Файл: Закон спроса и неценовые факторы (детерминанты) 11 2 Предложение понятие, факторы, эластичность 14.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Эластичность спроса по доходу.Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%.

Различают следующие виды эластичности:

1) положительная, при которой объем спроса увеличивается с увеличением дохода. Эта форма относится к нормальным товарам (например, к предметам роскоши);

2) отрицательная, при которой объем спроса сокращается с сокращением дохода (характера для низших товаров, выступающих в виде некачественных благ);

3) нулевая, когда объем спроса не реагирует на изменение дохода. Она присуща благам, потребление которых нечувствительно к доходам (товары первой необходимости).

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: так называемая продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия (дешевая колбаса, приправа)4.

Перекрёстная эластичность спроса.Это отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами: апельсины и мандарины, Кола и Пепси и др.), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплименты: автомобиль и бензин, одеяло и подушка, фотоаппарат и фотопленка и т.п.).

Следовательно, перекрестную эластичность можно разделить на:

1) положительная, характерна для взаимозаменяемых благ;

2) отрицательная, присуща взаимодополняемым благам;

3) нулевая, свойственна благам, не относящимся ни к взаимозаменяемым, ни к взаимодополняемым.

Данные виды эластичности позволяют определить влияние различных факторов на спрос, его изменение, а также на изменение цены. На этих примерах также лучшего всего рассматривать понятия взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров.


    1. Закон спроса и неценовые факторы (детерминанты)

Кривая имеет отрицательный наклон вниз вправо, что говорят об обратно пропорциональной связи между двумя переменными – ценой и величиной спроса. Таким образом, кривая спроса показывает, что при прочих равных условиях, т.е. при неизменности других факторов, снижение цены ведет к возрастанию величины спроса, и наоборот. Повышение цены влечет уменьшение спроса. Эту связь называют законом спроса, который гласит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменений цены единицы товара.


Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

1) снижение цен увеличивает число покупателей;

2) снижение цен расширяет покупательную способность потребителей;

3) насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (закон убывающей предельной полезности), поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.

Итак, кривая спроса идет вниз, поскольку потребитель обычно предпочитает покупать больше, если ниже цена. Более низкая цена позволяет покупателям приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить приобрести товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос.

Их условно принято делить на ценовые и неценовые:

1) Это цена на данный товар, которая, как было сказано, влияет на спрос обратно пропорционально. Таким образом, действие ценового фактора приводит к изменению величины спроса, что видно на кривой спроса;

2) Действие неценовых факторов (детерминантов) приводит к изменению в спросе, но выражается смещением кривой спроса вправо (если растет спрос) и влево (если спрос падает).

К числу неценовых факторов следует отнести, во-первых,денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров возможный объем покупок снизится5.

Во-вторых, изменения количества купли-продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых «покупательских ожиданий». Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и неэкономические (например погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

В-третьих, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Так, спрос на говядину может возрасти, если отсутствуют другие виды мясной продукции (свинины, баранины, птицы). И наоборот, большой выбор мясного ассортимента рассредоточит спрос в соответствии с предпочтениями покупателей, снижая его по каждой отдельной группе этого товара. К числу взаимодополняемых товаров потребительского рынка можно отнести, например, сахар и другие сладости в дополнение к таким напиткам, как чай или кофе. Отсутствие сахара способно вызвать падение спроса на чай и кофе, поскольку многие люди не согласятся употреблять их несладкими, невзирая на специфическую полезность. Почти каждый товар имеет свои «дополнители» и «заменители», и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.



В-четвертых, на покупательский спрос способны влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а также специфика покупательской психологии6.


2 Предложение: понятие, факторы, эластичность

2.1 Сущность и функция предложения

Рассмотрим теперь сущность понятия предложение. Предложением по определению называется количество товара или услуги, которое производители поставляют на рынок для продажи. И если спрос является качественной характеристикой потребления и соотносится в большей степени с потребителями, то предложение - категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу? Люди имеют возможность купить на рынке нужные им товары благодаря тому, что эти товары предлагаются к продаже, но от чего зависит объем предлагаемых к продаже товаров?

Естественно любой поставщик имеет цель заработать максимальную прибыль, то есть всегда стремится подобрать количество поставляемых товаров таким образом, чтобы его общая прибыль при существующих ценах на эти товары была максимальной. Причем максимизация прибыли соотносится с минимизацией затрат.

Предложение проявляется в способности и желании продавать (производить) определенное количество товаров и услуг по альтернативным ценам в рамках некоторого периода времени, при прочих равных условиях. Отсюда выводится определение величины предложения - объем товара определенного вида (в натуральном измерении), который продавцы готовы (хотят и могут) предложить в течение определенного периода времени на рынок при определенном уровне рыночной цены на этот товар.

Изучая действия продавцов на рынке, нетрудно заметить, что количество товаров, которое предлагается ими к продаже (величина предложения), также напрямую зависит от складывающегося в торговле уровня цен, и находит свое выражение в так называемом законе предложения.

Таким образом, предложение в некотором роде является противоположностью спроса, однако по существу не может без него существовать. Более того, при взаимодействии друг с другом они порождают ряд новых понятий, относящихся к области спроса и предложения.

Величина предложения обычно изменяется в том же направлении, что и цена. А вся совокупность возможных величин предложения при различных уровнях цен образует предложениена рынке определенных благ. Предложение - это тоже характеристика состояния рынка, а точнее, другой его важнейшей составляющей - экономической логики поведения продавцов (изготовителей). Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина предложения (объем производства) при разных уровнях цены
7.

Другими словами, величина предложения (Qs) находится в прямой зависимости от направления изменения уровня цен (P). Это хорошо отражает кривая предложения. Она описывает картину предложения на данном товарном рынке, т. е. зависимость между двумя показателями:

1) ценой товара;

2) объемами его производства (поставок в торговлю), возможными при различных уровнях цен.

Рассмотрим теперь кривую предложения (рис. 2), как неотъемлемую часть понятия предложение в экономической теории. Она будет иметь следующий вид.


Рисунок 2 – Кривая предложения (S)
Кривая строится при условии неизменности факторов, влияющих на величину предложения, таких, как цены на ресурсы, технология производства, налоги и дотации, цены на другие товары, ожидания изменения цен, число продавцов на рынке и др. Изменение в предложении выражается в смещении всей кривой. Так, например, увеличение предложения смещает кривую вправо, а уменьшение предложения – влево.
2.2 Эластичность предложения

Раз величина предложения меняется в зависимости от изменения величины цены, то мы можем говорить об эластичности предложения по цене. Эластичность предложения по цене - масштаб изменения величины предложения (в процентах) при изменении цены на один процент.

Степень такой эластичности определяют путем деления разницы (в процентах) в величинах предложения до и после изменения цены на величину изменения цены (в процентах) (2).
E = (∆Q/Q1)/(∆P/P1) (2)
где E – эластичность предложения по цене;

Q – объем предложения товара;

– цена предлагаемых товаров.

Факторами эластичности предложения являются: мобильность экономических ресурсов, необходимых для организации дополнительного выпуска товаров; внедрение технического прогресса; временные рамки, в пределах которых изменяются условия производства8.

Уровни эластичности предложения также различаются по товарам, и поэтому одинаковые по относительной величине изменения цен могут вызвать неодинаковые приросты предложения различных товаров.

Различают следующие формы эластичности предложения:

1) эластичное предложение (Esp > 1) - когда эластичность больше единицы, величина предложения изменяется на больший процент, чем цена. То есть, в случае эластичного предложения 1% увеличения цены способен вызвать увеличение количества предлагаемого к продаже товара более, чем на 1%. Как правило это так называемые нормальные товары;


2) неэластичное предложение (Esp < 1) - когда эластичность меньше единицы величина предложения изменяется на меньший процент, чем цена. При неэластичном предложении увеличение цены не оказывает влияния на увеличение количества предлагаемых к продаже товаров. Например, низка эластичность для скоропортящихся продуктов, которые невозможно хранить в больших количествах (клубнику);

3) абсолютно (совершенно) эластичное предложение (Esp = ∞) - имеет место тогда, когда величина предложения бесконечно изменяется при малом изменении цены. кривая предложения строго горизонтальна. Например, факторы производства (труд, капитал);

4) абсолютно неэластичное предложение (Еsp = 0) - имеет место тогда, когда величина предложения равна нулю, т. е. величина предложения абсолютно не меняется при изменении цены. кривая предложения строго вертикальна. К примеру, сырьевые товары (нефть, газ, руда);

5) спрос единичной эластичности (Esp = 1) - при единичной эластичности предложения 1% увеличения цены товаров вызывает 1% увеличения их предложения. В этом случае имеет место равнозначное изменение цен и количества предлагаемых товаров, коэффициент которого равен единице.

Выделяют три периода эластичности предложения: кратковременный, среднесрочный и долгосрочный. В краткосрочном периоде фирма не в состоянии изменить объем выпускаемой продукции и вынуждена подстраиваться под спрос, изменяя только цену. В среднесрочный период предприятие может повысить объем производства, используя ближайшие резервы, имеющиеся запасы и интенсификацию труда. В долгосрочном периоде возможна перестройка производства, замена старого оборудования на новые технически совершенные мощности. В долгосрочный период эластичность предложения достигает максимальной величины, в краткосрочный период она абсолютно неэластична9.
2.3 Закон предложения и неценовые факторы (детерминанты)
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях, т.е. если ресурсы есть в достаточных количествах и нет перепроизводства товаров, то между ценой и предложением существует прямая зависимость, т.е. если цена растёт то и предложение увеличивается, а если цена уменьшается то и предложение сокращается.

Кривая предложения имеет положительный наклон, что связано с прямой зависимостью между ценой и величиной предложения,а также характер поднимающейся (возрастающей) кривой предложения объясняют законом сокращающейся доходности, в соответствии с которым производство каждой дополнительной единицы продукции требует все больших дополнительных затрат.