ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Использование автоматизированной системы на предприятиях и в вузах позволило осуществить личностный подход к подготовке специалистов, способствовало развитию их профессиональной компетентности, позволило наблюдать динамику профессионального развития специалиста в вузе и на производстве.
Компетентность специалиста проявляется в процессе профессиональной деятельности при решении конкретных производственных задач. В настоящее время критическим фактором становятся не только профессиональные знания, но и некоторые личностные характеристики, которые связаны с эффективными коммуникациями, кооперацией с людьми, мотивацией, созданием команд и умением работать в них. Современное наукоемкое производство предполагает совместную коллективную деятельность специалистов смежных областей, перед руководителем возникает сложная задача организации эффективной работы команды высококвалифицированных специалистов. Для успешной инновационной профессиональной деятельности наряду со специальной и управленческой компетентностью все большую роль играет уровень развития у специалистов и руководителей социально-психологической, дифференциально-психологической, аутопсихологической и акмеологической компетентности [42].
Существующая система подготовки специалистов в вузе не уделяет достаточного внимания развитию этих видов компетентности и формированию коммуникативных организаторских умений, необходимых специалистам для эффективной работы в команде.
Для разработки стратегии развития профессиональной компетентности и формирования умений в вузе первоначально были исследованы трудности, испытываемые студентами при овладении профессиональными умениями, исходя из которых, намечены пути совершенствования организации творческой деятельности студентов. В результате корреляционного анализа было определено наличие связей (на 1 % уровне значимости) между трудными в овладении умениями и выявлены клики корреляционного графа. Наибольшее число связей оказалось среди гностических, конструктивных и организаторских умений. В корреляционном графе выделилось несколько клик трудных для студентов умений. В первую клику вошли умения, необходимые для разработки модели функционирования объекта, во вторую клику объединились умения, связанные с выбором модели и метода решения, в третьей клике оказались умения, необходимые для реализации конкретной модели, в четвертую клику вошли умения, необходимые для организации выполнения работы [41].
Чрезмерная индивидуализация тем заданий и методически необоснованное использование компьютерных технологий (КТ) приводят к тому, что общение между студентами в процессе выполнения работы практически отсутствует. Использование в учебном процессе КТ [5] без учета большой роли образных компонентов в мышлении человека затрудняет анализ полученных результатов и отрицательно сказывается на развитии творческого мышления у студентов. В связи с тем, что эти трудности нередко недооцениваются преподавателями, формирование профессиональных умений не контролируются ими и не учитываются при защите заданий, поэтому отсутствуют благоприятные условия для перестройки деятельности студентов в нужном направлении.
Одним из путей устранения существующих недостатков в подготовке специалистов для современного производства может быть организация процесса обучения, учитывающая:
особенности деятельности инженера и трудности, имеющие у студентов при овладении профессиональными умениями;
постепенное овладение профессиональными моделями деятельности при выполнении в курсовом проекте учебно - и научно-исследовательских работах и дипломном проекте системы взаимосвязанных заданий, обеспечивающих «спиралеобразное» формирование профессиональных умений;
сочетание индивидуальных форм деятельности в TCP с групповой;
более раннюю профессиональную направленность в TCP;
проблемный характер заданий, способствующий развитию познавательной активности;
направленное формирование мотивов, способствующих успешности профессиональной деятельности;
в заданиях для TCP - развитие образных компонентов мышления у студентов;
направленное развитие в TCP профессиональной компетентности [41].
Данная стратегия была реализована при организации творческой деятельности в студенческих конструкторских бюро Новосибирского государственного технического университета и Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций [22]. Для организации TCP создавались условия, способствующие развитию профессиональной компетентности и овладению профессиональными моделями деятельности.
С этой целью педагогами использовались различные методы:
методы моделирования исследовательской деятельности;
методы формирования мотивации;
методы стимулирования познавательной деятельности для создания благоприятного психологического климата;
методы разъяснения студентам целей деятельности, специальной и профессиональной значимости каждого выполняемого ими задания (гуманитаризация образовательного процесса) [3].
Исследователи предъявляли определенные требования при выполнении заданий:
применение исследовательского подхода;
использование в работе тех знаний и умений, которые они получили при выполнении предыдущего задания;
проведение всех видов исследования.
Результат данных полученных результатов показал, что системный подход к организации творческой самостоятельной работы студентов, при которой обеспечивается единство и преемственность ее целей, способствует развитию профессиональной компетентности и расширению числа положительных мотивов деятельности студентов. В конечном итоге, повышается качество подготовки специалистов в вузе.
Творческая самостоятельная работа студентов способствует развитию творческого мышления, индивидуальных способностей и профессиональной компетентности [25].
Она позволяет осуществлять подготовку инициативных специалистов, развивает научную интуицию, глубину мышления, творческий подход к восприятию знаний и практическое применение их для решения организационных, технических, прикладных задач и научных проблем, а также воспитывает у студентов умение работать в коллективе, т. е. все те профессиональные умения, которыми отличается подготовленный высококвалифицированный специалист.
Системный подход к организации TCP - эффективный способ и средство формирования и развития у студентов профессиональной компетентности, творческой мотивации, ответственности, активной созидательной жизненной позиции, создания предпосылок для самореализации личностных творческих способностей студентов, воспитания, формирования, развития профессионально важных качеств и умений, необходимых будущему квалифицированному специалисту - профессионалу и ученому в современных условиях. Творческая самостоятельная работа имеет большое значение в развитии компетентности специалиста и в овладении им профессиональными моделями деятельности [26]. Современные направления развития технопарков, при вузах с учетом системного подхода, позволяют выйти качественно более высокий уровень подготовки специалистов в вузе и развитие их профессиональной компетентности в процессе решения реальных научно-производственных задач [13].
2.2 Система непрерывного последипломного образования медицинских работников
Современная действительность требует активизации в системе дополнительного образования медицинских работников, а так же всего комплекса существующей учебной деятельности специалистов. Центры повышения квалификации ведут работу по совершенствованию существующих форм и методов образовательного процесса. За основу ими взяты основные положения Отраслевой программы развития сестринского дела в Российской Федерации и Территориальной концепции развития сестринского дела в области на 2006-2011 годы, а также основные принципы андрогогики [27].
Согласно одному из основных принципов андрогогики, акцент в последипломном образовании, делается на самостоятельном обучении. В связи с этим важным условием является высокая познавательная активность слушателей. Поэтому в учебных центрах были приняты меры для организации индивидуальной подготовки слушателей.
Специалист, ознакомившись с учебным планом сертификационного цикла, определяет долю самостоятельной подготовки и ее тематику, свое участие в том или ином учебном модуле, согласовав это с куратором цикла. Так, например, на сертификационных циклах «Сестринское дело в педиатрии» и др. слушателям предложено выполнить курсовые работы по сестринскому процессу. По окончании цикла проводится защита курсовых работ [41].
В целях максимальной эффективности образовательного процесса необходимо применять системный подход в обучении с опорой на практический опыт обучающихся. Большую пользу в этом, приносят учебные занятия, проводимые в виде конференций, в которых участвуют специалисты, обучающиеся на различных циклах.
Для того чтобы процесс обучения был эффективным, необходимо использовать личностно-ориентированный подход. В плане индивидуализации обучения в учебном центре вводятся разнообразные формы входного тестового контроля, позволяющие диверсифицировать слушателей по исходному уровню профессиональных знаний, умений и навыков [41].В частности, впервые разработаны и апробированы адаптивные тестовые задания на цикле «Сестринское дело в наркологии». Программа обучения на циклах одна, и требования Государственных образовательных стандартов последипломного обучения единые. В данном случае речь идет об индивидуальном образовательном плане для специалистов, имеющих различную квалификацию, опыт и стаж работы.
В рамках ежемесячных семинаров и лекций на базе учебного центра повышения квалификации проводятся лекции по актуальным вопросам сестринского дела в гастроэнтерологии, пульмонологии, кардиологии, эндокринологии [41].
Организована Школа медицинской сестры для медицинских сестер Мурманской области, которая проводится ежемесячно. На занятия в Школу приглашаются все желающие практикующие медицинские сестры. Тематика занятий в Школе определяется с учетом потребностей практического здравоохранения, региональных проблем и пожеланий самих медицинских сестер (Приложение 5).
Вопросам изучения психологии общения, деонтологических, правовых и экономических аспектов деятельности медицинских работников в рамках деятельности областного центра повышении квалификации отводится достаточно большое количество времени.
Для медицинских сестер - организаторов сестринского дела планируется курс занятий по психологии менеджмента, включающий не только вопросы психологии личности, психологии общения, но и такие разделы, как роль мотивации в управлении, психологическая диагностика в управлении.
На современном этапе высокоэффективным направлением совершенствования последипломного образования является дистанционное обучение. Практика показывает, что в этом случае обучение становится более гибким, не связанным жестким учебным планом и обязательными аудиторными мероприятиями. Это позволяет снизить экономические затраты на обучение, сочетать учебу с работой без отрыва от семьи. Для этой цели в учебном центре создается банк учебно-методической документации в электронном виде, который включает программу цикла, профессиональные и должностные требования к специалисту, тестовые задания, ситуационные задачи, технологии практической деятельности, учебные пособия. Все это помогает слушателям самостоятельно освоить материал и подготовиться к сдаче экзамена, который принимается выездными комиссиями [7].
Помимо этого весьма актуальным является введение дополнительного обучения, в частности, организация краткосрочных циклов тематического усовершенствования по актуальным для практического здравоохранения проблемам: по сестринскому процессу, неотложной помощи и др. [7].
Таким образом, в связи с реформированием здравоохранения и сестринского дела и в соответствии с основными положениями Территориальной концепции развития сестринского дела в Мурманской области в областном центре повышения квалификации намечены пути совершенствования системы последипломной подготовки специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием, а именно: