Файл: Руководство для профессиональных аналитиков москва 2009 rv удк 001. 51 Ббк72 с 40.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 543
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
162 163
частичного или полного согласия в решении определенных вопросов. Здесь имеются в виду совещания или переговоры между воюющими сторонами, враждующими административно- государственными образованиями
(государство
Израиль и Палестинская автономия, администрация края Косово и республика Сербия и т.п.). Участниками совещания могут быть руководители, менеджеры или сотрудники организаций, члены которых придерживаются различных политических убеждений, взглядов, преследуют различные, в предельном случае - взаимоисключающие, цели.
В первом случае стратегическое совещание может носить обычный (ординарный) или экстраординарный характер. Ординарные стратегические совещания
обычно имеют плановый характер и проводятся тогда, когда дела данной организации, ведомства, корпорации идут нормально, достаточно успешно. В этом случае требуется лишь незначительная коррекция тех или иных действий, уточнение, усовершенствование, «легкая» модернизация ранее принятых стратегических планов или незначительные видоизменения тех или иных тактических операций. Организатором и руководителем таких совещаний, как правило, является руководитель организации или другой топ-менеджер, которому руководитель временно делегирует свои полномочия.
Как правило, между участниками таких совещаний не существует значительных разногласий, поскольку они преследуют одну и ту же стратегическую цель и решают вытекающие из нее задачи, включенные в дерево целей данной организации.
Руководитель совещания выступает в роли модератора, то есть лица, которое должно так сформулировать и поставить подлежащие обсуждению вопросы, чтобы максимально активизировать деятельность участников совещания и, в конечном счете, добиться предельной ясности относительно оптимального способа решения текущих стратегических и тактических проблем. При этом подразумевается, что участники совещания, согласные относительно основных стратегических целей, могут обладать различным управленческим опытом или информацией. В результате обсуждения новой и, особенно, неожиданной информации должно быть выработано некое единое понимание и достигнут консенсус относительно того, какие действия следует предпринять, чтобы наилучшим образом реализовать стратегический план в данном временном интервале с учетом имеющихся ресурсов, краткосрочных и долгосрочных прогнозов. Естественно, что в данном случае предполагается наличие достаточно высокого уровня взаимного доверия, которое иногда называют
«пространством доверия».
Чем шире круг вопросов, по которым достигнут консенсус, тем больше пространство доверия и тем эффективнее могут быть решения, принятые в результате проведенного совещания.
После окончательной формулировки этих решений уже в рабочем порядке по согласованию с отдельными участниками совещаниями или
«рабочими»
(проблемными) группами разрабатывается уточненный план действий и контрольные мероприятия, которые должны быть осуществлены до проведения следующего, очередного (планового) совещания. В таких совещаниях, как правило, взаимное понимание достигается на основе ранее выработанного когнитипа с привлечением вспомогательных архетипических знаний, опыта и «ноу- хау», которыми обладают участники совещания.
Экстраординарные
групповые
совещания,
естественно, носят внеплановый характер. Они собираются, когда обстоятельства реализации стратегического плана данной организации или ведомства резко меняются под влиянием каких-либо, как правило, внешних факторов. К таким факторам могут относиться, например, неожиданные действия соседних государств, резко нарушающие баланс вооруженных сил, выброс на рынок качественно новой продукции, созданной конкурирующей фирмой, что неизбежно грозит убытками для данного предприятия или коммерческой организации.
Именно в силу экстраординарности и поспешности при подготовке такие групповые совещания могут оказаться менее обеспеченными аналитическими данными. Процедура проведения экстраординарных совещаний принципиально не отлича-
(государство
Израиль и Палестинская автономия, администрация края Косово и республика Сербия и т.п.). Участниками совещания могут быть руководители, менеджеры или сотрудники организаций, члены которых придерживаются различных политических убеждений, взглядов, преследуют различные, в предельном случае - взаимоисключающие, цели.
В первом случае стратегическое совещание может носить обычный (ординарный) или экстраординарный характер. Ординарные стратегические совещания
обычно имеют плановый характер и проводятся тогда, когда дела данной организации, ведомства, корпорации идут нормально, достаточно успешно. В этом случае требуется лишь незначительная коррекция тех или иных действий, уточнение, усовершенствование, «легкая» модернизация ранее принятых стратегических планов или незначительные видоизменения тех или иных тактических операций. Организатором и руководителем таких совещаний, как правило, является руководитель организации или другой топ-менеджер, которому руководитель временно делегирует свои полномочия.
Как правило, между участниками таких совещаний не существует значительных разногласий, поскольку они преследуют одну и ту же стратегическую цель и решают вытекающие из нее задачи, включенные в дерево целей данной организации.
Руководитель совещания выступает в роли модератора, то есть лица, которое должно так сформулировать и поставить подлежащие обсуждению вопросы, чтобы максимально активизировать деятельность участников совещания и, в конечном счете, добиться предельной ясности относительно оптимального способа решения текущих стратегических и тактических проблем. При этом подразумевается, что участники совещания, согласные относительно основных стратегических целей, могут обладать различным управленческим опытом или информацией. В результате обсуждения новой и, особенно, неожиданной информации должно быть выработано некое единое понимание и достигнут консенсус относительно того, какие действия следует предпринять, чтобы наилучшим образом реализовать стратегический план в данном временном интервале с учетом имеющихся ресурсов, краткосрочных и долгосрочных прогнозов. Естественно, что в данном случае предполагается наличие достаточно высокого уровня взаимного доверия, которое иногда называют
«пространством доверия».
Чем шире круг вопросов, по которым достигнут консенсус, тем больше пространство доверия и тем эффективнее могут быть решения, принятые в результате проведенного совещания.
После окончательной формулировки этих решений уже в рабочем порядке по согласованию с отдельными участниками совещаниями или
«рабочими»
(проблемными) группами разрабатывается уточненный план действий и контрольные мероприятия, которые должны быть осуществлены до проведения следующего, очередного (планового) совещания. В таких совещаниях, как правило, взаимное понимание достигается на основе ранее выработанного когнитипа с привлечением вспомогательных архетипических знаний, опыта и «ноу- хау», которыми обладают участники совещания.
Экстраординарные
групповые
совещания,
естественно, носят внеплановый характер. Они собираются, когда обстоятельства реализации стратегического плана данной организации или ведомства резко меняются под влиянием каких-либо, как правило, внешних факторов. К таким факторам могут относиться, например, неожиданные действия соседних государств, резко нарушающие баланс вооруженных сил, выброс на рынок качественно новой продукции, созданной конкурирующей фирмой, что неизбежно грозит убытками для данного предприятия или коммерческой организации.
Именно в силу экстраординарности и поспешности при подготовке такие групповые совещания могут оказаться менее обеспеченными аналитическими данными. Процедура проведения экстраординарных совещаний принципиально не отлича-
164 165
ется от процедуры проведения ординарного совещания.
Члены каждого ведомства, корпорации, частного предприятия и т.д. должны понимать, что такие ситуации возможны всегда, и заранее создавать
«резерв» для потенциальных решений в экстраординарных ситуациях.
При проведении экстраординарных совещаний в рамках данной организации или структуры обычно существует высокий уровень взаимного доверия, стремление к консенсусу и общая заинтересованность в нахождении наилучшего решения для устранения возникших трудностей. Поэтому «здоровый» коллектив и согласованно действующие менеджеры и в экстраординарных условиях могут достаточно быстро выработать эффективные стратегические и тактические решения. Вот почему работа с персоналом и правильная организация всех категорий сотрудников, общая заинтересованность в успехе дела должны постоянно находиться в центре внимания топ-менеджеров.
Совсем иначе обстоит дело во втором случае. Ни для кого не секрет, что мир полон больших и малых противоречий, реальных или потенциальных конфликтов между государствами, национальными и транснациональными корпорациями и конкурирующими между собой предприятиями, производящими различные товары, оказывающими всевозможные услуги населению или другим организациям. В этих условиях во избежание предельного обострения конфликта часто приходится проводить совещания и вырабатывать стратегические планы, минимизирующие разного вида напряженности.
Отсутствие взаимопонимания и согласия между конфликтующими сторонами в предельном случае может привести к вооруженным столкновениям, уносящим не только сотни тысяч человеческих жизней
(США и Ирак, Евро-американская коалиция и афганские талибы и т.д.), но и провоцирующим глобальные или региональные экономические кризисы.
Естественно, что как руководители крупных коммерческих организаций и предприятий, так и государственные лидеры вынуждены искать пути минимизации
166
напряженностей, избежания конфликта, достижения согласия в условиях, когда цели и намерения сторон прямо противоположны, амбивалентны. Так, например, страны-поставщики природного газа
(Россия,
Туркменистан,
Казахстан) заинтересованы в поддержании высокого уровня цен.
Страны- потребители (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, страны Европейского Союза), напротив, заинтересованы в их снижении. Некоторые организации, например, посредничающие в транспортировке и распределении газа, заинтересованы в получении комиссионных за выполняемую ими посредническую деятельность.
Оптимальное решение вопроса, удовлетворяющее все заинтересованные страны, может быть достигнуто только путем переговоров, осуществляемых в виде ограниченных бинарных совещаний или в форме стратегического совещания более крупного масштаба.
Однако и в том, и в другом случае как краткосрочные тактические, так и долгосрочные стратегические решения требуют тщательного системного анализа ситуации и последствий, которые часто не ограничиваются одной лишь экономической сферой, но могут перерастать в политические и даже военные конфликты.
Правильный учет многообразных факторов, влияющих на те или иные социально-экономические и политические процессы, возможен лишь на основе системного анализа. Причем в качестве системных целостностей, изучаемых профессиональными аналитиками, могут выступать связанные множеством сложных отношений крайне разнородные процессы, в которые иногда втягиваются многие страны, частные и корпоративные структуры, различные общественные организации (например, экологические) и т.д.
В силу сказанного при подготовке стратегических совещаний, относящихся ко второму случаю, личные отношения, симпатии и антипатии участников совещания, их индивидуальные «озарения», намерения и т.д. отходят как бы на второй план. Для решения таких сложных проблем, проистекающих из столкновения интересов политических, экономических и общественных
167
Члены каждого ведомства, корпорации, частного предприятия и т.д. должны понимать, что такие ситуации возможны всегда, и заранее создавать
«резерв» для потенциальных решений в экстраординарных ситуациях.
При проведении экстраординарных совещаний в рамках данной организации или структуры обычно существует высокий уровень взаимного доверия, стремление к консенсусу и общая заинтересованность в нахождении наилучшего решения для устранения возникших трудностей. Поэтому «здоровый» коллектив и согласованно действующие менеджеры и в экстраординарных условиях могут достаточно быстро выработать эффективные стратегические и тактические решения. Вот почему работа с персоналом и правильная организация всех категорий сотрудников, общая заинтересованность в успехе дела должны постоянно находиться в центре внимания топ-менеджеров.
Совсем иначе обстоит дело во втором случае. Ни для кого не секрет, что мир полон больших и малых противоречий, реальных или потенциальных конфликтов между государствами, национальными и транснациональными корпорациями и конкурирующими между собой предприятиями, производящими различные товары, оказывающими всевозможные услуги населению или другим организациям. В этих условиях во избежание предельного обострения конфликта часто приходится проводить совещания и вырабатывать стратегические планы, минимизирующие разного вида напряженности.
Отсутствие взаимопонимания и согласия между конфликтующими сторонами в предельном случае может привести к вооруженным столкновениям, уносящим не только сотни тысяч человеческих жизней
(США и Ирак, Евро-американская коалиция и афганские талибы и т.д.), но и провоцирующим глобальные или региональные экономические кризисы.
Естественно, что как руководители крупных коммерческих организаций и предприятий, так и государственные лидеры вынуждены искать пути минимизации
166
напряженностей, избежания конфликта, достижения согласия в условиях, когда цели и намерения сторон прямо противоположны, амбивалентны. Так, например, страны-поставщики природного газа
(Россия,
Туркменистан,
Казахстан) заинтересованы в поддержании высокого уровня цен.
Страны- потребители (Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, страны Европейского Союза), напротив, заинтересованы в их снижении. Некоторые организации, например, посредничающие в транспортировке и распределении газа, заинтересованы в получении комиссионных за выполняемую ими посредническую деятельность.
Оптимальное решение вопроса, удовлетворяющее все заинтересованные страны, может быть достигнуто только путем переговоров, осуществляемых в виде ограниченных бинарных совещаний или в форме стратегического совещания более крупного масштаба.
Однако и в том, и в другом случае как краткосрочные тактические, так и долгосрочные стратегические решения требуют тщательного системного анализа ситуации и последствий, которые часто не ограничиваются одной лишь экономической сферой, но могут перерастать в политические и даже военные конфликты.
Правильный учет многообразных факторов, влияющих на те или иные социально-экономические и политические процессы, возможен лишь на основе системного анализа. Причем в качестве системных целостностей, изучаемых профессиональными аналитиками, могут выступать связанные множеством сложных отношений крайне разнородные процессы, в которые иногда втягиваются многие страны, частные и корпоративные структуры, различные общественные организации (например, экологические) и т.д.
В силу сказанного при подготовке стратегических совещаний, относящихся ко второму случаю, личные отношения, симпатии и антипатии участников совещания, их индивидуальные «озарения», намерения и т.д. отходят как бы на второй план. Для решения таких сложных проблем, проистекающих из столкновения интересов политических, экономических и общественных
167
структур и организаций, интуиции, личного опыта и достаточно аморфных архетипических знаний совершенно недостаточно. Здесь на первый план выступает строго продуманное аналитическое исследование, использующее научный опыт, методы экономического прогнозирования, политологии, военной науки, опирающейся на достижения современной экологии, демографии, теории и практики международных отношений. Из этого непосредственно вытекает требование своевременной подготовки и тщательного подбора системных аналитиков, способных подготовить адекватный материал, необходимый для принятия оптимальных компромиссных стратегических решений.
И хотя сами эти решения принимаются руководителями высшего ранга, аналитическое обеспечение может играть при проведении соответствующих стратегических совещаний чрезвычайно важную, во многом определяющую роль.
Примером неточного, неполного и неудовлетворительного использования системного анализа в ситуациях, отнесенных нами ко второму случаю, может служить американо-иракский конфликт, в котором обоснование принятых военно- стратегических решений, анализ и прогнозирование их возможных последствий оказались неудовлетворительными и привели к резкому падению политического авторитета правительства президента Д.
Б
УША
5.3. Уровни решений, самоорганизация и элементы
системного анализа в сетевых сообществах
Определить, что такое современное общество, непросто. Известный французский историк М. Блок
31
говорил, что к области политического действия, то есть современности, относятся события, которые могут эффективно влиять на события сегодняшнего и, быть может, завтрашнего дня. В этом смысле «современными» могут быть политические договора, политические соглашения, заключенные между великими державами- победителями
31 Блок М Апология истории -М Наука -1986 -256 с
Второй мировой войны, или экономические решения, зафиксировавшие примерно полвека назад роль доллара
США как основной расчетной валюты на мировых рынках. Разумеется, со временем эти договора и решения утрачивают силу, с ними перестают считаться.
И в этом случае из разряда современных событий они переходят в разряд событий исторических, влияние которых на нашу жизнь тем меньше, чем к более далекому прошлому они относятся. Поэтому, говоря о современном обществе, мы должны понять, что имеется в виду, каков критерий «современности», принятый в данной работе.
В конце предыдущего и начале нашего столетия благодаря исследованиям М. Кастельса широкое распространение получило понятие «сетевого» общества.
Именно оно все чаще используется как синоним понятию
«современное» общество. Под «сетевым» обществом имеется в виду система производственных, социальных, политических, экономических, финансовых, личностных, культурных, государственных и других отношений, в возрастающей степени зависящих от развития так называемой мировой информационной паутины (World Wide Web). Эта сеть образовалась благодаря стремительному развитию новых информационно-телекоммуникационных технологий
(ИКТ), позволяющих связывать воедино миллионы компьютеров и других средств передачи, хранения и преобразования информации (телефаксы, телефоны, радио, телевидение, системы спутниковой связи и т.п.).
Важнейшей структурой в этой сети является Интернет, а также подсистема мобильных телефонов. Эти средства связи оказывают сейчас гигантское влияние на промышленное производство, перевозки грузов и людей, передачу различных политических, коммерческих, общественно значимых сообщений. Они влияют на обмен информацией в международном масштабе и находятся в центре процесса глобализации, превращения нашего мира в сеть тесно связанных стран, корпораций, отдельных социальных групп, профессиональных сообществ, конфессиональных и политических организаций.
168 169
И хотя сами эти решения принимаются руководителями высшего ранга, аналитическое обеспечение может играть при проведении соответствующих стратегических совещаний чрезвычайно важную, во многом определяющую роль.
Примером неточного, неполного и неудовлетворительного использования системного анализа в ситуациях, отнесенных нами ко второму случаю, может служить американо-иракский конфликт, в котором обоснование принятых военно- стратегических решений, анализ и прогнозирование их возможных последствий оказались неудовлетворительными и привели к резкому падению политического авторитета правительства президента Д.
Б
УША
5.3. Уровни решений, самоорганизация и элементы
системного анализа в сетевых сообществах
Определить, что такое современное общество, непросто. Известный французский историк М. Блок
31
говорил, что к области политического действия, то есть современности, относятся события, которые могут эффективно влиять на события сегодняшнего и, быть может, завтрашнего дня. В этом смысле «современными» могут быть политические договора, политические соглашения, заключенные между великими державами- победителями
31 Блок М Апология истории -М Наука -1986 -256 с
Второй мировой войны, или экономические решения, зафиксировавшие примерно полвека назад роль доллара
США как основной расчетной валюты на мировых рынках. Разумеется, со временем эти договора и решения утрачивают силу, с ними перестают считаться.
И в этом случае из разряда современных событий они переходят в разряд событий исторических, влияние которых на нашу жизнь тем меньше, чем к более далекому прошлому они относятся. Поэтому, говоря о современном обществе, мы должны понять, что имеется в виду, каков критерий «современности», принятый в данной работе.
В конце предыдущего и начале нашего столетия благодаря исследованиям М. Кастельса широкое распространение получило понятие «сетевого» общества.
Именно оно все чаще используется как синоним понятию
«современное» общество. Под «сетевым» обществом имеется в виду система производственных, социальных, политических, экономических, финансовых, личностных, культурных, государственных и других отношений, в возрастающей степени зависящих от развития так называемой мировой информационной паутины (World Wide Web). Эта сеть образовалась благодаря стремительному развитию новых информационно-телекоммуникационных технологий
(ИКТ), позволяющих связывать воедино миллионы компьютеров и других средств передачи, хранения и преобразования информации (телефаксы, телефоны, радио, телевидение, системы спутниковой связи и т.п.).
Важнейшей структурой в этой сети является Интернет, а также подсистема мобильных телефонов. Эти средства связи оказывают сейчас гигантское влияние на промышленное производство, перевозки грузов и людей, передачу различных политических, коммерческих, общественно значимых сообщений. Они влияют на обмен информацией в международном масштабе и находятся в центре процесса глобализации, превращения нашего мира в сеть тесно связанных стран, корпораций, отдельных социальных групп, профессиональных сообществ, конфессиональных и политических организаций.
168 169
Сетевое общество начало стремительно развиваться с момента массового производства персональных компьютеров в 70-е годы XX в., а затем чрезвычайно мощных суперкомпьютеров. Все это оказало огромное влияние на формы организации людей и различные виды деятельности, выполняемые политическими, экономическими, финансовыми, общественными, военными и государственными организациями.
Для совместной деятельности крайне важна согласованность действий, взаимопонимание участников того или иного вида деятельности, ее исполнителей и управляющих органов. Естественно поэтому, что в сетевом обществе проблема управления, как стратегического, так и тактического, выработка и реализация соответствующих решений сильно отличаются от аналогичных процессов в индустриальном или так называемом традиционном обществе, где все процессы, решения и деятельность людей происходили как бы в форме «замедленной съемки», если сравнивать с темпами деятельности в большинстве социальных структур нашего времени.
Еще одно важное обстоятельство, связанное с возникновением и стремительным развитием «сетевого» общества, касается форм и методов самоорганизации различных коллективов людей, действующих в разных странах, относящихся к разным культурам, преследующих различные цели и очень по-разному взаимодействующих друг с другом. Эти взаимодействия в профессиональной литературе очень часто называют
интерактивными. Так как любая интерактивность зависит от взаимопонимания, степени взаимного доверия, согласованности действий, то в той же степени она зависит и от возможности скоростной передачи, обработки и усвоения передаваемой информации и знаний, от доступности источников знания и информации, от возможности использовать их для достижения намеченных и согласованных целей.
В иерархически построенных обществах процесс выработки, принятия и реализации решений чрезвычайно сложен. Чем дальше проникаем мы вглубь веков, тем яснее становится, что в древних и средневековых обще-
170
ствах исторические, социально и экономически значимые решения вырабатывались только соответствующими элитами, обсуждались и принимались императорами, королями, советами военачальников, высшими церковными иерархами, цеховыми мастерами, высшими чиновниками, управляющими государственными ведомствами и т.д.
Масса же населения, производители материальных ценностей, а также ценностей духовных были исполнителями, и их участие в выработке социально- значимых решений было минимальным.
Чем проще, примитивнее работа, выполняемая тем или иным индивидом или коллективом, тем меньше требуется инициативы от самих исполнителей, тем меньше на их деятельность оказывают влияние нововведения, новые правила деятельности, регламенты, стандарты, новые эталоны качества и т.д.
Сообщества таких исполнителей реорганизуются сверху руководителями, менеджерами. Исполнители должны понимать команды и предельно точно их выполнять.
Они, разумеется, должны взаимодействовать друг с другом, но это взаимодействие рутинное.
Выполняемые ими операции изо дня в день повторяются, воспроизводятся, и это не требует творчества, изобретательства, оригинальности.
В современном сетевом обществе таких рутинных видов деятельности еще достаточно много, но с каждым днем возрастает количество различных видов деятельности и производств, создающих новые, особенно наукоемкие, товары и услуги. И это требует от исполнителей высокой квалификации, сознательного, рационального отношения к принятию и выполнению решений, разумеется, на том уровне деятельности, где они функционируют. В конечном счете, это влияет на успех в конкурентной борьбе организации в целом и на благополучие активно и сознательно действующих индивидов-исполнителей, становящихся соучастниками в выработке управленческих решений.
Здесь мы подходим вплотную к особой проблеме активной самоорганизации в рамках отдельных звеньев корпорации, государственного ведомства или общественной организации. Самоорганизация отнюдь
171
не новое явление. Она встречается у различных видов высших млекопитающих и насекомых: муравьев, приматов и т.д. Однако, в отличие от животных, самоорганизация в человеческих сообществах не регулируется генетическими кодами и не остается неизменной на протяжении десятков, а иногда и сотен миллионов лет. Она меняется, совершенствуется, модифицируется, особенно в сетевом обществе.
В крупной организации основные решения по организации внутренней структуры и взаимодействию различных подразделений принимаются на уровне высших менеджеров. Естественно, что они не могут предусмотреть все детали организационных отношений и взаимодействия внутри каждого подразделения и коллектива, так как это зависит от симпатий и антипатий людей, их психологических ориентиров, уровня квалификации, намерений, взаимного доверия и общего социопсихологического климата.
От самоорганизации каждого конкретного коллектива, ритмичности и осмысленности работы взаимодействующих сотрудников зависит суммарная эффективность и продуктивность деятельности данного коллектива. Что еще важнее, хорошо организованный коллектив в состоянии сам принимать в результате систематических и спорадических обсуждений и совещаний микростратегические решения, касающиеся улучшения организации деятельности, повышения качества производственных процессов. Именно этот подход лежал в основе создания и культивирования
«групп качества», которыми так прославилась японская система управления производственными процессами.
Участники этих групп стремились к максимальной рационализации своей деятельности, слаженности в выполнении различных операций в сознательном и продуманном взаимодействии, приводящей к созданию продукции высшего качества. Это, в конечном счете, не только повышало конкурентоспособность корпорации, но и доставляло моральное и материальное удовлетворение членам «группы качества». Таким образом, система реализации стратегических решений и планирования в крупных современных организациях, функционирующих в сетевом обществе, дополняется системой решений
JJ и их реализаций на разных этажах иерархии, в разных организационных структурах на основе совершенствования самоорганизации и рационализации деятельности отдельных подразделений и трудовых коллективов.
При правильном подходе этому могут содействовать как
Щ
непрерывно растущие технические возможности ИКТ,
используемые внутри организации для обмена документацией, информацией и профессиональными знаниями, так и дистрибутивность системного анализа.
В случаях, когда речь идет о достаточно крупных политических, социальных или экономических организациях, они по мере своего развития приобретают все более высокую степень структуризации. Иными словами, в них образуются и формально статуируются отдельные организационные компоненты и элементарные организационные ячейки, связанные между собой многочисленными горизонтальными и вертикальными связями и взаимодействиями, но отличающиеся своими особыми задачами, местом в системной целостности, средствами решения стоящих задач. Естественно, что задачи эти могут быть как постоянными (например, изготовление инструментов в инструментальном цехе машиностроительного завода или выдача и прием денег у банковских кассиров), так и переменными (например, в проектно-конструкторском бюро, проектирующем по желанию заказчиков принципиально новые технологические линии, узлы, механизмы, отдельные комплектующие и т.д.). В последнем случае разработчикам нового сложного проекта совершенно необходимо проводить стратегические совещания для решения стратегических задач своего подразделения. Но эти совещания, конечно, не подменяют стратегии системной целостности, компонентом которой является данное подразделение.
Сама такая целостность оказывается сетевым сообществом, связанным как традиционными, так и современными высокотехнологичными системами передачи информации, идущими сверху вниз и снизу вверх по
В крупной организации основные решения по организации внутренней структуры и взаимодействию различных подразделений принимаются на уровне высших менеджеров. Естественно, что они не могут предусмотреть все детали организационных отношений и взаимодействия внутри каждого подразделения и коллектива, так как это зависит от симпатий и антипатий людей, их психологических ориентиров, уровня квалификации, намерений, взаимного доверия и общего социопсихологического климата.
От самоорганизации каждого конкретного коллектива, ритмичности и осмысленности работы взаимодействующих сотрудников зависит суммарная эффективность и продуктивность деятельности данного коллектива. Что еще важнее, хорошо организованный коллектив в состоянии сам принимать в результате систематических и спорадических обсуждений и совещаний микростратегические решения, касающиеся улучшения организации деятельности, повышения качества производственных процессов. Именно этот подход лежал в основе создания и культивирования
«групп качества», которыми так прославилась японская система управления производственными процессами.
Участники этих групп стремились к максимальной рационализации своей деятельности, слаженности в выполнении различных операций в сознательном и продуманном взаимодействии, приводящей к созданию продукции высшего качества. Это, в конечном счете, не только повышало конкурентоспособность корпорации, но и доставляло моральное и материальное удовлетворение членам «группы качества». Таким образом, система реализации стратегических решений и планирования в крупных современных организациях, функционирующих в сетевом обществе, дополняется системой решений
JJ и их реализаций на разных этажах иерархии, в разных организационных структурах на основе совершенствования самоорганизации и рационализации деятельности отдельных подразделений и трудовых коллективов.
При правильном подходе этому могут содействовать как
Щ
непрерывно растущие технические возможности ИКТ,
используемые внутри организации для обмена документацией, информацией и профессиональными знаниями, так и дистрибутивность системного анализа.
В случаях, когда речь идет о достаточно крупных политических, социальных или экономических организациях, они по мере своего развития приобретают все более высокую степень структуризации. Иными словами, в них образуются и формально статуируются отдельные организационные компоненты и элементарные организационные ячейки, связанные между собой многочисленными горизонтальными и вертикальными связями и взаимодействиями, но отличающиеся своими особыми задачами, местом в системной целостности, средствами решения стоящих задач. Естественно, что задачи эти могут быть как постоянными (например, изготовление инструментов в инструментальном цехе машиностроительного завода или выдача и прием денег у банковских кассиров), так и переменными (например, в проектно-конструкторском бюро, проектирующем по желанию заказчиков принципиально новые технологические линии, узлы, механизмы, отдельные комплектующие и т.д.). В последнем случае разработчикам нового сложного проекта совершенно необходимо проводить стратегические совещания для решения стратегических задач своего подразделения. Но эти совещания, конечно, не подменяют стратегии системной целостности, компонентом которой является данное подразделение.
Сама такая целостность оказывается сетевым сообществом, связанным как традиционными, так и современными высокотехнологичными системами передачи информации, идущими сверху вниз и снизу вверх по