Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 437
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
только поведенческие пласты психики, но и ее ЦЕННОСТНУЮ СТРУКТУРУ.
18
Истоки волшебства
2. Собирательность образов.
Неопределенность места действия и имени
главного героя
"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе нам захочется принять происходящее.
Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Комсомольск.
Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград.
3. Сказки — кпадезь жизненного опыта и
традиций. Многогранность и
многоуровневость хранимой информации.
Образность языка
Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают "жить" в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это "закодировано" в образах сказки.
Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого — что выбрать из
Дрстоинства сказок
19
одежды, до глубинного — как жить дальше. На примере судеб сказочных героев мы можем проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Часто главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, может показаться неразумным Вместо того, чтобы выбрать богатство, или славу, он выбирает дорогу, внешне связанную с потерями.
В конце сказки оказывается, что герой приобретает и богатство, и все, что он изначально желал. А его более "умные" братья, выбравшие альтернативные "разумные" пути, — теряют все, что имели. Похоже, что сказка учит нас не "разумным", а каким-то другим критериям выбора. И наша интуиция может подсказать — каким?..
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя. Со временем мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При изменяющихся условиях мы по-другому интерпретируем содержание историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием. По мнению Н. Пезешкяна, так "работает" механизм хранения в сказочных историях личного опыта. А это, в свою очередь, делает пациента более независимым от психолога.
Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы. На примере сказки "Колобок" 3—5-летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис "я сам", ребенок старается обходиться без помощи родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищу и пр.). С помощью той же сказки подросток, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнает, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с "Зайцами", "Медведями", "Колобками" и "Лисами". Взрослый человек, постигающий смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины и следствия поступков всех героев сказки, попробует понять философскую подоплеку сказки о Колобке...
20
Истоки волшебства
Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое "хорошо, а что такое плохо". Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воагринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картину Мира. На ее основании, он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.
Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, "прожить" различные модели поведения. Б.Беттельхейм отмечает, что взрослый язык, логика непонятны ребенку (так как у него наглядно-действенное мышление преобладает над абстрактно-логическим) . Поэтому ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах.
Однако и взрослому, обремененному условностями и хитростями логического мышления и "разумного" стиля жизни, сказки помогают обратиться к своей фантазии и интуиции, освободить творческое начало, посмотреть на мир по-новому. Часто эти процессы помогают разрешению сложнейших ситуаций и конфликтов.
Тем, кто преподает в школе, средних или высших учебных заведениях, хорошо известно, что студенты часто не понимают новый материал, пока Вы им не предложите пример из жизни или любую метафору. Это лишний раз доказывает, что образность важна для восприятия не только маленьких, но и взрослых.
Дефектологи, работающие с детьми, имеющими серьезные проблемы интеллектуального развития, замечали, что сказка наиболее легко воспринимается ими.
^рстоинства сказок
21
4. Признак настоящей сказки — хороший
конец. Психологическая защищенность.
Философское, экзистенционапьное
осмысление действительности
Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Читателям ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить (психологам и психотерапевтам хорошо известно, какую огромную работу с пациентом нужно провести, для того чтобы прийти к такой ясности!). Кроме того, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Есть сказки, в которых, как в жизни, зло выступает под маской добра, а добрый персонаж имеет непривлекательную личину. Но в любом случае — справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.
Быть может, именно через сказку мы познаем подлинный смысл Добра и Зла. Если бы не было Драконов, Кощея, Чуда-Юда, герой не стал бы сильнее, не приобрел бы новый опыт. Через осознание необходимости и важности испытаний мы учимся прощать своих врагов.
В одной из наших первых детских сказкотерапевтичес-ких групп произошел такой случай. Дети, путешествуя по сказке, должны были с помощью волшебного заклинания уничтожить Дракона и забрать у него Посох, похищенный у Доброго Волшебника. Ребята прочитали заклинание, и мой ассистент, игравший роль Дракона, красочно изобразил его гибель. На этом месте предполагалось, что дети будут ликовать, но не тут-то было. Первое мгновение они обрадовались тому, что, пройдя через все сказочные испытания, которые мы для них приготовили, заполучили Волшебный Посох. Однако потом они
11
Истоки волшебства
загрустили. Оказалось, что им жалко Дракона и они хотят придумать способ его оживления. Да еще так, чтобы он стал хорошим. Возникла курьезная ситуация. Мой ассистент (который за ширмой уже переодевался в Доброго Волшебника, дабы встретить детей и поблагодарить их за возвращение Посоха) стал перебирать арсенал сказочных аксессуаров, чтобы превратиться в "хорошего" Дракона. И вовремя это сделал, потому что ребята всерьез собрались идти в "пещеру" (за ширму), чтобы совершить ритуал "оживления". Удивительно, но у них была целая концепция "оживления": начиная от осознания источников негативного поведения Дракона и заканчивая "программой оживления". Обсуждая между собой, что делать, они пришли к выводу, что Дракона мало любили и жалели, поэтому он стал злым. Они сказали, что если Дракона погладить и пожалеть, то он оживет хорошим. Так как с помощью волшебного заклинания они уничтожили не самого Дракона, а то зло, которое в нем скопилось. Услышав все эти соображения, мой ассистент, чуть постанывая, стал выползать из "пещеры". Ребята подошли к нему, стали его гладить, говорить, чтобы он вставал, что все прошло и теперь он добрый. "Хороший" Дракон поблагодарил сказочных путешественников за это превращение и подтвердил их догадки относительно того, почему он стал злым. Только после этого мы отправились в "обратный путь" к Волшебнику. Причем, когда дети рассказывали Волшебнику о сюих приключениях, для всех самым важным воспоминанием явилась трансформация Дракона. Этот эпизод был для нас хорошим уроком. Во-первых, он доказал, что в сказкотерапевтических занятиях роль экспромта чрезвычайно велика. Во-вторых, мы увидели, что для современных детей просто победить зло недостаточно — важен процесс перерождения, трансформации "плохого" героя, важно понимание первопричин негативных проявлений. В-третьих, ребята приобрели уникальный опыт самостоятельного разрешения труднейшей ситуации, сами выступили в роли волшебников, "расколдовав" Дракона. И самое главное, они "прочувствовали" то, что не учли мы, — хороший конец, это не просто физическое уничтожение зла (ведь на смену одному Дракону может прийти другой, и тогда, кто знает,
Как строится сказочный сюжет___________________23
хватит ли сил его победить), а положительная трансформация каждого героя. Оказывается, безопасен Дракон не поверженный, а перерожденный.
5. Ореоп тайны и вопшебства. Раскрытие потенциальности
Волшебная сказка как живой
организм — в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется" в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого, а также активизируется фантазия и интуиция. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.
Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула "Это у меня не получится", ибо все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. И не случайно психологический прием "Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?" так эффективен даже с самыми сложными пациентами. Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем "сказочными" способами, ребенок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.
Как строится сказочный сюжет
Особенно притягательными для многих детей и взрослых являются волшебные сказки. Можно заметить, что их сюжеты отличают определенные закономерности. Герой появляется на свет, растет в отчем доме, по различным обстоятельствам покидает его, выбирает путь, знакомится
24
Истоки волшебства
с новыми сказочными существами, одолевает зло, возвращается домой с победой. Исследования по возрастной психологии, опыт Э.Эриксона убеждают в том, что этапы развития сюжета полной волшебной сказки тесно связаны со становлением личности человека.
Безусловно, не в каждой сказке Вы сможете найти все описываемые здесь этапы построения сюжета. Однако "сказочное" понимание динамики развития личности, философских вопросов, бессознательно или сознательно решаемых человеком, поможет нам глубже познать природу человека и ее связь со сказками.
1. Происхождение главного героя. Его жизнь и развитие в отчем доме
На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; кто родители героя и каковы взаимоотношения между ними. Главным героем может быть человек любого социального положения: это и царевич, и солдат, и крестьянин, и купец... В начале сказки часто характеризуются личностные и интеллектуальные особенности героя: он может быть умен не по годам, или "вовсе дурак". Так или иначе, у читателя формируется предчувствие того, что главный герой обладает какой-то "изюминкой", которая пока видна не всем, но впоследствии станет причиной удивительных приключений.
18
Истоки волшебства
2. Собирательность образов.
Неопределенность места действия и имени
главного героя
"В некотором царстве, в некотором государстве"... Нам как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе нам захочется принять происходящее.
Определенное место действия психологически отдаляет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был. Детям легче перенести себя за тридевять земель, чем, скажем, в город Комсомольск.
Главный герой в сказке — собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Аленушка, Марья. Отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем. Это свойство сказок не ставит детской и взрослой фантазии, воображению никаких рамок и преград.
3. Сказки — кпадезь жизненного опыта и
традиций. Многогранность и
многоуровневость хранимой информации.
Образность языка
Благодаря своей образности сказки легко запоминаются и после окончания психологического воздействия продолжают "жить" в повседневной жизни человека, помогая ему разбираться в ситуациях, принимать решения.
В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это "закодировано" в образах сказки.
Например, часто в сказках главный герой оказывается на Распутье. Ему предлагают, как правило, три варианта дальнейших действий. В реальной жизни человек постоянно сталкивается с проблемой выбора: от простого — что выбрать из
Дрстоинства сказок
19
одежды, до глубинного — как жить дальше. На примере судеб сказочных героев мы можем проследить последствия того или иного жизненного выбора человека.
Часто главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, может показаться неразумным Вместо того, чтобы выбрать богатство, или славу, он выбирает дорогу, внешне связанную с потерями.
В конце сказки оказывается, что герой приобретает и богатство, и все, что он изначально желал. А его более "умные" братья, выбравшие альтернативные "разумные" пути, — теряют все, что имели. Похоже, что сказка учит нас не "разумным", а каким-то другим критериям выбора. И наша интуиция может подсказать — каким?..
Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Читая сказку, мы бессознательно выносим наиболее важный для себя. Со временем мы меняемся и ту же самую сказку понимаем совсем иначе. При изменяющихся условиях мы по-другому интерпретируем содержание историй, обогащая свой прежний опыт новым восприятием. По мнению Н. Пезешкяна, так "работает" механизм хранения в сказочных историях личного опыта. А это, в свою очередь, делает пациента более независимым от психолога.
Благодаря многогранности смыслов, одна и та же сказка может помочь человеку в разные периоды жизни решать актуальные проблемы. На примере сказки "Колобок" 3—5-летний ребенок может проследить последствия необдуманных, слишком скорых детских решений (ведь в этом возрасте начинается кризис "я сам", ребенок старается обходиться без помощи родителей, идти по улице без руки взрослого, самостоятельно принимать пищу и пр.). С помощью той же сказки подросток, который исследует других людей и их реакции по отношению к себе, узнает, какие типы людей существуют и как можно вести себя с ними: как строить контакт с "Зайцами", "Медведями", "Колобками" и "Лисами". Взрослый человек, постигающий смысл происходящих вокруг него явлений, обратит внимание на причины и следствия поступков всех героев сказки, попробует понять философскую подоплеку сказки о Колобке...
20
Истоки волшебства
Когда ребенок начинает осознавать себя и исследовать устройство окружающего Мира, у него возникает множество вопросов ко взрослым. Многие детские вопросы ставят родителей в тупик. Не так-то просто объяснить ребенку, почему все происходит так, как происходит, и что такое "хорошо, а что такое плохо". Наблюдая за судьбами главных героев, проживая сказочные ситуации, воагринимая язык сказочных образов, ребенок складывает, как мозаику, собственную картину Мира. На ее основании, он будет воспринимать различные ситуации и действовать определенным образом.
Часто дети просят своих родителей и воспитателей читать им одну и ту же сказку. Вероятно, эта сказка наиболее соответствует мировосприятию ребенка в данный момент и помогает ему понять важные для себя вещи, "прожить" различные модели поведения. Б.Беттельхейм отмечает, что взрослый язык, логика непонятны ребенку (так как у него наглядно-действенное мышление преобладает над абстрактно-логическим) . Поэтому ответы на свои маленькие проблемы и вопросы ему легче найти в сказочных ситуациях и образах.
Однако и взрослому, обремененному условностями и хитростями логического мышления и "разумного" стиля жизни, сказки помогают обратиться к своей фантазии и интуиции, освободить творческое начало, посмотреть на мир по-новому. Часто эти процессы помогают разрешению сложнейших ситуаций и конфликтов.
Тем, кто преподает в школе, средних или высших учебных заведениях, хорошо известно, что студенты часто не понимают новый материал, пока Вы им не предложите пример из жизни или любую метафору. Это лишний раз доказывает, что образность важна для восприятия не только маленьких, но и взрослых.
Дефектологи, работающие с детьми, имеющими серьезные проблемы интеллектуального развития, замечали, что сказка наиболее легко воспринимается ими.
^рстоинства сказок
21
4. Признак настоящей сказки — хороший
конец. Психологическая защищенность.
Философское, экзистенционапьное
осмысление действительности
Во многих сказках наблюдается четкое разделение добра и зла. Читателям ясно, кто мешает жить и каким способом его можно победить (психологам и психотерапевтам хорошо известно, какую огромную работу с пациентом нужно провести, для того чтобы прийти к такой ясности!). Кроме того, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А тот, кто проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.
Есть сказки, в которых, как в жизни, зло выступает под маской добра, а добрый персонаж имеет непривлекательную личину. Но в любом случае — справедливость и добро обязательно восторжествуют. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми.
Быть может, именно через сказку мы познаем подлинный смысл Добра и Зла. Если бы не было Драконов, Кощея, Чуда-Юда, герой не стал бы сильнее, не приобрел бы новый опыт. Через осознание необходимости и важности испытаний мы учимся прощать своих врагов.
В одной из наших первых детских сказкотерапевтичес-ких групп произошел такой случай. Дети, путешествуя по сказке, должны были с помощью волшебного заклинания уничтожить Дракона и забрать у него Посох, похищенный у Доброго Волшебника. Ребята прочитали заклинание, и мой ассистент, игравший роль Дракона, красочно изобразил его гибель. На этом месте предполагалось, что дети будут ликовать, но не тут-то было. Первое мгновение они обрадовались тому, что, пройдя через все сказочные испытания, которые мы для них приготовили, заполучили Волшебный Посох. Однако потом они
11
Истоки волшебства
загрустили. Оказалось, что им жалко Дракона и они хотят придумать способ его оживления. Да еще так, чтобы он стал хорошим. Возникла курьезная ситуация. Мой ассистент (который за ширмой уже переодевался в Доброго Волшебника, дабы встретить детей и поблагодарить их за возвращение Посоха) стал перебирать арсенал сказочных аксессуаров, чтобы превратиться в "хорошего" Дракона. И вовремя это сделал, потому что ребята всерьез собрались идти в "пещеру" (за ширму), чтобы совершить ритуал "оживления". Удивительно, но у них была целая концепция "оживления": начиная от осознания источников негативного поведения Дракона и заканчивая "программой оживления". Обсуждая между собой, что делать, они пришли к выводу, что Дракона мало любили и жалели, поэтому он стал злым. Они сказали, что если Дракона погладить и пожалеть, то он оживет хорошим. Так как с помощью волшебного заклинания они уничтожили не самого Дракона, а то зло, которое в нем скопилось. Услышав все эти соображения, мой ассистент, чуть постанывая, стал выползать из "пещеры". Ребята подошли к нему, стали его гладить, говорить, чтобы он вставал, что все прошло и теперь он добрый. "Хороший" Дракон поблагодарил сказочных путешественников за это превращение и подтвердил их догадки относительно того, почему он стал злым. Только после этого мы отправились в "обратный путь" к Волшебнику. Причем, когда дети рассказывали Волшебнику о сюих приключениях, для всех самым важным воспоминанием явилась трансформация Дракона. Этот эпизод был для нас хорошим уроком. Во-первых, он доказал, что в сказкотерапевтических занятиях роль экспромта чрезвычайно велика. Во-вторых, мы увидели, что для современных детей просто победить зло недостаточно — важен процесс перерождения, трансформации "плохого" героя, важно понимание первопричин негативных проявлений. В-третьих, ребята приобрели уникальный опыт самостоятельного разрешения труднейшей ситуации, сами выступили в роли волшебников, "расколдовав" Дракона. И самое главное, они "прочувствовали" то, что не учли мы, — хороший конец, это не просто физическое уничтожение зла (ведь на смену одному Дракону может прийти другой, и тогда, кто знает,
Как строится сказочный сюжет___________________23
хватит ли сил его победить), а положительная трансформация каждого героя. Оказывается, безопасен Дракон не поверженный, а перерожденный.
5. Ореоп тайны и вопшебства. Раскрытие потенциальности
Волшебная сказка как живой
организм — в ней все дышит, в любой момент может ожить и заговорить, даже камень. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребенка. Читая или слушая сказку, ребенок "вживляется" в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевленными персонажами. При этом развивается способность ребенка децентрироваться, вставать на место другого, а также активизируется фантазия и интуиция. Ведь именно эта способность человека почувствовать нечто, что отличается от него самого, позволяет ему ощутить многогранность Мира и свое Единство с ним.
Всем известно, что только в сказке невозможное возможно. Здесь нет ментальных ограничений, существующих в обыденной жизни. Здесь можно не бояться мечтать, строить образы будущего, Желаемого. В сказке не работает привычная проблемная формула "Это у меня не получится", ибо все неудачи временны и случаются от того, что не все возможности еще исследованы, не все еще познано. И не случайно психологический прием "Что бы вы сделали, если бы у вас была Волшебная палочка?" так эффективен даже с самыми сложными пациентами. Таким образом, сказка раскрывает человеческую потенциальность. Обретая опыт решения проблем "сказочными" способами, ребенок, подросток, взрослый переносит его на реальные ситуации.
Как строится сказочный сюжет
Особенно притягательными для многих детей и взрослых являются волшебные сказки. Можно заметить, что их сюжеты отличают определенные закономерности. Герой появляется на свет, растет в отчем доме, по различным обстоятельствам покидает его, выбирает путь, знакомится
24
Истоки волшебства
с новыми сказочными существами, одолевает зло, возвращается домой с победой. Исследования по возрастной психологии, опыт Э.Эриксона убеждают в том, что этапы развития сюжета полной волшебной сказки тесно связаны со становлением личности человека.
Безусловно, не в каждой сказке Вы сможете найти все описываемые здесь этапы построения сюжета. Однако "сказочное" понимание динамики развития личности, философских вопросов, бессознательно или сознательно решаемых человеком, поможет нам глубже познать природу человека и ее связь со сказками.
1. Происхождение главного героя. Его жизнь и развитие в отчем доме
На этом этапе мы знакомимся с героем: узнаем, в какой семье он родился, в какой ситуации оказался; кто родители героя и каковы взаимоотношения между ними. Главным героем может быть человек любого социального положения: это и царевич, и солдат, и крестьянин, и купец... В начале сказки часто характеризуются личностные и интеллектуальные особенности героя: он может быть умен не по годам, или "вовсе дурак". Так или иначе, у читателя формируется предчувствие того, что главный герой обладает какой-то "изюминкой", которая пока видна не всем, но впоследствии станет причиной удивительных приключений.