Файл: Совершенствование системы управления информационным обеспечением деятельности малого гостиничного предприятия на примере гостиницы руд г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
филиал в г.Туапсе
Кафедра «Экономики и управления»
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА
На тему «Совершенствование системы управления информационным обеспечением
деятельности малого гостиничного предприятия (на примере гостиницы «РУД» г.
Краснодар)»
Исполнитель Асатрян Асмик Мушеговна
Руководитель к.г.н., доцент Аракелов Микаэл Сергеевич
«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой ________________________ доктор экономических наук, профессор
Темиров Д.С.
«____» _________ 2017 г.
Туапсе
2017
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ....................................................................................................................... 3
Глава 1 Теоретические и методические основы информационного
обеспечения деятельности гостиничного предприятия ..................................... 6
1.1 Понятие и сущность системы управления информационным обеспечением деятельности современных гостиничных предприятий ......... 6 1.2 Автоматизированные системы управления и их роль в гостиничном бизнесе ................................................................................................................. 12 1.3 Нормативно-правовое регулирование использования информационных технологий в гостиничном бизнесе .................................................................. 18
Глава 2 Анализ и оценка системы информационного обеспечения
деятельности гостиницы «РУД» г. Краснодар ................................................... 22
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта................................................................................................................. 22 2.2 Анализ и оценка качества предлагаемых гостиницей услуг ................... 31 2.3 Оценка информационных систем и информационных технологий в деятельности гостиницы ................................................................................... 42
Глава 3 Разработка предложений по совершенствованию
информационного обеспечения деятельности гостиницы «РУД»
г. Краснодар ............................................................................................................... 51
3.1 Предложения по развитию автоматизированной системы управления гостиницы ........................................................................................................... 51 3.2 Предложения по совершенствованию сайта гостиницы ......................... 59 3.3 Оценка экономического эффекта от предложенных мероприятий ........ 67
Заключение ................................................................................................................ 76
Список использованной литературы ................................................................... 79
3
Введение
Индустрия социально-культурного сервиса и туризма за последние годы претерпела весьма существенные изменения в связи с внедрением новых информационных технологий. Бизнес в этой сфере является не только одним из самых динамичных, но и представляет собой отрасль, чрезвычайно насыщенную информацией.
Современное гостиничное предприятие предоставляет потребителям не только услуги проживания и питания, но и широкий спектр услуг транспорта, связи, развлечений, экскурсионное обслуживание, медицинские, спортивные услуги, услуги салонов красоты и пр. Фактически гостиничные предприятия в структуре индустрии туризма и гостеприимства выполняют ключевые функции, так как формируют и предлагают потребителям комплексный гостиничный продукт, в формировании и продвижении которого принимают участие все секторы и элементы индустрии туризма и гостеприимства.
Компьютерные технологии активно внедряются в сферу гостиничного бизнеса, их применение становится неотъемлемым условием успешной работы отелей. Владение информацией актуально для индустрии гостеприимства, так как именно оперативность, надежность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации во многом определяют эффективность управленческих решений в этой области. Реализация этих условий возможна только в рамках применения информационных компьютерных систем.
В настоящее время мировой рынок гостеприимства высоко технологичен, и трудно себе представить сегодня серьезную фирму, не использующую какого- либо программного комплекса. Любая гостиница от мини-отеля в несколько номеров до крупнейших гостиничных комплексов в тысячи номеров стремится решить вопросы управления предприятием с помощью современных автоматизированных систем управления.
Каждый владелец отеля думает о том, чтобы минимизировать потери прибыли на всех этапах, эффективно контролировать работу персонала,
4 повышать качество обслуживания, предвосхищая желания своих гостей.
Добиться этого позволяет комплексная система информационного обеспечения, объединяющая в единый цикл управления все жизненно важные элементы гостиничного бизнеса.
Внедрение современных технологий в работу предприятий гостиничной индустрии позволяет повысить качество продукта и ускорить процесс сбора и обработки информации, обеспечить взаимодействие в режиме реального времени с участниками рынка, расширить ассортимент услуг, а также автоматизировать процессы ведения документации, отчетности, бухгалтерского учета.
Актуальность темы исследования состоит в том, что вопрос комплексной автоматизации процессов бронирования, расчетов с гостями, агентами, туроператорами и хозяйственной деятельности становится первостепенным для российских гостиниц.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является гостиница «РУД», представляющая собой малую форму гостиничного предприятия и расположенная в г. Краснодар. Предметом исследования является система управления информационным обеспечением деятельности данного гостиничного предприятия.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка и экономическое обоснование предложений по совершенствованию информационного обеспечения деятельности гостиницы «РУД» г. Краснодар.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
изучить теоретические и методические основы информационного обеспечения деятельности гостиничного предприятия;
дать общую организационно-экономическую характеристику исследуемого предприятия;
охарактеризовать предлагаемые гостиницей услуги и провести анализ ее конкурентных преимуществ;
5
провести анализ и дать оценку информационных систем и информационных технологий в деятельности гостиницы«РУД»;
разработать и экономически обосновать мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения деятельности гостиницы «РУД» г. Краснодар.
Структура работы сформирована в соответствии с поставленной целью и определенными для ее достижения задачами исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определяется объект и предмет исследования, раскрываются цель и задачи. В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы информационного обеспечения деятельности гостиничного предприятия. Во второй главе проведен анализ и дана оценка существующей системы информационного обеспечения деятельности гостиницы «РУД». В третьей главе представлены предложения по совершенствованию информационного обеспечения деятельности гостиницы «РУД». В заключении помещены выводы и предложения по работе.
Теоретической и методической основой исследования послужили труды зарубежных и отечественных экономистов, посвященные проблемам организации системы информационного обеспечения деятельности гостиницы.
Что касается информационной базы исследования, то в этой связи были использованы статистические материалы различных источников, а также документация самого предприятия.
Общий объем работы составляет 80 страниц, включая 18 таблиц и 15 рисунков.
6
Глава 1 Теоретические и методические основы информационного
обеспечения деятельности гостиничного предприятия
1.1 Понятие и сущность системы управления информационным
обеспечением деятельности современных гостиничных предприятий
Современное гостиничное хозяйство - динамично развивающаяся отрасль. Тенденции ее развития связаны с ростом спроса и расширением спектра оказываемых услуг. Использование новейших информационных технологий, их интеграция с системами жизнеобеспечения, позволяют оптимизировать функционирование всех служб и сервисов гостиничного комплекса [8, c. 37].
Информационное поле управленческой деятельности включает в себя совокупность самых разнообразных и разнородных информационных ресурсов, информационных потоков, алгоритмов и технологий их передачи, контроля и обработки [20, c. 42].
Чем точнее и объективнее информация, находящаяся в распоряжении системы управления, чем полнее она отражает действительное состояние и взаимосвязи в объекте управления, тем обоснованнее поставленные цели и реальные меры, направленные на их достижение.
Так как руководитель в своей работе опирается на информацию о состоянии объекта и создает в результате своей деятельности новую командную информацию с целью перевода управляемого объекта из фактического состояния в желаемое, то информацию условно считают предметом и продуктом управленческого труда.
Информационное обеспечение - это часть системы управления, которая представляет собой совокупность данных о фактическом и возможном состоянии элементов производства и внешних условий функционирования производственного процесса и о логике изменения и преобразования элементов производства.
При характеристике информации в системе управления выделяются две
7 ее части [22, c. 45]:
1. Первичные элементы информации (данные), которые могут быть присущи всем объектам определенного класса и различаются лишь количественным выражением.
2. Схемы классификационных связей, которые отражают логику изменений в производственном процессе и обосновывают направления преобразования информации (информационной модели).
Они в большей мере связаны со спецификой объекта. Это позволяет выделить два уровня характеристик информационного обеспечения:
элементный, т.е. совокупность данных, характеристик, признаков;
системный, т.е. воспроизводящий взаимосвязи и зависимости между классификационными группами информации, реализуемый в виде информационных моделей.
Для анализа информационного обеспечения наибольшее значение имеет выделение следующих разновидностей информации (табл. 1).
Таблица 1
Классификация видов информации [9, c. 28]
Классификационный признак
Вид информации
В зависимости от описываемых процессов
Производственно-экономическая; технико- технологическая; организационная, социальная; информация о внешних хозяйственных связях
По отношению к управляемому объекту
Внешняя; внутрипроизводственная
По роли в процессе управления Директивная; нормативная; плановая; аналитическая
По степени обновляемости и порядку обновления
Постоянная; переменная; длительного хранения; оперативная; циклическая; периодическая
По степени агрегирования
Простая; интегрированная; усредненная и т.п.
По степени преобразования
Первичная; производная; обобщенная
По степени обработки
Бухгалтерская; статистическая; оперативно- производственную и т.п.
При организации информационного обеспечения принципиальное значение имеет распределение информации на прямую, т.е. командную, исходящую от управляющей системы, и обратную, отражающую реакцию управляемого объекта на происходящие изменения и реализуемые решения.
8
Процесс формирования информационного обеспечения включает несколько этапов (табл. 2).
Таблица 2
Этапы формирования информационного обеспечения [19, c. 66]
Этап формирования
информационного
обеспечения
Характеристика
Описание состояния объекта
Предполагает набор технико-экономических показателей и параметров, характеризующих управляющую и управляемую систему, с соответствующей классификацией этих показателей
Формирование частных статических моделей
Моделирование классификационных связей в информационных массивах с выделением причинно- следственных зависимостей
Обоснование тенденций количественного и качественного изменения в производстве
Отражение в информационных моделях динамики отдельных элементов и процессов. Количественное изменение предполагает корректировку информации, а качественное изменение - ее частичную или полную перестройку
Интегрирование информационной модели процесса производства
Отражает взаимосвязь и динамику локальных процессов и всего производства
Порядок формирования определяет подход к анализу состава информации.
Организация информации в значительной степени предопределяет порядок ее хранения, регистрации, обновления, передачи и использования. Четкая организация банков данных позволяет более полно обосновать направления движения, интенсивность потоков, закономерности ее преобразования, методику запросов и получения.
Таким образом, система информационного обеспечения - это совокупность данных о целях, состоянии, направлениях развития объекта и окружающей его среды, организованная во взаимосвязанных потоках сведений.
Эта система включает методы получения, хранения, поиска, обработки данных и выдачи их пользователю [5, c. 54].
К организации информационного обеспечения предприятия предъявляется ряд требований. Это аналитичность информации, ее объективность, единство, оперативность, рациональность.
9
Смысл первого требования заключается в том, что вся система экономической информации независимо от источников поступления должна соответствовать потребностям руководителя, т.е. обеспечивать поступление данных именно о тех направлениях деятельности и с той детализацией, которая в этот момент нужна руководителю для всестороннего изучения экономических явлений и процессов, выявления влияния основных факторов и определения внутрихозяйственных резервов повышения эффективности производства.
Поэтому вся система информационного обеспечения должна постоянно совершенствоваться [24, с. 114].
Это очевидно в сегодняшней практике организации учета, планировании и статистики на предприятии. Там постоянно пересматриваются формы документов, их содержание, организация документооборота, появляются принципиально новые формы накопления и сохранения данных (имеется в виду компьютерная техника). Все изменения диктуются не только собственно требованиями учета или планирования. Они в значительной степени подчинены необходимости информационного обеспечения для выработки управленческих решений [21, c. 112].
Экономическая информация должна достоверно, объективно отражать исследуемые явления и процессы. Иначе выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут оказаться вредными.
Следующее требование, предъявляемое к организации информационного потока, - это единство информации, поступающей из разных источников
(планового, учетного и внеучетного характера). Из этого принципа вытекает необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации. Это означает, что каждое экономическое явление, каждый хозяйственный акт должны регистрироваться только один раз, а полученные результаты могут использоваться в учете, планировании, контроле и анализе.
Одно из требований к качеству информации - это обеспечение ее
10 сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков.
И наконец, система информации должна быть рациональной
(эффективной), то есть требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. С одной стороны, для комплексного анализа любого экономического явления или процесса требуется разносторонняя информация.
При ее отсутствии анализ будет неполным. С другой стороны, излишек информации удлиняет процесс ее поиска, сбора и принятия решений. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.
Таким образом, информационная система должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности управления.
Получение информации не является самой целью бизнеса. Целями, как правило, можно назвать выживание и получение прибыли. Информационная система управления является кровеносной системой, обеспечивающей достижение целей компании путем доставки организованной, четко структурированной и своевременной информации [7, c. 44].
Кроме того, нередко отсутствует стратегическое планирование с эффективным контролем.
Иными словами, для успешного развития нужна комплексная система управления, объединяющая все аспекты менеджмента, а не одну бухгалтерию.
И это не только технологические задачи. Это, во-первых, проблемы постановки регулярного менеджмента и, во-вторых, - проблемы выбора и порядка внедрения информационной системы.
При выборе и внедрении системы необходимо решить технические, административные и организационные задачи. Информационная система есть плод совместных усилий поставщика и персонала компании. При выборе