Файл: Нетрадиционные формы уроков литературы в 5 9 классах.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 241
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.1 Творческие подходы к обучению в современной школе…………...6
1.2 Формы, методы и приёмы нетрадиционного обучения……………13
2.1 Виды нестандартных уроков литературы……………………….…26
2.2 Организация нетрадиционных уроков литературы в 5 – 9 классах..38
В ходе обсуждения участники спектакля продемонстрировали высокий уровень знания спектакля и умение создавать развернутые ответы на поставленные вопросы.
Таким образом, выбранные формы уроков оказались эффективными на практике. У учащихся наблюдался стабильный интерес к пройденному материалу и самостоятельному усвоению его. В процессе эксперимента школьники также проявляли интерес к другим произведениям писателя, откуда стабильно вырастала потребность увидеть события тех лет глазами другого автора. Можно сделать вывод, что нетрадиционные формы уроков литературы перспективны для внедрения.
ЛИТЕРАТУРА
-
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования: Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. -
Абдулаев, Э. Н. Историческое моделирование. Блоки обобщения по темам по истории Отечества / Э. Н. Абдулаев, А. Ю. Морозов // Преподавание истории в школе. - 2018. - N 9. - С. 58-63 -
Активные и интерактивные формы и методы обучения: учебно-метод. пособие / под общ. ред. Е. В. Каменской. – М.: РПА Минюста России, 2013. – 101 с. -
Атаманская, М. С. Современный урок – это урок, развивающий ученика / М. С. Атаманская. – Текст: непосредственный // Физика в школе. – 2020. – № 1. – С. 17- 20. -
Байбородова, Л. В. Принципы и этапы проектирования индивидуальной образовательной деятельности ребенка / Л. В. Байбородова // Классный руководитель. - 2017. - №3. - С. 18-30. -
Баринова, И. И. Особенности современного урока или особенности урока в современной школе / И. И. Баринова. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2017. – № 6. – С. 49-52. -
Блинов, В. И. Методика преподавания в высшей школе. Учебно-практическое пособие / В.И. Блинов, В.Г. Виненко, И.С. Сергеев. - М.: Юрайт, 2015. - 318 c. -
Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф., Санкт-Петербург, январь 2014 г. - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76. -
Виноградова Л.П. Приобщение школьников к учебно-исследовательской деятельности в процессе развивающего обучения: Автореф. дис. канд.пед.наук.- Комсомольск-на -Амуре, 2017. -21 с. -
Власкова, О. В. Организация самостоятельной работы - один из факторов построения индивидуальной траектории развития школьников / О. В. Власкова, Т. П. Полосина // Начальная школа. - 2021. - N 7. - С. 25-27. -
Громова Т. И. Критерии сформированности исследовательской деятельности// Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей/ Под общ. Ред. А. С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2016- 612 с. -
Дербенцева, Л. В. «Гармонии таинственная власть...»: уроки моделирующего типа в научно-методических трудах Л. В. Шамрей / Л. В. Дербенцева // Литература в школе. - 2020. - N 3. - С. 110-118. -
Ермаков, Д.С. Персонализированная модель образования: развитие «гибких навыков» // Образовательная политика. – 2020. - №1. – С.104-112. -
Ермакова Л.А. Интерактивные методы обучения в учебном процессе школы: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование». – Петрозаводск : Изд-во ПетрГУ, 2016. – 27 с. -
Жесткова, Е. А. Уроки литературного чтения в формате «перевёрнутого обучения» / Е. А. Жесткова // Начальная школа. - 2020. - N 11. - С. 40-47. -
Журавлева, О. Н. История России. Поурочные рекомендации. 6 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций / О. Н. Журавлева. - Москва : Просвещение, 2016. - 190 с. -
Заярная В.В. Использование технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы в старших классах // Вестник научных конференций : электрон. журн. – 2018. – № 6-2 (34). – С. 67-69. -
Котов, Е. И. Как мотивировать ребенка. Пособие по эффективной мотивации детей от 3 до 14 лет / Е. И. Котов. - Москва : Буки Веди, 2018. - 43 с. -
Крутова, И. В. Методические квесты современного урока / И. В. Крутова, Р. В. Пазин, Э. Н. Абдулаев. – Текст: непосредственный // Преподавание истории в школе. – 2018. – № 4. – С. 69-76. -
Крылова, О. Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие / О. Н. Крылова, И. В. Муштавинская. – Санкт - Петербург: КАРО, 2017. – 144 c. -
Левадная, И. М. Организация современного урока в соответствии с идеями ФГОС / И. М. Левадная. – Текст: непосредственный // Педагогическая мастерская. Все для учителя!. – 2016. – № 3. – С. 2-5. -
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы / Под ред. А.В. Леонтовича. М.: ВАКО, 2014. 160 с. -
Лызь, Н. А. Тенденции развития образования и смыслы педагогической деятельности / Н. А. Лызь // Педагогика. - 2017. - №6. - С. 3-11. -
Махмутов М.И. Избранные труды: в 7 т., Т. 4: Современный урок и педагогические технологии развития мышления / сост. Д.М. Шакирова. – Казань: Магариф – Вакыт, 2016.– 375 с. -
Мельникова, М. Н. Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Требования к современному уроку / М. Н. Мельникова. – Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. – 2020. – № 19-1 (97). – С. 73-75. -
Методика обучения русскому языку и литературному чтению. Учебник и практикум. - М.: Юрайт, 2016. - 468 c. -
Муштавинская, И. В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования: методическое пособие / И. В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2018. – 176 с. -
Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / И. Б. Котова и др.; под ред. С. А. Смирнова. – 8–е изд., стер. – М.: Академия, 2013. – С. 51-56. -
Петруленков, В. М. Современный урок в условиях реализации требований ФГОС. 1-11 классы / В. М. Петруленков. - Москва : ВАКО, 2015. - 110 с. -
Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2021. Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. – 530 с. -
Савенков. А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/А.И.Савенков. – М.: «Сентябрь», 2018. – 204 с. -
Савостьянов, А. И. Учебный процесс в школе: традиции и новшества современного урока / А. И. Савостьянов. – Текст: непосредственный // Методист. – 2020. – № 1. – С. 50-54. -
Сомова Л.А. Методика обучения литературе: особенности художественной коммуникации : учеб. пособие [Электронный ресурс]. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2014. -
Сосновская, И. В. Специфика урока литературы в контексте отечественных традиций и на современном этапе / И. В. Сосновская // Литература в школе. - 2019. - N 5. - С. 23-27. -
Тихонова, С. В. Традиции и инновации на современном уроке литературы / С. В. Тихонова. – Текст: непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 62-4. – С. 223-226. -
Чигрина С.Г. Организация художественно-педагогического общения на уроках художественной культуры // Инновационные проекты и программы в образовании. − 2012. − № 3 − С. 58- 69. -
Шапарина, О. Н. Задания к отрывкам из художественных произведений как один из приемов формирования УУД школьников по истории / О. Н. Шапарина, А. О. Карасева // Преподавание истории в школе. - 2019. - N 1. - С. 41-47. -
Ядровская Е.Р. Глоссарий методических терминов и понятий (русский язык, литература): Опыт построения терминосистемы / под общ. ред. Е.Р. Ядровской, А.И. Дунева. – СПб.: Свое издательство, 2015. – 306 с. -
Ядровская Е.Р. Развитие интерпретационной деятельности читателя школьника в процессе литературного образования (5–11 классы): монография. — СПб.: ООО «Книжный Дом, 2011. — 184 с.
Интернет-ресурсы
-
Проектная и исследовательская деятельность школьников в контексте требований ФГОС [Электронный ресурс]. - https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/733/733b6b3d76aab4abae1ff92989545fbf.pdf (дата обращения: 07.05.2022).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Сценарий урока - спектакля
Сцена разделена на 2 части:
1 часть: лавка, деревья из картона, атрибуты природы – на протяжении всего спектакля на ней будут сидеть рассказчик и Соколов (нынешний). Рассказ Соколова будет служить вводной частью и переходом между сценами, чтобы сохранить динамику выступления и попытаться в полной мере передать атмосферу происходящего в рассказе.
2 часть: здесь развернутся три сцены. Для того, чтобы не отвлекать зрителя во время переходов, предметы будут расположены таким образом, что для перемены обстановки достаточно будет передвинуть 2-3 предмета или убрать одно покрывало.
Работа со светом так же очень важна: зажигается над Соколовым и рассказчиком, когда приходит время их выступления и отсутствует на второй части, когда начинается действие на второй части сцены, то он приглушается над Соколовым и рассказчиком.
Сцена 1.
На сцене темно.
1 часть сцены: зажигается свет, на лавке сидит рассказчик. Мимо идет Соколов (нынешний) с мальчиком.
Соколов: Здарова, коллега! Водитель? Я тоже водителем был, только на грузовой.
Рассказчик: И тебе привет. Да вот… Начальство жду. А ты раз водитель, то почему пешком? Как тебя сюда занесло? Рассказывай.
Соколов: жизнь моя была самая обыкновенная поначалу. Родом я из Воронежской губернии, с тысяча девятисотого года рождения. В гражданскую войну был в Красной армии, в голодном двадцать втором на Кубани ишачил, вся родня моя в тот год с голоду померла… Выучился я на слесаря, вскоре женился, с женой жили в мире. Понимающая она у меня очень была… Любил я ее и все еще люблю. Детей у нас было трое: парень, да две девки.
В 1929 стал я водителем. С работой все наладилось, в семье мир и покой. А тут – война! Там я и в плен попал…
Звучит шум дождя.
А. С.: Каждый вечер после работы смертельно уставшие, мы возвращались в барак.
Свет над Соколовым и рассказчиком гаснет. На сцене две скамьи, между ними фонарь, на фоне 2 ширмы накрыты темной материей. Перед сценой справа накрыт стол и рядом стоит 3 табурета.
Сцена 2.
Шум дождя прекращается.
Заключенные выходят из-за кулис: первым идет Андрей Соколов, зажигает фонарь (на сцене загорается свет), затем второй, затем первый. Андрей Соколов (снимает китель, встряхивает): Целый день дождь шел. Лохмотья на мне хоть выжимай.
Первый (вздрагивает от холода, растирает руки): А я на холодном ветру замерз как собака. Зуб на зуб не попадает.
Второй (снимает одежду, складывает на скамье): А обсушиться негде, да и согреться тоже. (Пауза) Так есть хочется.
Андрей Соколов: Забыл, что сказал герр комендант? Рабочей скотине ужин не полагается. Им по 4 кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и 1 кубометра за глаза хватит.
Второй ложится на скамью, положив под голову одежду. Первый устраивается на полу слева, Соколов гасит фонарь.
На сцене гаснет свет. Звучит шум дождя. Фашисты занимают свои места. Слышатся приближающиеся шаги. Шум дождя стихает. Включается свет на сцене. Входит конвоир. Заключенные продолжают спать.
Конвоир: Кто здесь Андрей Соколов? Второй заключенный садится на скамье, первый приподнимает голову.
Соколов (просыпается, медленно приподнимается): Я – Андрей Соколов.
Конвоир: Марш за мной – тебя сам герр лагерфюрер требует.
Андрей Соколов медленно спускается со сцены, держа руки за спиной. Конвоир следует за ним, подталкивая в спину автоматом. Второй заключенный встает, делает шаг вперед. Соколов останавливается на нижней ступени, смотрит в зал над головами зрителей.
Второй: Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному – номер триста тридцать первый.
Соколов и конвоир продолжают движение. Звучит немецкая музыка. На сцене гаснет свет. Первый и второй молча снова ложатся.
Соколов нынешний: Донес на меня кто-то из барака. В тот момент я как никогда был близок к смерти.
Сцена 3. Звучит немецкая музыка. За столом расположились три фашиста, один из них комендант. На столе лимонад, закуски. Немцы разливают лимонад и веселятся. Комендант играет пистолетом, направляя его то на Соколова, то на зрителей.
Комендант (поднимает стакан): Да здравствует Великая Германия! Фашисты поддерживают его, выпивают, разговаривают, смеются. Андрей
Соколов делает шаг вперед: Военнопленный Андрей Соколов по вашему приказанию, герр комендант, явился.
Комендант (развалившись на стуле): Так что же, рус Иван, 4 кубометра выработки – это много?
Соколов: Так точно. Много.
Комендант: А одного тебе на могилу хватит?
Соколов: Так точно, герр комендант, вполне хватит и даже останется.
Комендант встает с пистолетом в руках, подходит к Соколову: Я окажу тебе великую честь, сейчас лично расстреляю тебя за эти слова. Здесь неудобно, пойдем во двор, там ты и распишешься.
Соколов: Воля ваша. Комендант наливает полный стакан лимонада и подает Соколову.
Комендант: Перед смертью выпей, рус Иван, за победу немецкой армии. Соколов (после паузы): Благодарствую за угощение, но я не пьющий.
Комендант, улыбаясь: Не хочешь выпить за нашу победу? Тогда выпей за свою погибель.
Соколов: За свою погибель я выпью. Соколов берет стакан, выливает содержимое в себя. Фашисты за столом в это время тихо разговаривают, едят, не обращая на Соколова внимание. Комендант показывает рукой на стол: Закусывай, рус Иван.
Соколов: Я после первого стакана не закусываю.
Комендант наливает второй стакан, подает Соколову. Соколов выпивает второй стакан, вытирает рукавом губы.
Комендант: Что же ты не закусываешь, рус Иван? Не стесняйся.
Соколов: Извините, герр комендант, я и после второго стакана не привык закусывать.
Комендант делает изумленное лицо, что-то говорит другим фашистам. Те смеются, перестают есть, внимательно смотрят на Соколова. Комендант наливает третий стакан, подает его Соколову. Соколов медленно пьет, ставит стакан на стол, отламывает небольшой кусочек хлеба и медленно жует.