Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 449
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оксана Смирнова
Игровая сказкотерапия дпя "особых"
детей (в помощь дефектопогам и
родителям)
Работая с "особыми" детьми, все педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия конкретной программы обучения и воспитания детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Существующие программы достаточно ориентировочные. Это оставляет возможность практикам применять их творчески, адаптировать к конкретному составу обучающейся группы.
Дети с "особыми нуждами" — это достаточно сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результаты их обучения и воспитания педагоги ясдут достаточно долго, дети не дают "обратной связи", как их нормально развивающиеся сверстники, по причине органического поражения головного мозга и как следствие — нарушение познавательной деятельности. Для того чтобы получить "почувствовать результат", педагогам необходимо
294
Приложения
использовать в своей работе различные методы и приемы обучающего и воспитательного характера.
Опыт работы и анализ длительных наблюдений привели меня к выводу, что сказка оказывает колоссальное корригирующее воздействие на эмоциональную сферу детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побркдает их к речевому контакту. Таким образом, ее значение расширяется до понятия "социальная адаптация", а значит сказка играет важную роль во всемерной коррекции и компенсации грубых аномалий развития, подготовке детей с "особыми нуждами" к жизни и труду.
В данной работе используется терминология международной классификации, согласно которой глубоко умственно отсталые дети характеризуются как: "дети с тяжелой степенью умственной отсталости", дети с "особыми нуждами", дети с "ограниченными возможностями здоровья", "особые" дети.
Специфика эмоционапы-ю-вопевой сферы "особых" детей
У таких детей наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности (как основной признак, симптом умственной отсталости) и особенности эмоционально-волевой сферы.
По эмоциональным проявлениям наблюдаемых мною детей молено разделить на 2 группы: "гиперактивные" и "пассивные".
Каждая из групп характеризуется следующими признаками.
"Гиперактивные" дети заметны рке с самого раннего детства. В ясельном возрасте они беспокойны, раздражительны, капризны. В дошкольном возрасте — шумливы, развязны в обращении с окружающими, не могут организовать себя в игровой деятельности. Поведение этих детей отличает импульсивность, двигательное беспокойство, крайняя неустойчивость произвольного внимания. Во время занятия они вскакивают с места, хватают разные предметы, не слушают педагога, на замечания не реагируют. В присутствии посто-
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______295
ронних лиц они еще более возбркдаются, много говорят, неадекватно смеются, еще хуже выполняют отдельные задания. Поведение этих детей очень неустойчиво и зависит от ситуации, в которой они находятся. При малейшем изменении ситуации они еще более возбуждаются. Неорганизованность, поспешность, импульсивность проявляются особенно отчетливо в процессе занятий. Неумение сосредоточиться на задании, отвлекаемость в процессе выполнения задания выявляются рке в самых элементарных и вполне допустимых для этих детей видах деятельности.
Детям данной группы сложно выполнять задание из-за невозможности дать нужное волевое напряжение.
Эмоции этих детей неустойчивы, лабильны, изменчивы. Отмечается повышенная раздражительность, плаксивость, у некоторых — склонность к резким аффективным вспышкам.
У "пассивных" детей на общем фоне поведения преобладают вялые реакции. Такие дети не обращаются с вопросами к педагогу, никогда активно не пытаются дать ответ на вопрос, хотя могут правильно ответить. Во всякую деятельность они включаются лишь после того, как педагог повторит задание, дополнительно простимулирует ребенка в процессе его выполнения. Особенно отчетливо проявляется вялость в моторике таких детей. Позы и движения их бедны, однообразны. Темп движений замедленный. Если предоставить ребенку самому выполнить какое-нибудь действие с мелкими предметами, то темп движений замедляется, движения слабеют, сужаются по размаху, как бы затухают и постепенно совсем прекращаются. В этой группе отмечается резко сниженная работоспособность. Вялость и пассивность в эмоциональных проявлениях выявляется на самых ранних этапах их развития. В раннем детстве они недостаточно реагируют на звуки, яркие предметы. В дошкольном возрасте не интересуются игрушками, не играют с детьми. Такие дети очень плохо приспосабливаются к новой обстановке и часто остаются растерянными, заторможенными. Внешне они нередко производят впечатление совершенно безучастных.
Хотя "пассивные" дети в группе обычно дисциплинированы, спокойны, исполнительны, они все же мало продуктивны в
296_____________________________________
Приложения
силу резкого снижения эмоционального тонуса. На неблагоприятные для них условия они часто реагируют еще большей замкнутостью, уходом в себя, нередко нарастанием заторможенности, вялости, крайней стеснительностью. Иногда проявляют негативную реакцию в трудных для них ситуациях.
В группу "пассивных" были включены и дети с ранним детским аутизмом (РДА) и аутистическими реакциями. Эти дети ранимы, обидчивы, зачастую тяжело переживают свои неудачи. Их поведение характеризуется еще большей замкнутостью, "уходом в себя". Информацию, полученную на занятиях, они могут "выдать" в самой неподходящей обстановке, мало обращая внимания на окрркающих людей.
Дети с аутистическими реакциями могут быть "безречевые" и с эхолаличной речью, которая выражается в неоднократном повторе слов педагога ребенком.
Впияние сказки на эмоциональную сферу "особых" детей
Опыт показывает, что метафора положительно влияет на этот контингент детей, однако восприятие сказок у "гиперактивных" и "пассивных" детей различно.
Так как поведение "гиперактивных" детей отличается импульсивностью, двигательным беспокойством, крайней от-влекаемостью, то на первых занятиях рекомендуется не требовать от детей выполнения четко сложенных организационных моментов, а лучше заинтересовать их наглядными образами сказки, стихотворной формой изложения материала. Во время занятия дети могут вскакивать с места, хватать разные предметы. В начале своей работы мне пришлось столкнуться с ярко выраженными неадекватными реакциями детей на сказку, например, смех вместо грусти, печали и наоборот. Опираясь на свой опыт, хочу заметить, что все неадекватные реакции детей должны быть обязательно проанализированы педагогом с детьми сразу же после их появления. Игнорирование подобных явлений может привести к их четкому закреплению в дальнейшем на каждую последующую сказку.
Поведение "пассивных" детей характеризуется "тормозными" реакциями. Именно поэтому подготовительный
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______297
этап введения в мир сказки более длительный по сравнению с этапом возбудимых детей. Детей с РДА необходимо осторожно (таинственно) вводить в мир сказки. Эти дети — пассивные слушатели, они могут быстро "уйти в себя", если их не заинтересовать. Использование метода шепотной речи дает положительный результат при работе со сказкой с детьми с РДА. Дети с РДА с эхолаличной речью обычно начинают повторять отдельные слова. Педагог должен обязательно поощрять ребенка и указывать на те предметы (образы), которые называл "особый ребенок".
"Гиперактивные" дети не понимают тонких оттенков переживаний. Они не испытывают чувства сострадания, милосердия, жалости, сочувствия к попавшим в беду персонажам. Им более "понятны" и близки негативные чувства: агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, крикливость. Поэтому необходимо в процессе рассказывания сказки делать акцент на положительные персонажи сказки. "Пассивные" дети, наоборот, испытывают чувства жалости, сострадания даже в большей степени, нежели требуется, и это может вызвать у них плаксивость, угнетенность, зажатость. Необходимо тщательно обдумывать каждый этап проведения занятия в подготовительный период с заторможенными детьми, чтобы в дальнейшем не выработать у них ассоциацию сказки с плачем, переживаниями, слезами. Дети с РДА на время могут "зациклиться" на каком-то "интересном", новом слове и постоянно повторять его. В данном случае рекомендуется прекратить занятие, т.к. ребенок "ушел".
Состояние "особых" детей, их настроение может определить сиюминутный поступок, неосторожно сказанное слово педагога, другого ребенка. Состояние детей может улучшиться и перейти в состояние "неадекватной радости", а может, наоборот, ухудшиться и перейти в состояние крикливости, раздражительности и закончиться истерикой. Причем предугадать этот исход невозможно, так как он может быть и "наилучший", и "наихудший". В данном случае рекомендуется прекратить занятие и возобновить его в период более спокойного состояния ребенка.
298_____________________________________Приложения
"Гиперактивным" детям несвойственно чувство жалости, переживания других детей вызывают у них радость, смех. Эту особенность необходимо учитывать для того, чтобы сформировать эти чувства через сказку. Педагог должен переживать, грустить, сочувствовать персонажам, попавшим в беду, нуждающимся в помощи, брошенным, кинутым, оставленным в безвыходной ситуации.
"Пассивные" дети и дети с РДА впечатлительны, мнительны, слезливы, поэтому очень важно не сформировать у них патологическую слащавость и заискивание.
Эмоции "особых" детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же ежедневно повторяющееся явление, действие они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в состояние таинственности, волшебства, заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.
"Особые" дети очень долгое время не понимают эмоциональных состояний, изображенных на картинках. Поэтому рекомендуется постоянно использовать небольшие потешки, стихотворения, отражающие эмоциональные состояния персонажей сказок на картинках.
Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы "особых" детей. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки — все это способствует тому, что ребенок бессознательно начинает "отражать" на своем лице те чувства, которые он испытывает при прослушивании сказки.
Занятия по сказкотерапии проходят индивидуально и в подгруппах по 2-3 человека. Принцип комплектования подгруппы — по уровню проявления активности. Объединение детей в подгруппы происходит после того, как я достаточно хорошо изучу их личностные особенности. Я тщательно изучаю взаимовлияние детей, поэтому комплектование подгрупп происходит эмпирическим путем. Продолжительность занятий в среднем составляет 15—20 минут, однако при сильной положительной мотивации занятие может продолжаться до 30 минут.
Игровая скажотерапия для "особых" детей_______299
Практические разработки, которые я предлагаю Вашему вниманию, были использованы мною при работе с "особыми" детьми. Их применение оказалось результативным: оно способствовало более глубокому усвоению программного материала по разделу "Сказки" и коррекции психических процессов, особенно эмоциональной сферы "особых" детей.
Практические игры, направленные на коррекцию эмоциональной сферы "особых"
детей
Главная цель всех предложенных мною дидактических игр — вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки.