Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 443

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Стремление к красоте, истине, искра Божья, "королевское начало" — есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь, для того чтобы уникальный индивидуальный дар был раскрыт и применен.

Этап развития в отчем доме проходит не только сказочный герой, но и каждый человек. В психологии он называется периодом "базового доверия". На его протяжении человек перенимает, "впитывает", познает родительский опыт и формирует мировоззрение; накапливает информацию об ок-рркающем Мире; аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая будет его опорой в самостоятельной жизни. Принято считать, что период "базового доверия" длится в среднем первые 3-4 года жизни (до момента "пробужде-

Как строится сказочный сюжет___________________25

ния" самоосознавания). Именно в это время закладывается отношение к окружающему миру (как доверие, открытость или же недостаточное доверие, настороженность). Впоследствии эта базовая установка начинает играть важнейшую роль в стратегии поведения ребенка, в развитии его ценностных ориентации и творческих способностей. Некоторые пожилые мудрые женщины говорят молодым: "Пока трех лет ребенку не исполнилось — ты себе не принадлежишь. После трех — рядом с тобой уже человек". Чем больше ребенок получает от родителей и окружающих в первые годы жизни, тем более успешным он будет, когда вырастет. С 3-4 лет начинается процесс активной социализации маленького человека. Он познает нормы, правила, нюансы человеческих взаимоотношений.

Прозорливые родители дают ему раннее образование. И это прекрасно, ибо чем больше наук "впитает" в себя маленький человек, чем больше сделает самостоятельных творческих открытий, тем больше своих дарований он реализует, став старше.

Накопленный потенциал должен реализоваться в самостоятельной жизни. Таков закон развития. Поэтому с 11 лет начинается процесс постепенного "отрыва" от родителей, их правил и стиля жизни. Этот период в науке называют "пубертатом", "подростковым кризисом". Этот этап есть и в сказках.

2. Расставание с родным домом

В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Расставание с отчим домом может быть добровольным и вынужденным. Отправиться в путь героя побуждают либо обстоятельства и ситуация, либо насущная внутренняя необходимость, потребность, желание. В сказках наблюдается достаточно широкий диапазон причин, по которым герой покидает родительский дом: спасение похищенной принцессы, поручение отца или царя, изгнание, желание "других посмотреть и себя показать". К этому моменту герой накопил уже достаточно внутренних




26

Истоки волшебства

сил для того, чтобы действовать самостоятельно. Задача этого этапа — отделение от родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности.

Подростки решают аналогичные задачи. Примерно с 11 до 18 лет человек находится в процессе психологического отделения от родителей. При этом создается немало проблем у окружающих и близких, и это неудивительно — ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Некоторым подросткам "везет" — они имеют возможность физически покинуть родительский дом, например, поехав учиться. А те, кто остаются вместе с родителями, вынуждены проходить весь путь сказочного героя не выходя из дома. Отделиться — это не значит порвать с родителями, обесценить их жизненный опыт и методы воспитания. Отделиться — это значит принять своих родителей такими, какие они есть, и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит нас тому, что процесс психологического расставания ребенка с родителями естественен и необходим. И мудрые сказочные родители всегда отпускают своего ребенка в его собственный путь, как бы тяжело им ни было. К сожалению, не всегда реальные родители "отпускают" своих детей. Есть семьи, где контролируют и опекают уже взрослых сыновей и дочерей, создавая почву для семейных конфликтов. Таким образом, сказка учит не только детей, но и родителей (настоящих и будущих) одному из базовых законов жизни: "Дети принадлежат Миру, но не родителям".

Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой, как и реальный человек, может рассчитывать только на самого себя. Какую он дорогу выберет, каким будет его путь — это темы следующего этапа сказки и жизни.

3. Выбор пути. Проверка на "доброе сердце". Встреча с будущими помощниками

"Выехал Иван-Царевич на дорогу (покинув отчий дом), остановился и думает — куда дальше путь держать". На предыдущем этапе герой принял первое важное решение в своей жизни — действовать самостоятельно. Теперь, когда он один, — перед ним встает еще более сложная и важная задача — какой выбрать путь. Часто в сказках на этом

Как строится сказочный сюжет

27

этапе герой приезжает на Распутье. Перед ним три дороги, и вся его жизнь зависит от того выбора, который он сейчас сделает. Как правило, главный герой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя к успеху. Здесь происходит проверка на силу духа, искушение: ведь есть пути, которые сулят быструю выгоду. Если у главного героя есть братья, они, кшс правило, выбирают пути полегче, однако не достигают намеченной цели.



Герой делает свой выбор в соответствии с той целью, ради которой он покинул родительский дом. Внутреннее ощущение, интуиция подсказывают ему правильный выбор. И вот он сделан. Следуя по выбранной дороге, герой встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Он может пройти мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели, — так и делают некоторые второстепенные герои сказки. Однако герой всегда оказывает помощь попавшим в беду, зачастую показывая отсутствие прагматизма. Эти ситуации — проверка на "доброе сердце". Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощников. Сказка учит — как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

Сделав доброе дело, герой не сразу получает ответную услугу. Часто помощь приходит в тот момент, когда он не может надеяться только на свои силы. Здесь урок сказки — отсроченная услуга. Есть старая английская пословица: "Хлеб, пущенный по реке, приплывет к тебе дважды". Наверное, дорогой читатель, Вы не раз в своей жизни помогали другим, а те забывали о Вашей помощи. Не печальтесь — добро возвращается, правда, не сразу, а тогда, когда это особенно необходимо, и, быть может, даже из других рук... Быть может, оно вернется тогда, когда Вы его не ясдете, но Вам очень нужна помощь.

Цтак, герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появятся в самый нужный момент, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам.

28

Истоки волшебства

В жизни человека — это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, новые планы. Меняется стиль жизни. С этим периодом связаны три важнейшие психологические задачи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:

1. Принятие самого себя — я такой, какой я есть: у меня есть положительные и отрицательные черты, потенциал и ограничения.

2. Принятие своего пути — я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал.

3. Принятие ответственности за свой выбор и действия — "я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной".

В это время молодой человек реально соприкасается со взрослой жизнью. Сначала его может опьянить "воздух свободы" — он чувствует себя взрослым и свободным, он уже больше не обязан делать все так, как считают родители. Он получает реальную возможность строить свою жизнь, как он считает нужным; он может найти в себе новые, нераскрытые ранее способности ("внутренние помощники"); он приобретает опыт решения необычных для себя ситуаций, и близких по духу друзей. Однако любая ошибка в выборе своего пути, искушения и соблазны могут стоить молодому человеку (так же как и сказочным героям) очень дорого. Поэтому на этом этапе развития личности человека встает вопрос о доверии тому, что человек считает правильным для себя — вопрос о Совести, — о том стержне, внутреннем голосе, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки.


4. Борьба и победа

Это кульминация сказки. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др.). Бывает, что герой не с первого раза побеждает противника;

Как строится сказочный сюжет

29

иногда он прибегает к хитрости или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе, сказочный герой побеждает. При этом он приобретает не только то, за чем он шел (освобожденную принцессу, славу, волшебные предметы и пр.), но и нечто, о чем он раньше не* знал; посошок-перышко, волшебный ларец или перстень Неожиданно приобретенные предметы, как правило, обладают большой силой. Такая ситуация встречается не в каждой сказке, но, тем не менее, она очень важна.

Посошок-перышко, волшебный перстень и другие вещи — раньше служили злому персонажу, а после его гибели достались главному герою. Победитель забирает силу побежденного. Герой, побеждая самостоятельно зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт.

"Борьбу со злом" можно найти и в реальной жизни человека. Бывают моменты, когда человек ощущает, что в его жизни что-то происходит не так: то, что раньше казалось правильным — подвергается сомнению; что раньше было желанным — не приносит удовольствия. И тогда человек понимает, что изменения в жизни необходимы. И когда к нам приходит осознание того, что и как нужно изменить, тогда, на сказочном языке, мы отрубаем последнюю голову дракону.

Борьба со злом бывает и внешней. Нередко человеку приходится противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с Драконом. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее.

На семинарах по сказкотерапии я часто задаю детям, подросткам, взрослым вопрос: "А что было бы, если б в сказке были одни положительные герои?" В большинстве случаев я получаю ответ: "А сказки и не было бы. Стало б скучно". А в жизни?.. Помните, в замечательном романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" Воланд говорит Левию Матвею: "Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?"

30

Истоки волшебства


Карл Густав Юнг ввел понятия "Персона" и "Тень". Под "Персоной" подразумевается совокупность социально приемлемых, "хороших" качеств; образ, который мы представляем миру: социальные роли, стиль одежды, стиль самовыражения. Д.1Шрп отмечает, что «мы регулярно буквально закрываем "грудью" Персоны свои неполноценности, поскольку не любим, чтобы наша слабость была видна». Персона цивилизована, но полная идентификация себя с ней сулит немалые психические проблемы, ибо игнорируется другая сторона нашей личности, а именно — Тень. Под "Тенью" понимается центр личного бессознательного, совокупность вытесняемых качеств, тенденций, желаний. По словам Д. Шарпа, "Тень, в своем потенциале, одновременно и созидательна, и разрушительна: созидательна в том, что она представляет аспекты человека, похороненные в нем, но которые могут быть еще реализованы; разрушительна в том смысле, что ее ценностная система и мотивации имеют тенденцию подрывать или нарушать у человека сознательный образ самого себя". Соответственно, Тень менее цивилизована, более примитивна, не связана правилами приличия. Тень и Персона взаимодополняют друг друга, описывая полярные ипостаси одних и тех же процессов. В литературе известно немало произведений, образно описывающих взаимоотношения Персоны и Тени как недостаточное принятие и войну. Отражен этот важнейший момент психической жизни человека и в сказках именно на этапе "Борьба и победа". Герой ("Персона") побеждает в сложнейшем поединке Дракона, Кощея, Ворона Вороновича, Чудо-Юдо ("Тень"). На психологическом языке это означает победу созидательного начала человека над разрушительными тенденциями, живущими внутри каждой личности. Однако в Тени, как в нереализованном потенциале, есть скрытые силы, которые можно направить на созидание. Наверное, поэтому во многих сказках, одерживая победу, герой получает некоторый волшебный предмет, ранее принадлежавший злому персонажу. Сила Тени перешла к Персоне,.

Как строится сказочный сюжет31

5. Возвращение домой. Трудности в пути

Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний. Наш герой показал миру свою силу, утвердил себя и, кажется, мог бы уже "почивать на лаврах". Но не тут-то было. Оказывается, побеждено лишь явное зло. А сколько еще зла "замаскировалось" в людях, которым герой доверяет! Как только герой чуть расслабляется, теряет бдительность, завистливые братья или "друзья" предают его или убивают. Как тут не вспомнить поговорку "Страшнее враги не явные, а скрытые, не внешние, а внутренние".