Файл: Руководство для профессиональных аналитиков москва 2009 rv удк 001. 51 Ббк72 с 40.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 535
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
124 125
каются не только топ-менеджеры, но также менеджеры низших уровней и даже рядовые исполнители, которые нередко вносят существенный вклад в решение сложных проблем, стоящих перед организацией.
Для большей четкости представления о взаимоотношении стратегического и тактического менеджмента мы можем представить проблемы, относящиеся к компетенции этих видов менеджмента, схематически. Стратегия -это определение долгосрочных конечных целей данной организации на определенный период времени, предварительное расчетное определение материальных, кадровых, финансовых, информационно- технологических ресурсов, определение партнеров и потенциальных конкурентов, предварительный системный анализ благоприятных и негативных обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе достижения стратегической цели. Стратегическое
планирование - это определение основных этапов
деятельности и потребности в различных ресурсах на
каждом этапе с учетом резерва на непредвиденные случаи, организация контроля за выполнением решений, выявление непредвиденных препятствий и осложнений и выработка способов их преодоления на каждом этапе.
Тактика - это повседневная оперативная деятельность
по реализации мероприятий стратегического плана,
принятие текущих решений на всех этажах и уровнях полиструктурной иерархической системы, согласование действий различных подразделений организации и т.д.
Стратегия сама представляет собой сложную системно-структурную целостность, включающую в себя цели, основные задачи и подзадачи, стратегические и тактические мероприятия, прогнозирование желаемых результатов на каждом этапе развития и возможные препятствия. Стратегия, представленная совокупностью целей, задач, направлений (перспектив), опорных мероприятий, проектов и системой ответственности, помогает определить и быстро осмыслить тактические задачи оперативной деятельности - тактического управления. Стратегический план должен учитываться в оперативно-тактической деятельности и содействовать уменьшению
126
неопределенности, постоянно возникающей в текущей деятельности организации. Он также помогает на уровне тактического менеджмента преодолевать сопротивление новшествам и инновационным мероприятиям, носящим, как правило, заранее'незапланированный характер
19
Оперативные, тактические мероприятия иногда отклоняются от мероприятий, предусмотренных основным стратегическим планом.
Существует огромное разнообразие причин таких отклонений. Они должны изучаться в каждом отдельном случае и оправдываться, только если такие отклонения содействуют решению оперативных задач и достижению стратегических целей. Этим вопросам посвящена достаточно обширная специальная литература
20
Так как различные факторы, влияющие на принятие и реализацию тактических решений, чрезвычайно разнообразны, то тактический менеджмент в гораздо большей степени, чем стратегический, опирается на интуицию соответствующих руководителей, опыт и согласованность действий, а также понимание необходимости принимаемых решений со стороны исполнителей - сотрудников данной организации, учреждения, ведомства и т.д.
4.3. Государственное и корпоративное управление
Управление, как особый вид социальной деятельности в современном обществе, может быть разбито на три больших класса. К первому классу относится государственное управление, или управление государственными органами власти, контролирующими органами и т.п. Ко второму классу относится управление общественными учреждениями, такими, например, как политические партии, общественные движения (не запрещенные законом), благотворительные общества, профессиональные союзы, клубы, объединяющие группы людей по интересам и т.д. Третий класс образует систему управления
19. Р
ЕЙС
-Д
ЖОНСТОН
У. Тактический менеджмент // Под ред. Н.Л. К
ОВАЛИК
- СПб.:
Питер, 2001. - 672 с.
20. V
ISSAR
W. Designer's activities examined at three levels: organization, strategies
and problem-solving processes // Knowledge-based systems. - 1992. - Vol. 5, №i 1.
-P. 92-104.
127
Для большей четкости представления о взаимоотношении стратегического и тактического менеджмента мы можем представить проблемы, относящиеся к компетенции этих видов менеджмента, схематически. Стратегия -это определение долгосрочных конечных целей данной организации на определенный период времени, предварительное расчетное определение материальных, кадровых, финансовых, информационно- технологических ресурсов, определение партнеров и потенциальных конкурентов, предварительный системный анализ благоприятных и негативных обстоятельств, которые могут возникнуть в процессе достижения стратегической цели. Стратегическое
планирование - это определение основных этапов
деятельности и потребности в различных ресурсах на
каждом этапе с учетом резерва на непредвиденные случаи, организация контроля за выполнением решений, выявление непредвиденных препятствий и осложнений и выработка способов их преодоления на каждом этапе.
Тактика - это повседневная оперативная деятельность
по реализации мероприятий стратегического плана,
принятие текущих решений на всех этажах и уровнях полиструктурной иерархической системы, согласование действий различных подразделений организации и т.д.
Стратегия сама представляет собой сложную системно-структурную целостность, включающую в себя цели, основные задачи и подзадачи, стратегические и тактические мероприятия, прогнозирование желаемых результатов на каждом этапе развития и возможные препятствия. Стратегия, представленная совокупностью целей, задач, направлений (перспектив), опорных мероприятий, проектов и системой ответственности, помогает определить и быстро осмыслить тактические задачи оперативной деятельности - тактического управления. Стратегический план должен учитываться в оперативно-тактической деятельности и содействовать уменьшению
126
неопределенности, постоянно возникающей в текущей деятельности организации. Он также помогает на уровне тактического менеджмента преодолевать сопротивление новшествам и инновационным мероприятиям, носящим, как правило, заранее'незапланированный характер
19
Оперативные, тактические мероприятия иногда отклоняются от мероприятий, предусмотренных основным стратегическим планом.
Существует огромное разнообразие причин таких отклонений. Они должны изучаться в каждом отдельном случае и оправдываться, только если такие отклонения содействуют решению оперативных задач и достижению стратегических целей. Этим вопросам посвящена достаточно обширная специальная литература
20
Так как различные факторы, влияющие на принятие и реализацию тактических решений, чрезвычайно разнообразны, то тактический менеджмент в гораздо большей степени, чем стратегический, опирается на интуицию соответствующих руководителей, опыт и согласованность действий, а также понимание необходимости принимаемых решений со стороны исполнителей - сотрудников данной организации, учреждения, ведомства и т.д.
4.3. Государственное и корпоративное управление
Управление, как особый вид социальной деятельности в современном обществе, может быть разбито на три больших класса. К первому классу относится государственное управление, или управление государственными органами власти, контролирующими органами и т.п. Ко второму классу относится управление общественными учреждениями, такими, например, как политические партии, общественные движения (не запрещенные законом), благотворительные общества, профессиональные союзы, клубы, объединяющие группы людей по интересам и т.д. Третий класс образует систему управления
19. Р
ЕЙС
-Д
ЖОНСТОН
У. Тактический менеджмент // Под ред. Н.Л. К
ОВАЛИК
- СПб.:
Питер, 2001. - 672 с.
20. V
ISSAR
W. Designer's activities examined at three levels: organization, strategies
and problem-solving processes // Knowledge-based systems. - 1992. - Vol. 5, №i 1.
-P. 92-104.
127
коммерческими, главным образом корпоративными, организациями. В современном обществе существуют, конечно, предприятия, организации, различные виды производства, находящиеся в частной собственности и управляемые каким-либо одним лицом, например, владельцем, собственником или нанятым управляющим, менеджером. Однако частное управление в принципе не отличается от корпоративного.
Чем крупнее масштабы экономической деятельности, чем больше технологических процессов реализуется данным предприятием, чем больше данная экономическая системная целостность имеет компонентов - отделений, филиалов, дочерних предприятий, - тем насущнее становится потребность именно в корпоративном управлении, когда решения принимаются, выполняются и контролируются группой топ-менеджеров, опирающихся на более или менее обширный контингент менеджеров низших уровней.
Ниже мы сосредоточим внимание преимущественно на корпоративном и отчасти государственном управлении и обозначим пункты, в которых два этих вида управленческой деятельности пересекаются, а также области их принципиального, качественного отличия.
Однако, прежде чем приступить к обсуждению этих проблем, напомним еще раз, что и государственное, и корпоративное управление часто связаны с управлением технологическими процессами, или так называемым техническим управлением, поскольку современное управление опирается на компьютерные и телекоммуникационные технологии и использует даваемые ими преимущества при получении, обработке, хранении, трансформации необходимых для менеджеров и системных аналитиков знаний и информации.
Напомним, что современные теории управления
начали развиваться еще в середине прошлого века.
Мощным толчком для их развития послужили исследования сложных технических систем, в которых многие функции, выполнявшиеся ранее человеком, начали «перекладываться» на быстродействующие электронно-вычислительные
128
машины - компьютеры. Теории управления такими системами все чаще стали формулироваться на языке математики. Многие ученые, увлеченные достижениями общей теории управления - кибернетикой, предприняли ряд попыток применить принципы управления техническими, инженерными системами к управлению социальными, экономическими и политическими процессами. Однако очень скоро обнаружилось, что такой механический перенос неправомерен. В мире машин и механизмов действуют объективные законы естественных наук и законы технико-технологических устройств. В мире лее социальных и экономических систем помимо объективных закономерностей огромную роль играют человеческие страсти, воля, интересы, формируемые людьми, их столкновение, сознательное содействие достижению определенных целей и столь же сознательное, иногда коварное, противодействие.
Машины и механизмы, сложные технические сооружения не принимают решений, не создают стратегических планов. Напротив, люди постоянно строят планы, вырабатывают определенные правила поведения и взаимодействия с другими людьми.
Поэтому специалистов по выработке решений и их реализации в политике, экономике и социальной сфере стали называть менеджерами, а само управление в этих сферах деятельности людей - менеджментом.
Государственные и корпоративные системы имеют существенные различия в уровне детерминированности и целях, а также в способах их достижения. Основная цель государственного управления - это соблюдение и точное исполнение основных законов данного общества, например Конституции (там, где она существует и где не действуют режимы самодержавия, диктатуры и т.п.), поддержание общественного порядка, охрана личной, корпоративной и государственной собственности, поддержание государственной и личной безопасности, сохранение территориальной целостности государства, повышение оборонной мощи, установление наиболее предпочтительных для данной страны отношений с другими странами, соблюдение принятых данным го-
129
Чем крупнее масштабы экономической деятельности, чем больше технологических процессов реализуется данным предприятием, чем больше данная экономическая системная целостность имеет компонентов - отделений, филиалов, дочерних предприятий, - тем насущнее становится потребность именно в корпоративном управлении, когда решения принимаются, выполняются и контролируются группой топ-менеджеров, опирающихся на более или менее обширный контингент менеджеров низших уровней.
Ниже мы сосредоточим внимание преимущественно на корпоративном и отчасти государственном управлении и обозначим пункты, в которых два этих вида управленческой деятельности пересекаются, а также области их принципиального, качественного отличия.
Однако, прежде чем приступить к обсуждению этих проблем, напомним еще раз, что и государственное, и корпоративное управление часто связаны с управлением технологическими процессами, или так называемым техническим управлением, поскольку современное управление опирается на компьютерные и телекоммуникационные технологии и использует даваемые ими преимущества при получении, обработке, хранении, трансформации необходимых для менеджеров и системных аналитиков знаний и информации.
Напомним, что современные теории управления
начали развиваться еще в середине прошлого века.
Мощным толчком для их развития послужили исследования сложных технических систем, в которых многие функции, выполнявшиеся ранее человеком, начали «перекладываться» на быстродействующие электронно-вычислительные
128
машины - компьютеры. Теории управления такими системами все чаще стали формулироваться на языке математики. Многие ученые, увлеченные достижениями общей теории управления - кибернетикой, предприняли ряд попыток применить принципы управления техническими, инженерными системами к управлению социальными, экономическими и политическими процессами. Однако очень скоро обнаружилось, что такой механический перенос неправомерен. В мире машин и механизмов действуют объективные законы естественных наук и законы технико-технологических устройств. В мире лее социальных и экономических систем помимо объективных закономерностей огромную роль играют человеческие страсти, воля, интересы, формируемые людьми, их столкновение, сознательное содействие достижению определенных целей и столь же сознательное, иногда коварное, противодействие.
Машины и механизмы, сложные технические сооружения не принимают решений, не создают стратегических планов. Напротив, люди постоянно строят планы, вырабатывают определенные правила поведения и взаимодействия с другими людьми.
Поэтому специалистов по выработке решений и их реализации в политике, экономике и социальной сфере стали называть менеджерами, а само управление в этих сферах деятельности людей - менеджментом.
Государственные и корпоративные системы имеют существенные различия в уровне детерминированности и целях, а также в способах их достижения. Основная цель государственного управления - это соблюдение и точное исполнение основных законов данного общества, например Конституции (там, где она существует и где не действуют режимы самодержавия, диктатуры и т.п.), поддержание общественного порядка, охрана личной, корпоративной и государственной собственности, поддержание государственной и личной безопасности, сохранение территориальной целостности государства, повышение оборонной мощи, установление наиболее предпочтительных для данной страны отношений с другими странами, соблюдение принятых данным го-
129
сударством международных договоров и обязательств. В тех странах, где государство участвует также в корпоративной деятельности через систему предприятий госкапитализма и имеет решающий или контрольный голос в корпоративных предприятиях, оно также участвует в рыночных процессах, извлекая из этого определенную коммерческую выгоду. Коммерческая деятельность не является главной для подавляющего большинства современных государств. Однако даже самые либеральные государства время от времени вмешиваются в регулирование экономических процессов с целью стабилизации общественной жизни, рационального функционирования и развития общества.
Иначе дело обстоит с корпоративными организациями. Их главная задача - извлечение коммерческой выгоды, прибыли, конкурентных преимуществ в рамках, допустимых отечественным и международным законодательством. Корпоративные системы руководствуются маркетинговыми, то есть рыночными, принципами и правилами игры. Они целиком зависят от характеристик рынка, потребностей потребителей продукции и услуг.
В экономических публикациях прошлого века рынок описывался в терминах потребностей потребителя, коммерческого риска, цены принимаемых решений.
Сегодня заметно вырос статус феномена качества менеджмента, продукции и услуг. Диктат производителя
(«не хочешь -не бери») сменился диктатом потребителя
(«если понравится - куплю»). В глобальном масштабе начали нарастать и ускоряться изменения различных рынков. В связи с этим резко усложнились прогнозирование платежеспособного спроса, стратегическое планирование деятельности коммерческих предприятий, возрос уровень системности менеджмента и обеспечивающих его аналитических исследований. Аналитикам все чаще приходилось исследовать «загадочные замыслы конкурента» и «мечту потребителя», обеспеченную платежеспособным спросом. В условиях высокой конкуренции и динамической сегментации рынков предприятия и организации стали переходить на новый тип инновационного развития,
130
Ж суть которого заключается в быстрой смене устаревающих технологий, продуктов и услуг новыми, более совершенными и конкурентоспособными, приносящими большую прибыль. В этих условиях сам менеджмент, как подчеркивал в своих трудах П. Друкер, стал инновационным. Развитые страны вступили в эпоху перманентной менеджериальной революции.
Именно она привела к дальнейшему разделению менеджериальной деятельности на собственно менеджмент и обеспечивающую его аналитическую деятельность.
Поведение рынков может быть классифицировано по
трем типам динамичности
21
:
1. Потребительский спрос изменяется очень медленно.
2. Потребительский спрос изменяется в кратко- и среднесрочном диапазоне (от 1 до 5 лет) и является бо лее или менее предсказуемым; при переходе к инноваци онной экономике предсказуемость уменьшается с увели чением временного интервала.
3. Потребительский спрос изменяется в коротких вре менных интервалах (на современных фондовых рынках иногда в течение суток). В силу этого точность прогно зирования спроса резко уменьшается, а повышение ее достоверности требует применения сложных экономико- математических расчетов.
Первый тип рынка осваивается с незапамятных времен, второй активно функционирует приблизительно с середины прошлого века. Третий характерен для стран с инновационной экономикой, современных финансовых рынков товарных бирж и других систем, быстро реагирующих на экономические изменения в современном сетевом обществе.
Менеджерам корпоративных и частных организаций, а также руководителям государственных органов необходимо уметь ориентироваться в современной рыночной экономике, так как политика и экономика взаимосвязаны и интенсивно, хотя и по- разному, влияют друг на друга. Там, где реализуются долгосрочные про-
21. Р
АЙКОВ
А.Н. Метафизика мечты // Экономические стратегии. - 2006. - № 3. -
С. 16-23; № 4. - С. 22-25.
131
Иначе дело обстоит с корпоративными организациями. Их главная задача - извлечение коммерческой выгоды, прибыли, конкурентных преимуществ в рамках, допустимых отечественным и международным законодательством. Корпоративные системы руководствуются маркетинговыми, то есть рыночными, принципами и правилами игры. Они целиком зависят от характеристик рынка, потребностей потребителей продукции и услуг.
В экономических публикациях прошлого века рынок описывался в терминах потребностей потребителя, коммерческого риска, цены принимаемых решений.
Сегодня заметно вырос статус феномена качества менеджмента, продукции и услуг. Диктат производителя
(«не хочешь -не бери») сменился диктатом потребителя
(«если понравится - куплю»). В глобальном масштабе начали нарастать и ускоряться изменения различных рынков. В связи с этим резко усложнились прогнозирование платежеспособного спроса, стратегическое планирование деятельности коммерческих предприятий, возрос уровень системности менеджмента и обеспечивающих его аналитических исследований. Аналитикам все чаще приходилось исследовать «загадочные замыслы конкурента» и «мечту потребителя», обеспеченную платежеспособным спросом. В условиях высокой конкуренции и динамической сегментации рынков предприятия и организации стали переходить на новый тип инновационного развития,
130
Ж суть которого заключается в быстрой смене устаревающих технологий, продуктов и услуг новыми, более совершенными и конкурентоспособными, приносящими большую прибыль. В этих условиях сам менеджмент, как подчеркивал в своих трудах П. Друкер, стал инновационным. Развитые страны вступили в эпоху перманентной менеджериальной революции.
Именно она привела к дальнейшему разделению менеджериальной деятельности на собственно менеджмент и обеспечивающую его аналитическую деятельность.
Поведение рынков может быть классифицировано по
трем типам динамичности
21
:
1. Потребительский спрос изменяется очень медленно.
2. Потребительский спрос изменяется в кратко- и среднесрочном диапазоне (от 1 до 5 лет) и является бо лее или менее предсказуемым; при переходе к инноваци онной экономике предсказуемость уменьшается с увели чением временного интервала.
3. Потребительский спрос изменяется в коротких вре менных интервалах (на современных фондовых рынках иногда в течение суток). В силу этого точность прогно зирования спроса резко уменьшается, а повышение ее достоверности требует применения сложных экономико- математических расчетов.
Первый тип рынка осваивается с незапамятных времен, второй активно функционирует приблизительно с середины прошлого века. Третий характерен для стран с инновационной экономикой, современных финансовых рынков товарных бирж и других систем, быстро реагирующих на экономические изменения в современном сетевом обществе.
Менеджерам корпоративных и частных организаций, а также руководителям государственных органов необходимо уметь ориентироваться в современной рыночной экономике, так как политика и экономика взаимосвязаны и интенсивно, хотя и по- разному, влияют друг на друга. Там, где реализуются долгосрочные про-
21. Р
АЙКОВ
А.Н. Метафизика мечты // Экономические стратегии. - 2006. - № 3. -
С. 16-23; № 4. - С. 22-25.
131
екты и программы, требующие больших затрат, возможно достаточно уверенное прогнозирование и принятие долгосрочных решений. Безусловно, время от времени их необходимо корректировать. Но, тем не менее, это позволяет менеджерам ставить перед системными аналитиками крупномасштабные задачи исследования относительно предсказуемых изменений и статистически наиболее вероятных последствий деятельности соответствующих организаций, предприятий и учреждений.
Менеджерам, работающим на рынках третьего типа, необходимо овладеть методологией «скоростного» принятия решений, так как подъем и падение курсов ценных бумаг или цен на товарных биржах происходит иногда в минутном диапазоне. И здесь принятие ошибочных решений может быть чревато как для самих менеджеров, брокерских фирм, управляющих компаний, так и для их клиентов. Поэтому важно, чтобы менеджеры умели пользоваться необходимыми менеджериальными инструментами. Вместе с тем они должны уметь ставить особые задачи перед аналитиками, а именно задачи исследования типов предстоящих изменений на глобальных рынках первых двух типов, которые косвенно могут влиять на быстро происходящие изменения рынков третьего типа. Работа управляющих и менеджеров и работа системных аналитиков не является стереотипной, целиком стандартизованной и пригодной для всех рынков, типов производимой продукции и услуг, для всех крупных, средних и мелких предприятий и организаций, для всех стран и быстроменяющихся общественно-политических и экономических ситуаций. Методология и содержание управления государством и государственными органами во многом отличается от теории и практики корпоративного и частного менеджмента. Само понятие
«государственного управления» неоднозначно, поскольку неоднозначно определение «государства», как важнейшего института, содержание деятельности которого с момента возникновения цивилизации существенно менялось. Для иллюстрации приведем
несколько определений «го-
132
сударственного управления», имеющих хождение в нашей литературе
22
. Государственное управление - это:
• система политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемая го сударственным аппаратом для оптимизации обществен ной деятельности людей;
• реализация законов страны и организация обще ственных отношений для защиты и обеспечения госу дарственных интересов и политики страны;
• властное, целенаправленное, организующее и регу лирующее воздействие государства на общественные от ношения в целях их упорядочения, сохранения или пре образования в интересах общества;
• исполнительно-распорядительная и организаци онная деятельность государства, его органов и долж ностных лиц;
• управление экономикой со стороны государствен ных законодательных, исполнительных и судебных ор ганов, осуществляемое в интересах страны и народа, охватывающее, в основном, экономическую стратегию и политику; выработка общих норм и правил хозяйство вания и контроль за их соблюдением, а также управле ние объектами государственной собственности и госу дарственного сектора экономики.
Легко заметить, что, несмотря на различия в формулировках, все приведенные определения так или иначе подразумевают связь государственного управления с управлением общественными и экономическими процессами. В некоторых странах, например в Китае и России, где имеются большие государственно-капиталистические корпорации или холдинги со значительным участием го-
22. Б
ОРИСКИН
В.В., П
ОЛИКАРПОВА
Н.М., Т
ИХОМИРОВ
С.Г. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение. - М.: Проспект,
2006. М
АТЮШИН
М.Н. Государственная политика и управление. - Ярославль:
ЯрГУ, 2004. К
НОРРИНГ
В.И. Основы государственного и муниципального управления. - М.: Экзамен, 2005. Н
ОСОВА
Н.П. Государственное и муниципальное управление. - Тюмень: изд-во Тюменского гос. университета, 2006. Г
ЛАЗУНОВА
Н.И.
Государственное и муниципальное (административное) управление. - М.:
Проспект, 2006. М
УХАЕВ
Р.Т. Система государственного и муниципального управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Р
АЙЗБЕРГ
Б.А.
Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М.: Инфра-М, 2005.
133
Менеджерам, работающим на рынках третьего типа, необходимо овладеть методологией «скоростного» принятия решений, так как подъем и падение курсов ценных бумаг или цен на товарных биржах происходит иногда в минутном диапазоне. И здесь принятие ошибочных решений может быть чревато как для самих менеджеров, брокерских фирм, управляющих компаний, так и для их клиентов. Поэтому важно, чтобы менеджеры умели пользоваться необходимыми менеджериальными инструментами. Вместе с тем они должны уметь ставить особые задачи перед аналитиками, а именно задачи исследования типов предстоящих изменений на глобальных рынках первых двух типов, которые косвенно могут влиять на быстро происходящие изменения рынков третьего типа. Работа управляющих и менеджеров и работа системных аналитиков не является стереотипной, целиком стандартизованной и пригодной для всех рынков, типов производимой продукции и услуг, для всех крупных, средних и мелких предприятий и организаций, для всех стран и быстроменяющихся общественно-политических и экономических ситуаций. Методология и содержание управления государством и государственными органами во многом отличается от теории и практики корпоративного и частного менеджмента. Само понятие
«государственного управления» неоднозначно, поскольку неоднозначно определение «государства», как важнейшего института, содержание деятельности которого с момента возникновения цивилизации существенно менялось. Для иллюстрации приведем
несколько определений «го-
132
сударственного управления», имеющих хождение в нашей литературе
22
. Государственное управление - это:
• система политических, правовых и экономических методов управления и регулирования, применяемая го сударственным аппаратом для оптимизации обществен ной деятельности людей;
• реализация законов страны и организация обще ственных отношений для защиты и обеспечения госу дарственных интересов и политики страны;
• властное, целенаправленное, организующее и регу лирующее воздействие государства на общественные от ношения в целях их упорядочения, сохранения или пре образования в интересах общества;
• исполнительно-распорядительная и организаци онная деятельность государства, его органов и долж ностных лиц;
• управление экономикой со стороны государствен ных законодательных, исполнительных и судебных ор ганов, осуществляемое в интересах страны и народа, охватывающее, в основном, экономическую стратегию и политику; выработка общих норм и правил хозяйство вания и контроль за их соблюдением, а также управле ние объектами государственной собственности и госу дарственного сектора экономики.
Легко заметить, что, несмотря на различия в формулировках, все приведенные определения так или иначе подразумевают связь государственного управления с управлением общественными и экономическими процессами. В некоторых странах, например в Китае и России, где имеются большие государственно-капиталистические корпорации или холдинги со значительным участием го-
22. Б
ОРИСКИН
В.В., П
ОЛИКАРПОВА
Н.М., Т
ИХОМИРОВ
С.Г. Государственное управление, государственная служба и их документационное обеспечение. - М.: Проспект,
2006. М
АТЮШИН
М.Н. Государственная политика и управление. - Ярославль:
ЯрГУ, 2004. К
НОРРИНГ
В.И. Основы государственного и муниципального управления. - М.: Экзамен, 2005. Н
ОСОВА
Н.П. Государственное и муниципальное управление. - Тюмень: изд-во Тюменского гос. университета, 2006. Г
ЛАЗУНОВА
Н.И.
Государственное и муниципальное (административное) управление. - М.:
Проспект, 2006. М
УХАЕВ
Р.Т. Система государственного и муниципального управления. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. Р
АЙЗБЕРГ
Б.А.
Государственное управление экономическими и социальными процессами. - М.: Инфра-М, 2005.
133
сударства, происходит слияние слоя корпоративных менеджеров и государственных руководителей. В странах же с развитой либеральной экономикой такое слияние почти полностью отсутствует. Тем не менее, во всех возможных случаях государственное управление учитывает общенациональные интересы, проблемы обороны, государственной безопасности, необходимость поддержания общественного порядка и т.д. Его главной целью везде является удержание и укрепление власти во всех ее проявлениях (исполнительная, законодательная, судебная), в то время как главной целью корпоративного и частного менеджмента, в соответствии с законами о предпринимательской деятельности, является извлечение прямой коммерческой выгоды, получаемой, разумеется, в рамках действующего законодательства. Поэтому государственное управление и управление корпоративными и частными предприятиями ставит перед системными аналитиками разные как по форме, так и по содержанию задачи, что, в свою очередь, влечет возникновение специфических различных форм организации аналитических исследований.
1 ... 4 5 6 7 8 9 10 11 ... 25