Файл: 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
этого бывает достаточно, чтобы произошли изменения на все 180 градусов. -когда говорят о законах в общ-ве, говорят, что они естественно-исторические». Если речь идет о природе, то говорят «законы естественные». В обществе же законы ест-истор в том смысле, что законы объективны и поэтому естественны, с другой стороны не похожи на природные, т.к исторически меняются во времени. Более того у каждого нового поколения потребности на порядок выше, чем у предыдущего!

33. Общество как саморазвивающаяся система

Саморазвивающаясвя система =система+развитие+само(самостоятельность)

Система:

Основа общественной структуры образуется на базе четырех важнейших видов человеческой деятельности (экон., полит., соц., дух. ). Каждой из них соответствует своя специфическая сфера общественной жизни с собственной внутренней структурой, множеством отдельных форм.

Находясь в единстве и взаимосвязи, отдельные социальные сферы создают ОБЩЕСТВО КАК ЕДИНУЮ СИСТЕМУ, как целое, как особый организм, обладающий не только свойствами, присущими отдельным его частям, но и такими свойствами, которых нет ни у одной из них. Причем, это целое больше не только количественно, но и качественно, т.е. у системы как целого есть такие качества, свойства, которых нет ни у одной из составляющих частей. Поэтому чтобы понять общество как целое, нужно изучить не только его части, но и выявить особые свойства общества как целого. Что же это за ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОБЩЕСТВА КАК ЦЕЛОГО?

Современная социальная философия выделяет четыре таких свойства:

- самодеятельность,

- самоорганизация,

- саморазвитие,

- самодостаточность.

САМОДОСТАТОЧНОСТЬ - это способность системы собственной деятельностью создавать и воссоздавать все необходимые условия своего существования, производить все потребное для коллективной жизни.

Самодостаточность - главное отличие общества от его составных частей. Ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать.

Развитие:

Важно уяснить, что общество, представляя собой совокупность относительно устойчивых, стабильных структур, не находится тем не менее в состоянии неподвижности, покоя.

34. Материальное производство. Структура и роль в развитии общества


Материальное производство служит основой появления, развития и удовлетворения человеческих потребностей. Без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно;

К. Маркс сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества.: "Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще"
Структура материального производства

Способ производства составляют производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся люди, осуществляющие производственный процесс, средства производства (сырье, машины.) и наука. Производственные отношения включают в себя те отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ.

Производительные силы и производственные отношения находятся в довольно сложных, а порой и противоречивых взаимосвязях и взаимодействиях. Производственные отношения могут соответствовать производительным силам и способствовать их функционированию и развитию, но такого соответствия может и не быть, и тогда они тормозят развитие производительных сил.
Современная социальная философия признает важность материального производства, однако считает его лишь одной из многих не менее важных сфер общественной жизни, без которых представить себе общество также невозможно.

Значение материального производства (экономической сферы жизни общества):

Создает материальную базу существования общества.

Способствует решению проблем, стоящих перед обществом.

Непосредственно влияет на социальную структуру (классы, социальные группы).

Влияет на политические процессы.

Влияет на духовную сферу – как непосредственно, то есть на содержание, так и на инфраструктуру (школы, библиотеки, театры, книги).

35 вопрос. Общество как естественно-исторический процесс.

Раскрыть термин Общество через понятие естественно-исторического процесса нам поможет рассмотрение этих терминов по отдельности!

Естественно – общество подвержено всеобщим объективным законам. В этом плане оно схоже с природой. Но, с другой стороны, в отличии от природы, где действуют бессознательные силы, в обществе действуют люди, одаренные сознанием и волей.



Исторический процесс – становление общества – длительный процесс. Да, природа тоже развивается во времени. Но! В обществе на каждом новом этапе развития, каждое новое поколение имеет новые потребности, о которых предыдущие поколение и не могло думать.

Решающим фактором становления общества стал труд. Маркс – общество – это продукт взаимодействия людей.

Деятельность людей имеет две взаимосвязанные стороны — материальную и духовную. Основоположники марксизма-ленинизма, обобщая опыт истории, пришли к выводу, что законы общественного развития действуют так же объективно и неотвратимо, как законы природы, с той лишь принципиальной разницей, что они прокладывают себе дорогу через деятельность людей. Именно поэтому они называли развитие общества естественноисторическим процессом.

Деятельность бывает неосознанной (заранее не подразумевает результата).

На стадии сознательной общественной деятельности ее результаты полнее соответствуют поставленным целям и приводят к их достижению, поскольку в этом случае сами цели ставятся и формируются с учетом объективных исторических закономерностей.

Вместе с тем при этом учитывается, что духовная сторона этой деятельности играет важную активную роль. Она может оказывать заметное влияние на материальную сторону, хотя само это влияние определяется и ограничивается материальными условиями жизнедеятельности людей.

36. проблема общественного прогресса и его критериев

Прогресс - есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Противоречивость развития общества.

  • общество регрессирует, его развитие идет по нисходящей,

  • в обществе тенденцию его развития определяет прогресс, для которого характерен переход от низшего к высшему.

  • история человеческого общества не имеет однонаправленного развития, поскольку прогресс в одном неизбежно сопровождается регрессом в другом.

Вспомним факты из истории XIX—XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами — контрреформы. Если бы мы попытались изобразить прогресс человечества графически, то у нас получилась бы изломанная линия.


Общество представляет собой сложный организм, в котором функционируют разные «органы». Эти части одного общественного организма находятся во взаимной связи и вместе с тем могут не совпадать в своем развитии. Более того, отдельные процессы, изменения, происходящие в разных областях жизни общества, могут быть разнонаправленными, т. е. прогресс в одной области может сопровождаться регрессом в другой.

КРИТЕРИИ ПРОГРЕССА

1)Французские просветители, считал критерием прогресса развитие разума. 2)Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. 3) Г. Гегель - в сознании свободы. 4) Марксизм-Ленинизм - развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают простор для их развития, роста производительности труда, развития человека.

5) Критерием прогресса выступает уровень гуманизации общества.

37. Социально-классовая структура общества.
Социально – классовая структура общества предполагает рассмотрение общества как целостной системы, имеющей внутреннюю дифференциацию, причем различные части этой системы находятся в тесной взаимосвязи между собой.
Критериев деления на классы применялось множество: естествен­ный отбор; раса; разделение труда и образование профессий; отношения в производстве.
Вопрос о классах назрел только к 18 веку, хотя существовали они давно.

Раньше Классы различали по доходам:

- буржуазия (прибыль)

- землевладельцы (рента)

- рабочие (заработная плата)

Классовая борьба считалась противозаконной.
1852 г. Маркс в письме одному из своих друзей говорит о новинках, которые он внес:

1. Классы связаны с определенными фазами развития материального производства и закреплены в нормативных актах.

2. Классы, возникнув, вступают в отношения, которые характеризуются борьбой, противостоянием. И эта борьба ведет к усложнению и обострению – к высшей точке, диктатуре пролеториата.


3. сама диктатура пролетариата есть преддверие общества без классов.»
Ленин дает определение класса:

"Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению

к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

Главный признак класса – отношение к средствам производства
Класс – это большие группы людей, различающиеся по:

• месту в исторической определенной системе производства

• отношению к средствам производства

• роли в общественной организации труда

• способам и размерам получаемого дохода.

Первые два принципа говорят о собственности, а вторые - о власти.