Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. На контрольном этапе были проанализированы результаты экспериментального преподавания. Цель контрольного этапа – сравнить результаты восприятия литературных произведений на тему «Героика и лирика Великой Отечественной войны» во внеклассном чтении до и после проведенных уроков. Статистические данные эксперимента отражены в форме диаграммы.

Констатирующий этап эксперимента. На данном этапе эксперимента проводилось анкетирование учащихся 5 - 9 классах в Саха политехнической лицее по следующей методике: школьникам было предложено ответить на следующие вопросы до и после изучения произведений в классе:

1. Какие произведения о Великой Отечественной войне вы читали?

2. Считаете ли вы, что достаточно знаете о Великой Отечественной войне?

3. Есть ли у вас желание читать о Великой отечественной войне?

Для обработки результата использовалась следующая формула: A (B+С)=D

Ключ к формуле: А- количество прочитанных произведений, где 0 произв-1; 1-2 произв.- 2; 3 произв.-3

B – положительный(2)/отрицательный(1) ответ на второй вопрос

С – положительный(2)/отрицательный(1) ответ на третий вопрос

D – уровень заинтересованности.

Ключ к результатам анкетирования:

Низкий уровень заинтересованности: 4-6

Средний уровень заинтересованности: 8-12

Высокий уровень заинтересованности: >12

Оценки уровня заинтересованности представлены в рисунке 1.



Рисунок 1 Уровень заинтересованности учащихся
Результаты показали, что 21% учащихся не интересуются темой Великой Отечественной войны и не читали никаких произведений на эту тему. Ко второму (среднему) уровню заинтересованности было отнесено 58% из всего класса. Эти ученики знают одно или два произведения, и у всех есть желание прочитать о Великой Отечественной войне, хотя большинство оценивают свои знания как неполные. И к третьему (высокому) уровню мы отнесли 21% школьников. Эти ученики прочитали более трех произведений и имеют широкие знания о Великой Отечественной войне.


В ходе формирующего этапа были проведены три урока на тему «Героика и трагедия Великой Отечественной войны».

Первый урок проходил по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» в форме урока-беседы.

Большинство учеников интересовались данной работой, активно участвовали в обсуждении, диалогах. Особенно школьники понравилось рассказывать о каждой девушке и ее судьбе. Вопросы подобраны удачно, учащиеся с удовольствием рисовали кластеры. По окончанию работы, урок получил положительные отзывы.

Второй урок был по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» в форме урока-спектакля. Учитель составил план и представил его учащимся для ознакомления. Учащиеся подошли к подготовке к уроку в такой форме ответственно. Класс делился на группы, каждая выполняла свои функции, в работе участвовали все классы. В ходе обсуждения участники спектакля показали высокое знание произведения и умение строить развернутый ответ на заданные вопросы.

Третий урок прошел по повести Э. Казакевича «Звезда» в форме урока-квеста под названием «По следам группы Травкина». Учащиеся Саха политехнического лицея впервые столкнулись с данной формой урока. Стоит отметить, что погружение школьников в атмосферу повести получилось выше ожидаемого. Учащиеся представляли себя разведчиками и так вошли во вкус, что обращались друг к другу в соответствии с военным уставом. Удачно были внедрены задания-ловушки и персонажи-трикстеры (немецкие разведчики). Урок прошел динамично, участвовал весь класс. В обсуждении урока данная форма получила самые высокие оценки.

На контрольном этапе эксперимента проводилось анкетирование учащихся после проведенных уроков по следующим вопросам:

1. Какое произведение понравилось больше и почему?

2. Помогли ли наши уроки узнать что-то новое о Великой Отечественной войне? Что именно?

3. Собираетесь ли вы дальше читать книги о Великой Отечественной войне?



Рисунок 2 «Какое произведение понравилось?»
По данным рис.2 большинство положительных оценок получила повесть Казакевича «Звезда»- 43%. повесть Васильева понравился 35%, а рассказ Шолохова.



На второй и третий вопросы учащиеся ответили положительно в 100% случаев.

На основании этих данных можно сделать вывод, что разработанная программа оказалась рентабельной. Выбранные формы уроков оказались эффективными на практике. У учащихся наблюдался стабильный интерес к пройденному материалу и самостоятельному усвоению его. В процессе эксперимента школьники также проявляли интерес к другим произведениям писателя, откуда стабильно вырастала потребность увидеть события тех лет глазами другого автора. Можно сделать вывод, что представленные нетрадиционные формы уроков литературы перспективны для внедрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Литература как учебная дисциплина играет важную роль в системе школьного гуманитарного образования. Она входит в обязательную часть Базисного учебного плана в образовательную его область «Языки и литература» как самостоятельный предмет.

Учебный предмет «Литература» является базовой учебной дисциплиной, формирующей духовный, нравственный, гражданский и патриотический стержень личности школьника. Данный предмет играет ведущую роль в интеллектуальном, эстетическом развитии ребёнка, формирует его общее мировоззрение.

Цель литературного образования в школе является изучение художественных произведений, понимание литературы как художественной реальности, формирование на этой основе духовного мира человека, его мировоззрения, образования на необходимость систематического чтения как необходимой составляющей улучшения духовного и нравственного развития непрерывного индивида.

Новые времена диктуют новые подходы, как к процессу обучения, так и к процессу преподавания. Отстаивать собственное мнение, развивать эстетический вкус, расширять кругозор помогут необычные формы уроков, главная задача которых пробудить интерес к учебе вообще и к занятиям литературой в частности. Это главное на нестандартных уроках.

Термин «нетрадиционный урок», появившийся в начале 90-х годов ХХ века на страницах газет и журналов, привлёк внимание учителей русского языка и литературы. Нестандартные уроки отличаются, в первую очередь, новизной, оригинальностью, каждый урок уникален, это творческая находка учителя. Эти уроки идеально вписываются в новую концепцию общего среднего образования, которая подчеркивает ученика как личность, развитие его творческих способностей и интерес к учебе. Это уроки-диспуты, уроки-викторины, уроки-экскурсии, уроки-исследования, способствующие развитию самостоятельности мышления. На таких уроках равнодушных и пассивных не бывает.


Проблема улучшения преподавания литературы сегодня является одной из самых важных в школе. Вот почему поиск новых форм обучения приобретает такую актуальность. Урок литературы должен заставить студентов думать, анализировать и отстаивать свою точку зрения. Этого нельзя делать при сухом, догматическом подходе к преподаванию литературы. Поэтому в качестве одного из способов решения проблемы появился нестандартный урок.

Нетрадиционный урок - это голос учителя, живой опыт, это реакция учителя на происходящие вокруг него изменения, попытка внести разнообразие, сделать каждый урок творческим.

Как мы убедились в нашей работе, такие формы обучения являются нетрадиционными, повышают долю и степень самостоятельности учащихся, реализуют индивидуализированные подходы и развивают творческие способности каждого ученика.

Внеклассные эпизоды довольно сложны для учеников. Здесь нужно стремиться учитывать реальные проблемы драмы, опираться на знание социально-исторических корней пьесы.

В целях педагогического эксперимента нами проведено практическая работа в 5 – 9 классах в Саха политехническом лицее г. Якутска.

В связи с вышесказанным важно выбрать способ изучения текста. Лучше всего изучать его, следуя за автором книги. Необходим тщательный анализ отдельных эпизодов - для уточнения ложных или неправильно истолкованных эпизодов при воспроизведении. В то же время важен конкретный характер словесных образов в речи персонажей пьесы в той или иной ситуации. Такая конкретизация способствует анализу портретов героев, анализу их поступков. Прием конкретики так называется именно потому, что делается самый глубокий и всесторонний анализ.

Нами были выбраны нетрадиционные форм уроков литературы такие как:

- Нетрадиционный урок – беседа;

- Нетрадиционный урок – спектакль;

- Нетрадиционный урок – квест.

Одним из важнейших является тематический блок «Трагедия героя и Великая Отечественная война». Важно все годы обучения обращаться к литературным урокам этого блока, обращая внимание на жанр и род литературы, темы и многообразие проблем.


Уроки литературы более свободны по структуре и выбору приемов, а потому актуальными будут не только традиционные формы уроков, но и нетрадиционные.

Тематика произведений о Великой Отечественной войне обусловливает возможность обращения к таким традиционным формам уроков, как беседа, диспут, семинар, конференция, а среди, нетрадиционных нами был особо выделен урок-квест. В 5-9 классах именно квест вызовет наибольший интерес: возможность погрузиться в ситуацию, описанную в произведении, побывать в роли литературного героя, разгадать тайны и загадки.

Для выявления заинтересованности нетрадиционными формами уроков литературы нами выбраны такие произведения, как:

  1. Повесть Б. Васильева «А зори здесь тихие…»;

  2. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека»;

  3. Повесть Э. Казакевича «Звезда».

Первый урок проходил по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…» в форме урока-беседы.

Большинство учащихся заинтересовало это произведение, они активно принимали участие в обсуждении, диалогах. Особенно школьникам понравилось рассказывать про каждую девушку и ее судьбу. Удачно подобраны вопросы, учащиеся с удовольствием рисовали кластеры. На подведении итогов урок получил положительные отзывы.

Второй урок был по рассказу М. Шолохова «Судьба человека» в форме урока-спектакля. Учителем был расписан план и вынесен на ознакомление школьникам. К подготовке урока данной формы учащиеся подошли ответственно. Класс поделили на группы, каждая выполняла свои обязанности, Участие в работе принимал все классы.

В обсуждении участники спектакля показали высокие знания произведения и умение выстраивать подробный ответ на заданные вопросы.

Третий урок прошел по повести Э. Казакевича «Звезда» в форме урока-квеста под названием «По следам группы Травкина». Учащиеся Саха политехнического лицея впервые столкнулись с данной формой урока. Стоит отметить, что погружение школьников в атмосферу повести получилось выше ожидаемого. Учащиеся представляли себя разведчиками и так вошли во вкус, что обращались друг к другу в соответствии с военным уставом. Удачно были внедрены задания-ловушки и персонажи-трикстеры (немецкие разведчики).