Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.1 Творческие подходы к обучению в современной школе…………...6
1.2 Формы, методы и приёмы нетрадиционного обучения……………13
2.1 Виды нестандартных уроков литературы……………………….…26
2.2 Организация нетрадиционных уроков литературы в 5 – 9 классах..38
При развитии творческой деятельности важная роль отводится к самостоятельной работе. «Самостоятельность как проявление инициативы в выборе темы работы и способа ее выполнения - первая ступень в творчестве. Детская самостоятельность и творчество неразделимы. Между ними есть четкая граница. Нет границ. Нет периода. Независимости или творчества. В большинстве случаев преимущественно репродуктивные, но независимые произведения появляются раньше, чем творческие произведения» [16,с.52].
Последние уроки по требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) [12, с. 15] должны соответствовать требованиям современного общества. «Ключевой характеристикой качества образования сегодня являются требования стандарта, вытекающие из разработки основной общеобразовательной программы. Понятие стандарта составляют общеизвестные понятия «умение» и «знание». Главным итогом обучения является приобретение обобщенных поведенческих приемов (навыков) и достижение новых уровней развития личности учащегося (навыков)» [3, с. 5].
Современному учителю для того, чтобы сформировать и развивать у учащихся навыков и умений свободно и грамотно выразить свои мысли, освоить лингвистические понятия, нужно использовать творческий подход на уроках литературы, независимо от возраста учащихся.
Изучение литературы в школе направлено на:
-
формирование у учащихся ценностных и значимых навыков (умение формулировать собственное ценностное направление своих действий и поступков; обладание формами самоопределения в ситуациях выбора, основанных на их положении, отношении); -
формирование общекультурных навыков (владение живыми культурными нормами и традициями в собственной деятельности; понимание этических норм и систем культурных ценностей в России и других странах; осознание жизни в поликультурном обществе; от художественно-творческих способностей читателей, слушателей, исполнители и писатели, которым принадлежат предметы; -
формировать учебно-познавательные умения (постановка целей, систематизация их результатов, объяснение целей, организация планирования, анализа, рассмотрения, самооценки учебно-познавательной деятельности, выяснение наблюдаемых фактов. Однако умение находить причины, проявлять понимание или непонимание о явлениях, об изучаемых проблемах, делать выводы и использовать компьютерные средства и технологии (текстовые и графические редакторы, презентации), говорить устно и письменно о результатах; -
обучение информационным возможностям (книги, учебники, справочники, энциклопедии, каталоги, словари, компакт-диски, владение навыками работы с различными источниками информации, такими как Интернет; поиск, извлечение, систематизация, самостоятельный анализ информации и навыки выбора необходимо решить образовательную задачу, организовать ее, преобразовать, оформить и отправить и применить новейшие информационные технологии для решения образовательной задачи; -
тренировать коммуникативные навыки (умение работать в группе, коллективе, владение приемами поведения в коммуникативных ситуациях, владение различными видами языковой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо, устное общение, умение задавать вопросы), правильно построенный диалог) ; -
тренировка навыков саморазвития (методы обучения психическому и интеллектуальному саморазвитию; обучение психологической грамотности, культуре мышления и поведения)» [32, с. 14].
Собственно обучение и развитие этих навыков позволяет вовлечь педагогов в творческий процесс.
Становление и развитие человека связано с его творчеством. Только те, кто творит и создает новые вещи (для себя или других) сверх предопределенных, осознают свои возможности и своего внутреннего мира. Но творчески мыслить возможно только при условии свободы выбора.. Результатов творческой деятельности школьника можно ожидать только в том случае, если учащемуся предоставлено право выбора целей и задач обучения, пути образования, предмета конкретного творческого труда, способа его осуществления и защиты. Проблема поощряется. Свобода образования необходима для роста и творчества учащихся.
Для обучения как продуктивного процесса учащиеся должны обладать творческими способностями. Под креативностью понимается комплексная способность обучающегося к осуществлению продуктивной учебной деятельности и действий.
Ученые предложили исследовать сущность творчества и задаться вопросом о способности креативности откликаться на творческую деятельность. Креативность — это интегрированный навык, который включает в себя систему взаимосвязанных элементов навыков [8, с. 22]. Например, творчество есть воображение, ассоциативность, фантазия, фантазия.
Креативность – не единственная способность, которую дает учебная деятельность. «В результате творчества у учащихся возникает познание, поэтому познавательная деятельность осуществляется наряду с творческой деятельностью, поскольку творческий и познавательный процесс представлен общеобразовательными достижениями учащегося. Это требует организованной деятельности, которая осуществляется в соответствии с их индивидуальными способностями. Организационные навыки учащихся включают постановку целей, чувство цели, установление правил, самоопределение, рефлексию и т. д.» [28, стр. 159].
Следовательно, творческое обучение зависит как минимум от трех интегрированных навыков учащегося: творческой, познавательной и организационной деятельности. Вместе они гарантируют, что учащиеся создают образовательные продукты. Обучение, ориентированное на творчески-производственную деятельность учащихся, называется эвристикой. «По типу эвристического обучения студенты участвуют не только в создании образовательных продуктов по изученным курсам, но и в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов» [28, с. 204].
Творческие элементы их образовательной деятельности активно реализовывались педагогами-новаторами 80-х и 90-х годов прошлого века в их системах и методах, хотя подходы к их реализации были разными. А. В. Хуторский выделил некоторые из этих подходов [28, с. 265]:
1. Дети активных школ опираются на знания и опыт учителя.
2. Ускоренный, по сути, выражает творческое решение учителя социальной задачи ускорить учебный процесс, но существенно не влияет на творческую реализацию ребенка.
3. Глубокая семантика, специальные школьные мероприятия углубляют предмет интенсивного обучения, где учащиеся, как правило, участвуют в интеллектуальной деятельности с помощью репетиторов. Сторонники проблемного обучения также попадают в эту категорию. Поставьте задачи по изучению, поиску и решению научных проблем, представляющих интерес.
4. Методологическая, это когда традиционной системы обучения переходит в метапредметную систему.
5. Творческий подход по Ш. А. Амонашвили: когда личная человечность важна для учителя, а обучение - для ребенка.
6. Метод сотрудничества (И. П. Иванов, С. Н. Лысенкова). Когда за счет внешней мотивации деятельность приобретает творческий характер
7. Философский подход. Это когда детское творчество имеет четкую внутреннюю направленность мировоззрения, а результаты обучения рассматриваются с точки зрения личного творчества ученика.
Все приведенные подходы «дали возможность учителям развивать творческие способности своих детей за узкими рамками традиционных процессов обучения и развития. Самостоятельное мышление и исследования и новые знания» [9].
Школы на данном этапе образовательного развития нуждаются в учителях с творческим потенциалом, гибкостью и позитивизмом. Поэтому приоритетом современного образования является подготовка специалистов, обладающих знаниями, умениями и навыками в творческом поиске. Вы можете искать, мыслить нестандартно и работать творчески. На сегодняшний день накоплен большой научный опыт в сфере образовательной деятельности. Вопрос о формировании творческой направленности школьника по-прежнему актуален. Проблема творчества в деятельности педагогов В. И. Андреев, В. И. Загвязинский, В. А. Кан-Калик, В. Л. Львова, Н. Ю. Поталюк [36, с. 3].
Педагогическое творчество - сотворчество учителя и учащихся, хотя каждый имеет разные виды деятельности. С Э. Загвязинский пишет: «Учителя занимаются учебным творчеством, а учащиеся работают по предмету (искусство, литература, искусство, техника и т. д.). Совпадение характера деятельности (неполное соответствие предмета) его это сотрудничество, сотворчество, духовность.Важно создать близость, причастность к общему делу, возможность и необходимость обмена опытом между учителями и учениками» [2, с.16]. условие эффективности образовательного процесса, которое кажется рудиментарным, ведь даже с логической точки зрения термины «учитель» и «ученик» родственны.
Нет творчества, если учитель лишь дает некоторую информацию учащимся, а не направляет их усвоение. Вы должны знать, как оптимизировать процесс обучения. Оптимизацию можно рассматривать как уровень творчества. «Существуют разные уровни творчества. Один уровень творчества характеризуется использованием существующих знаний и расширением сферы их применения. На другом уровне это обычно объект знания или область знаний. Создается совершенно новый подход, изменяет наш взгляд. В. А. Кан-Калик различает эти четыре уровня [19, с. 64].
Первый уровень – это базовый уровень взаимодействия с классом. Учителя уже используют обратную связь и модифицируют воздействие на основе результатов. Однако до сих пор можно встретить действующих только «по учебнику», готовыми разработками уроков или же по опыту других учителей.
Второй уровень – это уровень оптимизации учебной деятельности, начиная с планирования уроков. В данном случае уже отмечается креативное отношение: умелый подбор, правильное сочетание содержаний, методов и форм
уроков.
Третий уровень — эвристический. Преподаватели этого уровня используют на уроках свои творческие потенциалы: общаются со своими учениками, полностью разрабатывают уроки, ориентируясь на свои опыты. Вы можете использовать стандартные методики, но вложить в них свои личные принципы. Сотрудничайте с ними до тех пор, пока они соответствуют вашей творческой личности, особенностям личности ученика, определенному уровню образования, воспитания и развития класса.
Таким образом, четвертый уровень разъяснил сущность творческого подхода к обучению в современной школе. В процессе анализа теоретического материала мы подчеркнули следующее: Креативное обучение основано как минимум на трех интегрированных навыках учащегося: творческой, познавательной и организационной деятельности. Вместе они гарантируют, что учащиеся создают образовательные продукты.
Следует отметить, что само педагогическое творчество представляет собой процесс изменения и трансформации значимых переживаний, основанный на усвоении уже накопленного (адаптация, тиражирование, дублирование знаний и опыта). Это путь от приспособления к образовательной ситуации к ее преобразованию, сущности и динамике обучения творчеству.
Творческий подход, которому обучают в современных школах, предполагает сотворчество учащихся и учителей, а также требует творчества учителей.
-
Формы, методы и приемы нетрадиционного обучения
Современное образование предлагает различные формы, методы и приемы нетрадиционных уроков. Они основаны на содержании метапредметного урока литературы, способах его проведения, этапах и технологий. Нужно проводить уроки, отвечающие по требованиям ФГОС, по н