Файл: Совершенствование системы управления информационным обеспечением деятельности малого гостиничного предприятия на примере гостиницы руд г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
21 объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения [4, c. 134].
Информационные правоотношения в области связи регулируются
Федеральным законом от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи». Связь является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры
Российской Федерации и функционирует на ее территории как взаимоувязанный производственно-хозяйственный комплекс, предназначенный для удовлетворения нужд граждан, органов государственной власти
(управления), обороны, безопасности, охраны правопорядка в Российской
Федерации, физических и юридических лиц в услугах электрической и почтовой связи (услуги связи - продукт деятельности по приему, обработке, передаче и доставке почтовых отправлений или сообщений электросвязи).
Средства связи вместе со средствами вычислительной техники составляют техническую базу обеспечения процесса сбора, обработки, накопления и распространения информации. Развитие и обеспечение устойчивой и качественной работы связи являются важнейшими условиями развития общества и деятельности государства в информационной сфере [22, с. 81].
22
Глава 2 Анализ и оценка системы информационного обеспечения
деятельности гостиницы «РУД» г. Краснодар
2.1 Общая организационно-экономическая характеристика исследуемого
объекта
Гостиница «РУД» расположена в г. Краснодаре в 300 метрах от торгово- развлекательного центра «Красная площадь» и является ближайшей к спорткомплексу «Баскет-холл». Адрес: Краснодар, ул. Стадионная, 4.
Гостиница имеет удобные подъездные асфальтированные пути и благоустроенную, освещенную территорию, площадку для парковки автотранспорта.
Деятельность предприятия строится согласно следующим нормативным документам:
ГОСТ Р 50644–94 «Туристско – экскурсионное обслуживание. Требования по обеспечению безопасности туристов и экскурсантов»;
ГОСТ Р 50690–2000 «Туристские услуги. Общие требования»;
ГОСТ Р 51185–98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»;
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»;
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01–03;
Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации.
В соответствии с уставом основной целью деятельности гостиницы является предоставление гостиничных услуг и обеспечение максимальной экономической эффективности коммерческой деятельности предприятия на рынке гостиничных услуг. Для достижения поставленных целей имеется необходимая материальная база.
Полное название предприятия:
Общество с ограниченной ответственностью «РУД».
ООО «РУД» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени
23 приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
ООО «РУД» может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.
Организационная структура гостиничного предприятия формируется исходя из требований долговременного обеспечения его конкурентоспособности, экономической эффективности, целесообразности и рациональной кооперации.
Организационная структура гостиницы является отражением полномочий и обязанностей, которые возложены на каждого ее работника. Права и обязанности руководства определяются, исходя из потребности удовлетворения желаний клиентов через имеющиеся возможности и ресурсы. Оперативные решения, обусловленные необходимостью удовлетворения потребностей клиентов, опираются на строго зафиксированную управленческую иерархию.
Ответственность за принятие управленческих решений лежит на высшем звене управления. Подразделения являются функциональными звеньями, каждое из которых использует свою специфическую технологию, но все вместе они имеют одну цель - удовлетворение потребностей клиентов.
Организационная структура гостиницы «РУД» (рис. 1) относится к функциональной структуре управления. Это определяется тем, что вся гостиничная деятельность, а также внутренние процессы разделены по направлениям, каждые из которых возглавляет функциональный руководитель.
Такими направлениями являются – организация приѐма и размещения гостей, организация питания в гостинице. Функциональные руководители гостиницы
(менеджеры) не вмешиваются в дела друг друга, а их деятельность координируется директором гостиницы или его заместителем.
В гостинице «РУД» существуют службы, во главе которых стоит свой директор. Например, питания, обслуживания номерного фонда, хозяйственная
24 и др., где менеджер организует работу своих подчинѐнных. Они же, в свою очередь, предоставляют ему все отчѐты о своей работе.
Рис. 1. Организационная структура гостиницы «РУД»
1
Директор каждой из служб должен составить отчѐт о работе своих подчинѐнных и доложить обо всѐм своему вышестоящему органу, т.е. генеральному директору гостиницы. Главным недостатком использования функциональной структуры является тот факт, что она делит единые процессы на множество различных операционных отрезков, что, с одной стороны, способствует повышению эффективности их выполнения, однако ведѐт к снижению эффективности выполнения процесса в целом. Это является следствием нарушения или ослабления взаимодействия функциональных подразделений.
1
Схема составлена автором
Генеральный директор
Директор номерного фонда
Директор по административной части
С
лужба п
ри ем а и ра зм еще ния
Хоз яй ст ве нн ая с лужба
Директор по общественному питанию
Б
ан ке тн ая с лужба
С
лужба обс лужи ва ни я в н ом ера х
С
лужба бе зоп ас нос ти
Менедже р п о п ерс он алу
Те хн ич ес ки й от де л
Главный бухгалтер
Б
ухга лт ери я
25
Генеральный директор осуществляет руководство текущей деятельностью общества в соответствии с действующим законодательством и
Уставом.
На генеральном директоре лежит решение огромного числа задач: принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельных ассигнований на административные и хозяйственные нужды.
Генеральный директор имеет трех заместителей по номерному фонду, по питанию и административной части. Директору номерного фонда подчинены служба приема и размещения, хозяйственная служба (горничные и уборщики общественных помещений, прачечная). Директору по общественному питанию подчинены кухня, рестораны, бары, банкетная служба, служба обслуживания в номерах. Директору по административной части подчиняются менеджер по персоналу, служба безопасности, технический отдел. Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет и отчетность.
Директор номерного фонда несет ответственность за создание основных гостиничных услуг и поддержание номерного фонда в соответствии с принятыми на предприятии стандартами.
В функции службы приема и размещения входит бронирование, регистрация, распределение номеров, взимание платы за проживание, ведение необходимой документации и поддержание в порядке базы данных.
Служба горничных является в большинстве случаев наиболее функционально значимым подразделением. Это подразделение отвечает за уборку номеров, холлов, туалетов, коридоров, внутренних помещений, в которых осуществляется прием и обслуживание клиентов. Горничные превращают использованный продукт, каким является гостиничный номер после отъезда гостей, в готовый для последующей реализации чистый и
26 уютный номер.
Директор по общественному питанию руководит подразделениями общественного питания, включающие в себя кафе-бар, подразделение по обслуживанию банкетов и конференций, а также пищеблок (кухню).
Руководитель службы общественного питания составляет меню, обеспечивает поставку необходимых исходных продуктов, распределяет по участкам обслуживающий персонал, контролирует качество готовой продукции и обслуживания, соблюдая притом разумный режим экономии.
Менеджер по персоналу решает вопросы подбора, расстановки и повышения квалификации кадров. В его обязанности также входит ведение личных дел всех сотрудников гостиницы.
Служба безопасности поддерживает порядок и безопасность, так как гостиница несет ответственность за обеспечение безопасности своих клиентов.
Показатели по численности персонала устанавливаются ежегодно на основе нормативов численности. Численность персонала гостиницы на 1 января
2017 года составила 22 человека.
Структура персонала по полу, образованию и возрасту представлена на рис. 2, 3, 4.
35%
65%
Мужчины
Женщины
Рис. 2. Структура персонала по полу, %
2
Большинство обслуживающего персонала - женщины. Но в таких отделах как, например, служба безопасности, технический отдел, весь состав -
2
Диаграмма составлена автором
27 мужчины.
17%
52%
32%
С неоконченным высшим
образованием
С высшим образованием
без высшего образования
Рис. 3. Структура персонала по образованию, %
3
Гостиница «РУД» придерживается политики привлечения молодых специалистов. Необходимые требования при этом - опыт работы и знание иностранного языка. Хотя многие сотрудники имеют (или скоро будут иметь) высшее образование, это образование не всегда по профилю, и иногда не имеет никакого отношения к деятельности гостиницы.
24%
25%
36%
15%
21-25 лет
26-30 лет
31-40 лет
41-50 лет
Рис. 4. Структура персонала по возрасту
4
3
Диаграмма составлена автором
4
То же
28
Средний возраст работающих – 31,8 года является оптимальным для решения бизнес-задач, стоящих перед мини-отелем «РУД».
Финансовое состояние - важнейшая характеристика деятельности предприятия. Оно определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников финансовых отношений: как самого предприятия, так и его партнеров.
Финансовый анализ представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии и результатах деятельности гостиничного предприятия в прошлом, с целью оценки перспективы его развития.
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках (табл. 3) предполагает последовательное изучение всех статей отчета. Анализ начинается с изучения выручки как доходов по обычным видам деятельности и соответствующим им расходов - себестоимости проданной продукции; особое внимание уделяется тенденциям изменения этих показателей.
В целом происходит постепенное увеличение всех статей отчета:
- увеличение выручки за 2015 год по отношению к 2014 году на 15 %, за
2016 год по отношению к 2015 – на 12 %. Абсолютный прирост за 2 года –
18 606 тыс.руб.
- увеличение себестоимости за период на 7 845 тыс. руб., что составляет
29%.
- общее незначительное увеличение коммерческих расходов (на 1,5 млн. руб. за период), управленческих – около 1 млн.руб. В 2016 году темпы роста коммерческих повысились и составили 123,47%, темпы роста управленческих снизились (97,64 %).
- увеличение прибыли от продаж за период порядка 8 млн. руб., одновременно с этим замедление темпов роста. Прибыль за 2015 год увеличилась на 33 %, за 2016 – на 24 %.
Такая же динамика (незначительное отклонение вверх и вниз по годам, в
29 целом - увеличение) наблюдалась и по остальным статьям – операционным и внереализационным доходам и расходам.
Таблица 3
Горизонтальный анализ отчета о прибылях и убытках отеля за период
2014 – 2016 г.
5
Статья отчета
Сумма, тыс. руб.
Изме-
нение
2014 -
2015
гг.
Изме-
нение
2015 -
2016
гг.
Темп
роста
2014-
2015,
%
Темп
роста
2015-
2016,
%
На
конец
2014
года
На
конец
2015
года
На
конец
2016
года
I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности
Выручка
(нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг
(за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
63 683 73 328 82 289 9 645 8 961 115,15 112,22
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг
26 813 31 615 34 658 4 802 3 043 117,91 109,63
Валовая прибыль
36 870 41 713 47 631 4 843 5 918 113,14 114,19
Коммерческие расходы
10 018 9 417 11 627 601 2 210 94,00 123,47
Управленческие расходы
14 325 15 626 15 258 1 301
-368 109,08 97,64
Прибыль (убыток) от продаж
12 527 16 670 20 746 4 143 4 076 133,07 124,45
II. Операционные доходы и расходы
Проценты к уплате
553 417 689 136 272 75,41 165,23
Прочие операционные доходы
59 79 98 20 19 133,90 124,05
Прочие операционные расходы
815 718 842 97 124 88,10 117,27
III. Прочие доходы и расходы
Прочие доходы
204 225 298 21 73 110,29 132,44
Прочие расходы
4 390 5 238 6101 848 863 119,32 116,48
Прибыль (убыток) до налогообложения
7 032 10 601 13 510 3 569 2 909 150,75 127,44
Прочие расходы за счет прибыли после налогообложения
409 891 989 482 98 217,85 111,00
Чистая прибыль
(нераспределенная прибыль
(убыток) отчетного периода)
6 623 9 710 12 521 3 087 2 811 146,61 128,95 5
Таблица составлена автором
30
Чистая прибыль выросла за период на 5 898 тыс. руб. и составила на конец 2016 года 12 521 тыс. руб. Темп роста за 2015 год составил 146,61 %. Это означает рост прибыли на 46 %. Затем происходит замедление темпов роста –
128,95 % за 2016 год.
Рентабельность характеризует результаты деятельности компании, отражают общую эффективность руководства в достижении показателя чистой прибыли, ожидаемой собственниками отеля. Чем выше значение, тем эффективнее работает организация.
Коэффициенты рентабельности представлены в табл. 4.
Таблица 4
Динамика показателей рентабельности гостиницы «РУД» в 2014-2016 гг.
6
Показатель
Год
2014 г. 2015 г. 2016 г.
Коэффициент рентабельности реализации
0,027 0,035 0,043
Коэффициент рентабельности собственного капитала
0,016 0,023 0,029
Коэффициент рентабельности оборотного капитала
0,079 0,094 0,111
Рентабельность всего капитала
0,014 0,020 0,026
Рентабельность реализации определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате реализации продукции на 1 рубль выручки. Рентабельность реализации увеличивается в течение ряда лет, максимальное значение рентабельности реализации составляет 4,3 %, минимальное – 2,7 %.
Рентабельность собственного капитала определяет эффективность использования собственного капитала организации. На каждый вложенный рубль собственного капитала приходится прибыль в размере 1,6 копеек в 2014 году, 2,3 копеек в 2015, 3 копеек в 2016 году.
Рентабельность активов отражает эффективность использования оборотного капитала организации. Он определяет, сколько рублей прибыли
6
Таблица составлена автором