Файл: Закон спроса и неценовые факторы (детерминанты) 11 2 Предложение понятие, факторы, эластичность 14.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1 Спрос: понятие, факторы, эластичность 5

    1. Сущность и функция спроса 5

    2. Эластичность спроса 8

    3. Закон спроса и неценовые факторы (детерминанты) 11

2 Предложение: понятие, факторы, эластичность 14

2.1 Сущность и функция предложения 14

2.2 Эластичность предложения 16

2.3 Закон предложения и неценовые факторы (детерминанты) 18

3 Равновесная цена 21

3.1 Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Рыночное равновесие 21

3.2 Теория рынка Альфреда Маршалла. Концепция ценообразования 23

Заключение 27

Список использованных источников 29

ВВЕДЕНИЕ

Любой рынок, независимо от его конкретного вида, базируется на трех основных элементах: цене, спросе и предложении. Данные инструменты способствуют установлению равновесия на рынке.

Рынок – это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение.

Спрос и предложение – взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение – совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебания рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Цель данной курсовой работы – рассмотрение законов спроса и предложения с позиций экономической теории и в их взаимодействии.

В соответствии с целью в работе поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть теоретические понятия и функции спроса и предложения;

2) раскрыть основные влияющие факторы и законы спроса и предложения;

3) проанализировать основы взаимодействия спроса и предложения на рынке;

4) раскрыть механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла.


Предмет исследования в работе – экономические категории спроса и предложения.

Объект исследования – факторы и зависимости, определяющие основные закономерности взаимодействия спроса и предложения.

Приемы и методы исследования, использованные в процессе написания курсовой работы, заключаются в синтезе и анализе имеющихся теоретических материалов, группировке и обобщении теоретического материала с практическими данными.

В работе использованы труды таких теоретиков, как О.А. Курно, А. Маршалл, Гиффен, А. Смит и др.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе курсовой работы дается определение спроса и факторов, оказывающих на него свое влияние. Также в первой главе рассматриваются закон спроса, виды ценовой эластичности спроса и детерминанты спроса.

Во второй главе рассматривается предложение, основные факторы его определяющие, закон предложения. Также во второй главе отражена эластичность предложения, функции, которые выполняет предложение, и неценовые факторы.

В третьей главе раскрыта взаимозависимость спроса и предложения и установление равновесной цены на рынке. Показан механизм формирования рыночной цены в концепции Альфреда Маршалла

Практическая значимость работы состоит в том, что спрос и предложение – это не только экономические категории, но и реальные закономерности современного рынка. Поэтому важно знать, как они взаимодействуют в теории и на практике, каковы законы спроса и предложения и как они функционируют в рыночной экономике.


1 Спрос: понятие, факторы, эластичность




    1. Сущность и функция спроса


В экономической теории существует множество различных понятий и категорий, характеризующих основные стороны и состояния домохозяйств, фирм, рынков и экономики в целом. Однако одними из наиболее важных понятий во всей теории являются понятия спроса и предложения.

Cуть рыночного процесса - купля-продажа товаров, главными действующими лицами здесь являются продавцы и покупатели. Поэтому понять закономерности работы рынка можно, только разобравшись в том, чем руководствуются на рынке покупатели и к чему стремятся продавцы. Рыночные отношения всегда представлены парным отношением продавца и покупателя. Эти отношения выступают в виде связей между производством и потреблением в качестве предложения и спроса.

Таким образом, чтобы разбираться и понимать поведение продавцов и покупателей на рынке, а также в общем, представлять себе рыночный механизм, необходимо, прежде всего, изучить понятия спроса и предложения, их взаимодействие и уровни действия.



Каждый человек нуждается в тех или иных благах, т. е. обладает потребностями. И если он не может произвести эти блага сам или ему выгоднее купить их, он приходит за ними на рынок. Естественно, он должен располагать деньгами для покупки, поскольку бесплатно на рынке ничего получить нельзя. А это значит, что на рынке мы сталкиваемся уже не с потребностями как таковыми, а со спросом. Этот термин, а точнее, его полный вариант – «платежеспособный спрос», ввел в научную лексику выдающийся английский экономист Томас Роберт Мальтус (1766—1834). И сделал он это для того, чтобы провести четкую грань между мечтами людей о получении в свое распоряжение каких-то благ и их реальными возможностями эти блага приобрести.

Спрос – это платежеспособная потребность потребителя. Таким образом, определение спроса вытекает из того, что жизнь людей сопровождается многообразными потребностями, которые он стремится удовлетворить. Однако в связи с ограниченностью ресурсов люди вынуждены искать наиболее эффективный и быстрый способ удовлетворения своих потребностей. Так, например, любой покупатель стремится максимально полно удовлетворить свои потребности за максимально короткий промежуток времени путем приобретения различных товаров. Однако он ограничен в своих действиях имеющейся в его распоряжении суммой денег, которые он имеет возможность уплатить за необходимый ему набор товаров. Таким образом, покупатель будет стремиться составить определенную комбинацию различных планируемых для покупки товаров, которая будет доступна для него по своей общей стоимости и одновременно наилучшим образом удовлетворит его потребности в целом. То есть, спрос - понятие, которое связывает приобретаемые блага с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. Иными словами, спросом является потребность в данном товаре, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей1.

Уместно также пояснить, что экономисты выделяют и понятие величины спроса - объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы (хотят и могут) приобрести на протяжении определенного периода времени (месяца, года) при определенном уровне цены этого товара.

Спрос в таком понимании характеризует состояние рынка, а точнее, связь массы товаров, которую люди готовы купить, с величиной цен, по которой они могут совершить покупку. Иными словами, объем (масса) покупок, или, как говорят экономисты, величина спроса, непосредственно зависит от цены, по которой эти товары можно приобрести.


Поэтому когда нам надо описать общую ситуацию на рынке определенного товара, то удобнее становится пользоваться уже не термином «величина спроса», а термином «спрос». Различие между понятиями «величина спроса» и «спрос» легче уяснить, если знать, что каждое из них - ответ на определенный вопрос. На вопрос владельца магазина: «Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при цене 100 руб.?» - ответом будет информация о величине спроса. Если же он поставит вопрос по-иному: «Сколько товаров покупатели готовы будут у меня приобрести за месяц при различных уровнях цен на данный товар?» - то ответом будет характеристика спроса покупателей на данном рынке.

Если определить спрос (D) как количество блага, которое готов купить потребитель при определенной цене на конкретном рынке, видно, что величина спроса будет снижаться при росте цены (рис. 1). Если цена возрастет от   до  желание потребителя приобрести благо снизится с   до  .


Рисунок 1 ­­­− Кривая спроса: Р − цена спроса (максимальная цена потребителя); Q — объем спроса
Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо2.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

1) снижение цены увеличивает число покупателей;

2) расширяет их покупательную способность;

3) делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает).



    1. Эластичность спроса

Возможность возникновения трудностей при сбыте товаров заставляет любого продавца изучать спрос на своем рынке сбыта и прогнозировать реакцию покупателя на те или иные изменения цен и величин предложения товаров. В решении этой задачи помогает информация о степени эластичности спроса по цене. Под эластичностью спроса по цене мы понимаем масштаб изменения величины спроса при изменении цены на 1%.

Эластичность спроса по цене или коэффициент эластичности измеряется как отношение изменения спроса в процентах к изменению цены в процентах (1).
Ed=(∆Q/Q)/( ∆P/P) (1)
где  Ed – эластичность спроса по цене;

Q – объем спроса на товар;

P – цена товара.

Коэффициент эластичности спроса - одна из тех концепций экономической науки, которые находят широкое применение в коммерческой практике. Сегодня специалисты по изучению рынков умеют просчитывать такие коэффициенты довольно точно, и это позволяет повышать обоснованность решений, принимаемых фирмами при выработке своей хозяйственной стратегии.

И, следовательно, различают следующие типы эластичности:

1) единичная эластичность, когда на каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1 % (Ed = 1);

2) эластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Ed > 1). Это могут быть товары, для которых относительный масштаб изменения числа покупок больше относительного масштаба изменения цены (например, предметы роскоши);

3) неэластичный спрос, когда объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Ed < 1). Товары, для которых относительный масштаб изменения числа покупок меньше относительного масштаба изменения цены (это могут быть, например, предметы первой необходимости);

4) совершенно неэластичный спрос, когда объем спроса не изменяется при любом изменении цены (Ed = 0);

5) бесконечно эластичный спрос, когда объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (Ed = ∞)3.

Эластичность связана с использованием товаров-заменителей. Если у товара много заменителей, то его спрос по цене эластичен. Если товар не имеет заменителей, то он обладает неэластичным спросом. Если происходит понижение цены на определенный товар при неизменных ценах на товары-заменители, то спрос на данный товар возрастает, такой спрос является эластичным.