Файл: Оценка эффективности управления предприятием (Теоретические аспекты управления предприятиями малого бизнеса).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ МАЛОГО БИЗНЕСА
1.1. Нормативно-правовые акты предприятий малого бизнеса
1.2. Основные проблемы менеджмента, характерные предприятиям малого бизнеса
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ малого предприятия
2.1. Анализ менеджмента ИП Таможникова А.В.
2.2. Комплекс мероприятий по совершенствованию управления в ИП Таможникова А.В.
- значительно уменьшить издержки производства за счет снижения потерь трудоспособности специалистов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний,
- управлять рисками, возникающими в процессе производственной деятельности;
- своевременно предотвращать возникновение аварийных и прочих нештатных ситуаций
На ИП Таможникова А.В. принята «Политика в области качества, промышленной и экологической безопасности до 2020 года»
В соответствии с данным документом руководство ИП Таможникова А.В. обязуется:
- всегда ориентироваться на выполнение требований потребителя услуг;
- обеспечивать высокое качество технического сервиса - гарантию успеха фирмы;
- требовать от персонала фирмы выполнения действующих правил в области промышленной безопасности, охраны труда и окружающей среды;
- постоянно стимулировать качественную работу каждого сотрудника и всего ИП Таможникова А.В.;
- гарантировать единство интересов ИП Таможникова А.В. и собственника. Интересы собственника считать интересами каждого работника ИП Таможникова А.В.;
- предотвращать дефекты на ранних стадиях производства, тем самым, уменьшать количество претензий и рекламаций со стороны потребителя;
- относится к поставщику, как к партнёру, для обеспечения приобретения качественных материалов;
- высококвалифицированным персоналом обеспечивать качество продукции и сервиса;
- постоянно удовлетворять требования, улучшать и повышать результативность системы управления качеством, промышленной безопасности, охраны здоровья и окружающей среды в соответствии с требованиями ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:1999;
- выполнять весь комплекс предупреждающих мер по предотвращению появления производственных неполадок, инцидентов, аварийных ситуаций и загрязнения окружающей среды;
- обеспечивать соблюдение требований федерального, регионального и местного законодательства, а так же требований заказчика в области промышленной безопасности, охраны труда, окружающей среды и здоровья;
- служить интересам общества, повышая жизненный уровень каждого работника ИП Таможникова А.В.;
- внедрять передовые технологии, приобретать и модернизировать оборудование, расширять сферы производственной деятельности.
Руководство ИП Таможникова А.В. несёт ответственность за обеспечение реализации политики в области качества, промышленной и экологической безопасности всеми видами ресурсов, мотивацию работников к выполнению требований интегрированной системы управления.
ИП Таможникова А.В. оснащено специальной лабораторией, сотрудники которой осуществляют комплексный мониторинг качества оказываемых работ и услуг на всех стадиях: контроль сырья и материаловпоставщиков, входной контроль сырья, оперативный контроль, контроль продукции после ее выпуска, контроль произведенных работ. Лаборатория, оснащена современным профессиональным оборудованием. Для исследований и контроля качества при выполнении работ осуществляется пооперационный контроль за выполнением требований технологии на ремонтные работы, визуальный и измерительный контроль, магнитопорошковый контроль, соответствующий нормам для визуального контроля.
Проанализировать данные по качеству, найти причины брака можно при помощи статистических методов. Они позволяют:
- изучать и управлять процессами, обнаруживая случайные и закономерные влияния;
- оценивать возможности процессов (технологическая точность);
- самообучаться персоналу;
- управлять персоналом;
- проверять эффективность мероприятий, постоянно улучшать качество продукции.
Статистические методы применяют для сравнения и анализа больших множеств данных, представляя их в какой-либо наглядной форме (диаграмма Парето, столбиковые диаграммы, контрольные карты, причинно-следственные диаграммы).
Значительно повысить эффективность системы управления качеством в ИП Таможникова А.В. позволяет автоматизированная система «Управление качеством», который является конфигурацией системы программ «1С:Предприятие 8.1».
В основе стандарта ISO 9001:2000 лежит процессный подход. Конфигурация поддерживает основные процессы управления качеством - подготовку и проведение внутренних аудитов, регистрацию и рассмотрение несоответствий, проведение корректирующих и предупреждающих действий, управление документами, а также содержит элементы управления производственными процессами организации в рамках системы менеджмента качества.
Данные о процессах организации хранятся в справочнике «Процессы». Реализовано описание структуры процессов, в состав которых входят подчиненные подпроцессы, а также связей между процессами. Предусмотрено редактирование списков документов, регулирующих ход выполнения процесса и хранение сведений о показателях, описывающих процесс. Оценка значений показателей позволяет проводить анализ процессов, определять их результативность и эффективность. Примерами показателей процессов являются «Количество жалоб потребителей», «Доля бракованной продукции», «Количество возвратов продукции», «Затраты на ремонт брака» и т.д. Измерение показателей выполняется с заданной периодичностью. Для анализа изменения показателя во времени, а также для сравнения его значений для разных процессов используется «Отчет по показателю процесса».
Основной метод мониторинга системы менеджмента качества - проведение внутренних аудитов. Процедура аудита может быть начата либо в соответствии с планом либо вне плана. Планирование выполняется с помощью задач. После принятия решения о проведении аудита осуществляется его регистрация в системе и начинается данная процедура.
В программе предусмотрено также управление несоответствиями. Несоответствие может быть выявлено в результате разбора жалобы, проведения внутреннего аудита и из других источников. Выявленное несоответствие также регистрируется в системе, после чего начинается процедура его рассмотрения.
В программе реализована возможность планировать типовые и произвольные задачи, такие, как проведение аудитов, выполнение корректирующих и предупреждающих действий, ввод значений показателей процессов и др. Планирование задачи выполняется с помощью справочника «Задачи», в котором указываются наименование задачи, плановые даты начала и завершения, постановщик задачи и ее исполнители, а также детальное описание задачи. Программа позволяет создавать сложные задачи, состоящие из множества отдельных этапов, каждый из которых является самостоятельной задачей. Для создания периодически повторяющихся задач, таких, например, как внутренний аудит, предусмотрена настройка повторения задачи.
Для календарного планирования задач удобно использовать отчет «График задач», в котором применяются функции диаграммы Ганта. В левой части сформированного отчета представлен список задач. Структура сложных задач, состоящих из нескольких подзадач, представлена в виде раскрывающегося дерева. В правой части находится диаграмма, в которой каждая задача представлена полоской на временной шкале. Планирование и контроль занятости сотрудников различными задачами выполняются с помощью отчета «График загрузки сотрудников», в котором также используется диаграмма Ганта.
Для удобного управления данными в конфигурации «Управление качеством» предназначен специальный объект - процедура. В терминах стандарта ISO 9000:2000 процедура представляет собой установленный способ выполнения действия или процесса. В конфигурации под процедурой понимается выполнение действий в рамках определенного процесса. Примеры процедур - работа с несоответствием, выполнение аудита или оценка показателей процессов.
Аналогом процедуры в документообороте ИП Таможникова А.В. является протокол - документ, заполняемый поэтапно, в ходе выполнения какого-либо процесса. Каждый важный этап фиксируется в протоколе отдельной записью с указанием даты и подписи автора. При этом протокол остается единым документом, отражающем весь ход выполнения процедуры в целом.
Для хранения процедур используется справочник. В элементе справочника хранятся постоянные данные процедуры, которые со временем не меняются. В их число обязательно входят наименование и код процедуры, текстовый комментарий. Регистрирующие записи в процедуру добавляются с помощью документов, связанных с соответствующим элементом справочника. В результате регистрации документа процедура переходит на новый этап. К процедуре можно прикрепить произвольное количество задач, которые логически связаны с конкретным процессом.
Рассмотрим в качестве примера процедуру «Управление несоответствием». Документами по данной процедуре являются «Регистрация несоответствия», «Назначение ответственного», «Коррекция несоответствия», «Анализ несоответствия», «Планирование контрольных (предупреждающих) действий», «Оценка целесообразности контрольных (предупреждающих) действий» и др.
В программе предусмотрена графическая схема выполнения процедуры. В отчете «Протокол процедуры» представлены все данные по процедуре. Данные за период обо всех процедурах и этапах, на которых они находятся, можно получить с помощью «Отчета о состоянии процедур». Для облегчения создания новых процедур в программе предусмотрены помощники.
В программе реализовано управление внутренними и внешними документами в электронном виде и на бумажном носителе.
Список внутренних документов хранится в справочнике «Внутренние документы». Для документа на бумажном носителе указывается место его фактического хранения. Если документ хранится в электронном виде, то в качестве места хранения указывается путь к файлу с данным документом.
Информация о внутренних документах (приказ, распоряжение и т.д.) вводится в систему с использованием Помощника. Если во внутренний документ необходимо внести изменения, то в системе регистрируются его новая версия и ответственный за ее разработку - делаются записи «Регистрация» и «Назначение ответственного». Окончание работы над новой версией документа также регистрируется, после чего он направляется на утверждение к ответственному лицу. Ответственное лицо принимает решение об утверждении версии и регистрирует его с помощью записи «Утверждение версии». Действие неактуального внутреннего документа можно отменить, после чего управление данным документом прекращается.
Для хранения информации о внешних документах (законодательных актах, стандартах, обращениях покупателей и т.п.) в конфигурации предназначен справочник «Внешние документы».
Итак, система управления ИП Таможникова А.В. представляет собой комплексную систему регулирования, контроля и анализа, существующих на предприятии бизнес-процессов. На ИП Таможникова А.В. была внедрена Интегрированная Система Менеджмента (ИСМ) ИП Таможникова А.В., которая основана на требованиях международных стандартов ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:1999.
Для исследований и контроля качества при выполнении работ осуществляется пооперационный контроль за выполнением требований технологии на ремонтные работы, визуальный и измерительный контроль, магнитопорошковый контроль, соответствующий нормам для визуального контроля.
Повысить эффективность менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. позволяет автоматизированная система «Управление качеством», который является конфигурацией системы программ «1С:Предприятие 8.1».
Таким образом, проведенный в данной главе анализ деятельности ИП Таможникова А.В. позволяет сделать вывод о том, что рассматриваемое ИП Таможникова А.В. уделяет большое влияние управлению качеством услуг, направленное на повышение конкурентоспособности фирмы, выпуск качественной отремонтированной продукции, выполнение работ и оказание услуг, удовлетворяющих всем требованиям заказчика.
Результативность управления качеством продукции подтверждается данными анализа финансово-хозяйственной деятельности ИП Таможникова А.В., который выявил положительные тенденции в хозяйственной деятельности фирмы, а именно увеличение прибыльности и доходности.
На ИП Таможникова А.В. внедрена и поддерживается в рабочем состоянии Интегрированная Система Менеджмента (ИСМ), которая основана на требованиях международных стандартов ISO 9001:2000, ISO 14001:2004, OHSAS 18001:1999. Для повышения эффективности менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. внедрена автоматизированная система «Управление качеством».
2.2. Комплекс мероприятий по совершенствованию управления в ИП Таможникова А.В.
Проведение исследования технологии менеджмента качества в ИП Таможникова А.В. позволило определить следующие основные направления совершенствования и развития технологии и системы:
- дальнейшее совершенствование всех элементов системы; при этом важнейшим средством улучшения их функционирования является дальнейшая автоматизация процессов управления качеством;