ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 160
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
постоянное повышение квалификации медицинских сестер с использованием всего многообразия форм и методов непрерывного последипломного образования;
использование элементов накопительной системы последипломного образования при подготовке данной категории специалистов. В этой связи большую помощь могут оказать дополнительные циклы тематического усовершенствования по актуальным вопросам сестринского дела, очно-заочные и выездные циклы, использование элементов дистанционного обучения в образовательном процессе;
организация постоянно действующих семинаров и Школ для медицинских сестер на базе Центров повышения квалификации и на страницах периодических местных или центральных медицинских печатных изданий, интеграции в практическую деятельность медицинских сестер необходимый объем новых знаний;
диверсификация последипломного образования путем использования индивидуальных обучающих программ, ориентированных на конкретные образовательные потребности слушателей с учетом их практического опыта и уровня подготовки, возраста, квалификации [41].
Предложенные мероприятия по развитию последипломного образования позволят без больших материальных затрат обеспечить наше здравоохранение высококвалифицированными специалистами, ориентированными на достижение основных целей, стоящих перед здравоохранением в новых социально-экономических условиях, а нашим пациентам, в конечном итоге, гарантировать качественные уход и лечение.
2.3 Сестринская педагогика как функциональная направленность медицинской сестры
Огромная ответственность возлагается на современную медицинскую сестру, работающую с пациентами, за их здоровье. В настоящее время медицинская наука и практика накопили немало знаний о том, какой подход необходим к каждому пациенту индивидуально, однако, информации о современных методах работы медицинской сестры, явно недостаточно. Потребность современного общества в качественной медсестринской помощи подводит к необходимости подготовки медицинских сестер с определенными знаниями педагогики для работы в ЛПУ. Профессиональным медицинским сестрам необходимо иметь педагогическую компетентность, а также уметь мыслить, критически с пониманием подходить к специфическим нуждам пациентов и их семей [30].
Границы медсестринской деятельности, по мнению Матвейчик Т.В., определяются их обязанностями и способами их исполнения. В круг обязанностей медицинской сестры включена забота о людях, их обслуживании. «Забота - это система действий, направленная на удовлетворение жизненно важных потребностей человека». К таким потребностям относятся еда, питьё, дыхание, быть здоровым, отдых, игры и так далее. Автор считает, что формированию нового понимания осуществления сестринской деятельности в вопросах охраны здоровья пациента способствуют педагогические знания, которые дают представление о методах проведения профилактической работы с населением, способах и приемах популяризации здорового образа жизни [30].
Внедрение сестринского процесса в процесс обучения будущей медицинской сестры - надежда на то, что все усилия медицинской сестры будут направлены не только на лечение больных людей, но и на предупреждение болезней. Будущей медицинской сестре необходимо понимать логику действий, большую дальность предвидения в области здоровья. Медицинская сестра «не смотрит, а видит», то есть умеет наблюдать за поведением пациента и научит этому самих пациентов, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, чтобы определить: что можно изменить, что следует сделать, чтобы обеспечить предупреждение осложнения заболеваний и правильно, своевременно проводить профилактические действия [30].
Матвейчик Т.В, выделяет следующие задачи педагогики в сестринском деле:
разработка теории и методики медико-образовательной деятельности;
разработка системы воспитания здорового человека;
воспитание осознанного отношения человека к вопросам своего здоровья.
Воспитание здорового человека осуществляется в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и патриотическим образованием. Для того, чтобы решить эти задачи, педагогические действия направлены на понимание медицинской сестрой общих целей и задач воспитания, разбираться в содержании, методах и формах воспитания и обучения, умело применять педагогические знания в практике своей сестринской деятельности. По мнению автора, педагогическая наука играет значительную роль в новой программе подготовки специалистов по сестринскому делу. Роль педагогики заключается в том, что она побуждает рассматривать пациента, как в общественном, так и индивидуальном контексте, считать основной направленностью сестринского ухода заботу о людях, взаимодействующих друг с другом в рамках социальной среды. Педагогика в сестринском деле устанавливает влияние воспитания на формирование здоровой личности [30].
Иванова, В.И. считает, что сестринская педагогика является основой обучения пациента. Учение складывается из определенных действий, зависящих от того, какую функцию выполняет обучаемый (пациент или члены его семьи) в педагогической ситуации [17]:
Пассивного восприятия и освоения полученной извне информации.
Активного самостоятельного поиска и использования информации.
Организуемого извне, направленного поиска и использования информации.
В первом случае в основе научения лежит преподавание пациенту или членам его семьи готовой информации, готовых заданий и умений на основе методов: сообщение, разъяснение, показ и требование к определенным действиям пациента. Учение складывается из таких действий, как подражание, дословное или смысловое восприятие и повторение, воспроизведение, тренировка, упражнение по стандартам и правилам.
Во втором случае пациент (или члены его семьи) рассматриваются как субъект, формирующийся под воздействием собственных интересов и целей. Это вид естественного самонаучения, направленного на удовлетворение своих потребностей и интересов.
В третьем случае медицинская сестра организует внешние источники поведения (требования, ожидания, возможности) так, что они формируют необходимые интересы пациента (или членов его семьи), а уже на основе этих интересов пациент и (или), члены его семьи осуществляют активный отбор и использование необходимой информации. В основе научения в третьем случае лежит руководство процессом с помощью следующих методов: постановка сестринских проблем, обсуждение поставленных целей вместе с пациентом и членами его семьи, дискуссия, совместное планирование, действия пациента, оценка результатов, обсуждение проб и ошибок [17].
Автор под сестринскими методами (способами) обучения понимает последовательное чередование способов взаимодействия медсестры и пациента, направленное на достижение целей сестринского процесса посредством проработки учебного материала. Метод (по-гречески - «путь к чему-либо») - способ достижения цели, способ приобретения знания. В сестринской педагогике используются в основном методы традиционного обучения: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, основная сущность которых сводится, к процессу передачи готовых известных знаний пациентам или членам их семей с целью обучения [17].
Выбор методов зависит от следующих условий: содержания обучения, задач обучения, времени, которым располагает медсестра и пациент, особенностей пациента, наличия средств обучения. Медицинская сестра выбирает из общего набора методов те, которые наиболее способствуют решению конкретной обучающей задачи на конкретном этапе обучения. Особенностью сестринской педагогики является индивидуальный подход развития утраченных в связи с болезнью способностей пациента обслуживать себя, если нет для этого противопоказаний. На формирование умений и навыков, необходимых для восстановления здоровья пациента, и должны быть направлены практические действия медицинской сестры [17].
После выбора методов обучения, медицинская сестра организует процесс обучения, состоящий из формулировки мотива, построения плана (замысла, программы), исполнения (реализации), контроля и оценки процесса обучения, его качества и эффективности. Планирование обучения обсуждается совместно с пациентом, с учетом его индивидуальности, выбора времени обучения. А так же создает учебные ситуации, ставит ясные и однозначные задачи, которые характеризуются тем, что пациент или обучаемый получает задание на усвоение с учетом темпа обучения. Решение учебной задачи обеспечивается медицинской сестрой посредством учебных действий, которые принимаются обучаемым. Медицинская сестра осуществляет постоянный контроль деятельности обучаемых пациентов, переходящий в самоконтроль и оценку (самооценку). Активное участие пациента в процессе обучения поощряется медицинской сестрой с целью заинтересованности пациента в обучении. Всякое действие становится регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности.
По мнению Пшеничной Л.Ф., обучение считается эффективным, если медицинская сестра и пациент достигают поставленных целей по усвоению определенных знаний. Медицинской сестре при этом необходимо обладать коммуникативными навыками, педагогическим тактом, знать теоретические основы педагогики, психологии и других смежных дисциплин. Одна из задач сестринской практики заключается в предоставлении информации, ее объяснении и обеспечении ее понимания пациентами, таким образом, их знания углубляются. Процесс обучения в сестринской практике подразумевает взаимосвязанную деятельность медицинского работника и пациента. Результаты этой учебной деятельности во многом зависят от того, какой характер носит деятельность пациентов. Медицинская сестра руководит деятельностью пациента, чтобы он был убежден в необходимости данного вывода из знакомых ему фактов и явлений. Перефразируя слова А. Дистервега, можно сказать следующее: «Плохая медицинская сестра преподносит истину, хорошая - учит ее находить». Инструктируя пациента, когда ему следует принимать лекарства, медицинская сестра ставит цель научить его делать это в нужное время. Объясняя пациенту все положительные и отрицательные стороны манипуляции, медсестра подбирает убедительные примеры, иллюстрирующие значение процедуры в профилактике тех или иных заболеваний, в то же время предоставляет им право выбора. Большое значение в этом процессе имеет волевая и физическая активность пациентов, особенно когда речь идет о процессе обучения двигательным навыкам, навыкам самоухода. Активность связана с самостоятельностью мысли, действий, играет большую роль в принятии решений [39].
Автор утверждает, что при обучении пациентов медицинской сестрой реализация принципа сознательности и активности выражается в понимании пациентом необходимости овладения каким-то умением или навыком при условии, что пациент [40]:
знает, что следует выполнить;
представляет, как выполнить задание, способ выполнения, требования к технике выполнения;
отдаёт себе отчет, для чего он это делает;
понимает, почему именно следует делать так, а не иначе.
Принцип наглядности в просветительской деятельности медицинской сестры опирается на реальные представления пациента. Начинать познание необходимо с чувственного, конкретного восприятия, то есть с живого созерцания. Наглядное восприятие является начальным звеном процесса обучения. Памятки, плакаты, санитарные бюллетени - наглядные средства, которые использует медицинская сестра в своей повседневной работе. Показывая двигательные действия или действия по самоуходу, медсестра почти всегда предлагает пациентам попробовать выполнить их, чтобы тем самым привлечь для осознания свои двигательные ощущения; кроме того, привлекает все виды средств наглядности в процессе обучения пациентов (натуральные, объемные, изобразительные, символические, графические). Примерами изменения отношения и поведения людей к здоровому образу жизни в просветительской сестринской деятельности могут служить распространение мнения о том, что курение антисоциально, обучение людей, как бросить курить, просвещение по поводу «разумного» потребления алкоголя, соблюдения «правильной» диеты, пропаганда физических упражнений [40].
В процессе исследования, автор рассматривает каждую конкретную ситуацию и использует различные методы и средства обучения, которые оптимальным образом отвечают потребностям пациентов. В вопросах профилактики вредных привычек в одной ситуации используются методы, ориентированные на убеждение и изменение поведения, способствующее предупреждению заболевания и средства, наглядно иллюстрирующие отрицательное влияние курения на организм человека; в другой - методы и средства, побуждающие пациента обсудить эту проблему. Так реализуется принцип сочетания различных методов и средств обучения [40].
Пшеничная Л.Ф. считает, чтобы вызвать у пациента положительное отношение к учению, необходимо выполнить требования, которые предполагают соответствие предлагаемой пациенту информации возрасту, индивидуальным особенностям, уровню подготовленности пациента и времени. Для реализации принципа доступности информации, необходимо руководствоваться правилами: от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от простого к сложному, от главного к второстепенному, от общего к частному. Принцип связи обучения с жизнью и практикой реализуется при подборе убедительных примеров, видеофрагментов, иллюстрирующих значение для здоровья пациента тех или иных знаний, умений или навыков [40].