть уменьшены до границ охранной зоны перехода, представленной в таблице 3.
Таблица 3 - Периодичность осмотров и обследований подводных переходов газопроводов
Характеристика осмотров, обследований перехода | Периодичность осмотров, обследований |
Осмотр береговых и пойменных участков подводного перехода | - |
- в навигационный и межнавигационный периоды | ежемесячно |
- в периоды ледостава, паводков, ливневых дождей | ежемесячно |
Приборное обследование руслового участка перехода | в соответствии с табл.4 |
Водолазное обследование провисающих и оголенных участков подводного трубопровода | сразу после обнаружения провисающих и оголенных участков |
| |
Обследование руслового участка перехода назначают с периодичностью, зависящей от интенсивности деформаций берегов и дна на участке перехода (с учетом технического состояния трубопровода, установленного на основании предыдущих обследований) в соответствии с таблицей 4.
Таблица 4 - Периодичность обследований русловой части подводных переходов газопроводов
Техническое состояние перехода | Периодичность | Класс обследования |
Исправное | 1 раз в 2 года | 2 |
Неисправное | 1 раз в год | 1 или 2 |
Предельное | см.прим.1 и 2 | 1 |
Примечания:
- При временной эксплуатации перехода, находящегося в предельном состоянии, за ним необходимо осуществлять постоянное наблюдение с контролем параметров, создающих риск аварии и принятием незамедлительных мер по проведению обследования и ремонта;
- периодичность обследования перехода, выведенного из эксплуатации по предельному состоянию, определяется предприятием по транспортировке газа;