Файл: 1. Предмет философии и ее основные функции Место философии в системе культуры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется умозаключением. Например: "Люди смертны. Сократ человек. Следовательно, Сократ смертен". Суждения, из которых выводится новое суждение, называются посылками, а выводимое суждение - заключением. Умозаключения бывают различных видов:

  • индуктивные

  • дедуктивные

  • по аналогии

  1. В индуктивном умозаключении мысль движется от единичного к общему.

  2. В дедуктивном умозаключении мысль движется от общего к частному. Например: "Все, что укрепляет здоровье, полезно. Спорт укрепляет здоровье. Следовательно, спорт полезен".

  3. Аналогия - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в каком-то одном отношении, делается вывод об их сходстве в другом (других) отношении. Так, на основании сходства звука и света был сделан вывод о световой волне.

Роль

В процессе познания мы не можем опираться только на органы чувств. Они могут нас обманывать, например: что Солнце во много раз больше Земли, хотя глазу представляется совсем небольшим.

Это и не всегда бывает возможным! (слепые, немые)

28 вопрос. Специфика научного познания. Строение и динамика научного знания. Формы и методы научного познания.


Научное познание – специфическая сфера исследовательской деятельности по производству знаний о природе, обществе и человеке.

Критерии научности:

— рациональность научной познавательной деятельности. преимущественное обращение к доводам разума и максимальное исключение эмоций

— выделение теоретической и эмпирической составляющих научного знания— понятийная деятельность

— доказательность

- объективность

Наука всегда исходит из объективности. Наука претендует на то, чтобы узнать, как оно устроено само по себе, независимо от нашего вмешательства.

- Верифицированность (проверить) и фальсифицированность (опровергнуть) – проверяемость.

- Системность Любое открытие должно вписываться в уже существующую систему знаний.

Если открытие не вписывается это либо заблуждение, ошибка, либо открытие, которое поменяет всю парадигму *Парадигма может меняться, но очень редко!

УРОВНИ ПОЗНАНИЯ:

- теоретический

- эмпирический

Отличаются тем, что эмпирический уровень раскрывает внешние связи вещей, а теоретический раскрывает внутренние связи и отвечает на вопросы.

Формы научного знания:

  • Проблема

  • Гипотеза (предположение). Требует проверки  либо становится теорией, либо будет отвержена.

  • Теория (наиболее полное знание, которое дает целостное представление о какой-либо предметной области

Функции теории:

  • Синтетическая (синтезирует, аккумулирует знания)

  • Предсказательная, прогностическая

  • Методологическая (ориентирующая)

  • Практическая


Методы научного познания:

  • Частнонаучные

  • Общенаучные

    • Эмпирические:

    • Наблюдение – систематическая фиксация каких-либо явлений, дает первичный материал.

    • Сравнение – сопоставление с тем, чтобы выявить общее и различное.

    • Теоретические:

    • Абстрагирование

    • Мысленный эксперимент

    • Формализация – построение исследуемых предметов с помощью искусственных языков.

  • Философские методы:

        • Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического



Структура и динамика научного познания



Следует различать такие элементы научного познания:

фактический материал, почерпанный из эмпирического опыта

Результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях

гипотезы - основанные на фактах проблемы и научные предположения

"вырастающие" из них законы, принципы и теории

философские установки

социокультурные основания

методы, идеалы и нормы научного познания

стиль мышления - целостное единство норм и идеалов научного познания.

29 вопрос. Основные принципы научного познания (восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического).


        • Метод восхождения от абстрактного к конкретному и единство исторического и логического



Почему же в обыденном понимании «от конкретного к абстрактному»?

Т.к. люди не различают

  • теоретически-конкретное

  • чувственно-конкретное  оно же на теоретическом уровне абстрактное (кроме внешности дерева мы не знаем ничего)

Мы взбираемся к конкретному через абстрактное.

Абстракция:

«-» отвлекается от много, фиксируя только нечто

«+» приобретает глубину, суть
Историческое – длинная витиеватая дорога. История изучается для того, чтобы понять логику!

Логическое – закономерность. Чтобы понять логику нужно знать историю.

А чтобы начать изучение истории, нужно руководствоваться логикой. (ПРОТИВОРЕЧИЕ!)

 Начинают не с истока (Невозможно!). Поэтому человек начинает с результата, с конца. В результате уже содержится свернутая история.
Это метод научного исследования, состоящий в движении теоретической мысли ко всё более полному, всестороннему и целостному воспроизведению предмета.

Абстрактное понимается в широком смысле как «бедность», односторонность знания, а конкретное – как его полнота, содержательность, т. е. это восхождение от менее содержательного к более содержательному знанию.

Восхождение от абстрактного к конкретному понималось Гегелем как развитие мышления, источником которого выступали противоречия, которые выявлялись и преодолевались путем формирования нового, более конкретного содержания.
Всякое явление может быть правильно познано лишь в его возникновении, развитии и гибели, то есть в его историческом развитии.


Нельзя понять результата, не уяснив пути его развития.

Но история часто идет скачками и зигзагами, и если следовать за ней повсюду, то пришлось бы принимать во внимание много материала меньшей важности или прерывать ход мыслей. Поэтому необходим и логический метод исследования .

Логическое является обобщенные отражением исторического, отражает действительность в ее закономерном развитии, объясняет необходимость этого развития.

Логическое в целом совпадает с историческим: оно есть историческое, очищенное от случайностей и взятое в его существенных закономерностях.

30. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Диалектика абсолютной и относительной истины. Критерии истины.

Основные положения теории истины

Истина это знание, соответствующее действительности.
1) Истина содержит в себе объективное и субъективное начало.
2)Истину в голом виде поймать нельзя, это длинный процесс, включающий в себя изменчивость и устойчивость. Есть опасность либо преувеличить момент устойчивости (догматизм), либо момент изменчивости (релятивизм).

 Выделяют абсолютный и относительный момент.

Абсолютность истины может быть понята в смысле ее полноты и в смысле неопровержимости.

Относительная истина - такие знания, которые изменяются, углубляются, все время совершенствуются.

Человек истиной в полном объеме располагать не может. Человек устанавливает истинность! (Исключение: Суд должен установить истину)
3) Истина всегда конкретна.
Вспомним атомистическую концепцию Демокрита и ее судьбу. Ее главное положение: "Все тела состоят из атомов, атомы неделимы". Является ли оно с позиций науки нашего времени истиной или заблуждением? Как может какая-либо концепция, подтвердившая свою истинность, оказаться ложной?
Основные концепции истины:

Можно выделить пять внятных основных концепций истины в истории:
1. Классическая корреспондентская концепция. Истина – это адекватное отражение действительности в сознании (Аристотель, Фома Аквинский, Гегель).
2. Истина – это опытная подтверждаемость (Шлик, Нейрат).
3. Когерентная концепция. Истина – это свойство согласованности знаний (Авенариус, Мах).

4. Прагматическая концепция. Истина – это полезность знания, его эффективность (Маркс, Ленин).
5. Конвенционалистская концепция. Истина – это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап).


Практика как критерий. Только практика может людям прояснить ошибались они или нет.

Практика – материальная целенаправленная деятельность по преобразованию природы и общества.

31. Истина и заблуждение.
Истина всегда подвержена заблуждению.
Ошибка – незнание, нарушение правила, которое установлено.

Специалист не допускает ошибок, он не имеет на это право.
Заблуждение избежать не удается никогда.

Заблуждение – (Гегель) – своеобразная форма разрешения противоречий между всеобщим характером человеческого мышления и проявлением его в отдельных видах.

Человечество и человек в отдельности склонны абсолютизировать.
С одной стороны, наше знание ограниченно определенным горизонтом, с другой стороны, чел, имеющий знания, склонен их абсолютизировать. Это заблуждение, оно объективно, его невозможно преодолеть волевым характером.
Ложь и истина не перпендикулярны в рамках диалектической логики (в отличие от логики формальной). В философии они не исключают друг друга.
Истина существует не в одиночку, она увязывается на моральных ценностях. На эстетической стороне.

Истину следует отличать от заблуждения.

Заблуждение – неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а так же абсолютизацией взглядов, подходов. Так, суждение "вода кипит при 100 ° по Цельсию" истинно лишь при нормальном атмосферном давлении.

Ложь - это преднамеренное искажение истины, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

Истина и заблуждение - это противоположные, но в каком-то смысле взаимосвязанные стороны научного познания. Заблуждения в науке постепенно преодолеваются, а истина пробивает себе дорогу к свету.

32. Сущность научного подхода к анализу соц явлений. Специфика соц закономерностей и их объективный характер.

Общество познавать труднее, чем природу. Это связанно непосредственно с объектом изучения. Смена поколений есть затруднение. Когда встает вопрос об объективном познании общ-ва? В общ-ве играет большую роль идеология. Полной объективностью быть не может сам отбор фактов. В природе хотя бы можно ставит эксперименты, а в обществе эксперимент исключен, а если и имеется, то имеет очень узкий смысл. Что бы можно было изучать какие-либо процессы, они должны раскрыться. Например, отношения собственности можно было изучать только с 1917 г. Закономерности в обществе изучать очень трудно. Но представление все-таки формируется: закономерность есть, но выражена в специфическом характере, в том, что: -в общ-ве действуют законы статистические, хотя в природе статичстич законы тоже имеются (диффузное движении в газах (физика)), но все-таки действуют законы динамические, поэтому природу изучать значительно легче. В общ-ве по фрагменту нельзя ничего уловить, логику исторического процесса не понять. –законы в общ-ве: «законы тенденции». Тенденция – направление в развитии. В природе нет таких законов. В обществе многие изменения происходят от вторжения волевого усилия. Например, идет тенденция направления, но накапливается масса осознания, явлений, точка бифуркации (когда собирается много направлений и это есть точка, которая достигает и перевешивает одно из направлений), и