Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 237

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Комендант: Вот что, Соколов. Ты – настоящий русский солдат. Я тоже солдат и уважаю достойных противников. Стрелять я тебя не буду. К тому же сегодня наши доблестные войска вышли к Волге и целиком овладели Сталинградом. Это для нас большая радость, а потому я великодушно дарю тебе жизнь. Ступай в свой блок, а это тебе за смелость.

Комендант подает Соколову 2 буханки хлеба. Соколов прижимает их к груди, поднимается на сцену и падает. Другие заключенные приподнимают его и все уходят за кулисы.

Сцена 4. Звучит дождь. Свет включается на первой части сцены. В это время с ширмы снимают темную ткань, уносят ткань, скамью, фонарь, фашисты уходят, унося стол и стулья. Ширмы выдвигают вперед, осветители занимают места. За первой ширмой встают мать и две дочери, за второй сын в военной форме с автоматом.

Соколов: Единственное, что придавало мне сил, чтобы не сломаться – мысль о своей семье. Я бы и половины не перенес, если бы не знал, что дома меня ждут. Во мне теплилась надежда вновь увидеть их. На последних словах Осветители одновременно включают прожекторы. За ширмой видны силуэты женщины с 2-мя девочками и военного.

Ведущий: Но и эту надежду отняла война. Погибли, убитые фашистской бомбой жена и дочери.

Прожектор за первой ширмой гаснет.

Ведущий: А в последний день войны немецкий снайпер застрелил сына.

За второй ширмой гаснет прожектор.

Соколов: Как продолжать жить, если знаешь, что больше на Земле у тебя никого нет? Куда идти одинокому солдату? Куда нести свою печаль?

Свет над Соколовым гаснет.

Сцена 5. Появляется маленький мальчик, садится на ступени, ест арбуз. Зажигается свет. Справа из-за сцены выходит Соколов. Соколов подходит к мальчику.

Соколов: Эй, Ванюшка, пойдем в чайную пообедаем, а потом я тебя на машине покатаю.


Ванюшка: А откуда вы знаете, дядя, что меня Ваней зовут?

Соколов: Я человек бывалый, много чего знаю. (После паузы) А где твой отец, Ваня?

Ванюшка: Погиб на фронте.

Соколов: А мама?

Ванюшка: Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали.

Соколов: А куда вы ехали?

Ванюшка: Не знаю, не помню.

Соколов: И никого у тебя тут родных нету?

Ванюшка: Никого.

Соколов: А где же ты ночуешь?

Ванюшка: А где придется.

Соколов отворачивается, отходит на несколько шагов, вытирая слезу. Останавливается, поворачивается к Ванюшке.

Соколов: Ванюшка, а ты знаешь кто я такой?

Ванюшка (на выдохе громким шепотом, приподнимаясь): Кто?

Соколов: Я – твой отец.

Ванюшка разбегается, запрыгивает на Соколова, обнимает.

Ванюшка: Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь!

Звучит финальная музыка.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Сценарий урока – квеста

Учащиеся стоят перед кабинетом. На двери стихотворение:

Начинена огнем земля;

Не оступись, не хрустни веткой –

Вперед, за минные поля

Уходит пешая разведка.



Все пригнано, чтоб не греметь,

И приготовлено для боя,

И орденов своих с собою

Им не положено иметь.

И как последнее прости –

На жданный и нежданный случай

Им сказано: пора идти.

Чем проще сказано - тем лучше.

- Здравия желаю, бойцы! Вот и настал момент применить ваши знания на практике. Пропал целый отряд разведчиков и советскому командованию необходима ваша помощь в их поиске. Вы готовы переступить временную черту и оказавшись в 1943 году исполнить свой долг перед Родиной? Тогда даю вам минуту на выбор командира. Вы получите блокнот и ручку, где будете записывать необходимые данные. Будьте осторожны, могут быть люди, которые захотят разузнать у вас какую-либо засекреченную информацию. Никому, кроме советских военных, не доверять! А теперь слушай мою команду: в временному барьеру (дверь кабинета) шагом марш!

Участники оказываются в оформленном кабинете.

1 встреча. Разведшкола

Персонаж: Майор Воронин

Цели: провести интеллектуальную разминку по тексту произведения, рассказать правила.

Награда: звание ефрейтора. Командир получает звание на ступень старше – младший сержант.

- Новобранцы! Вы здесь оказались не просто так. Нам нужна ваша помощь. Пропал отряд разведчиков и офицер - лейтенант Травкин. Вы должны выяснить, что произошло на самом деле. Для этого вам нужно пройти все пять испытаний. За успешное выполнение каждого испытания вы будете получать звание. На станции вас не примут, если вы не назовете пароль, который получите на прошлой станции. На маршруте могут встречаться подозрительные личности и пытаться выведать у вас информацию. Они могут даже одеться как советский офицер или солдат. Вы вправе попросить удостоверение. Только после определения личности продолжайте диалог. В случае провала вы должны будете «выкупить» молчание вражеского шпиона.
1   2   3   4   5



- Начнем! Первое задание пройти аттестацию, подтвердить вашу проф. пригодность. Перед вами папка с заданием, на выполнение дается 5 минут.

Перед учащимися лист с 3 заданиями:

Травкин

Полковник

Аниканов

Лейтенант

Сербиченко

Капитан

Барашкин

Боцман

Раскольников

Сержант


Примечание: задание с лишним вариантом.

2 задание. Соотнесите населенный пункт, где жили герои до войны с фамилией героя.

Галиев

Керчь

Безруков

Баку

Мамочкин

Сибирь

Аниканов

Пермь

Семенов

Под Казанью

Феоктистов

Под Рязанью


Примечание: задание с лишним вариантом

3 задание. Вспомните гражданские профессии разведчиков и соотнесите их с фамилиями.


Мамочкин

Металлист

Аниканов

Председатель колхоза

Воронин

Плотник и каменщик

Марченко

Рыбак

Бугорков

Консультант


Примечание: задание с лишним вариантом

Задание пройдено!

Учащиеся получают звание ефрейторов, а командир младшего сержанта.

Кодовое слово: НУЖНО

2 встреча. Первые новости.

Персонаж: Мещерский

Цели: рассказать, что знаешь о группе Травкина, провести задание «Порванная карта».

Прежде чем ответить на вопросы Мещерского, учащиеся должны попросить у него удостоверение, а после назвать кодовое слово. Далее Мещерский расскажет, как произошла их встреча с группой Травкина.

Задание. Восстановить разорванную карту, составить кротчайший маршрут.

Награда: звание сержантов. Командир – старший сержант.

Кодовое слово: ОЧЕНЬ

3 встреча. В тылу врага.

Персонажи: немецкий шпион, Куприянов.

По пути к следующему заданию группе встретится человек в гражданском, который попытается выведать у них информацию. Это шпион, если они расскажут ему что – то, то придется «купить» его молчание. В случае провала школьники называют 10 фильмов о Великой Отечественной войне.

Капитан Куприянов. Рассказ об обнаружении группы Травкина немцами.