ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
снижение калорийности пищи, ограничение сахара и легкоусвояемых углеводов;
ограничение жиров животного происхождения за счет увеличения растительных жиров (растительные масла). Следует помнить, что животных жиров много в молочных продуктах, в частности в сырах;
употребление морепродуктов (скумбрия, сардины, ледяная, палтус и др.), содержащих вещества, снижающие уровень холестерина;
употребление продуктов растительного происхождения, содержащих клетчатку (овощи, фрукты, некоторые крупы). Эти продукты снижают всасывание холестерина в кишечнике.
Помимо этого в программу реабилитации пациентов с заболеванием атеросклероз включены: бег трусцой, ускоренная ходьба, плавание, лыжи и другие легко переносимые нагрузки, уровень которых необходимо согласовать с врачом. Устранением факторов риска бывает достаточным для нормализации уровня холестерина и профилактики атеросклероза, однако иногда требуется назначение специальных препаратов или применение дополнительных лечебных методов.
В первой главе дипломной работы были обобщены основные теоретические аспекты ведения пациентов с заболеванием атеросклероза сосудов. Атеросклероз как заболевание изучался с начала XIX века. История изучения данного заболевания развивалась по мере развития медицины, как науки. Существовали различные методологические подходы к изучению данного заболевания. Отечественные учёные внесли весомый вклад в изучение атеросклероза. Работы таких авторов, как Мясников, Покровский, Шукуров, Исмаилов и др. востребованы в практическом здравоохранении и применяются в различных странах.
На сегодняшний момент выделяют две группы этиологических факторов развития атеросклероза - моделируемые и не моделируемые. Ведущее звено в патогенезе заболевания отводится уровню холестерина, ЛПНП, триглицеридов, которые во многом определяются ментальностью населения, этническими предпочтениями в питании, образом жизни. В зависимости от причин, локализации, стадии морфологических изменений выделяют различные клинические формы атеросклероза.
В хирургической практике наиболее часто встречается атеросклеротическое поражение сосудов нижних конечностей. Современная медицинская практика накопила значительный опыт по диагностике, лечению и профилактике осложнений атеросклероза. Но эффективное ведение пациентов, можно обеспечить включением в процесс лечения различных специалистов - через создание полипрофильных бригад специалистов.
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ
2.1 Способы развития профессиональной компетентности
Повышение уровня подготовки медицинских специалистов одна из важнейших акмеологических задач. Медицинский работник - центральная фигура научно-педагогического прогресса, от его самостоятельности, профессиональной компетентности, готовности к постоянному самообучению в огромной степени зависит реализация решаемых страной задач. Медицинская профессия становится не только одной из самых массовых, но и одной из важнейших по степени влияния медицинского труда на общество [10].
Министерство Здравоохранения определило определенные требования, которые в обобщенном виде можно представить следующим образом:
устойчивое, осознанное и позитивное отношение к своей профессии, сфере деятельности, стремление к постоянному личностному и профессиональному совершенствованию и развитию своего интеллектуального потенциала;
профессиональная компетентность, овладение всей совокупностью необходимых в трудовой деятельности фундаментальных и специальных знаний и практических навыков;
владение методами моделирования, прогнозирования и проектирования, а также методами исследований и испытаний, необходимых для создания новых интеллектуальных и материальных ценностей;
понимание тенденций и основных направлений развития техники и технологии, научно-технического прогресса в целом;
высокая коммуникативная готовность к работе в профессиональной и социальной среде;
целостность мировоззрения, ориентация на здоровый образ жизни личности специалиста, как представителя, относящегося к интеллигенции социально-профессиональной группы и т. п.
Позитивное развитие общества зависит от того, насколько медицинская деятельность определяется способностью оперировать сложными системами, в которых собственно «медицинское» является фрагментом целого и отвечает критериям социальной, экологической приемлемости, структурной и этической совместимости технологии с общественными запросами и возможностями. Медик уже сейчас должен обладать не только медицинскими знаниями, которые к тому же очень быстро устаревают, но и психологическими основами, используемыми для общения с подчиненными [10].
Качество подготовки медицинских кадров, адекватных потребностям современного производства зависит от организации учебного процесса. Такая ситуация определяет акмеологический аспект актуальности изучения проблем формирования и развития профессиональной компетентности специалистов.
Татур Ю.Г. [15] считал, что, компетентностью специалиста можно назвать применение своих практических и теоретических навыков для успешной творческой и профессиональной деятельности. Эта деятельность, как правило, осуществляется в коллективе разнопрофильных специалистов, объединяющих свои усилия в решении медицинских задач, находящихся на стыке нескольких наук. Основу медицинской деятельности составляет творческий процесс проектирования новейших образцов современных медицинских методов. Для ускорения адаптации выпускника в медицинском учреждении необходимо, чтобы он уже в вузе овладел профессиональными моделями деятельности. Но овладеть моделями деятельности можно только в процессе этой деятельности. Это требование может быть организовано при организации профессионально ориентированной творческой самостоятельной работы (TCP) студентов, в частности, в таких ее видах, которые основаны на упрощенных моделях медицинской деятельности: сестринских картах; сюжетных открытых уроках; практиках проходящих в специализированных лечебных учреждениях; учебно- и научно-исследовательских работах и дипломном проектировании.
Для достижения больших успехов в образовании медицинских работников необходимо выйти на высший уровень непрерывного профессионального образования. В соответствии с задачами образовательной работы на основе структурно-функционального анализа деятельности специалистов, выделили комплекс профессиональных умений и структурно -профессиональную компетентности, исходя из которой, был определен состав функциональных компонентов акмеологической системы. В качестве ведущих компонентов деятельности медиков выступают гностический, конструктивный и организаторский компоненты [24].
В соответствии с научной концепцией, разработанной Н.В. Кузминой, были выделены структурные и функциональные компоненты рассматриваемых акмеологических систем и взаимосвязи структурных компонентов с образом результата профессионального развития специалиста.
Эти же авторы (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркаче) в структуре профессиональной компетентности выделяют несколько компонентов, достойных пристального внимания, с точки зрения личностного развития:
Дифференциально-психологическая компетентность (проницательность) - знание индивидуальных особенностей коллег (психологических и типологических отличий, знание ведущих мотивов деятельности и ее направленности, профессиональных способностей) и умение разрабатывать продуктивные стратегии индивидуального подхода в работе с ними.
Социально-психологическая компетентность - знание типологических отличий, особенностей поведения, деятельности и отношений специалистов в коллективе. Способность эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений (взаимодействие в профессиональной группе, между группами, с людьми в социуме). Умение работать в команде.
Аутопсихологическая компетентность - осведомленность специалиста о способах самосовершенствования, а также о сильных и слабых сторонах своей собственной личности и деятельности, и о том, что и как нужно сделать, чтобы повысить качество своей работы.
Акмеологическая компетентность - знание критериев и факторов движения к вершинам профессионализма и создание акмецелевых программ достижения вершин профессиональной деятельности.
Специальная компетентность - знание инновационных технологий, методов решения профессиональных задач и умение применять свои знания в практической деятельности, развивая и совершенствуя. Специальная компетентность предполагает осведомленность специалиста в своей научно-технической области и в смежных областях, аккумулирование знаний и применение их на практике.
Управленческая компетентность - знание современных технологий и методов управления и умение эффективно применять их в практической деятельности, развивая и совершенствуя [14].
В качестве рабочего инструмента для исследования и развития профессиональной компетентности студентов и специалистов была разработана автоматизированная система акмеологической диагностики (АСАД), которая состоит из комплекса методик условно разделенных на семь модулей. В исследованиях, проведенных с использованием автоматизированной системы акмеологической диагностики, было получено множество различных результатов, которые могут быть использованы современными специалистами. Авторами выявлены личностные особенности специалиста, способствующие и мешающие продуктивной деятельности. Построены профили личностей для различных специальностей. Выделена система профессиональных умений, разработаны модели компетентности специалистов и руководителей. Исследована динамика изменения в процессе производственной и учебной деятельности моделей поведения, оказывающих наибольшее влияние на формирование индивидуального стиля профессиональной деятельности. Установлено, что учебная и производственная деятельность оказывает влияние и на формирование доминирующего стиля мышления и формы личности студента и специалиста. Исследована динамика развития профессиональной компетентности специалиста в вузе и на производстве: особенности изменения его психологических характеристик; динамика развития творческих способностей, творческих потенциалов, профессиональных умений, деловых и личностных качеств, управленческих способностей и профессиональных компетенций. Разработана система заданий для творческой самостоятельной работы студентов и специалистов с использованием АСАД, способствующая развитию профессиональной компетентности и формированию эффективных моделей профессиональной деятельности, позволяющая достичь желаемого образа результата, обеспечивающего творческую готовность студента и специалиста к самодвижению к вершинам профессионализма и к самостоятельной разработке на основе самоанализа программы самосовершенствования.