Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования

«Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова»

Филологический факультет

Кафедра методики преподавания русского языка и литературы







НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 – 9 КЛАССАХ
Выпускная квалификационная работа

Направление: 44.03.05 Педагогическое образование

(с двумя профилями подготовки)


«Допустить к защите»

Заведующая кафедрой, д.пед.н., профессор Никифорова Е.П.





Выполнила: студентка 5 курса очной формы обучения, группы БА-ПО-РЯЛ-17

Макарова Анна Анатольевна

Руководитель: к.пед.н., доцент

С.Ю. Залуцкая

____________________

Выпускная квалификационная работа защищена

«__»_________ 2022 года

Оценка _________________

Председатель ГАК, учитель русского языка и литературы МБОУ «Покровская улусная многопрофильная гимназия», к.пед.н. Капустина Г.П.

_______________________


г. Якутск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3



ГЛАВА 1 НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ….6

1.1 Творческие подходы к обучению в современной школе…………...6

1.2 Формы, методы и приёмы нетрадиционного обучения……………13


ГЛАВА 2 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В ОСНВНОЙ ШКОЛЕ…………………………………………………………...26

2.1 Виды нестандартных уроков литературы……………………….…26

2.2 Организация нетрадиционных уроков литературы в 5 – 9 классах..38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………53


ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сценарий урока – спектакля………………..?????

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Сценарий урока – квеста………………..?????

ВВЕДЕНИЕ
В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) закреплено «Изучение предметной области «Русский язык и литература» – как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации»[1].

Литература играет ведущую роль в воспитании людей, развитии их нравственных качеств и творческих способностей, сохранении и развитии исторической преемственности национальных традиций и поколений. Литература как культурный символ России, лучшая форма существования духовности и русский язык как школьный предмет, через его влияние на эстетические эмоции, через его влияние на патриотизм человека, на эмоции памяти истории, в культуре, в людей и в учениках, которые сеют то, что принадлежит всему человечеству.

Создаваемая литературой художественная модель мира обладает высокой эмоциональностью, ассоциативностью, неоднозначностью, несовершенством, метафоричностью и означает активное сотворчество воспринимающего.

Актуальность исследования. Рождение урока начинается с осознания его конечной цели: чего хочет добиться учитель, и определения ее правильно и четко. Затем установить средства, помогающие учителю достичь цели и определить, как это сделать, как ведет себя учитель для достижения цели.



Для целенаправленного и планомерного развития интеллекта и творческого мышления учащихся во внеклассных организациях используются современные педагогические методики, такие как развивающее обучение, игры, задачи, дифференциация, информация, проекты, а сделать их можно с помощью нетрадиционных уроков.

Количество нетрадиционных уроков является спорной позицией среди методистов. Некоторые люди склонны считать, что такие уроки должны лишь время от времени присутствовать в учебной программе. Другие пытаются построить на таком уроке полноценную образовательную программу. Это полярные точки зрения, однако, нетрадиционные уроки – это один из видов актуальных уроков, требование времени, от которого невозможно отказаться. И современные уроки литературы становятся все менее стандартными (или нетрадиционными).

Вышеупомянутая проблема была исследована такими учёными, как A. A. Леонов, А. Б. Эшин, А. П. Ершова, Б. А. Ла-Нина, В. А. Ириев, В. Е. Хализев, В. М. Букатов, В. Я. Коровина, Г. Л. Ачкасова, О. Ю. Богда-Нова, P. M. Эльсхофф, С. М. Машевская и др.

Нетрадиционные уроки имеют очень традиционную структуру, однако, их содержание и средства воздействия весьма необычны, и именно это необычное содержание, метод и форма придают урокам ускорение, необходимое для развития личности. Все зависит от того, какую позицию занимает учитель. При правильной подготовке такая форма урока запомнится надолго, так как отличается игровым моментом, подачей исходных материалов, подготовкой урока, а также привлечением учащихся к проведению самого урока.

Однако эта тема внедрения нетрадиционных уроков литературы в практику современной школы нуждается в дополнительных исследованиях.

Объект исследования: нетрадиционные формы уроков литературы.

Предмет исследования: организация уроков нетрадиционной формы в практику обучения литературе в 5 – 9 классах.

Гипотеза исследования: если использовать нестандартные уроки в процессе обучения литературе в основной школе, то следует ожидать более высокого качества формирования творческих навыков, критического мышления и коммуникативных умений обучающихся.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования нетрадиционных форм уроков литературы в 5 -9 классах.


Задачи исследования:

  1. Рассмотреть творческие подходы к обучению в современной школе;

  2. Определить формы, методы и приёмы нетрадиционного обучения;

  3. Дать характеристику основным видам нестандартных уроков литературы;

  4. Проверить в ходе педагогического эксперимента продуктивность и целесообразность нетрадиционных форм уроков литературы в 5 – 9 классах.

Базой исследования является Саха политехнический лицей г. Якутска.

Методы исследования: Обобщение и интеграция научных исследований по изучаемой тематике, анализ дидактической и методической литературы, школьных программ, дидактических материалов и пояснений.

Теоретическую основу исследования составляют работы отечественных авторов – психологов, педагогов и методистов – в разное время обращавшихся к изучению основ организации литературного образования. В частности, в ВКР представлены труды таких учёных, как Д. Б. Богоявленская, В. А. Сластенин, А. Л. Штейн, Д. Н. Катышева, Н. Г. Михновец, Г. Н. Поспелов, Л. М. Лотман, Е.С. Полат и других.

Новизна исследования заключается в том, что теоретически обоснован комплексный подход к организации уроков литературы в нетрадиционном формате, а также плодотворно апробированы в процессе педагогического эксперимента актуальные для современного школьника технологии внедрения таких занятий в учебный процесс.

Теоретическая значимость исследования: уточнено значение понятий «нестандартные уроки», «нетрадиционные формы обучения»; теоретически обоснована целесообразность и органичность игрового, проблемного, критического обучения с целью активизации творческих способностей обучающихся.

Практическая значимость: разработаны модели уроков-игр, реализующих принципы нестандартного обучения литературе и активизирующих творческий потенциал обучающихся. Материал экспериментальных уроков может использоваться для организации процесса обучения на уроках литературы в школах на основе игровой деятельности школьников с учетом их предпочтений.
База исследования: муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение городского округа город Якутск «Городская классическая гимназия».
?????????????????????
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, в котором представлены актуальность, цель, задачи исследования, его предмет и объект, оно позволяет определить основное направление работы, ее структуру и ожидаемые результаты; двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.

ГЛАВА I. НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    1. Творческие подходы к обучению в современной школе


В настоящее время особое значение имеют исследования по применению творческого подхода к образованию. Нынешнее общество нуждается в грамотных и творческих гражданах с нестандартными мышлениями, которые будут использовать свои навыки в жизни. Именно творческий подход на уроках литературы обеспечивает грамотное выражение мыслей учащихся.

При обучении эффективнее подготовить учащихся творчески мыслить как можно раньше. Для этого учитель должен знать ключевые моменты творчества: методы, технологии, средства обучения. В научной работе Е.В. Каменского, определение «творчество» дано так – это «деятельность человека, направленная на создание качественно новых и уникальных духовных и материальных ценностей» [3,с.775]. В педагогике деятельность различают на творческую и репродуктивную деятельность. Эти два вида деятельности ученика обычно проявляются в разных пропорциях. Как отмечают исследователи, «творческий характер социальной деятельности является одной из ее существующих норм и характеристик. Для всех видов общественной деятельности (умственной, эстетической, трудовой, физической и др.). Так, творческая деятельность есть не просто другой вид социальной деятельности, а одна из возможных характеристик высокоразвитой социальной деятельности» [23,с.12].

Как известно, собственная потребность и способность к активной деятельности является главным условием развития творческой способности. Все виды деятельности включают в себя стереотипные творческие элементы в какой-то степени. Следует отметить, что для развития общей деятельности главным условием и фактором является творчество. Исследовательская деятельность всегда сопровождается творчеством. Для этого необходимо развивать навыки ребенка и готовить с раннего возраста.