Файл: Проектирование развивающей предметнопространственной среды в дошкольной образовательной организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Диссертация

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 241

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11 дошкольных образовательных организациях, проводимого в данном исследовании. Педагогическое обеспечение развивающих возможностей составляет третий психолого-дидактический компонент образовательной среды (по В.А.Ясвину), который представляет собой «оптимальную организацию системы связей между всеми элементами образовательной среды». Этот принцип базируется на разработанных сегодня и создающихся системах развивающего обучения и образования: Ш.А. Амонашвили, В.С.
Библера, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Рубцова, Д.Б. Эльконина и др., что также представляет интерес при рассмотрении развивающего обучения дошкольников [80].
Рассмотрению элементов образовательной среды в той или иной степени уделяли внимание в своих исследованиях мыслители, философы – дидакты, практические педагоги в разные исторические периоды:
Я.А. Коменский, Ж.–Ж. Руссо, Г. Песталоцци, М. Монтессори,
К.Д. Ушинский и др. Их позиции особенно интересны в контексте современных подходов к решению данной проблемы. Они так или иначе всегда подчеркивали значение предметной среды, их позиции по данной проблеме особенно интересны для проводимого исследования.
Взгляды Я.А. Коменского (в частности в плане «дидактографии») можно также рассмотреть с позиций выделения элементов образовательной среды. В «дидактографии» (обучении посредством писания) бумага – это ученики и остальные пособия, приготовленные с той целью, чтобы с помощью их учебный материал легко запечатлевался в умах, типографская краска – это живой голос учителя, который переносит смысл предметов з книг и умы слушателей; печатный станок – это школьная дисциплина, которая располагает и побуждает всех воспринимать учение т. д.» [74]. Эту позицию можно рассматривать не только в качестве «школьной», но и в рамках дошкольного воспитания, находя в образном сравнении великого мыслителя облик основных субъектов воспитательного процесса

12 современных воспитанников детских садов, воспитателей, средств воспитания и т. д.
В трудах Ж.Ж. Руссо отмечалось, что «… все, что мы не имеем при рождении и в чем нуждаемся, став взрослыми, даётся нам воспитанием. Это воспитание мы получаем от природы, от людей, от вещей. Нужно, чтобы у ребёнка не было другого учителя, кроме самой природы, и других образцов, кроме самих предметов» [49].
Хочется отметить, что в практике дошкольного воспитания как носители информации о реальной окружающей действительности очень широко используются объекты природного и предметного мира, что также рассматривается в предлагаемом исследовании.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что «в основании особенной идеи воспитания у каждого народа лежит, конечно, особенная идея о человеке, о том, каков должен быть человек по понятиям нарда в известный период народного развития. Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует от своего воспитания воспроизведения этого идеала в отдельных личностях.. Всякий народ в своей литературе, начиная песней, пословицей, сказкой и оканчивая драмой и романом, выражает свои убеждения о том, каков должен быть человек по его понятию» [74].
По утверждению М. Монтессори, «внешняя среда представляется ребенку хаосом, внутренние силы ребёнка также не приведены в порядок, поэтому впечатления жизни сложны для ребёнка». Взгляды М. Монтессори представляют большой интерес для проводимого исследования, так как исключительно важно помочь ребёнку справиться с возникающими затруднениями именно в дошкольном возрасте, чтобы складывающаяся у дошкольника картина реального мира и взаимоотношений людей была реалистичной и понятной. Следовательно, только взрослый, обладающий достаточными знаниями и опытом (педагог и родители) может оказать квалифицированную помощь и поддержку ребёнку дошкольного возраста


13 посредством грамотной организации предметной среды как дома, так и в детском саду.
Таким образом, основываясь на определении понятия
«образовательной среды» и выделенных исследователями её структурных компонентов можно утверждать, что в качестве оного из них может рассматриваться «предметная среда», значение которой для развития человека исключительно значимо.
На основе проведённого анализа психолого-педагогической литературы можно предположить, что развивающая предметная среда является компонентом всех перечисленных выше сред и должна быть специальным образом организована.

1.2. Основные характеристики развивающей предметно-
пространственной среды дошкольной образовательной организации
Среда дошкольной образовательной организации является важнейшим условием развития ребёнка дошкольника. Развивающим эффектом здесь обладает совокупность предметов, в которых «запечатлён опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений» (А.С. Выготский) и которые представляют собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры. С помощью предметов, по мнению А.С.
Выготского ребёнок познает самого себя, свою индивидуальность, находит свою вторую жизнь в предметах культуры, а также в образе взаимоотношений людей друг с другом.
От этого напрямую зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований, с учетом изменений, происходящих в нем самом. Воспитательный потенциал среды многоаспектен: это и условия жизнедеятельности ребенка (В. С. Библер), формирование отношения к базовым ценностям, усвоение социального опыта, развитие жизненно необходимых качеств (Л. П. Буева, Н. В. Гусева);

14 это и способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности (А. В. Мудрик), удовлетворение потребностей субъекта, в частности потребности в деятельности.
Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ заложены в «Концепции построения развивающей среды в ДОУ» под ред.
В.А.Петровского (1993г.). В данной работе получили дальнейшее развитие основные положения применительно к организации условий жизни детей в детском саду, сформулированы принципы построения предметной среды.
Автор Концепции развивает в своей работе положения «Концепции дошкольного воспитания» (1989 г.), формулируя следующие принципы построения предметной среды:
- принцип дистанции, позиции при взаимодействии: является одним из важнейших принципов средового общения с ребёнком дошкольного возраста, создающим условия для эмоционального комфорта в процессе установления контакта ребёнка и взрослого (педагога, родителей);
- принцип активности, самостоятельности, предусматривающий возможность самостоятельного проявления творчества, самостоятельного выбора и участия в создании своего предметного окружения;
- принцип создания игровой среды, обеспечивающий ребёнку условия для важнейшего вида детской деятельности;
- принцип стабильности – динамичности, создающий условия для создания собственного конструкта окружающей среды в соответствии с собственным желанием, внутренним состоянием, вкусами и настроениями;
- принцип комплексирования и гибкого зонирования, позволяющий воспитанникам свободно определяться с видами деятельности, объединяться друг с другом по интересам, либо уединяться для собственного творчества;
- принцип эстетической организации среды, реализация которого требует от педагога творческого (дизайнерского) подхода к организации среды, внимания к цветовым решениям, качественному подбору материалов;


15
- принцип открытости – закрытости, на основании которого педагог действует с позиции «в ногу со временем» привлекая к организации окружающей воспитанников среды достижения современной культуры, искусства, ресурсы социального партнерства, а также возможности взаимодействия с природными факторами;
- принцип половых и возрастных различий, создающий условия для организации деятельности гендерной направленности, направленной на проявления воспитанников (мальчиков и девочек) своих склонностей в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.
Образовательная деятельность на основании приведённых принципов построения развивающей среды выстраивается в зависимости от возрастных особенностей воспитанников их возможностей, а также периода обучения в рамках Основной образовательной программы.
На основании выше сказанного можно охарактеризовать предметно- развивающую среду дошкольной организации как организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка, становление его способностей. Важнейшим требованием к среде является учет особенностей развития всех видов детской деятельности. Предметная среда должна быть информативна, удовлетворяя потребность ребенка в новизне преобразовании, экспериментировании.
Среда должна являться средством реализации творческих гипотез.
Задействованность среды ребенком, ее активное познание, изучение зависит от подготовленности и компетентности взрослого. Ребенок и взрослый действуют вместе и им должно быть удобно в этой предметной среде.
Функциональный комфорт предметной среды обеспечивает и психофизическое благополучие [44].
Исследования последних лет со всей очевидностью показали особую значимость для маленького ребенка социальных условий жизни,

16 складывающихся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей среды – всего того, что принято считать культурой воспитания.
При этом современный интерьер и дизайн внутренних помещений: оборудование, мебель, игрушки, пособия для малышей рассматриваются как необходимые составляющие предметно-пространственной среды.
Среда как многокомпонентное явление – предмет изучения философов, педагогов, психологов, экологов и других специалистов.
Относительно сферы дошкольного воспитания чаще всего применяют термин «развивающая среда».
Среда – единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Среда – система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Среда – система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
Из положений С.Л. Новоселовой, Н.А. Ветлугиной, А.И. Леонтьева,
Е.А. Флериной и др. вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:
‒ содержательности и эстетической значимости этой среды;
‒ целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
‒ активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности [40].
На современном этапе при проектировании предметно- пространственной развивающей среды необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного


17 образования, в соответствии с которым развивающая предметно- пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития [40].
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. В Стандарте развивающая предметно- пространственная среда рассматривается как система условий, обеспечивающих всю полноту развития деятельности ребенка и его личности; включает обстановку, объекты и материалы различного функционального значения; позволяет педагогу решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, обеспечивая максимальный психологический комфорт для каждого ребенка.
Функции образовательной среды ДОО.
1. Информационная функция. Необходимый уровень информативности среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов. Т.е., каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Поэтому предметная среда предполагает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
2. Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в разных видах деятельности.

18 3. Развивающая функция среды является ведущей. Деятельность в условиях обогащенной среды позволяет ребенку проявлять пытливость, любознательность, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм саморазвития, самореализации подрастающей личности.
4. Функция сохранения психологического здоровья. Содержание материалов и оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызвать положительные эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной
(«уголок уединения» и пр.) деятельности.
В соответствии с ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- содержательно-насыщенной (оснащенной средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами
– техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.);
- трансформируемой (меняющейся в зависимости от образовательной ситуации, интересов и возможностей детей);
- полифункциональной (разнообразной в использовании различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм т.д.);
- вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);
- доступной (имеющей свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям и т.д.);
- безопасной.