Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 464
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
самостоятельное составление картин из песка, самостоятельная постановка спектаклей, рисование сказок объемными красками и пр. (3—7 занятий).
5. Блок работы с родителями, членами семьи и социальным окружением выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам работы со сказкой, использование сказок как корректного способа разрешения внутрисемейных проблем). Работа с родителями может производиться параллельно занятиям с детьми. Например, Вы проводите 4 занятия с детьми, а каждое 5-е занятие — с родителями. По мере "взросления" членов группы (повышения уровня групповой зрелости и сплоченности) мож-
Заключение
187
но проводить объединенные занятия родителей с детьми (например, изготовление кукол и постановка спектаклей, театрализованные игры, совместное рисование и пр.). Если Ваш курс рассчитан на длительное время, можно делать перерывы между занятиями. Например, Вы занимаетесь 2—3 месяца (1 раз в неделю), потом делаете 2—4 недели перерыв. Это нужно для того, чтобы не происходило "привыкание" к Сказочной стране и не обесценивалась значимость "волшебства". Всегда имеет смысл оставлять "действие незавершенным", поэтому перерыв нужно делать тогда, когда Вы чувствуете, что живость восприятия, острый интерес к занятиям чуть притупляется. Ваши занятия не должны быть обыденными. Каждый раз — это живой экспромт, совместная импровизация на хорошо подготовленном материале.
Продолжительность курса может колебаться от 2 месяцев до 2—3 лет. Численность групп: для дидактических курсов — до 30 человек, для развивающих курсов — до 8 человек, для коррекционных курсов — до 4 человек, для психотерапевтических — до 12 человек.
Однако групповая форма работы не отрицает индивидуальную.
В последнее время сказкотерапия получает все большее распространение. И это неудивительно, ведь метафора доступна, а нижняя возрастная граница применения методологии — 2—2,5 года, тогда как верхняя возрастная граница пока не обнаружена. Сейчас сказкотерапия ориентирована как на людей с нормальным интеллектуальным развитием, так и на глубоко умственно отсталых людей, имеющих мультидефекты. Разрабопсой сказкотерапевтичеасих программ и адаптацией сказок для "особых" детей занимается Оксана Смирнова (ее материал Вы найдете в "Приложении"). Замечательный логопед, сурдопедагог и психолог Татьяна Гра-бешсо составляет сказочно-игровые программы. Ею оформлена новая коррекционно-развивающая технология "Сказ-котерапевтическая фонетическая ритмика". Интересные исследования сказок и их архетипической природы делает филолог, психолог Виолетта Минина. Елена Михайлова
188
Заключение
создает сказкотерапевтические курсы для женщин и исследует "сказочные" модели, живущие в женском бессознательном. Разрабатываются специальные сказкотерапевтические программы для людей, занимающихся бизнесом. В Вологодской области, поселке Шексна, сказкотерапия применяется удивительными и мужественными психологами для коррекции малолетних правонарушителей...
Я буду рада, если отзывы о книге и рассказ о своей работе Вы пришлете по адресу: 197198, С.-Петербург, Пионерская, 2—6.
Сейчас много споров ведется о том, какой должна быть психотерапия XXI века. Развитие Души, общение с ребенком "на равных", познание Тайны, безусловно, являются принципами психологии следующего тысячелетия. И все больше коллег, психологов, психотерапевтов и педагогов говорят о том, что сказкотерапевтическии подход наиболее актуален для нового века. Попробуйте, быть может, он приглянется и Вам...
Удачи Вам!
Список литературы
1. Бюлер Ш. Сказка и фантазии ребенка. М., 1925.
2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком / Дошкольное воспитание. 1948. 9.
3. Пропп В. Морфология сказки. М., 1969.
4. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. М., 1992.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
6. Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий / Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993. 2.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1997.
8. Обухова Л.ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
9. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказке. М., 1996.
10. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
12. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
13. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
14. Вилсуорт Л. Вилли и его друзья. М., 1994.
15. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1996.
16. Миле Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996.
17. Пезешкян Н. Торговец и попугай. М., 1992. ^
18. Беттельхейм Б. О пользе колдовства. Нью-Йорк, 1982.
19. Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. М., 1997.
20. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб., 1998.
21. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996.
22. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды — счастливый малыш. СПб., 1998.
190_____________________________Список литературы
ЪЪ. Шарп Д. Типы личности. СПб., 1996.
24. Гнездилов А.В. Петербургские сновидения. СПб., 1996.
25. Гнездилов А.В. Дым старинного камина. СПб., 1998.
26. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. СПб., 1995.
27. Элькин В.М. Уроки Макса Люшера. СПб., 1998.
28. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. СПб., 1998.
29. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978.
30. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980.
31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1990.
32. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990.
33. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
34. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
35. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
36. Гарбузов В.И. От младенчества до старости. Л., 1991.
37. Э.Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. М., 1992.
38. Зимбардо Ф., Застенчивость. М., 1991.
39. Ле Шан. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума.
40. Лич П. Младенец и ребенок. СПб., 1993.
41. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.
42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
43. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. М., 1992.
44. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.
45. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989.
46. Теория метафоры. Прогресс. М., 1990.
Приложения
Дмитрии Фролов
Святая вода
Сказки дпя детей и взрослых в стихах (по мотивам народного фопькпора)
Кто из нас не любит замечательную сказочную поэму Петра Ершова "Конек-Горбунок"? Аура волшебства, юмор, живой язык — все это привлекает детей и взрослых. К сожалению, произведений, подобных этому, мало.
Дмитрий Фролов "оживил ершовский стиль", переработал русские народные сказки-притчи, наполнил их современным смыслом и юмором.
В "Сказе про Белого Коня" Вы найдете уникальную стихотворную иллюстрацию к главе о том, как строится сказочный сюжет.
Известно, что стихотворная форма легче воспринимается и детьми с проблемами развития и воспитания. Данный сказкотерапевтическии материал будет полезен не только родителям, воспитателям, педагогам, но и дефектологам.
Как барин коней высиживап
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор, Едет, значит, на базар Продавать там свой товар...
Сам Егор — мужик степенный И товарец вез отменный: Тыквы толстые, большие, Жарким солнцем налитые. Тыквы эти просто чудо, Каждая — не меньше пуда!..
А навстречу, из Рязани, Барин мчал на тройке ранней. Барин был хотя и шумный, Но не так чтоб очень умный. И хвастлив еще без меры, Хоть и православной веры.
Въехал, значит, из-за гор На телеге дед Егор, Глядь, и барин подкатил И тот час же допросил:
— А ответь мне, коль не врешь, Что на рынок ты везешь? Больно странный твой товар, Распугаешь весь базар!
— А чего мне, барин, врать, Тут и нечего скрывать:
Не диковинки какие, Просто... яйца земляные.
Яйца — аглицкие, точно!
А купил я их нарочно:
Из яиц, с умом, коль, взяться, —
Кони добрые родятся!..
Святая вода
193
Я уж вывел трех коней, Нет в округе их резвей, Аглицкие скакуны! Но... боятся бороны, Не крестьянский это конь... Хоть ретив он, как огонь!..
Вот везу их продавать, Что добру зря пропадать...
Барин мерит по себе: Он — на аглицком коне Мчит, как вихрь, напролом, Рукоплещет ипподром!
Барин прямо весь трясется, Так коней ему неймется:
— Яйца все беру подряд, Заворачивай назад!
Но наш дедушка Егор Был, как старый лис, хитер:
— Все бы ладно, барин, но Есть условие одно:
Чтобы добрым быть коням, Высидеть их должен сам!
Строй гнездовье на сосне И сиди недели две, Коли встанешь до поры, Так уж, барин, не взыщи: Добрый конь не народится, Это все-таки не птица!..
Барин тыквы закупил И в деревню потрусил.
От опушки метров сто Было аиста гнездо. Подлатал там дыры плотник:
— Лезьте, барин, коль охотншс...
7 «Сказкотерапия»
194
Приложения
Барин из последних сил Сам все тыквы затащил, Поглядел на темный лес И, кряхтя, в гнездо полез.
Третий день сидит он кряду, Греет тыквы толстым задом, С непривычки занемел, Знать, на гнездах — не сидел. Сон беднягу так и валит, Вообщем, отключился барин...
Ночь настала на дворе, Барин спит в своем гнезде, Заяц дремлет под сосной, Все объято темнотой...
Видит барин в полусне, Как на аглицком коне Он летит за кругом круг. Толпы зрителей вокруг Машут барину: "Вперед! Ты выходишь на рекорд!"
Гикнул барин что есть сил И в азарте-то вскочил, Заскакал по тыквам лихо — Не привык он ездить тихо!
Тут гнездо и обломилось Да на зайца-то свалилось, Тыквы — вдребезги, конечно, Барин лег, как сноп, сердечный.
Заяц в ужасе привстал И, как лошадь» ускакал, Слышал барин быстрый скок, Да впотьмах узреть не смог...
Святая вода
195
Подтащился он к сосне:
— Ох, и горюшко же мне, Что за чудо-жеребенок — Только нынче из пеленок, Только вылупиться смог,
А такой уж резвый скок! Кабы высидел срок я, Что за конь был у меня!
Плач — не плач, а не вернешь, Хоть и очень конь хорош...
Охал барин час-другой И побрел тишком домой:
— Завтра мужика найду И еще яиц куплю! Хоть труды и тяжелы, Кони больно хороши!..
196_____________________________________Приложения
Святая вода
Хорошо, чтоб иногда Шла из крана-то вода Не простая, как всегда, А — святая бы вода!
*
Где-то, как-то в Старой Руссе Жили-были дед с бабусей.
Смолоду все ладно жили, Вместе ели, вместе пили, Слова грубого — ни-ни, Славно ладили они.
Но с годами все трудней Быть бодрей и веселей, Рано стали уставать, Все вдруг стало раздражать.
Как тут было не ругаться, Просто — некуда деваться!..
Дальше — больше, Чаще — дольше...
Наругавшись от души, Отдыхали на печи, Дед подолгу не орет: Возраст все-таки не тот.
А ведь зла-то не держали, Зря друг друга обижали.
Вот нальет бабуля щей, Молвит просто: "Жри, Кощей, Каб не лаял беспричинно, Не страдала б я безвинно, Коль умерил бы свой пыл, Суп бы, может, не остыл!"
Святая вода
197
Дед вскочил, как молодой: "Значит, я всему виной?! Ах, ты, старая оса, Разложила телеса! Что ты машешь языком, Ровно в ступе помелом?!"
Бабка, ясное же дело, Оскорблений не терпела, И кастрюля теплых щей Лихо шла ему взашей...
Дед, понятно, вожжи брал И за бабкою бежал...
В общем, так они и жили, Вроде как при деле были, День за днем пошли разборки, Жизнь их стала очень горькой...
Огород дед не копает, Бабка стряпать не желает, Не наколют даже дров, В доме холод, будь здоров.
И еды уж нет в избе, Толстый лед намерз в трубе, Фикус в горнице зачах, Все хиреет на глазах.
Славу Богу, от беды Люди добрые спасли: Надоумили бабулю К старцу ехать за пилюлей, Что от свары помогает И здоровье укрепляет.
Вот бабуля, помолясь, Поутру и собралась. Проплутала день-другой И нашла тот скит святой.
198
Приложения
Старец выслушал бабулю, Дал кузнечиков кастрюлю И промолвил ей: "У-гу. Коль смогу, то помогу".
Налил прямо из-под крана Ей водицы два стакана: "На, вот, только не разлей, Это средство — всех сильней! Коль ругаться подопрет, Набери водицы в рот, Час продержишь, аль — другой, Все пройдет само собой. Воду, значит, не глотай И на брань не отвечай! А пилюли — ерунда, Коль Святая есть вода!"
5. Блок работы с родителями, членами семьи и социальным окружением выполняет задачу позитивной ассимиляции ребенка в привычную социальную среду (обучение родителей доступным формам работы со сказкой, использование сказок как корректного способа разрешения внутрисемейных проблем). Работа с родителями может производиться параллельно занятиям с детьми. Например, Вы проводите 4 занятия с детьми, а каждое 5-е занятие — с родителями. По мере "взросления" членов группы (повышения уровня групповой зрелости и сплоченности) мож-
Заключение
187
но проводить объединенные занятия родителей с детьми (например, изготовление кукол и постановка спектаклей, театрализованные игры, совместное рисование и пр.). Если Ваш курс рассчитан на длительное время, можно делать перерывы между занятиями. Например, Вы занимаетесь 2—3 месяца (1 раз в неделю), потом делаете 2—4 недели перерыв. Это нужно для того, чтобы не происходило "привыкание" к Сказочной стране и не обесценивалась значимость "волшебства". Всегда имеет смысл оставлять "действие незавершенным", поэтому перерыв нужно делать тогда, когда Вы чувствуете, что живость восприятия, острый интерес к занятиям чуть притупляется. Ваши занятия не должны быть обыденными. Каждый раз — это живой экспромт, совместная импровизация на хорошо подготовленном материале.
Продолжительность курса может колебаться от 2 месяцев до 2—3 лет. Численность групп: для дидактических курсов — до 30 человек, для развивающих курсов — до 8 человек, для коррекционных курсов — до 4 человек, для психотерапевтических — до 12 человек.
Однако групповая форма работы не отрицает индивидуальную.
В последнее время сказкотерапия получает все большее распространение. И это неудивительно, ведь метафора доступна, а нижняя возрастная граница применения методологии — 2—2,5 года, тогда как верхняя возрастная граница пока не обнаружена. Сейчас сказкотерапия ориентирована как на людей с нормальным интеллектуальным развитием, так и на глубоко умственно отсталых людей, имеющих мультидефекты. Разрабопсой сказкотерапевтичеасих программ и адаптацией сказок для "особых" детей занимается Оксана Смирнова (ее материал Вы найдете в "Приложении"). Замечательный логопед, сурдопедагог и психолог Татьяна Гра-бешсо составляет сказочно-игровые программы. Ею оформлена новая коррекционно-развивающая технология "Сказ-котерапевтическая фонетическая ритмика". Интересные исследования сказок и их архетипической природы делает филолог, психолог Виолетта Минина. Елена Михайлова
188
Заключение
создает сказкотерапевтические курсы для женщин и исследует "сказочные" модели, живущие в женском бессознательном. Разрабатываются специальные сказкотерапевтические программы для людей, занимающихся бизнесом. В Вологодской области, поселке Шексна, сказкотерапия применяется удивительными и мужественными психологами для коррекции малолетних правонарушителей...
Я буду рада, если отзывы о книге и рассказ о своей работе Вы пришлете по адресу: 197198, С.-Петербург, Пионерская, 2—6.
Сейчас много споров ведется о том, какой должна быть психотерапия XXI века. Развитие Души, общение с ребенком "на равных", познание Тайны, безусловно, являются принципами психологии следующего тысячелетия. И все больше коллег, психологов, психотерапевтов и педагогов говорят о том, что сказкотерапевтическии подход наиболее актуален для нового века. Попробуйте, быть может, он приглянется и Вам...
Удачи Вам!
Список литературы
1. Бюлер Ш. Сказка и фантазии ребенка. М., 1925.
2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком / Дошкольное воспитание. 1948. 9.
3. Пропп В. Морфология сказки. М., 1969.
4. Клайн В. Как подготовить вашего ребенка к жизни. М., 1992.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.
6. Эльконин Б.Д., Эльконина Л. Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъективность действий / Вестник МГУ, серия 14. Психология. 1993. 2.
7. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Сказки звездной страны Зодиакалии. СПб., 1997.
8. Обухова Л.ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
9. Юнг К.-Г. Феноменология духа в сказке. М., 1996.
10. Эриксон Э. Детство и общество. М., 1992.
11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
12. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. М., 1982.
13. Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М., 1986.
14. Вилсуорт Л. Вилли и его друзья. М., 1994.
15. Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя. М., 1996.
16. Миле Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. М., 1996.
17. Пезешкян Н. Торговец и попугай. М., 1992. ^
18. Беттельхейм Б. О пользе колдовства. Нью-Йорк, 1982.
19. Кэмпвел Р. Герой с тысячью лиц. М., 1997.
20. Аллан Д. Ландшафт детской души. СПб., 1998.
21. Теории личности в западноевропейской и американской психологии. Самара, 1996.
22. Добряков И.В., Лазарева И.П. Здоровые роды — счастливый малыш. СПб., 1998.
190_____________________________Список литературы
ЪЪ. Шарп Д. Типы личности. СПб., 1996.
24. Гнездилов А.В. Петербургские сновидения. СПб., 1996.
25. Гнездилов А.В. Дым старинного камина. СПб., 1998.
26. Гнездилов А.В. Путь на Голгофу. СПб., 1995.
27. Элькин В.М. Уроки Макса Люшера. СПб., 1998.
28. Фон Франц М.-Л. Психология сказки. СПб., 1998.
29. Родари Д. Грамматика фантазии. М., 1978.
30. Спиваковская А.С. Нарушение игровой деятельности. М., 1980.
31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1990.
32. Лебединский В.В. и др. Эмоциональные нарушения у детей и их коррекция. М., 1990.
33. Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.
34. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1996.
35. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. СПб., 1994.
36. Гарбузов В.И. От младенчества до старости. Л., 1991.
37. Э.Грюнелиус. Вальдорфский детский сад. М., 1992.
38. Зимбардо Ф., Застенчивость. М., 1991.
39. Ле Шан. Когда Ваш ребенок сводит Вас с ума.
40. Лич П. Младенец и ребенок. СПб., 1993.
41. Лосева В.К. Рисуем семью. М., 1995.
42. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.
43. Шульц-Вильд Л. Наш ребенок. М., 1992.
44. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.
45. Неелов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989.
46. Теория метафоры. Прогресс. М., 1990.
Приложения
Дмитрии Фролов
Святая вода
Сказки дпя детей и взрослых в стихах (по мотивам народного фопькпора)
Кто из нас не любит замечательную сказочную поэму Петра Ершова "Конек-Горбунок"? Аура волшебства, юмор, живой язык — все это привлекает детей и взрослых. К сожалению, произведений, подобных этому, мало.
Дмитрий Фролов "оживил ершовский стиль", переработал русские народные сказки-притчи, наполнил их современным смыслом и юмором.
В "Сказе про Белого Коня" Вы найдете уникальную стихотворную иллюстрацию к главе о том, как строится сказочный сюжет.
Известно, что стихотворная форма легче воспринимается и детьми с проблемами развития и воспитания. Данный сказкотерапевтическии материал будет полезен не только родителям, воспитателям, педагогам, но и дефектологам.
Как барин коней высиживап
Из-за леса, из-за гор Едет дедушка Егор, Едет, значит, на базар Продавать там свой товар...
Сам Егор — мужик степенный И товарец вез отменный: Тыквы толстые, большие, Жарким солнцем налитые. Тыквы эти просто чудо, Каждая — не меньше пуда!..
А навстречу, из Рязани, Барин мчал на тройке ранней. Барин был хотя и шумный, Но не так чтоб очень умный. И хвастлив еще без меры, Хоть и православной веры.
Въехал, значит, из-за гор На телеге дед Егор, Глядь, и барин подкатил И тот час же допросил:
— А ответь мне, коль не врешь, Что на рынок ты везешь? Больно странный твой товар, Распугаешь весь базар!
— А чего мне, барин, врать, Тут и нечего скрывать:
Не диковинки какие, Просто... яйца земляные.
Яйца — аглицкие, точно!
А купил я их нарочно:
Из яиц, с умом, коль, взяться, —
Кони добрые родятся!..
Святая вода
193
Я уж вывел трех коней, Нет в округе их резвей, Аглицкие скакуны! Но... боятся бороны, Не крестьянский это конь... Хоть ретив он, как огонь!..
Вот везу их продавать, Что добру зря пропадать...
Барин мерит по себе: Он — на аглицком коне Мчит, как вихрь, напролом, Рукоплещет ипподром!
Барин прямо весь трясется, Так коней ему неймется:
— Яйца все беру подряд, Заворачивай назад!
Но наш дедушка Егор Был, как старый лис, хитер:
— Все бы ладно, барин, но Есть условие одно:
Чтобы добрым быть коням, Высидеть их должен сам!
Строй гнездовье на сосне И сиди недели две, Коли встанешь до поры, Так уж, барин, не взыщи: Добрый конь не народится, Это все-таки не птица!..
Барин тыквы закупил И в деревню потрусил.
От опушки метров сто Было аиста гнездо. Подлатал там дыры плотник:
— Лезьте, барин, коль охотншс...
7 «Сказкотерапия»
194
Приложения
Барин из последних сил Сам все тыквы затащил, Поглядел на темный лес И, кряхтя, в гнездо полез.
Третий день сидит он кряду, Греет тыквы толстым задом, С непривычки занемел, Знать, на гнездах — не сидел. Сон беднягу так и валит, Вообщем, отключился барин...
Ночь настала на дворе, Барин спит в своем гнезде, Заяц дремлет под сосной, Все объято темнотой...
Видит барин в полусне, Как на аглицком коне Он летит за кругом круг. Толпы зрителей вокруг Машут барину: "Вперед! Ты выходишь на рекорд!"
Гикнул барин что есть сил И в азарте-то вскочил, Заскакал по тыквам лихо — Не привык он ездить тихо!
Тут гнездо и обломилось Да на зайца-то свалилось, Тыквы — вдребезги, конечно, Барин лег, как сноп, сердечный.
Заяц в ужасе привстал И, как лошадь» ускакал, Слышал барин быстрый скок, Да впотьмах узреть не смог...
Святая вода
195
Подтащился он к сосне:
— Ох, и горюшко же мне, Что за чудо-жеребенок — Только нынче из пеленок, Только вылупиться смог,
А такой уж резвый скок! Кабы высидел срок я, Что за конь был у меня!
Плач — не плач, а не вернешь, Хоть и очень конь хорош...
Охал барин час-другой И побрел тишком домой:
— Завтра мужика найду И еще яиц куплю! Хоть труды и тяжелы, Кони больно хороши!..
196_____________________________________Приложения
Святая вода
Хорошо, чтоб иногда Шла из крана-то вода Не простая, как всегда, А — святая бы вода!
*
Где-то, как-то в Старой Руссе Жили-были дед с бабусей.
Смолоду все ладно жили, Вместе ели, вместе пили, Слова грубого — ни-ни, Славно ладили они.
Но с годами все трудней Быть бодрей и веселей, Рано стали уставать, Все вдруг стало раздражать.
Как тут было не ругаться, Просто — некуда деваться!..
Дальше — больше, Чаще — дольше...
Наругавшись от души, Отдыхали на печи, Дед подолгу не орет: Возраст все-таки не тот.
А ведь зла-то не держали, Зря друг друга обижали.
Вот нальет бабуля щей, Молвит просто: "Жри, Кощей, Каб не лаял беспричинно, Не страдала б я безвинно, Коль умерил бы свой пыл, Суп бы, может, не остыл!"
Святая вода
197
Дед вскочил, как молодой: "Значит, я всему виной?! Ах, ты, старая оса, Разложила телеса! Что ты машешь языком, Ровно в ступе помелом?!"
Бабка, ясное же дело, Оскорблений не терпела, И кастрюля теплых щей Лихо шла ему взашей...
Дед, понятно, вожжи брал И за бабкою бежал...
В общем, так они и жили, Вроде как при деле были, День за днем пошли разборки, Жизнь их стала очень горькой...
Огород дед не копает, Бабка стряпать не желает, Не наколют даже дров, В доме холод, будь здоров.
И еды уж нет в избе, Толстый лед намерз в трубе, Фикус в горнице зачах, Все хиреет на глазах.
Славу Богу, от беды Люди добрые спасли: Надоумили бабулю К старцу ехать за пилюлей, Что от свары помогает И здоровье укрепляет.
Вот бабуля, помолясь, Поутру и собралась. Проплутала день-другой И нашла тот скит святой.
198
Приложения
Старец выслушал бабулю, Дал кузнечиков кастрюлю И промолвил ей: "У-гу. Коль смогу, то помогу".
Налил прямо из-под крана Ей водицы два стакана: "На, вот, только не разлей, Это средство — всех сильней! Коль ругаться подопрет, Набери водицы в рот, Час продержишь, аль — другой, Все пройдет само собой. Воду, значит, не глотай И на брань не отвечай! А пилюли — ерунда, Коль Святая есть вода!"