Файл: Дипломная работа тема работы Статус гражданского служащего и сотрудника то рф общее и особенное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

12
При изучении становления таможенной службы и ее кадрового состава были использованы работы следующих авторов: Мирошниченко Я.В.
1
,
Балковая В.Г.
2
, Кисловский Ю.Г.
3
, Соломеин А.Ю.
4
, Габричидзе Б.Н.
5
, а также
Архипова Т.Г.
6
. Указанные авторы обстоятельно рассматривают историю становления российской таможни, указывают на особенности ее формирования в отдельные периоды.
На основе работ Кнышова А.В. и Тюлюмджиевой Т.В.
7
, Суминой Н.В.
8
,
Османовой Е.В.
9
, Тимофеевой И.В. и Тимофеевой А.А.
10
, Базаркиной О.В.
11
,
Труниной Е.В.
12
, Горохватского Л.Ю. и Каретниковой С.В.
13
, а также
Старостиной Л.В.
14
были изучены и выявлены основные проблемы, являющиеся общими для кадрового состава таможни в целом, а также обусловленные различием статусов гражданского служащего и сотрудника таможенных органов. Особенно хотелось бы выделить исследование
1
Мирошниченко Я. В. Совершенствование правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 /
Мирошниченко Яна Вадимовна; [Место защиты: Рос.таможен. акад.].- Люберцы, 2011.- 254 с.
2
Балковая В.Г. Теоретико-методологические основания изучения истории государственных органов России (на примере таможенной службы)//Экономика, социология и право.- 2014. - № 1.- С.157-159.
3
Кисловский Ю.Г. Стратегия таможенной службы: история и современность//Вестник Российской таможенной академии. - 2007. - №1. - С.36-41.
4
Соломеин. А.Ю. История таможенного дела и таможенной политики: Учебное пособие. – Спб.: ИЦ
Интермедия, 2011. – 252 с.
5
Габричидзе, Б.Н. Таможенное право: учеб.для вузов / Б.Н. Габричидзе, А.Т. Чернявский. - 5-е изд., перераб. и доп. - М., 2004. - 841 с.
6
Архипова, Т.Г. История государственной службы в России XVIII-XX веков: учеб. Пособие/ Т.Г. Архипова,
М.Ф. Румянцева, А.С. Сенин. - М: Изд-во РГГУ,2000.
7
Кнышов А. В. Тюлюмджиева Т. В. Анализ элементов целостной системы оплаты труда сотрудников таможенных органов[Электронный ресурс]: NovaUm.Ru. //
http://novaum.ru/public/p231
(дата обращения
25.04.2018)
8
Сумина Н.В., Малышкина А.Ю. Способы эффективного стимулирования должностных лиц таможенных органов РФ//Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. – 2017. - №4 (19). - Т.1. -
С.74-77 9
Османова Е. В. Проблемы методов мотивации в таможенных органах // Молодой ученый. — 2016. — №26
(130). — С. 369-371.
10
Тимофеева И.В., Тимофеева А.А. Предложения по совершенствованию правового регулирования порядка прохождения государственной службы в таможенных органах Российской Федерации //НАУЧНАЯ СЕССИЯ
ГУАП, сборник докладов. Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения. -2016. - С. 314-320 11
Базаркина О.В. Проблемы правового регулирования устройства в таможенные органы// Научно-практический электронный журнал Аллея Наук. - 2017. - № 16. – С.288-294 12
Трунина Е.В. Вопросы законности и справедливости расторжения контракта о службе в таможенных органах
РФ // Административное и муниципальное право. – 2016. – № 9. – С. 738 -745.
13
Гороховатский Л.Ю., Каретникова С.В. Личностные черты государственных таможенных служащих различных категорий: постановка проблемы//Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. – 2014. - №2(50). – С.275-282 14
Старостина Л.В. Факторы эмоционального выгорания таможенных экспертов// Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2012. - № 1(11). – С. 101-114


13
Мирошниченко Я.В., которая в своей диссертации рассматривает не только исторические аспекты формирования службы в таможенных органах, но также обстоятельно и глубоко раскрывает основные аспекты правового регулирования государственной службы и административно-правовые статусы гражданских служащих и сотрудников таможенных органов. В ее работе приводится анализ проблем в правовом регулировании службы в таможенных органах, а также формулируются пути совершенствования.
Кроме того, работа опирается на обширный круг источников: прежде всего, это нормативно-правовые акты. Наиболее значимыми являются:

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской
Федерации»
15
;

Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской
Федерации»
16
;

Федеральный закон «О государственной гражданской службе
Российской Федерации»
17
Кроме того, были использованы справочно-информационные системы
«Гарант» и «КонсультантПлюс», предоставившие возможность изучить нормативно-правовые документы со всеми изменениями и предыдущими редакциями, и сайт Федеральной таможенной службы.
В ходе написания дипломной работы использовались следующие методы:

для изложения материала исследования использовался логический метод;

историко-генетический метод применялся при изучении исторических документов, при воссоздании исторических этапов деятельности таможни в
Российском государстве;
15
Федеральный закон от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42413/
(дата обращения 01.04.2018)
16
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»
[Электронный ресурс]: Система ГАРАНТ //
http://base.garant.ru/11900786/
(дата обращения 01.04.2018)
17
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ
[Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/
(дата обращения 01.04.2018)

14

для изучения нормативно-правовых документов использовался метод источниковедческого анализа документальных источников;

метод социологического исследования, в частности экспертное интервью;

сравнительный метод использовался при выявлении общего и особенного в статусе гражданского служащего и сотрудника;

аналитический метод – для выявления проблем и возможных их решений.
Дипломная работа состоит из введения, двух основных глав, включающих несколько подпунктов, заключения и приложений.
В первой главе изучаются исторические аспекты становления государственной службы в таможенных органах, выделяются его основные этапы. Также анализируется законодательное регулирование службы в таможенных органах. Последний пункт первой главы посвящен сравнению правового статуса государственного гражданского служащего и сотрудника, выделению общих и особенных положений.
Во второй главе приводится анализ статуса сотрудника и гражданского служащего на примере Томской таможни посредством экспертного интервью.
Исходя из материалов экспертного интервью, а также на основе изученной литературы формулируются основные проблемы и предлагаются возможные пути решения.
В заключении подведены общие результаты исследования статуса гражданского служащего и сотрудника ТО РФ и рекомендации.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут применяться для совершенствования определенных проблемных аспектов в законодательстве
Российской Федерации, касающегося данной области. Также выводы, содержащиеся в работе, могут использоваться в научных работах для развития малоизученных положений, связанных с различием статуса государственного гражданского служащего и сотрудника таможенных органов.


15

Глава 1. Общие положения о государственной службе в таможенных
органах
1.1 Исторические аспекты становления государственной службы в
таможенных органах
Для того чтобы выяснить причины и цели разделения государственных служащих в таможенных органах на две категории, необходимо изучить специфику становления государственной службы в таможенных органах.
Важно выяснить, какие функции выполняли таможенные органы на разных этапах своего существования, и какого рода служащие их выполняли.
Выяснение этих аспектов и является задачей данного раздела.
Понимание функциональных особенностей службы в таможенных органах имеет существенное значение при определении основной роли данного вида государственной деятельности. В научно-исследовательской литературе, учитывая все изменения политических и социальных условий в России и динамику принятия нормативно-правовых актов, выделяют несколько этапов формирования государственной службы в таможенных органах. На этих этапах прослеживается, как складывались функции таможенных органов от простого взимания «мыта» до сложившейся организованной структуры государственной службы на сегодняшний день. В рамках новейшей истории, условия для развития государственной службы в таможенных органах России были созданы перестройкой правовой системы, обусловленной изменением модели управления государством в период с 1917 года
18
. Однако первоначальные задатки формирования государственной службы начались еще в дореволюционное время.
Первым этап – самый длительный. Он охватывает период с глубокой древности до 1917 года. Особенностью его этапа является то, в нем прослеживается постепенное зарождение таможенной службы, формирование первых признаков ее как системы, появляются первые признаки
18
Мирошниченко Я. В. Совершенствование правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 /
Мирошниченко Яна Вадимовна; [Место защиты: Рос.таможен. акад.].- Люберцы, 2011.- 254 с.

16 государственной службы как в государстве в целом, так и в таможенной сфере.
Именно в этот период начало развиваться таможенно-пошлинное обложение.
Другими словами, складывалась одна из основных функций таможенных органов – фискальная. Таможенное дело возникло еще в древней Руси.
Существовало определенное правило взимать мыто или мыт, или другими словами взимать сбор за перевоз товара через заставу. Как форма таможенно- пошлинного обложения таможенное дело появилось на рубеже X-XI веков и выражалось в налогообложении сделок купли-продажи внутри государства. На данном этапе таможенная система еще не была отделена от налоговой.
Видимо, еще не существовало специализированных структур, которые бы занимались исключительно налогообложением. Сохранившиеся до наших дней письменные источники не вносят ясности в то, кто и на каких правовых основаниях взимал таможенные пошлины и какими властными полномочиями был наделен. В данный период фискальная функция была практически единственной и основополагающей для зарождающейся системы таможенной службы. Взимание сборов было неотъемлемой частью всей политики
Киевского государства. При этом во время раздробленности Киевской Руси в
XII веке каждый князь устанавливал собственные подходы к формированию таможенных пошлин
19
В середине XIII века в период завоеваний монголо-татарами земель
Киевской Руси в русском языке появилось слово «тамга», что в переводе с тюркского означало печать, клеймо, знак собственности
20
. При получении ханского ярлыка на правление взимался сбор, который стали называть тамгой.
После данный термин стал применяться к торговым пошлинам на ярмарках и рынках, и от него образовалось слово «тамжить», взимать пошлину с товара, и таможня, место, где взимали пошлины. А тех, кто раньше назывался мытником, стали таможенниками.
19
Балковая В.Г. Теоретико-методологические основания изучения истории государственных органов России (на примере таможенной службы) // Экономика, социология и право.- 2014. - № 1.- С.157-159.
20
Федеральная таможенная служба Российской федерации [Электронный ресурс]: [офиц.сайт] / Федеральная таможенная служба,2004-2015. - Режим доступа: http://www.customs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=51&Itemid=1827
(дата обращения
14.03.2018)


17
В период объединения и укрепления Русского государства в конце XV века
Иваном III, Иваном IV предпринимаются попытки по упорядочению таможенных сборов с иностранцев в целях пополнения казны. И стоит отметить, что на тот момент таможенное обложение было крайне высоким. В
XVI веке начинается оформление таможенной службы как особого направления государственной деятельности.
В 1596 году Указом Царя Федора Иоанновича в ведение целовальников и голов были переданы все частные мыта. Половина взимаемого мыта передавалась в казну, оставшаяся часть денег оставалась у владельцев мыт.
Этим указом были введены лица, ответственные за сбор пошлин, а также определенные условия денежного содержания этих лиц. При Михаиле
Романове дифференциация таможенных пошлин проявлялась еще более явно, особенно это касалось вывозимых товаров. Для сосредоточения всей выгоды от продажи шелка, дорогих мехов, хлеба и некоторых других товаров в одних руках, частным лицам было запрещено торговать данными категориями товаров
21
Особо важную роль в таможенном реформировании сыграл Торговый устав 1653 года, он позволил унифицировать существующее множество таможенных пошлин и заменил их единой рублевой пошлиной, размер которой составлял 5% с каждого рубля от цены товара. Товары иностранных купцов облагались пошлиной в 6% от цены товара на внутренних таможня. С этого момента рублевая пошлина осталось единственной на всей территории
22
В соответствии с Новоторговым уставом 1667 года таможенные пошлины отныне взимались исключительно золотом и монетами. Таможенное оформление товаров помимо целовальников осуществлял представитель правительства, который выбирался из верхушки купечества. По данному уставу, а именно статьей 2, он наделялся правом «чинить расправу русским
21
Мирошниченко Я. В. Совершенствование правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 /
Мирошниченко Яна Вадимовна; [Место защиты: Рос.таможен. акад.].- Люберцы, 2011.- 254 с.
22
Кисловский Ю.Г. Стратегия таможенной службы: история и современность // Вестник Российской таможенной академии.- 2007. -№1. -36-41.

18 людям и иноземцам в торговых делах»
23
. В данном уставе прописаны лица, осуществляющие таможенное оформление, а также их полномочия. Возможно здесь функция «чинить расправу» подразумевает под собой определенную правоохранительную функцию.
В XVI-XVII веках происходит зарождение иерархических связей ведомственного управления, формируются первичные звенья таможенной системы, таможенные избы. В этот период появились начальные функциональные модели, такие как верная служба в таможне и таможенные откупа. Можно выделить главный недостаток этого времени в формировании государственного механизма
– это отсутствие системы.
Многие государственные структуры уже функционировали, когда их полномочия оформлялись в законодательстве задним числом.
В эпоху правления Петра I благодаря определенным государственным преобразованиям создавался государственный механизм более эффективный, чем в Московском государстве. В таможенной системе появились бюрократически оформленные таможенные органы, приграничные и портовые таможни, а так была введена штатная служба с жалованием
24
Учрежденная Петром I Коммерц-коллегия с 1718 года осуществляла управление таможенными сборами, а также являлась самостоятельным управленческим ведомством. Управляющим таможен, которые также избирались из купечества, выплачивалось как служащим годовое денежное содержание. Для повышения эффективности проведения таможенных мероприятий, укреплялись государственные границы, для таможенной охраны назначались регулярные войска
25
. Так закрепилась правоохранительная функция таможенных органов. Помимо управляющих таможен, появились
23
Новоторговый устав / Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., Юридическая литература, 1986.
24
Балковая В.Г. Теоретико-методологические основания изучения истории государственных органов России (на примере таможенной службы) // Экономика, социология и право.- 2014. - № 1.- С.157-159.
25
Мирошниченко Я. В. Совершенствование правового регулирования гражданской и правоохранительной службы в таможенных органах Российской Федерации : диссертация ... кандидата юридических наук : 12.00.14 /
Мирошниченко Яна Вадимовна; [Место защиты: Рос.таможен. акад.].- Люберцы, 2011.- 254 с.