Файл: Книга для заботливых ищущих родителей, психологов, педагогов, дефектологов и методистов СанктПетербург 1998.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 445
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7—8. Волшебное преображение и... раскрепощение.
9—11. Сказочная имидж-терапия. Изменение образа дает возможность человеку увидеть и почувствовать в себе новые качества. Оказаться вне времени и пространства. Побывать в других эпохах и мирах. Освободиться от груза проблем.
12. Только в сказке Шехе-резада может встретиться с Нимфой...
13. В новом образе появляются новые мысли и идеи, и беседа течет иначе.
14. А сказочные предметы сами тянутся в руки. Так возникают спонтанные миниатюры.
15. Вглядываясь в Волшебное Зеркало, позна-■ ешь тайну I своей души.
16. Но... появляется новая сказочная деталь костюма, и состояние меняется... Когда эмоциональное состояние полностью прожито — появляются уверенность и радость.
17. Процесс создания "Волшебных красок" никого не оставляет равно-д у ш н ы м . Немного муки, соли, масла и клея, побольше Души и Фантазии — и краски готовы.
18. "Волшебные краски" помогают пари совать свою мечту и выразить чувства...
19. "Мастерская вошиебников". Когда рисуешь "Волшебными красками", бывает трудно остановиться. Хочется создать новый
образ.
20. А вот он и ожил!
21—24. Важно, чтобы с песком "познакомились" все части тела.
25—26. Маленькие волшебники с удовольствием создают Сказочную страну из песка и миниатюрных фигурок.
27—28. Взрослые тоже не остаются равнодушными к песку. Так появляются новые миры.
29. Психодинамические медитации. Все участники группы взялись за края волшебной "Паутинки" и подняли ее. Теперь Дюймовочка может отправляться в путешествие. Так сплачивается группа и передается ощущение взаимной ответственности и доверия.
30.
Участники семинара по сказко-терапии.
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______321
Игра "В мире сказок" (лото, вариант 1)
Цель. Развивать зрительное внимание, вызывать у детей потребность в эмоциональном общении. Оборудование. Листы лото с изображением 4-х предметов: теремок, колобок, Курочка Ряба, репка (на каждом по предмету) — на одной стороне, а на другой стороне изображения персонажей сказок "Курочка Ряба", "Колобок", "Теремок", "Репка", маленькие карточки с изображением персонажей сказок, маленькие карточки с изображением главных персонажей сказок.
Ход игры
Играют вдвоем или в небольших подгруппах. Вначале педагог должен убедиться, что дети знают все предметы, изображенные на карточках, и их названия. Поэтому в первой части игры дети выбирают карточки с изображением персонажа и называют его.
Вторая часть игры проводится следующим образом: ребенку выдается лист лото, педагог выясняет у ребенка, что изображено на картинках, воспроизводит кратко содержание сказки, а затем ребенок из маленьких карточек находит соответствующие данной сказке ( "Найди такую же картинку"). Когда все маленькие карточки подобраны правильно, педагог спрашивает детей: "Как называется эта сказка? Кто в ней живет?" Получив правильный ответ, педагог переворачивает лист и показывает изображение главного персонажа, таким образом наглядно подтверждает правильность ответа детей. Далее, когда дети правильно подобрали карточки к листам лото, педагог берет одну из маленьких карточек с изображением главных персонажей сказок и спрашивает детей: "Что (кто) это? В какой сказке живет? У кого эта сказка?" Ребенок, у которого находится лист лото с данной сказкой, берет данную карточку. Примечание к игре "В мире сказок' (лото, вариант 1). Игра интересна всем группам детей, так как построена по принципу "Найти такую же картинку". 1-й этап игры проводится только индивидуально, причем используется только 1 лист лото (1 сказка). При кратком изложении сказки
12 «Сказкотерапия»
322Приложения
желательно опираться на зрительные образы персонажей, пик это создает положительную эмоциональную почву для проведения игры. Аля этого необходимо использовать фла-неллеграф и плоскостные изображения персонажей. Для детей с диагнозом "у. о. тяжелой степени (легкая имбель-ность)" на 2-3-м занятии фланеллеграф после краткою изложения сказки желательно убрать. Примечание к игре "В мире сказок" (лото, варианты 2 и 3). Игра проводится неболыиими подгруппами. В игре используются 2, а запьем 3-4 карты лопю. Эти усложненные варианты рекомендуется использовать как обобщающий этап по теме "Сказки". />&нные игры можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений по теме "Величина. Цвет. Форма".
Игра "Веселый — грустный"
Цель. Учить детей понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, изображенных на картинках, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы сказок. Оборудование. Предметные картинки:
Колобок (веселый, грустный)
Репка (веселая, грустная) Сюжетные картинки:
Персонажи "Теремка" (веселые, грустные)
Персонажи "Репки" (веселые, грустные)
Персонажи "Курочки Рябы": дед, баба (веселые, грустные)
Ход игры
В гости к детям приходит сказочный персонаж — Ворона. Она "читает" детям выдержки из сказок, отражающие эмоциональные состояния персонажей. При этом она "показывает" картинки с эмоциональными состояниями персонажей. Дети должны найти ошибку (если она есть) Вороны при выборе соответствующей картинки. Детям предлагаются следующие отрывки из сказок:
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______323
"Курочка Ряба"
Плачет баба,
Плачет дед:
"Что съедим мы на обед?"
"Репка"
Я репка сладкая, Круглая, гладкая, Круглая, гладкая Выросла на грядке я. Как у наших у ворот Праздник весело идет! Репка выросла большая: Будем кушать целый год.
"Колобок"
Я Колобок, Колобок, На сметане мешен, В печку сажен, На окошке стужен. Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, Я от зайца ушел, И от волка ушел, От медведя ушел.
"Теремок"
Дрркно мы живем в теремке,
Песенки поем в теремке:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля.
Дрркно мы живем,
Песни весело поем:
Пи-пи,
Ква-ква-ква,
Прыг-скок,
Гав-гав,
У-у-у-у!
324
Приложения
Примечание к игре "Веселый — грустный". Грустные изображения персонажей сказок могут вызвать различные реакции детей: жалость (у "пассивных'), радость, смех (у "гиперактивных"), агрессию, иаперинное состояние (у детей с РАЛ). Поэтому картинки с изображением эмоциональных состояний персонажей необходимо использовать в игре только после продолжительного ознакомления детей с ними на подготовительных занятиях. Сюжетные картинки с изображением эмоциональных состояний персонажей достаточно сложны для "особых" детей, поэтому подготовительный этап игры рекомендуется сделать более продолжительным.
Игра "Расскажем сказку вместе"
Цель. Продолжать формировать у детей навыки речевого общения, стремиться к тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, то есть действовали эмоционально. Оборудование. Картинки с изображением последовательных эпизодов сказки "Курочка Ряба".
Ход игры
Педагог медленно рассказывает сказку "Курочка Ряба" (или другую адаптированную для "особых" детей сказку — тексты приведены ниже).
Так как многие понятия, используемые в сказках, не знакомы детям, проза более сложна для восприятия, мною адаптированы известные народные сказки для детей с проблемами в развитии. Приводимые тексты сказок — авторские.
Ребенок последовательно выставляет на фланеллеграф эпизоды сказки (с помощью педагога). Затем, когда все эпизоды сказки разложены верно, педагог еще раз рассказывает сказку, при этом указывает на каждый эпизод сказки, подкрепляя его текстом сказки. Примечание к игре "Расскажем сказку вместе". "Гиперактивные" дети пытаются вступать в процессе игры в эмоциональное общение: показывают персонажей сказки, называют их, задают вопросы по типу "Кто это?", дополняют речь педагога, пытаются предвосхитить сюжет сказки. "Пассивные" дети и дети с РДА "зацикливаЮ7пся" на
Игровая сказкотерапия для "особых" детей_______325
определенной картинке, задают вопросы пюлько по ней, могут длительно ее рассматривать. £ля того, чтобы эмог^иональ-ное общение педагога с ребенком было подлинным и результативным, рекомендуется проводить игру индивидуально.
Варианты адаптированных сказок дня "особых" детей
Многие сказки сложно воспринимаются "особыми" детьми из-за перегруженности незнакомыми словами и понятиями. Опыт показывает, что для работы с данной группой детей необходима специальная адаптация используемых сказок. Ниже приведены сказки, адаптированные для восприятия "особых" детей. У них небольшой объем, эклектический стихотворный слог, они "очищены" от неизвестных детям слов, в них привнесены дополнительные элементы, облегчающие восприятие (конкретные звуки, которые издают герои, рассказ о цвете, форме и величине, стимулирующий образное восприятие, и пр.). Представленные сказки предполагают параллельное использование драматизации с помощью кукол или театрализованных игр.
Сказка "Курочка Ряба"
Жили-были дед и баба.
Была у них Курочка Ряба
И кудахтала: ко-ко.
Каждый день несла яички
Белые, круглые.
Раз снесла она яичко
Не простое — белое, а золотое — желтое.
Баба била-била — не разбила.
Дед бил-бил, не разбил.
Баба деду говорит: