Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 463
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сотрудничество и ассимиляция отражают либо хорошо сформированные навыки позитивной коммуникации, либо высокую степень совместимости, сплоченности группы. Обычно эти ССК можно наблюдать в зрелых группах, к этому приходят через серию занятий.
В случае "параллельной игры" важно стимулировать у участников группы желание узнать мир соседа, строить коммуникации между территориями. Но делать это нужно осторожно. Часто дети сами, постепенно узнавая друг друга, превращают "параллельную игру" в общую. В любом случае, насильно, против желания человека внедряться на его кусочек Сказочной страны не стоит. Имеет смысл подольше понаблюдать за естественной динамикой развития взаимодействия в песочнице. Длительная изоляция миров друг от друга (более 8 сеансов) встречается очень редко. Если только один или два участника группы обособляют свои миры, это может
Систематизация наблюдений
181
отражать стремление к дополнительной безопасности, уязвимость, ранимость. Однако при достаточной степени доверия в группе они идут на взаимодействие. Также как и в случае конфронтации, участникам этой группы можно предложить совместное задание.
Если Вам повезло — Вы сразу же столкнулись с позитивными ССК (сотрудничество, ассимиляция), можно "проигрывать" с группой на песке известные художественные, психокоррекционные и дидактические сказки, различные жизненные ситуации и пр. Все это способствует значительному расширению репертуара поведенческих моделей, накоплению жизненного опыта и развитию познавательной сферы личности.
Практические сказки на песке: принципы обучения чтению
Играя с песком, дета легче усваивают дидактический материал. Для самых маленьких и "особых" детей (с проблемами интеллектуального развития) особенно важно научиться читать, а впоследствии и писать правильно. Хочу предложить Вам принцип сочинения и проигрывания сказок, направленных на обучение грамоте. На базе этого принципа можно создавать дидактические сказки для изучения иностранного языка, обучения арифметике и пр. Работа может проводиться как в группе, так и индивидуально.
Совместно с ребенком Вы строите Сказочную страну и параллельно рассказываете примерно следующую сказку.
«В одной Сказочной стране, где текла река (или озеро, или было море — в зависимости от того, что захочет построить ребенок), стоял красивый лес (были поля и долины), жил маленький гномик (или другой сказочный герой). (В это время Вы достаете фигурку и ставите ее в песочницу.) У гномика был домик (в это время Вы предлагаете ребенку поставить домик в любое место песочного листа). Он в нем жил (Вы ставите фигурку рядом с домиком, или просите это сделать ребенка). Рядом с домиком росло дерево (прекрасный сад и пр. — Вы просите ребенка "посадить" дерево). Гномик о нем заботился, поливал
182
Новые разработки
его, разговаривал с ним, укрывал, когда было холодно. У нашего гномика было интересное имя — его звали С. Он носил курточку с изображением своего имени (Вы прозрачным скотчем наклеиваете на спину фигурки заранее изготовленную Вами букву "С"). Но самое удивительное было то, что гномик мог произносить, говорить только свое имя: "С-с-с!" Когда он радовался солнышку, выходя утром на крыльцо (ребенок в это время манипулирует фигуркой), он произносил радостно: "С-с-с!". Когда ему было холодно, он прятался у себя в домике, разводил огонь в печи и дрожал. А при этом опять произносил только свое имя: "С-с-с". Когда он злился, он говорил: "С-с-с!". Когда ему было приятно, он ел что-то вкусненькое и получал от этого удовольствие, он говорил: "С-с-с!" (Важно вместе с ребенком произносить этот звук в различных эмоциональных состояниях, чтобы он "ожил".) Но оставим на некоторое время гномика С и познакомимся с еще одним героем нашей сказки.
На другом конце этой Сказочной страны тоже стоял домик (мы просим ребенка поставить домик туда, куда он считает нужным). И рядом с ним росло прекрасное дерево (ребенок "сажает" его). А жил в этом домике другой гномик (Вы достаете фигурку и ставите ее рядом с домиком). Звали его — О. Также как и гномик С, гномик О умел произносить, говорить только свое имя. Когда ему было весело, он говорил: "О-о-о-о!" Когда он грустил, он тихонько говорил: "О-о-о." Когда он узнавал что-то новое, удивлялся, он говорил: "О-о-о-о!" Гномик О носил курточку с изображением своего имени (Вы наклеиваете прозрачным скотчем на спину фигурке заранее изготовленную букву "О"). Но оставим ненадолго гномика О и посмотрим, кто еще живет в этой Сказочной стране.
Посмотрите, в нашей стране есть еще один домик (который Вы сейчас незаметно поставили на другой край песочницы) ! Кто же в нем живет? Кто поливает все эти прекрасные цветы (ребенок "сажает" цветы около домика) ? Это еще один житель Сказочной страны. Познакомьтесь — гномик К! Он носит курточку с изображением своего имени. И, как и
Систематизация наблюдений
183
другие жители этой Сказочной страны, может произносить только свое имя: "К-к-к!" Как от говорит, когда радуется? А когда грустит? А когда сердится? А когда удивляется?
Как-то раз гномикам наскучило сидеть по своим домикам, и они пошли страну посмотреть, да себя показать. Ведь им так хотелось иметь друзей. (В это время, совместно с детьми, Вы начинаете передвигать фигурки гномиков по песочнице.)
Вот, на поляне встретились два гномика С и О. Они очень удивились друг другу, и каждый из них, естественно, произнес свое имя. (Дети говорят удивленно: "С-с-с!" и: "О-о-о!") Наши гномики были очень любопытны, они подходили все ближе и ближе друг к другу. Каждому даже захотелось прикоснуться к другому, проверить, не сон ли это?! И когда их руки соединились вдруг..! Каждый из них произнес: "С-о!" и: "О-с!" Когда их руки соединялись, они могли произносить не только свое имя, но и имя другого! А когда руки разъединялись, каждый мог произносить только свое имя: С-с! и: О-о!
Гномиков очень обрадовало то, что они могут произносить что-то новое. И они, взявшись за руки, пошли по дорожке, весело распевая: "С-с-о-о! О-о-с-с!"
В это время гномик К тоже гулял и вот вышел на дорожку, по которой шли гномики С и О.
Когда гномик К увидел весело шагающих и поющих С и О, он очень удивился и произнес: "К-к-к!" А С и О уже знали, какие интересные вещи происходят, когда соединяются руки. Поэтому они подбежали к гномику К и взяли его за руки. Но вдруг...
Вдруг все загрохотало, засверкало. Гномики закрыли глаза и плотнее прижались друг к другу. Но все стихло также внезапно и быстро, как и началось. Гномики открыли глаза и удивленно произнесли: "СОК!" И вдруг... у каждого из них в руке оказалось по стаканчику вкусного сока! (На фигурке стаканчика с соком должно быть написано СОК — это имена всех трех гномов).
Они выпили сок. И радостно заплясали. Разъединяя руки, они произносили только свои имена. Но когда им хотелось
184
Новые разработки
сока, они соединяли руки. Они поняли, что умеют творить настоящие чудеса!
А когда солнышко закатилось, наступил вечер, наши гномики разошлись по своим домам. Теперь они могли видеться друг с другом, когда им захочется.
Мы попрощаемся с нашими гномиками, а в другой раз поучаствуем в их следующих приключениях. Ведь в этой Сказочной стране еще много тех, с кем мы не знакомы...»
Замечательный психолог, дефектолог, игротерапевт и логопед Татьяна Грабенко отмечает, что обучаемые по данному принципу дети сразу начинают грамотно писать (так как мы связываем правильное фонетическое звучание и графическое изображение буквы); благодаря "проигрыванию" звуков в различных эмоциональных состояниях, они становятся "живыми", и дети их с радостью правильно воспроизводят. Кроме того, детям становится, наконец, понятно, почему звуки нужно произносить правильно: ведь это имена сказочных героев. Произнося их неправильно, можно не только обидеть гномика, но и вызвать какого-то другого (даже злобного) сказочного жителя.
Игра в песок, постановка разнонаправленных сказок на песке — естественное для человека (особенно маленького) занятие. В чрезвычайно редких случаях Вы встретитетесь с отказом. Данная методология позволяет не только стабилизировать психоэмоциональное состояние, но и значительно повысить мотивацию к дидактическим и коррекционным занятиям. Поднос с песком рекомендуется иметь в кабинете каждому педагогу и психологу еще и для того, чтобы была возможность "поговорить с самим собой"...
Заключение
Изложенная в книге методология позволяет составлять как комбинированные эклектические курсы сказкотерапии, так и работать в рамках одного из обозначенных направлений.
Можно выделить 4 вида курсов сказкотерапии:
— дидактические курсы, предназначенные для педагогов различных дисциплин, обучение и абилитацию детей-инвалидов с мультидефектами,
— развивающие курсы, адресованные детям "в норме", для развития креативности и адаптативных навыков,
— коррекционные, направленные на коррекцию деструктивных форм поведения и эмоциональных нарушений,
— психотерапевтические, адресованные взрослым пациентам и подросткам, находящимся в кризисных ситуациях.
В рамках курсов сказкотерапии осуществляется интег-ративный подход к личности, а также сказочно-метафорическое моделирование системы отношений ребенка и взрослого к миру и социуму. В настоящий момент метод защищен Авторским свидетельством №1201152 Комитета Госдумы РФ.
В структуру развивающих, психокоррекционных и терапевтических курсов сказкотерапии в технологической последовательности входят пять блоков.
186
Заключение
1. Блок психологической диагностики реализует функцию сбора материала о затруднениях или потребностях развития и индивидуального развития и самовыражения. Он включает: выполнение проективных тестов в форме сказок, беседу с родителями, членами семьи, драматизацию в форме сказок актуальных ситуаций и др. (1—5 занятий).
2. Блок психолого-педагогичеасои коррекции направлен на обогащение спектра позитивных приемов взаимодействия, представленных в сказочной форме (психодинамические и статические медитации, создание сказочного контекста и путешествие по Сказочной стране, решение сказочных задач; 5—10 занятий).
3. Блок социально-психологической адаптации служит для закрепления новых форм позитивного поведения и взаимодействия, адаптации индивидуального стиля жизни к условиям социума. В состав блока входят следующие приемы: встречи со сказочными существами, сочинение сказок, различные формы рассказывания сказок, построение картин из песка (песочная терапия) и пр.(5—10 занятий).
4. Блок творческого самовыражения реализует задачу развития творческих проявлений в повседневной жизни, усиления спонтанности и сепарации от условий тренингово-го процесса. В состав блока входят следующие приемы: